Статьи
Церковнославянский как основа русской идентичности
В последние годы активизировалась дискуссия об использовании церковнославянского языка в богослужении. Вновь слышатся разговоры, что церковнославянский язык якобы устарел. У этой ситуации есть несколько причин. Первая — глубокое непонимание значения церковнославянского языка как основы русской церковной, культурной и национальной идентичности. Вторая причина — это многолетнее отсутствие образовательных стандартов его изучения.
Морозов и Щукин: тверской след мирового наследия
Картины художников будоражат человеческий разум даже сегодня, в наш век цифрового искусства и нейросетей. Это особое ощущение — смотреть на пейзаж или натюрморт, восхищаясь, как точно удалось живописцу передать не только изображение, но и настроение, атмосферу. Сегодня наш разговор пойдет о коллекционерах — людях, благодаря которым мы можем сегодня увидеть оригиналы Дега, Ренуара, Мане и других мастеров. Это Иван Абрамович Морозов и Сергей Иванович Щукин, люди, чьи корни уходят в историю Тверской области.
Послание митрополита Леонтия о перешедших в единоверие
Наш портал уже сообщал, что священники Белокриницкой иерархии о. Никита Торан, о. Никола Якунин и дьякон Василий Якунин (Аляска, США) присоединились к Русской православной церкви заграницей. Сегодня мы публикуем архипастырское послание первоиерарха Древлеправославной Старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии митрополита Леонтия (Изота), посвященное этой теме.
Человек. Размышления на тему православного исповедания о его природе
Православная антропология — непростая дисциплина. Этой теме посвящен не один объемный трактат. Однако в Церкви нет текста, дающего исповедание человеческой природы и смысла бытия так же ёмко, как Символ веры говорит о Боге. Предлагаем размышления на эту тему православного публициста Георгия Коряшкина.
Судьба старообрядческой моленной в Люберцах
Нынешний Музейно-выставочный комплекс в Люберцах был открыт в 1976 году. Его здание на первый взгляд полностью соответствует архитектуре своего времени, но городская легенда гласит, что музей был построен на месте старообрядческой моленной. Эта легенда имеет под собой реальную основу: под новой оболочкой музейного комплекса 1970-х годов скрываются стены кирпичной Спасо-Преображенской старообрядческой церкви, возведенной незадолго до революции.
Как сохранить культурное наследие староверия?
Старообрядчество столетиями сохраняло памятники древнерусского искусства — иконы, книги и другие реликвии. В эпоху гонений Романовых на русскую культуру староверы сохраняли это бесценное наследие. В XVIII-XIX веках старообрядчество и само создавало уникальные памятники церковного искусства. Период советских гонений на религию нанес огромный ущерб традиционным промыслам и практически остановил воспроизводство предметов церковного искусства. За эти годы исчезли целые классы мастеров и ремесленников, занимающихся им. Это привело к тому, что культурное наследие староверия стало умаляться — количество новых икон и церковной утвари существенно уменьшилось. Также накапливаются проблемы и с уже существующим, созданным в прошлых веках, историческим наследием.