Как тело не может долго жить без пищи, так и душа требует духовного пропитания. В этом разделе мы публикуем христианские нравоучительные и душеполезные проповеди на различные темы духовной жизни старообрядцев.
В последние годы расширяется дискуссия о месте и роли мирян в жизни Церкви, о развитии гражданского общества и восстановлении народоправческих основ в государстве. Над некоторыми из этих вопросов на страницах газеты «Старообрядецъ» размышляет предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов).
В нынешней необычной ситуации, на фоне развивающейся пандемии коронавируса, в сети возникли интересные споры о Таинстве Причащения. Перед многими христианами возникла необходимость глубже осмыслить значение этой основополагающей части православного богослужения. В день Страстного Четверга, когда Церковь вспоминает установление Таинства Причащения Самим Господом Исусом Христом, мы публикуем на эту тему слово святителя Иоанна Златоуста из дораскольного сборника «Златоуст».
Как посещать церковные богослужения в условиях пандемии? Можно ли заразиться коронавирусом в храме? И что важнее: вера или знание? — Об этом в наше непростое время рассуждает старообрядческий священник Константин Литвяков, настоятель храма св. великомученика Георгия Победоносца в г. Хмельницком, Украина.
В старообрядческой среде известен и распространен традиционный учительный сборник «Златоуст», к сожалению, забытый у новообрядцев. В нем размещены поучения на каждый день Великого поста. Представляем несколько самых интересных и душеполезных чтений ко второй неделе поста в свободном переводе со старославянского.
Что такое пост? Что делает пост в физическом организме человека? Почему воздержание от пищи — лучшее средство лечения болезней? Каков бывает у человека результат поста? В каких случаях из поста и добрых дел может получиться злое кощунство? 40 дней поста — это много или мало? Обо всем этом читаем в трудах одного из самых ярких апологетов православия начала XX века — епископа Михаила (Семенова).
В прежние времена в церкви (особенно в монастырях Великим постом) в течение всего года за богослужением читались также и наиболее известные святоотеческие книги. Среди старообрядцев и до сей поры частично сохранился этот древний обычай. И тут хочется обратить особенное внимание на поучения из «Златоуста», которые предусмотрены здесь на каждый день Великого поста.
В дни Великого поста особое внимание уделяется внутреннему миру человека. Святые отцы указывают, что это время наиболее благоприятно для покаяния. Во время святой четыредесятницы каждый христианин должен с пристрастием взглянуть на свой внутренний мир, вспомнить и оценить не только совершенные греховные поступки, но и устремления, замыслы, страсти. Ибо что не ведомо посторонним, ведомо единому и всемогущему Богу. О том, как будут все наши дела представлены на Страшном Суде, читайте в статье епископа Иннокентия (Усова).
Наступает последний день перед Великим постом — Неделя сыропустная, или Прощеное воскресенье. Это день взаимного покаяния и умиротворения всех случившихся между нами недоразумений и разногласий, когда говорим друг другу: «Прости!», чтобы с чистым сердцем и радостной душою приступить к предстоящему подвигу.
Снова и снова Святая Церковь нам напоминает, что Бог для нас — Отец, щедрый и милостивый. Еще раз мы услышали святые слова из Евангелия от Луки — притчу о блудном сыне. Слышали, да и читали мы ее много раз. И мне хочется обратить внимание вот на какой момент: раб или сын?
Неделя о мытаре и фарисее — это первое из четырёх воскресений, с которого начинается подготовка к Великому посту. Впереди неделя о блудном сыне, неделя Мясопустная, неделя Сыропустная (Масленица). Именно в неделю о мытаре и фарисее в Богослужении начинается использование Постной Триоди. Также эта неделя посвящена известной евангельской притче о мытаре и фарисее. Об этой притче сегодня размышляет священник РПСЦ иерей Глеб Бобков.