Статьи
История одного здания: усадьба Замятина — Третьякова в Москве
Особняк на Гоголевском бульваре в Москве возвели в XVIII веке. В разное время усадьбой владели купцы, военные и общественные деятели. После революции ее национализировали: здесь располагались Революционный трибунал и Военная прокуратура, а сейчас находится Российский фонд культуры. Рассказываем об интересных фактах из истории этого знакового здания.
Памяти коллекционера и музыканта
В прошлом году, 26 марта 2021 года, трагически ушел из жизни музыкант, культуролог, режиссер Александр Липницкий. Он был широко известен в среде отечественных рок-музыкантов. Однако куда меньше было известно, что Липницкий увлекался изучением древнерусской иконописи и сам собирал иконы. Этой стороне деятельности Липницкого посвящена новая выставка в музее им. Андрея Рублева.
Митрополит Кирилл (Тимофеев). Биографический очерк и оценки историков
В этом году исполняется 160 лет со дня разделения христиан-староверов белокриницкого согласия на окружников и неокружников. В 1862 году было издано так называемое «Окружное послание», которое вызвало сильнейший раздор. Одним из действующих лиц этих событий был предстоятель старообрядческой Церкви архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит Кирилл (Тимофеев).
Как думают и живут старообрядцы в России
Современные старообрядцы в чем-то изменились, в чем-то остались теми же: непреклонными, несгибаемыми, блюдущими чистоту душевную и телесную. География их жизни огромна — от сибирских затаенных скитов до общин в Бразилии и Аргентине. Сегодня рассказываем историю семидесятилетнего священника, отца Леонтия из Нижнего Тагила, перешедшего из часовенного согласия в единоверие.
И. Усов: «Иосиф Волоцкий, говоря в пользу гонений на еретиков, изменил истинно-христианскому воззрению»
Диспуты, как форма полемики между старообрядцами и новообрядцами, были чрезвычайно популярны в начале XX века. На них обсуждались не только обрядовые и богослужебные отличия, но и богословские, церковно-канонические вопросы. Среди таковых было и распространенное в синодальной церкви учение о гонениях.
Первый в истории старообрядческий храм в Минске «нецелесообразен»
После длящейся с 1998 года борьбы за церковь минские старообрядцы-поморцы в марте 2022 года получили отказ в строительстве. Глава Минского райисполкома Владимир Юргевич заявил, что это «нецелесообразно» и что завершенные планы строительства не были представлены в срок до августа 2021 года. Община настаивает на том, что на встречах с чиновниками в 2021 и 2022 годах такой срок не упоминался. Они думают, что официальные лица проконсультировались с Белорусской православной церковью Московского патриархата, прежде чем отвергнуть планы.
Учение о казнении
Большой резонанс вызвал опубликованный на нашем сайте материал «Беседа о гонениях». В нем было рассказано о беседе старообрядческих начетчиков с синодальными миссионерами на тему: «Рассмотрение упрека современных старообрядцев православной церкви за строгие меры, какие применялись к их церкви в прежние времена». Среди вопросов, присланных читателями, часто встречается такой: «Широко известно о гонениях на христиан-старообрядцев. Сегодня новообрядцы заверяют, что их церковь к гонениям не была причастна, а гонениями занималось исключительно государство. Правда ли это?» Сегодня мы публикуем подборку фактов и документов по этой теме.
«Певческая азбука» — издание уникальной рукописи
7 мая 2022 года, накануне празднования недели свв. Жен-Мироносиц, на Рогожском состоялась презентация книги «Азбука певческая Ивана Прокофьева, деревни Мисцева книгописца». Издание подготовлено Музейно-библиотечно-архивным отделом Московской Митрополии РПСЦ при финансовой поддержке Правительства Москвы. Этот труд является учебно-методическим пособием, которое на протяжении XIX века использовалось для обучения пению в гуслицкой наречной старообрядческой традиции.
«Объявили, что советская власть свергнута». Как 90 лет назад приморские староверы восстали против Сталина
90 лет назад, в мае 1932 года, на Дальнем Востоке вспыхнуло крупное вооруженное восстание местных старообрядцев, которое карательные органы сталинского режима не могли усмирить целых четыре месяца. Что так возмутило русских людей, которые до этого в течение полувека сумели обустроить в диком таежном краю Приморья самобытное процветающее сообщество? О причинах и последствиях Улунгинского (Кхуцинского) восстания «Ленте.ру» рассказал кандидат исторических наук Вадим Караман, ведущий библиотекарь Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева (Владивосток).
Усадьба купца Бутикова в Коробейниковом переулке
В московской «Золотой миле», территории между Пречистенской набережной и Остоженкой, застроенной домами «кисти» модных архитекторов, есть Бутиковский переулок. В начале XIX столетия в этом квартале, вдоль Пречистенской набережной и между 1-м и 2-м Ушаковскими переулками, располагалась текстильная фабрика, принадлежавшая братьям, купцам-старообрядцам Бутиковым.
Торжества Недели святых Жен-мироносиц в 2022 году
7–10 мая 2022 года в Рогожской слободе состоялось широкое празднование Недели свв. Жен-Мироносиц. Нынешние праздничные мероприятия, посвященные распечатанию алтарей Рогожских храмов, помимо традиционного вечера песнопений, включили в себя ярмарку народных промыслов, старообрядческий кинофорум и показ женской моды.
Осип Гончаров: «Николая помнят, но душу его вечно проклинают»
Казаки-некрасовцы хороши были известны во времена Российской империи, знали о них и в СССР, немало рассказывается о них и в современных исследованиях. Однако непосредственных документов по истории некрасовцев опубликовано не так уж много. Сегодня мы публикуем письмо известного атамана Осипа Гончарова, которое можно рассматривать как своеобразный антиниколаевский манифест.
Вопрос об автокефалии должна решать сама Киевская и всея Украины епархия
В начале апреля в сети появилось письмо от старообрядческого духовенства белокриницкого согласия Украины с просьбой даровать автокефалию. Авторы указывали, что политическая ситуация в стране настолько напряженная, что только независимость Киевской и всея Украины епархии может гарантировать сохранение и развитие старообрядческих приходов региона.
Добрые дела «хлебного короля». На что тратил деньги Николай Бугров
В истории Нижнего Новгорода немного таких людей, смерть которых все восприняли бы как личное горе. Именно таким был известный нижегородский благотворитель — купец Николай Александрович Бугров. Этот человек владел миллионным состоянием, но жил в чрезвычайной простоте. Вращался в высших кругах, но никогда не забывал своего крестьянского происхождения. Был предпринимателем всероссийского масштаба, но свои высокие прибыли вкладывал в развитие города и помощь неимущим.
Старообрядческое духовенство Украины просит автокефалию
В сообществе «Древлеправославная Украина» нескольких социальных сетей появилось письмо от старообрядческого духовенства белокриницкого согласия Украины с просьбой даровать автокефалию Украинской Архиепископии. Однако де-факто она и сейчас обладает всеми атрибутами независимости, установленными церковными правилами и недавними соборами.
Новый творческий проект по истории и культуре старообрядчества Е. М. Юхименко
28 февраля 2022 года в Московском государственном объединенном музее-заповеднике открылась выставка «От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества». В ее организации приняли участие Департамент культуры г. Москвы и Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви, Государственный Исторический музей и другие музеи, частные коллекционеры.
Почему кубанские казачки обладают независимым нравом и свободомыслием
Исторически сложилось, что жизнь кубанских казачек никогда не была сладкой и гладкой. Тяготы полувоенного быта с его постоянной опасностью, нередким вдовством и ежедневным изнуряющим трудом лежали на женских плечах суровой ношей. Годами жившие одни, без помощи воевавших мужей, казачки выработали в себе хваткость, смекалку, деловитость, способность к принятию решений, самостоятельность и стойкость.
Церковные лидеры обсуждают конфликт на Украине
На фоне военной операции на Украине резко возросла активность «церковной дипломатии». Так, патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел переговоры с папой Римским Франциском и архиепископом Кентерберийским. Председатель Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов предложил сделать Ватикан площадкой для переговоров стороны и мирного урегулирования.
Инославные заимствования. Внешний вид священнослужителя
Несмотря на активное возрождение старообрядческих согласий в последние тридцать лет, все чаще встает вопрос: а в тех ли формах, что были в прошлом, развивается староверие? Это касается многих вопросов, начиная от обустройства общин и заканчивая вопросами церковного благочестия. Новообрядческие «духовные» стихи, лавки в храмах, химическое лампадное масло и длинные волосы священнослужителей — вот лишь некоторые инославные заимствования, которые можно наблюдать сегодня в староверских храмах и моленных. Сегодня мы начинаем цикл публикаций, посвященных этой теме.
Выставка «Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве»
10 марта 2022 года музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева состоялась презентация выставки «Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве». Куратор выставки — Н. В. Герасименко, кандидат искусствоведения, заведующая отделом хранения (научно-фондовым) музея им. Андрея Рублева.
Уникальная выставка «Верность традиции»
5 марта в краеведческом музее г. Талдом состоялось открытие выставки «Старообрядчество. Верность традиции». В экспозиции представлено собрание редчайших памятников древнерусского церковного искусства: старообрядческие рукописные и печатные книги и иконы XVIII-XIX вв. Выставка знакомит с некоторыми аспектами религиозной жизни старообрядцев: молитвенными костюмами и обстановкой моленной, намогильными памятниками.
Как сибирская отшельница стала медиа-звездой
Агафья Лыкова сегодня является самой популярной персоной медийного старообрядческого мира. Она хорошо известна и за пределами самого старообрядчества. Удивительно, но никто из современных старообрядческих иерархов, начетчиков, богословов и публицистов не смог оказать столь сильного влияния на информационное пространство, как одинокая отшельница с берегов Абакана.
Год перемен
Сайт «Русская вера» уже рассказывал о том, как бывшая учительница из семьи староверов Мария Артеева вместе с родными строила часовню в деревне Печорского района Коми Даниловке. И летом 2021 года в старинной деревне Припечорья уже была достроена и освящена часовня во имя великомученика Георгия Победоносца.
100 лет изъятия церковных ценностей
27 февраля 2022 года исполняется 100 лет со времени событий, связанных с одним из трагических моментов в истории России, — процессами «по изъятию церковных ценностей». Более 80 % отобранного в храмах серебра «для голодающих Поволжья» ушло на Монетный двор, для чеканки серебряного рубля, пополнения государственных запасов драгоценных металлов и на проведение тайных зарубежных операций.
Что есть традиционные ценности?
Министерство культуры РФ приостановило обсуждение проекта «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», поскольку и в обществе, и в профессиональной среде по поводу данного документа прозвучало много критических замечаний. Есть и у староверов вопросы к этому документу.
Петр Сапожников — меценат Астраханской губернии
Астрахань известна своими купцами и благотворительными деятелями XVIII-XX веков. Григорий Тетюшинов, Иван Варваций, Кирилл Агамжанов, Иван Паробич, Иван Плотников — это еще неполный список тех, кто привнес нашему городу много нового. В Астрахани была и другая не менее известная и выдающаяся личность, например, как Петр Сапожников.
Церковь и свобода
Семинар «Церковь и свобода», посвященный современным вызовам христианской церкви и открывшимся в связи с ними возможностям развития, состоялся в конференц-зале Всемирного Союза староверов. С основным докладом выступил председатель содружества в поддержку современной христианской культуры Сергей Чапнин.
Африканский соблазн
29 декабря 2021 года РПЦ приняла в свой состав около 100 священников из восьми стран Африки и нацелилась на христианское просвещение этого континента. Африканская миссия занимает умы и крупнейшего старообрядческого согласия — РПСЦ, которая открыла свой приход в г. Кампала (Уганда). Вместе с тем наблюдатели отмечают, что геополитическое головокружение от миссионерских успехов может заставить не обращать внимание на проблемы собственной паствы.
Тридцатилетняя веха пройдена
Сегодня ни одна экскурсия по центру столицы не обходится без посещения храма Николы Чудотворца на Берсеневке. «Перед вами — одно из чудес древней Москвы, благодаря которому она по сей день зовется Белокаменной и Златоглавой» — эта фраза стала уже литературным штампом для гидов по Замоскворечью. Но трудно поверить, что еще в 1991 году, когда весь храмовый комплекс, вместе с Набережными палатами, передали РПЦ, без боли и слез нельзя было созерцать то, во что в советское время была превращена эта святыня.
Роль религии в обществе увеличилась, но преподавание ее в школе — под вопросом
Социологическая служба АНО Левада-Центр (имеет статус иностранного агента) опубликовала итоги исследования, касающегося отношений церкви и государства, религии и общества. За последние годы увеличилось число россиян, считающих, что религиозные организации оказывают большое влияние на государственную политику, с другой стороны, стало больше тех, кто считает, что религии не должно быть в школе.
Цепи, замки, лупы и нерасшифрованная тайнопись. Какие древние книги хранятся в нижегородской Ленинке
Зачем ходить в библиотеку, все ведь есть в интернете — если вы тоже так считаете, то спешим вас разубедить. Например, в Нижегородскую областную универсальную научную библиотеку стоит записаться хотя бы ради того, чтобы увидеть то, что хранится в отделе древних книг и рукописей. Там можно в буквальном смысле прикоснуться к настоящим раритетам — важно только надеть перед этим специальные перчатки. Рассказываем о самых интересных из них.
Свято место все еще пусто…
21 декабря 2021 года наш сайт опубликовал информацию о том, что храм святителя Николы Чудотворца на Малой Андроньевской улице Москвы, ныне принадлежащий одной из компаний В. Ф. Вексельберга, планируется вернуть старообрядцам. Всемирный Союз староверов призвал вернуть здание храма подлинным наследникам — Русской Древлеправославной Церкви. Сегодня мы расскажем подробней об истории этого храма.
Бизнес как служение — старообрядческий взгляд
23 декабря в помещении Всемирного Союза староверов состоялась конференция «Бизнес как служение — старообрядческий взгляд». Открывая работу конференции, председатель Союза Л. М. Севастьянов отметил особую трудовую этику, сложившуюся в старообрядчестве в течение столетий. В частности, трудовая и предпринимательская деятельность воспринимается не просто как способ удовлетворять свои физиологические потребности в процессе выживании, но как миссия благоустройства общества, служения процветанию человека и человечества, можно даже сказать преображение мира в Царство Божие.
Наталья Комашко: «Ярославские купцы впереди планеты всей…»
XVII столетие, начало которого ознаменовалось появлением царской династии Романовых, а затем церковным расколом, для русского искусства стало временем больших перемен: благодаря европейским влияниям, стали изменяться сюжеты русских иконописцев, а в творчестве столичных мастеров произошли радикальные стилистические изменения. Этой теме посвящена выставка «Век перемен. Иконы XVII столетия из собрания Константина Воронина», которая открылась в музее Андрея Рублева.
Неокружники в Новгородской губернии
В течение XX века неокружническая иерархия полностью лишилась священников и регулярных церковных институтов. Тем не менее, старообрядцы Демянского района Новгородской области называют себя неокружниками, демонстрируя при этом беспоповские практики. Об истории этой общины и ее сегодняшнем дне — читайте в нашем материале.
Куда деваться?
Страхи перед вакцинацией и QR-кодами охватили немалую часть нашего населения. В то время, как в других странах QR-коды вакцинированных и переболевших действуют уже как полгода, у нас этот вопрос находится лишь на стадии обсуждения. Однако, одно только это обсуждение вызывает самые разные апокалипсические ужасы. Куда бежать, где прятаться, в каких лесах и горах можно схорониться от штрих- и QR-кодов — размышляет в своем лирическом эссе иерей Глеб Бобков.
Как женщины собирали Вселенские соборы
Публикация «Роль женщины в старообрядчестве» вызвала большой резонанс среди наших читателей. По многочисленным просьбам мы подготовили интервью с автором материала старицей Капитолиной. Сегодня она расскажет не только о роли женщины в древней Церкви, но и о современном положении женщины в старообрядческом браке.
Благоглупости Н. Михайловой: новая апология старых порицаний
Православная медиа-среда разнообразна и инклюзивна, кого в ней только нет, «се море велико и пространно, ту гади имже несть числа, животна малая с великими» (Пс.103). На каждый чих не наздравствуешься, но некоторые публикации невозможно оставить без внимания. Представляем новую публикацию Василия Клинцова.
О. Сергий Бедный: «Община у нас небольшая, но дружная»
9 декабря 20-летие иерейской хиротонии отметил настоятель Рождественско-Никольского храма Русской Православной старообрядческой Церкви в Новозыбкове о. Сергий Бедный. Мы присоединяемся к поздравлениям и предлагаем ознакомиться с интервью с иереем Сергием и краеведом, коллекционером и исследователем русского фольклора Алексеем Беласом.
Разгром старообрядческих скитов в Дубчесе в 1951 году
Существует мнение, что после начала 1940-х Сталин повернулся лицом к Церкви. Но разрешение на веру было даровано только официальной РПЦ и ее пастве. Все же остальные верующие продолжали оставаться под давлением власти. Как один из примеров — разгром МВД старообрядческих скитов в 1951-м в Дубчесе Красноярского края.
Парадоксы Муравьева или Сферический старовер в вакууме
Публикуем рецензию на книгу Алексея Муравьева «Старообрядцы. Другие православные». Эта книга возникла как продолжение разговоров с самыми разными людьми о старообрядцах, о Церкви, об истории и о судьбе России. Cтарообрядцы своим существованием напоминают: Раскол не исцелен, ответы на главные вопросы не даны, успокаиваться нельзя, надо иметь смелость пойти до конца. Кажется, только так можно смотреть в будущее нашей страны и нашего народа.
Старообрядческие неокружнические скиты в Ярославско-Костромских приделах
После издания в 1862 году «Окружного послания» в среде старообрядцев Белокриницкой иерархии возник раздор, в связи с чем некоторые миряне во главе с частью епископата основали неокружническую иерархию. Эта иерархия имела свои приходы и общины. Сегодня речь пойдет о неокружнических общинах Ярославско-Костромских приделов.
Кому нужно Единоверие?
В год 50-летия Поместного собора Русской Православной Церкви 1971 года (на котором были официально отменены клятвы на старые обряды, а сами они признаны, наконец, спасительными и «равночестными») самое время поговорить о единоверии, то есть о группе приверженцев древнерусского богослужебного стиля, находящихся в полном единстве с Московской патриархией.
Нужна ли верующим «сталинизация»?
В то время, как общество занято обсуждением фотографий разной степени обнаженности на фоне храмов, и оскорбляют ли эти снимки чувства верующих, в стране продолжают возводится памятники одному из самых яростных гонителей религии XX века Иосифу Сталину. 7 ноября очередной памятник бывшему генеральному секретарю ЦК ВКП(б) был открыт в Тверской области.
Роль женщины в старообрядчестве
В последние годы все чаще стал звучать вопрос о роли женщины в старообрядчестве. На одном из соборов РПСЦ поднимался вопрос: «А должны ли женщины принимать участие в Освященных соборах?» Отдельные староверы считают, что женщин не только не следует пускать на соборы, но и вообще пора «задвинуть» на задний план в церковной жизни. Какова же роль женщины в истории христианства и старообрядчества — попытаемся разобраться в этой статье.
Старообрядческие общины Новгородской губернии и Преображенский богаделенный дом в Москве в конце XVIII–XIX века
Новгород и Новгородские «пределы» изначально являлись родиной федосеевского согласия. Его основатель Феодосий Васильев происходил из Крестецкого яма и в его окрестностях начинал свою проповедь. Есть основания предполагать, что и его сын Евстрат Федосеев, после многих лет жизни в «Польских пределах», все же возвратился на малую родину и скончался в Старой Руссе в 1768 году. Новгородские федосеевцы разделяли учение Феодосия о староженах и православности «пилатовой титлы» — надписи «IНЦI» на крестах. Эти вопросы были важным камнем преткновения в полемике между федосеевцами и поморцами.
Старообрядчество оказалось не тем, к чему все привыкли
Сегодня мы публикуем выступление председателя Всемирного Союза староверов Леонида Михайловича Севастьянова на арт-семинаре «Религиозная альтернатива: пути развития Европы и России на переломе эпох», в котором он сравнивает нынешнюю общественную ситуацию с происходящим в России более ста лет назад, в конце XIX — начале XX века.
Кому нужны церковные правила и решения Соборов?
Вопросы канонического церковного права, его применения и адаптации к нынешним реалиям являются одними из самых непростых для современного христианства. Проблемы с исполнением церковных канонов существуют не только у протестантов и новообрядцев. Время от времени и в старообрядческих согласиях, как на общественном, так и на церковном уровне, возникают дискуссии об исполнении того или иного правила. Если в старину обладание рукописями Номоканонов и Кормчих было прерогативой княжеских, архиерейских и монастырских библиотек, то в последние десятилетия многочисленные переиздания подобной литературы сделали ее доступной любому клирику или мирянину.
Идеальные капиталисты: как вера помогала богатеть русским старообрядцам
В России на сегодняшний день около одного миллиона старообрядцев. В течение 400 лет они существовали обособленно, фактически вопреки государству, внедряли в общинах собственные правила и распорядки, которые способствовали созданию крепких производств и надежной экономики предприятий. Консерваторы в духовной сфере, они тем не менее всегда тянулись к новинкам производства и легко внедряли последние разработки на мануфактурах и заводах.
Морозовы. История одной купеческой династии
Морозовы — одна из самых знаменитых династий предпринимателей, меценатов и благотворителей Москвы. Ее основатель Савва Васильевич совершил почти невозможное. Будучи крепостным крестьянином, он открыл свое дело, преуспел и вскоре смог выкупить себя и семью. Начав с маленькой шелкоткацкой мастерской, к концу жизни Савва Морозов был купцом первой гильдии и владельцем множества фабрик. Его потомки стали богатейшими людьми страны, проявившими себя не только в области промышленности. После Октябрьской революции 1917 года все предприятия Морозовых были национализированы. Их общий капитал составлял более 110 миллионов рублей.
Открытое письмо к Освященному Собору РПСЦ 2007 года
В 2007 году было распространено открытое письмо к Освященному Собору РПСЦ, в котором было указано, что внешняя церковная политика неподконтрольна большинству верующих. Подписавшие этот документ просили прекратить взаимодействия с инославием, кроме контактов по узкоадминистративным и хозяйственным вопросам.
Монархия в России: от трагедии к фарсу
1 октября в Санкт-Петербурге состоялся обряд венчания между Георгием Михайловичем Романовым и гражданкой Итальянской Республики Ребеккой Беттарини. Финансовые и идеологические спонсоры этого действа назвали произошедшее «свадьбой века», но общественность, мягко говоря, с иронией отнеслась к этому событию. Что не так в этой поистине странной истории – рассказываем в нашей статье.
Память свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
Память свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии совершается 30 сентября (17 сентября ст. ст.). Это один из самых примечательных дней в христианском церковном календаре, когда воспоминается одно из самых трогательных житийных повествований, говорящее о непреклонном мужестве трех совсем еще юных христианских дев и святой их матери.
Внешнюю политику старообрядцев должны возглавить миряне
В последние месяцы старообрядческое информационное пространство потрясло несколько событий, связанных с внешней церковной политикой Русской Православной старообрядческой Церкви. Негативные отзывы вызвал эпизод, произошедший 22 июля 2021г. в г. Казани, когда митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов) и епископ Казанско-Вятский Евфимий (Дубинов) посетили торжественное открытие и освящение нового храма РПЦ. Как выйти из такой ситуации сегодня размышляет глава «Всемирного Союза староверов» Леонид Севастьянов.
Стоит ли передавать иконы Церкви?
Казалось бы, рядовая встреча предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия (Титова) и епископа Григория (Коробейникова) с губернатором Красноярского края Александром Викторовичем Уссом и просьба вернуть иконы церкви неожиданно всколыхнула общественную дискуссию. Во-первых, неизвестно проведена ли атрибуция хранящихся в музее икон. Во-вторых, имеются ли в старообрядческих общинах достаточные меры безопасности для гарантии сохранности реликвий.
Староверы Дона в конце XVIII века
После неудачных вооруженных выступлений в 90-х годах XVII века, когда донские казаки пытались ратно противостоять Московскому правительству, навязывавшему военной силой церковную реформу патриарха Никона, исповедание старой веры на Дону стало приравниваться к открытому сопротивлению властям. Высочайшие манифесты императрицы Екатерины II во второй половине XVIII века подарили казакам надежду, что гонения на них за хранение древлего благочестия прекратились…
Подарок из Южной Америки. Коллекцию музея Арсеньева пополнили ценные экспонаты
Старший научный сотрудник Архива РАН, главный редактор журнала «Реликвия (реставрация, консервация, музеи)» Софья Ронгонен во время экспедиций по Южной Америке собрала коллекцию предметов одежда и обихода дальневосточных староверов и недавно подарила их музею истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева. Среди даров музею — детское платье, рубашка и «шапочка» для мальчика из Бразилии, мужская рубашка с вышивкой из Уругвая и полотенце с вышивкой из Аргентины. Все это, по словам Софьи, — «живое народное творчество».
Особняк купца-старовера Д. И. Волкова в Талдоме
Если вы когда-нибудь окажетесь в подмосковном Талдоме, то обязательно пройдитесь по центру этого небольшого, но уютного города. На нескольких центральных улицах — Тверской, Салтыкова-Щедрина, Собцова — вы обнаружите множество старинных домов, какие всегда радуют глаз любого туриста. Среди них один из самых заметных — дом купца-старообрядца Дмитрия Волкова, под крышей которого вот уже сто лет располагается Талдомский историко-литературный музей — один из старейших во всем Подмосковье.
В России предлагают ввести цензуру
Популярный актер театра и кино, кандидат в депутаты Государственно Думы Дмитрий Певцов предложил ввести цензуру. По его мнению, государственный контроль в отношении кинематографа, театра и других форм искусства, являются необходимыми. Певцов также вспомнил советское прошлое, в котором не допускалось проявление «бесовщины».
Храмы забытого согласия
Несмотря на то, что изучением истории старообрядчества сегодня занимаются большое количество исследователей, полноценной истории старообрядчества так и не издано. Более того, остается немало белых пятен, одним их которых является история неокружничества — крупнейшего духовного движения христиан, приемлющих Белокриницкую иерархию. Сегодня мы публикуем статью, посвященную неокружническому согласию и его храмам.
Признание Белокриницкой иерархии не за горами?
Признание Православной Церкви Украины Константинопольским Патриархатом и другими деноминациями восточного обряда вновь актуализировало вопрос признания восточными церквями Белокриницкой иерархии, которого старообрядцы добиваются со второй половины XIX века. Особенно это важно ввиду отказа РПЦ признать эту иерархию.
История тульского старообрядчества
Старообрядчество известно в Туле с XVIII века в связи с официальной регистрацией так называемых «записных раскольников». Они составляли не очень большую часть от общего числа горожан, но среди них были известные оружейники, выборные старосты, купцы и промышленники. Предлагаем вниманию читателей статью, посвященную тульскому старообрядчеству.
Чистопольские купцы-благотворители
Чистопольцы считают, что благотворительность в их маленьком уездном городке началась с купцов- старообрядцев. Челышевы, Шашины, Маланьичевы, Вачуговы, Маклаковы, Мешкичевы, Поляковы, Мельниковы… — эти фамилии в Чистополе знает каждый. Они высечены на могилах старообрядческого кладбища, где покоятся целые династии купцов-меценатов.
Вятское. Самое красивое село в России
О возрождении провинции в России принято говорить в сослагательном наклонении: вот как было бы хорошо восстановить старинные села, усадьбы, ремесла, традиции. Оказывается, все это можно делать уже сейчас, не ожидая государственной поддержки. ИКК «Вятское», основанный предпринимателем Олегом Жаровым, постепенно начинает выходить за пределы Ярославской области. Село Вятское должно стать частью музейной сети, которая охватит города Ярославской области, с опорными центрами в Москве и Санкт-Петербурге. Предлагаем вниманию читателей интервью с Олегом Жаровым о роли музеев в развитии страны.
Судьба Каринкинской общины
В Москве есть здание с двойным адресом — ул. Таганская, д. 15а и Большой Факельный переулок, дом 18, строение 2. Ныне в нем находится Московский детский «Сказочный театр», но до конца 30-х годов XX века здесь существовала Покровская старообрядческая община. Ее истории и судьбе посвящен этот материал.
Староверы: вынужденные переселенцы на Васюганье
Уникальный подарок природы, выдающийся по масштабам, самобытной красоте и значимости для экологии планеты, находится на территории Томской области. Еще одними вынужденными жителями Васюганских болот и их окрестностей стали старообрядцы. В глухой тайге они надеялись скрыться от преследования церковных и светских властей, поэтому продвигались все дальше и дальше. В Нарымском крае, недалеко от Васюганского болота, они оказались в конце XIX — начале XX века.
Имянаречение у старообрядцев
В последнее время стало известно, что иногда старообрядческое крещение совершается не согласно уставу и традициям, на 8-й день, а в другое время, например, через несколько месяцев, а то и лет. В связи с этим возникают вопросы: «а кто крестил этого человека, при каких обстоятельствах?» Предлагаем вниманию наших читателей статью, посвященную имянаречению у старообрядцев, а также особенностям празднования именин.
Епископ Силуян (Килин): «Бороду я начал отращивать уже в армии…»
Он родился в семье старообрядцев и сам стал священником. Архиерей Русской Православной старообрядческой Церкви, епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян. По паспорту Килин Симон Анфиногенович. Родился в 1939 году на Алтае. В начале войны оказался в Колпашеве Томской области. Потом был Новосибирск, Молдавия. И опять возвращение в Сибирь — восстанавливать разрушенные в советские времена старообрядческие общины. Предлагаем вниманию читателей интервью с епископом Силуяном.
Ростов старообрядческий. Вторая часть
Ростов Великий издавна считается красивейшим городом центральной России, входящим в ожерелье «Золотого кольца». В современных СМИ о Ростове рассказывают лишь как о провинциальном городке, достойном упоминания исключительно в туристических каталогах. А на самом деле этот центр играл огромную роль в духовной, административной и политической жизни древней Руси.
«Думал, что Цой не умер»: как живет физик-старовер из НГУ
Роман Куц с детства посещал старообрядческий собор вместе с родителями: пел на клиросе, усваивал церковную грамоту, а затем учился на звонаря. Его жизнь резко поменялась с поступлением на физфак Новосибирского госуниверситета. Теперь он пытается понять Бога через размерность Вселенной и объяснить Большой взрыв через Библию. Молодой ученый рассказал о том, как в его жизни совмещаются религия и наука, почему он думал, что Цой жив, и за что возненавидел русский рэп.
Ростов старообрядческий. Первая часть
Ростов Великий издавна считается красивейшим городом центральной России, входящим в ожерелье «Золотого кольца». В современных СМИ о Ростове рассказывают лишь как о провинциальном городке, достойном упоминания исключительно в туристических каталогах. А на самом деле этот центр играл огромную роль в духовной, административной и политической жизни древней Руси.
Преподобный Никодим Кожеезерский
16 июля (3 июля ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Никодима Кожеезерского, каргопольского чудотворца.
История купеческой династии, к которой принадлежал Станиславский
Сегодня старообрядческие священники все чаще призывают свою паству к отказу от образования и светского статуса. Отсутствие образования ставится почти эталоном. На страницах нашего сайта мы знакомимся с историей старообрядческого рода, подарившего Москве предпринимателей-новаторов, двух градоначальников и одного из самых известных в мире театральных деятелей.
Образование в старообрядчестве
«Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумом твоим». Это самая первая христианская заповедь, она указывает на важность человеческого разума во взаимоотношениях с Богом. Человеческий разум делает веру в Бога живой, отсутствие разума превращает веру в фанатизм. Одним из видов разумной деятельности человека является учение, и получение образования является одним из путей богопознания. Сегодня на страницах нашего сайта мы публикуем статью иерея Иоанна Севастьянова, посвященную образованию в старообрядчестве.
Павел Варунин: «Трудолюбие — главное, что отличает староверов»
Русские старообрядцы живут в Эстонии на протяжении столетий. Сегодня их общины существуют там же, что и сотни лет назад — в Причудье, Тарту и Таллинне. Председатель Союза старообрядческих общин и руководитель Общества культуры староверов Эстонии Павел Варунин отметил, что если косоворотки сегодня носят реже, то это не значит, что традиции исчезают, рассказал, где с ними можно познакомиться в Эстонии, а также — кому будет посвящен издаваемый им ежегодный календарь с месяцесловом.
Как праздновали на Руси день Петра и Павла
По церковному календарю, последний июньский праздник (29 июня по старому стилю) посвящен чествованию святой памяти апостолов Христовых — Петра и Павла. Представляем описание, как отмечали этот день на Руси, по историко-этнографическим очеркам из книги «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» А. А. Коринфского.
Пастырь и доносчики
Во вторую Неделю по Пятидесятнице совершается память святых священномученик, мученик и исповедник, иже в Русстей земли за веру Христову от безбожник пострадавших. Это празднование установлено решением Освященного Собора РПсЦ в 2001 году. В XX веке на старообрядческую Церковь обрушились новые жестокие гонения — гонения от богоборческих властей. Тоталитарное государство добивалось не столько отречения от веры, сколько физического уничтожения верующего народа. Были раскулачены, сосланы в лагеря или расстреляны многие старообрядцы, в том числе и священство. Многочисленные лишения претерпели и родственники «врагов народа». Судьбы многих наших соотечественников, пострадавших в XX веке, до сих пор неизвестны. Нынешний наш рассказ посвящен судьбе священника, погубленного подобными деяниями простонародных доносчиков и «доброхотов».
Город, в который невозможно не влюбиться
Сегодня небольшой городок Верея является одновременно и одним из самых маленьких городов Подмосковья (всего чуть более 5 тысяч населения), и в то же время одним из самых древних городов (входит в список 10 древнейших городов Подмосковья). Предлагаем вниманию читателей материал игумена Кирилла (Сахарова), посвященный местному старообрядчеству.
Преподобный Кирилл Белозерский
22 июня (9 июня ст. ст.) Церковь отмечает день преставления преподобного отца нашего Кирилла, игумена Белозерского, чудотворца, основавшего в 1397 году в вологодской земле Белозерский монастырь, который впоследствии стал крупнейшим духовным центром Руси. Преподобный Кирилл Белозерский считается одним из основных столпов древнерусского иночества. Благодаря его подвижническим трудам христианское просвещение и православные монастыри распространились по всему северу Руси. Подвиги преподобного Кирилла являют собой важный пример подлинного ревнительства, когда человек, всячески избегая славы человеческой, совершает дела во имя Господа и Церкви Христовой.
Скромный миллионер и настоящий «друг просвещения». История выдающегося благотворителя Павла Шелапутина
Павел Шелапутин — один из российских благотворителей, которого сейчас вряд ли кто-то вспомнит — в отличие от Морозова, Мамонтова, Бахрушина. Но это был тот человек, который вложил в постройку образовательных учреждений около 8 миллионов рублей. Некоторые проекты, которые он спонсировал, были возведены в честь его погибших детей. Рассказываем историю человека, которого в обществе называли «другом просвещения».
Старообрядческие согласия утвердились в разногласиях
Прошедший в Москве Международный старообрядческий форум, посвященный 400-летию протопопа Аввакума Петрова, так и не принес ожидаемого многими единства. Принятый по итогам встречи документ можно назвать лишь декларацией о намерениях. Участники собрания, инициатором которого выступила Московская митрополия РПСЦ, пообещали «быть достойными чадами и учениками протопопа Аввакума», «развивать межстарообрядческое сотрудничество в сфере социального служения, сохранения и распространения культурных богатств староверия, защиты и укрепления нравственных устоев, завещанных Господом нашим Исусом Христом».
Старообрядцам пора начать думать стратегически
Недавно в Москве прошел Международный старообрядческий форум, посвященный 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Встреча староверов разных согласий в очередной раз напомнила о противоречиях, издавно существующих в старообрядческой среде. Своим видением ситуации поделился руководитель Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов.
Архитектурные потери Казани: почему город утрачивает памятники архитектурного наследия?
Недавно в Казани собственник здания на Петербургской, 21 решил просто достроить еще один этаж. Только владелец не учел — дом является важным градообразующим объектом. И таких объектов в Казани сейчас еще 430 штук. Собственники многих из них сейчас даже не догадываются, что обладают не только большой ценностью, но и ответственностью, и не могут просто так снести или достроить элементы. В этой публикации вспоминаем ТОП самых громких потерь архитектурного и исторического наследия.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские
24 мая (11 ст. ст.) Церковь чтит память учителей словенских преподобных Мефодия, епископа Моравского, и брата его Кирилла.
Родной Никола, чужестранный Николай
22 мая (9 мая по старому стилю) празднуется перенесение мощей святителя Нико́лы в итальянский город Бари. В народе этот день называют «Никола вешний». Почему старообрядцы никогда не называют святителя Николу именем «Николай»? Одно и то же это имя — или разные? Читайте об этом в статье нашего постоянного автора.