Знаменный распев кажется многим церковным людям каким-то параллельным миром. Это и неудивительно — ведь в сегодняшней РПЦ его можно услышать сравнительно нечасто. Между тем это неотъемлемая часть нашей церковной культуры. Об этой живой традиции рассказывает художественный руководитель Русского хора СПбГИК и ансамбля древнерусского певческого искусства «Вервица» кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК Алексей Алексеевич Гвоздецкий.
Наверное, многие слышали о традиции в древней русской Церкви поставления пудовых свечей. Как правило, такие свечи ставили состоятельные люди в честь какого-либо события или обета. Продолжением этой традиции стала «тощая свеча». Так в древней русской Церкви стал называться напольный подсвечник, по своей форме напоминающий пудовую свечу. Председатель Союза старообрядческих общин и руководитель Общества культуры староверов Эстонии Павел Варунин предлагает ознакомиться со всеми этапами изготовления «тощей свечи».
Величайший из христианских праздников, Святая Пасха, являлся вместе с тем и любимейшим народным праздником на Руси. Этнограф-беллетрист ХIХ века С.В. Максимов в результате ряда этнографических экспедиций по российским губерниям записал множество народных обычаев и верований, приуроченных к пасхальным дням. Необходимо отметить, что автор наблюдал и записывал обычаи верований как крестьян-старообрядцев, так и приверженцев господствующего вероисповедания — РПЦ.
Утварь для кипячения воды и заваривания чая — отнюдь не редкость, но в России она стала символом семейного уюта, пишет Хуаньцю шибао. По мнению автора, роль традиционного самовара в культуре страны удивительна — это отражено даже в ее классической литературе.
В последнее время стало известно, что иногда старообрядческое крещение совершается не согласно уставу и традициям, на 8-й день, а в другое время, например, через несколько месяцев, а то и лет. В связи с этим возникают вопросы: «а кто крестил этого человека, при каких обстоятельствах?» Предлагаем вниманию наших читателей статью, посвященную имянаречению у старообрядцев, а также особенностям празднования именин.
По церковному календарю, последний июньский праздник (29 июня по старому стилю) посвящен чествованию святой памяти апостолов Христовых — Петра и Павла. Представляем описание, как отмечали этот день на Руси, по историко-этнографическим очеркам из книги «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» А. А. Коринфского.
Какие забавы и увеселения были приняты у наших предков? Чем отличался досуг мужчины и женщины на Руси? Об этом читайте в описании историка и географа Г. П. Успенского из книги «Опыт повествования о древностях Российских».
В каком возрасте женились в старину? Как объясняются столь режущие слух современного читателя случаи «колочения» жен? Как происходил обряд сватовства? Как приготовлялось брачное ложе? Что представлял собой брачный поезд? О свадебных обычаях, бок о бок идущих с церковным таинством венчания, узнаем из описания русского этнографа М. Забылина.
Откуда были заимствованы многие свадебные обряды? Как проходили царские свадьбы? Почему даже великий князь Российский не дозволял женихам видеть своих дочерей прежде заключения сватовства? С каких пор жених получил возможность видеть невесту до сговора? Какова была частота и практика разводов на Руси? Обо всем этом читайте в описании историка Г. П. Успенского.
В каком положении на Руси был женский пол? Почему женщины выходили к столу и показывались только самым знатным и уважаемым гостям? Что представлял собой обряд целования девушек почетными гостями? Какими были свадебные обряды до принятия христианства? Об этом читайте в описании историка Г.П. Успенского.