На вторник Фоминой недели приходится поминовение усопших (Радоница). В этот день православные христиане символично разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с упокоившимися, а во многих местах существует обычай прославления воскресшего Христа на могилах умерших. Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» описывает традиции Радоницы.
Великий четверг в народе называют также Чистым четвергом. В этот день хозяйки обыкновенно занимаются генеральной уборкой. О других русских народных традициях в этот день узнаем из книги русского историка и этнографа второй половины XIX века М. Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».
Последний день перед началом Великого поста называется в народе прощеным воскресеньем. В евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений (Мф. 6, 14-21). На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга. Издавна принято в этот день мириться и прощать нанесенные обиды, чтобы с чистой душой приступить к духовным подвигам Великого поста, исповедать перед священником свои грехи и причаститься Святых Таин.
Что это за торжественное «действо Страшного Суда», которое совершалось 300 лет назад в воскресенье, предшествующее масленой неделе, на площади Успенского собора? А знаете ли вы, что к разгульному веселью Масленицы присоединялись, шли рука об руку дела милосердия? Представляем описание традиций празднования Масленицы на Руси из книги «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» русского писателя и журналиста второй половины XIX века А. А. Коринфского.
Святки, святые вечера, — так обыкновенно называются в России, да и за границей, дни празднества и дни священного торжества Рождества Христова с 7 января по 18 января. Русский историк и этнограф, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях. О том, как праздновали Святки наши предки, читайте в этом материале.
Знаменный распев кажется многим церковным людям каким-то параллельным миром. Это и неудивительно — ведь в сегодняшней РПЦ его можно услышать сравнительно нечасто. Между тем это неотъемлемая часть нашей церковной культуры. Об этой живой традиции рассказывает художественный руководитель Русского хора СПбГИК и ансамбля древнерусского певческого искусства «Вервица» кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК Алексей Алексеевич Гвоздецкий.
Во второй половине лета в жизни русского крестьянина наступал самый главный период — жаркая пора сбора урожая, или, как еще называли на Руси, — страда. Об этом совершенно особом времени крестьянского года рассказывает историк Марина Михайловна Громыко в своей книге «Мир русской деревни». Публикуем наиболее интересные фрагменты этого исследования.
Наверное, многие слышали о традиции в древней русской Церкви поставления пудовых свечей. Как правило, такие свечи ставили состоятельные люди в честь какого-либо события или обета. Продолжением этой традиции стала «тощая свеча». Так в древней русской Церкви стал называться напольный подсвечник, по своей форме напоминающий пудовую свечу. Председатель Союза старообрядческих общин и руководитель Общества культуры староверов Эстонии Павел Варунин предлагает ознакомиться со всеми этапами изготовления «тощей свечи».
Величайший из христианских праздников, Святая Пасха, являлся вместе с тем и любимейшим народным праздником на Руси. Этнограф-беллетрист ХIХ века С.В. Максимов в результате ряда этнографических экспедиций по российским губерниям записал множество народных обычаев и верований, приуроченных к пасхальным дням. Необходимо отметить, что автор наблюдал и записывал обычаи верований как крестьян-старообрядцев, так и приверженцев господствующего вероисповедания — РПЦ.
Утварь для кипячения воды и заваривания чая — отнюдь не редкость, но в России она стала символом семейного уюта, пишет Хуаньцю шибао. По мнению автора, роль традиционного самовара в культуре страны удивительна — это отражено даже в ее классической литературе.