В последние годы активизировалась дискуссия об использовании церковнославянского языка в богослужении. Вновь слышатся разговоры, что церковнославянский язык якобы устарел. У этой ситуации есть несколько причин. Первая — глубокое непонимание значения церковнославянского языка как основы русской церковной, культурной и национальной идентичности. Вторая причина — это многолетнее отсутствие образовательных стандартов его изучения.
Последний день перед началом Великого поста называется в народе прощеным воскресеньем. В евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений (Мф. 6, 14-21). На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга. Издавна принято в этот день мириться и прощать нанесенные обиды, чтобы с чистой душой приступить к духовным подвигам Великого поста, исповедать перед священником свои грехи и причаститься Святых Таин.
В девяностые и нулевые годы в жизнь российских детей и подростков ворвались западные киношные и мультипликационные персонажи. Тогда всем казалось, что традиционные русские сказки потеряли актуальность, и за ненадобностью их можно сложить на полку, где они будут интересны только историкам культуры и искусствоведам. Однако в последнее десятилетие темы русских сказок и их персонажи стали возвращаться в отечественную популярную культуру.
С древних времен Масленица, или Сырная седмица, славится сытной и обильной пищей. Главное блюдо недели — блины, которые на Масленицу получаются особенно вкусными. Блины — это одно из самых древнейших блюд русской кухни. Предлагаем старорусский рецепт пшеничных блинов.
Что это за торжественное «действо Страшного Суда», которое совершалось 300 лет назад в воскресенье, предшествующее масленой неделе, на площади Успенского собора? А знаете ли вы, что к разгульному веселью Масленицы присоединялись, шли рука об руку дела милосердия? Представляем описание традиций празднования Масленицы на Руси из книги «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» русского писателя и журналиста второй половины XIX века А. А. Коринфского.
Покаянные стихи — это особый вид древнерусского литературно-певческого творчества, расцвет которого пришелся на XVI-XVII столетия. Этот ныне почти забытый вид духовной музыки некогда олицетворял высшие духовные устремления средневекового человека. Среди исследователей за покаянными стихами закрепилось название «ранняя русская лирика». Узнать об этой старинной традиции, а также послушать подлинные духовные стихи (а не распространенные произведения XX века, выдаваемые ныне за духовные стихи) можно на страницах нашего сайта в статье музыковеда и исполнительницы Полины Терентьевой.
8 февраля 2025 года отмечалась память 300-летия кончины российского императора Петра Первого. У его могилы митрополит РПЦ Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий отслужил заупокойную литию. На богослужении присутствовали губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер, представители Правительства и Законодательного собрания, общественных организаций, культурного и делового сообществ Северной столицы. Однако многие забывают, что царствование Петра стало одной из самых мрачных страниц в истории русской культуры, русской церкви и русской традиции. За панегириками в честь первого русского императора скрывается трагедия русского народа, который при Петре был разделен на высшую касту и чернь и был введен в прокрустово ложе «голландских», «английских» и «немецких» обычаев.
Палаты Макаровых — объект культурного наследия федерального значения и одно из наиболее старых зданий Калуги. История памятника начинается в 1728 году. Необычный дом был построен по заказу богатого купца-старообрядца Никифора Макарова. Это интереснейший пример гражданской архитектуры переходного периода: от русского каменного узорочья к европейским традициям.
На нашем сайте мы неоднократно рассказывали, что понятие «Киевская Русь» не историческое, а историографическое, то есть возникшее в трудах историков сравнительно недавно, под влиянием политического заказа «назначить» Киев столицей древней Руси, чего на самом деле не было. Сегодня мы продолжаем рассказ о подлинной истории Руси, представленной на страницах «Русского Летописца».
В Древней Руси ни один бедный человек в Москве не оставался в день Рождества Христова без царской милостыни. Еще накануне Рождества царское шествие направлялось к площадям, тюрьмам и богадельням. Государь встречал праздник делами благотворения, и только после этого отдавал себя семье. Представляем описание, как отмечали Рождество на Руси, по историко-этнографическим очеркам из книги «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» А. А. Коринфского.