Последний день перед началом Великого поста называется в народе прощеным воскресеньем. В евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений (Мф. 6, 14-21). На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга. Издавна принято в этот день мириться и прощать нанесенные обиды, чтобы с чистой душой приступить к духовным подвигам Великого поста, исповедать перед священником свои грехи и причаститься Святых Таин.
Сегодня мы продолжаем сравнивать первые главы «Русского Летописца» и «Повести временных лет» (ПВЛ), которая, как мы уже выяснили, была создана в Киеве на рубеже XVIII века, с целью сфальсифицировать русскую историю таким образом, чтобы представить второстепенный для страны город Киев «матерью городов русских».
С древних времен Масленица, или Сырная седмица, славится сытной и обильной пищей. Главное блюдо недели — блины, которые на Масленицу получаются особенно вкусными. Блины — это одно из самых древнейших блюд русской кухни. Предлагаем старорусский рецепт пшеничных блинов.
Что это за торжественное «действо Страшного Суда», которое совершалось 300 лет назад в воскресенье, предшествующее масленой неделе, на площади Успенского собора? А знаете ли вы, что к разгульному веселью Масленицы присоединялись, шли рука об руку дела милосердия? Представляем описание традиций празднования Масленицы на Руси из книги «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» русского писателя и журналиста второй половины XIX века А. А. Коринфского.
Все, наверное, знают про гжельский фарфор, хохломскую и городецкую росписи и дымковские игрушки. А если речь заходит о росписи по жестяным подносам, то большинство убеждены: это традиция родом из подмосковного села Жостово. Однако у нее есть предшественник: культура художественной лаковой росписи подносов зародилась на Урале, в окрестностях современного Нижнего Тагила, за почти 80 лет до возникновения жостовского ремесла.
В Древней Руси ни один бедный человек в Москве не оставался в день Рождества Христова без царской милостыни. Еще накануне Рождества царское шествие направлялось к площадям, тюрьмам и богадельням. Государь встречал праздник делами благотворения, и только после этого отдавал себя семье. Представляем описание, как отмечали Рождество на Руси, по историко-этнографическим очеркам из книги «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» А. А. Коринфского.
Святки, святые вечера, — так обыкновенно называются в России, да и за границей, дни празднества и дни священного торжества Рождества Христова с 7 января по 18 января. Русский историк и этнограф, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях. О том, как праздновали Святки наши предки, читайте в этом материале.
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения крупнейшего исследователя, историка русской кухни Вильяма Похлебкина. Книги, им написанные, изданы общим тиражом 100 миллионов экземпляров. По этому случаю в Подольске — городе, где историк и писатель провел основные годы своей жизни, состоялся юбилейный историко-гастрономический фестиваль «Вильям Похлебкин». Нам удалось пообщаться с вдовой великого историка русской кухни Евой Анатольевной Похлебкиной. Она поделилась своими личными воспоминаниями о супруге.
Сегодня мы продолжаем сравнивать первые главы «Русского Летописца» и «Повести временных лет» (ПВЛ), которая, как мы уже выяснили, была создана в Киеве на рубеже XVIII века, с целью сфальсифицировать русскую историю таким образом, чтобы представить второстепенный для страны город Киев «матерью городов русских».
Хорошо известен старообрядческий меценат и любитель искусства нового времени С. П. Рябушинский (1874-1942). С его именем связан известнейший архитектурный объект Москвы — городская усадьба, построенная архитектором Федором Шехтелем и являющаяся одним из ярких примеров стиля модерн.