Духовная музыка Древней Руси является бесценным сокровищем нашего народа. Знаменное пение и духовные стихи есть живая проповедь Христа! В них сосредоточены все переживания и духовная сила: и строгое величие, и повествование, и философское размышление, и вера, и покаяние, и любовь! «Пойте Богу нашему, пойте. Пойте Цареви нашему, пойте», — было заповедано апостолом, и это разумно воспринято нашими святыми отцами!
Александр Николаевич Емельянов — руководитель хора Новосибирского кафедрального собора Русской Православной старообрядческой Церкви, лектор и хранитель знаний и традиций древнерусской духовной музыки посетил Красноярск в рамках XXVIII общегородского фестиваля «Весенние хоровые капеллы». Регент провел серию лекций-практикумов для студентов и преподавателей Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского и, пользуясь возможностью, мы узнали у Александра Николаевича, как он пришел в столь интересную и необычную профессию, чем особенно старообрядческое пение, и почему он считает важной просветительскую деятельность.
На протяжении нескольких веков знаменное пение претерпевало эволюционные изменения и к XVII веку подошло приблизительно в той вариации, которую сегодня можно услышать во всех старообрядческих храмах. Но не всем известно, что вплоть до середины XVII века текст богослужебных песнопений отличался наличием распевающихся твердых и мягких знаков (в «О» и «Е», соответственно).
Далеко не все старообрядцы знают, что до церковного раскола на богослужениях звучало несколько иное пение, нежели в современных храмах РПСЦ и РДЦ. Хомовое пение — это редкое культурное явление, знакомое беспоповцам и немногочисленным знатокам древнерусской музыки.
О том, как связаны богослужебное пение и написание икон, насколько близки напевы, которые мы сейчас слышим в приходских храмах, к тому, что звучало на богослужениях во времена Древней Руси, почему в хоре должна быть важна личность каждого певчего, и правда ли, что для привлечения молодежи в храмы нужно вводить попсовое пение за богослужениями в сопровождении гитар, или молодых людей, скорее, заинтересует знаменное пение, а также о многом другом корреспондент портала «Приходы» расспросил Анатолия Гринденко, основателя и руководителя хора «Древнерусский распев».
А знаете ли вы, что самые древние певческие книги, которые возникли, — это Стихирарь (стихеры часто поются только один раз в году на праздник святого, естественно, держать их в памяти было сложнее всего). Последней книгой был Обиход. Эта книга появилась только в 17 веке, когда возникло явление многораспевности — появление множества распевов на один текст, скажем, в одном сборнике могло быть 19 херувимских. А до этого ни у кого даже не возникало мысли записать херувимскую, зачем, ведь ее поют на каждой службе и помнят ее все. Об этом и многом другом читайте в эксклюзивном интервью с Екатериной Матвеевой — куратором программы «Русское певческое искусство» в Русской христианской гуманитарной академии.
Как сказал Б.П. Кутузов: «Знаменный распев — подлинно народное творчество, или, говоря по иному, творчество соборное. Это, несомненно, главный и основной ствол, от которого затем пошли побеги и ветви паралитургического творчества». Сегодня своим опытом после «знакомства» со знаменным распевом делится Эмилия Аронова, прихожанка храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы в г. Казани.
Предлагаем вашему вниманию очередную статью теоретика знаменного пения, участника хоровой группы «ЛИКЪ» Павла Катаева, составленную на основании конспекта лекции от 20 марта 2016 года в Нижегородской Воскресной школе им. Преподобного Сергия Радонежского. Автор продолжает свое исследование о древнерусской музыке. На этот раз речь пойдет о знамени, по имени которого часто называют старообрядческое пение крюковым, т.е. о «Крюке». Интересна подача автором духовного понимания этого знака. Исследование будет интересно как знатокам, так и всем любителям древнерусского знаменного пения.
Предлагаем Вашему вниманию вводную статью теоретика знаменного древнерусского пения, участника хоровой группы «ЛИКЪ» Павла Катаева. Автор начинает свое исследование с объяснения древнерусского музыкального знака «параклита» и пытается понять причину его выделения в богослужебной практике. Напомним, что с этого знамени начинается большинство церковных песнопений. Интересна подача автором духовного понимания «параклита». Знамя параклит истолковывается как «послание Святаго Духа на апостолов в день пятьдесятницы» и имеет благословляющее значение для всей знаменной нотации.
Наш сайт продолжает начатую ранее тему древнерусского пения. Сегодня известный старообрядческий головщик, руководитель «Хора певчих старообрядческих приходов Сибири» Александр Николаевич Емельянов расскажет о том, как он буквально по крупицам восстанавливает традиции знаменного пения на примере первых записей Морозовского хора.
Древнерусский богослужебный чин Пещного действа оставил яркий след в истории древнерусского искусства. Однако источника, который бы содержал полный текст Пещного действа, не существует. Пещное действо вновь зазвучало в начале ХХI века в исполнении ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин». В 2008 году П. Терентьева защитила диссертацию «Музыкальная текстология и реконструкция древнерусского чина Пещного действа», в которой гимнография действа была представлена в полном виде.