14 мая 2025 года состоялось знаковое для старообрядчества событие. В Доме русского зарубежья, что расположен в столице, г. Москве, прошла научная конференция, посвященная презентации книги «Запрещенное согласие. Неокружническое движение в истории старообрядческой Белокриницкой иерархии». Один из наиболее интересных докладов был сделан А. Ю. Рябцевым, потомственным старовером из неокружников.
30 мая—1 июня 2025 года в городе Ростове Великом состоялся фестиваль древнерусского пения «Невма». В нем приняли участие многочисленные хоры, которые представили старообрядческие и единоверческие общины, а также профессиональные вокальные ансамбли. На многих это событие произвело неизгладимое впечатление. Мы беседуем с одним из зрителей фестиваля, иереем Александром Парфеновым.
Одна из мощнейших промышленных империй Европы была основана тульским кузнецом. Никита Антюфеев, пройдя путь от подмастерья до хозяина собственного завода, был вынужден отдать казне налаженное под Тулой производство. Взамен он получил маленький заводик в уральской глуши. Тогда никто не мог предположить, что это станет началом новой индустриальной истории. Но Антюфееву, впоследствии ставшему Демидовым, это удалось.
Ежегодная научно-практическая конференция по церковному искусству, организованная заведующим отделом икон Музея истории и культуры староверия (г. Боровск) Михаилом Черновым, совместно с музеем-заповедником «Ростовский кремль», уже давно стала одним из главных событий для российских историков и искусствоведов. На это мероприятие собираются специалисты самого разного профиля — от молодых полевых практиков до кабинетных академических ученых, от начинающих культурологов до маститых коллекционеров произведений старообрядческого и древнерусского искусства. Беседу с Михаилом Черновым об этой конференции можно прочитать в материале «Содружество ученых и коллекционеров». Вторая беседа была посвящена боровской иконе. Сегодня мы побеседуем на необычную тему — отсылки к неким иным смыслам в старообрядческих иконах.
Сегодня, 16 июня, начался Петров пост. Это один из четырех многодневных годовых постов, который установлен в честь святых апостолов Петра и Павла, постившихся с целью приготовления себя к евангельской проповеди (Деян. 13, 3). Петров пост начинается через неделю после Троицы и, в отличие от всех прочих многодневных постов, имеет различный период по продолжительности: от 8 до 42 дней, в зависимости от пасхального цикла. Заканчивается он всегда в день памяти Петра и Павла, 12 июля (29 июня ст. ст.).
В первое воскресенье после дня Пятидесятницы совершается празднество всем святым угодникам Божиим, вписанным в святцы и не вписанным. Таким образом, Церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть. Сколько всего святых в христианстве — неизвестно.
14 мая в Доме русского зарубежья г. Москвы состоялась конференция-презентация сборника научных трудов, посвященных истории крупного, но практически неизвестного старообрядческого согласия неокружников. На нем с докладом о современном состоянии старообрядческого богословия выступил исследователь и публицист Даниил Андрюков.
Троица — это двунадесятый подвижный праздник, который попадает на воскресенье через семь недель после Пасхи и установлен в воспоминание сошествия Св. Духа на апостолов в виде огненных языков. Также называется Пятидесятницею от того, что сошествие Святого Духа совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы (в память Синайского законодательства). Праздник называется иначе Троицыным днем, потому что с сошествием Св. Духа на апостолов вполне открылась св. Троица и закончилось дело Ее о спасении людей. Празднование Св. Духу совершается на другой день после Св. Пятидесятницы, в понедельник, который поэтому называется «Духовым днем». Праздник Святой Троицы называют днем рождения Церкви.