Андрей Ефимович Корниенков, 1926-2010 гг., был родом из старообрядческого села Кунича (Молдавия). Фронтовик, рядовой, воевал на 2-м Белорусском фронте. Награждён медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией», орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Октябрьской революции, орденом Трудового красного знамени, другими правительственными наградами. С 2000 по 2008 годы был председателем церковного совета храма св. мучеников Флора и Лавра в Куниче. При жизни Андрея Ефимовича его племянник и крестник успел записать воспоминания периода ВОВ, которыми мы делимся с нашими читателями.
Судьбы на войне все разные. Кто погибает, не дойдя до фронта, кто в первой атаке, а кого беда минует, и он после множества ранений и контузий возвращается домой. У солдата Лактиона Леоновича Рыльского, старообрядца из села Покровки (Молдавия), сложилась его воинская судьба иначе.
Община — это не храм, не приход, не колокольня, не паникадило, не церковный дом, не батюшка и даже не Митрополит! Так что же это за слово такое странное, «община»? На этот вопрос попробовали ответить в старообрядческой общине подмосковного поселка Шувое.
Почему без русских не может быть России? Кто такие русские? Можно ли русским стать или только родиться? Нужна ли русификация русских? Об этих и других важных вопросах бытия русского народа в своей программной работе «Русское национальное самосознание» размышляет известный публицист, блогер, русский националист, главный редактор сайтов «Русский обозреватель» и «Новые хроники», ведущий телеканала «Царьград» Егор Станиславович Холмогоров.
В древние времена вставали до восхождения солнца, молились тотчас Богу, испрашивая Его помощи на все добрые дела, и, не помолясь, не начинали никакого дела. В важных и опасных предприятиях исповедовались и причащались. У зажиточных людей при невозможности почему-либо, хотя бы по болезни, уходить и выезжать в приход были свои домовые церкви, свои священники-духовники, содержимые на жалованье. О том, как жили наши благочестивые предки, читайте отрывок из книги М. Забылина.
Пасхальное поздравление Преосвященным архипастырям, пастырям и всем боголюбивым чадам святой Древлеправославной Церкви Христовой от Предстоятеля РДЦ Патриарха Московского и всея Руси Александра (Калинина).
Архипастырское пасхальное послание Первоиерарха Древлеправославной Церкви Белокриницкой иерархии Леонтия, Архиепископа Белокриницкого и Бухарестского и всех древлеправославных христиан Митрополита. Возлюбленным о Господе Воскресшем архипастырям и пастырям, диаконам, чтецам и певцам, дорогим братиям и сестрам, юношам, девушкам и детям, всем древлеправославным христианам. 2019 г., г. Брэила.
Пасхальное Архипастырское поздравление (2019 г.) преосвященным архиереям, благоревностным священнослужителям и всем верным и благоговейным чадам Русской Православной Старообрядческой Церкви от Предстоятеля РПсЦ митрополита Корнилия.
Пагубное влияние «зеленого змия» известно еще с ветхозаветных времен. Данные современной статистики открывают весьма печальную картину губительного воздействия алкоголя на окружающее общество. В книге «Златоуст» сказано, что упиваться в пост есть великое зло. Много сказано святоотеческих поучений, порицающих пьянство и призывающих христиан к достойному их веры образу жизни. Некоторые наиболее заслуживающие внимания проповеди приведем по старообрядческой книге «Измарагд» в свободном переводе.
В сборнике поучений «Златоуст» на второй и третьей неделе Великого поста размещены поучения святителя Григория Богослова о святой Божественной Литургии и святого Иоанна Златоустого о святом Причастии. В дни поста для наших читателей представляем душеполезное чтение о самых важных таинствах Церкви.
Блюда из рыбы издавна считались одними из самых полезных и вкусных. В праздник Вербного воскресенья, который попадает на Великий пост, всегда разрешается в пищу рыба. Сегодня мы вновь обращаемся к старинным рецептам книги Е.И. Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» и пробуем приготовить запеченного морского окуня.
Сегодня мы расскажем Вам о династии знаменитых предпринимателей Рябушинских, которая вызывала одинаковую неприязнь и у императора, и у вождя большевиков.
Министр спорта России Павел Колобков наградил золотыми знаками ГТО («Готов к труду и обороне») 15 россиян. Один из награжденных, участник проекта «Лето в кроссовках», Иван Шабашов является уставщиком храма Русской Православной старообрядческой Церкви, что в г. Верещагино Пермского края.
Епископ Павел Коломенский — один из первых мучеников за старую веру. По общепринятому старообрядческому преданию, мученическая кончина епископа Павла произошла 16 апреля (по н. ст.) 1656 года на Страстной седмице в Великий Четверг. В этот день установлено почитание памяти священномученика Павла, епископа Коломенскаго, иже за древлее благочестие пострадавшаго. А сегодня Церковь отмечает 360-летний юбилей его преставления к Богу.
Святая Церковь открывает нам посмертную участь наших душ, насколько это нам необходимо. Открывает для того, чтобы мы могли составить представление о том, что ожидает нас за завесой, разделяющей мир вещественный от духовного. Когда же предстоим мы на мытарствах и ведем брань с духами злобы, пытающимися увлечь нас в пропасти ада? Сегодня и каждый день нашей жизни! Ибо наша жизнь и есть лествица. Там, по разлучении нашей души с телом, мы увидим результат того, что на самом деле уже совершено при жизни.
В 2019 году исполняется 135 лет со дня основания Орехово-Зуевского православного старообрядческого храма во имя Рожества Пресвятой Богородицы на улице Кузнецкой, согласно распоряжению Министерства культуры РФ и Министерства госимущества РФ № 215/452-р от 1.04.1999 года святыня является памятником истории и культуры регионального значения. Представляем очерк местного краеведа Евгения Голоднова об истории и современном дне этой общины.
Депутат Владимир Петров из Законодательного собрания Ленинградской области предложил вернуть в силовые структуры России дореволюционное обращение «господин». Это сразу же вызвало живую реакцию в электронных СМИ и, к сожалению, традиционный для нашего постсоветского общества спор. Приводим комментарий общественного деятеля Алексея Селиванова.
Что произошло при Патриархе Никоне? Как возникла идея Единоверия? Какова судьба старообрядных единоверческих приходов РПЦ после революции 1917 года и сегодня? Что привлекает современного человека в старом обряде? На эти и другие вопросы «Русского Дома» отвечает протоиерей Иоанн Миролюбов, настоятель Покровского храма в Рубцове (Москва), секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, в прошлом — наставник Гребенщиковской старообрядческой поморской общины города Риги (Латвия).
Вопросы об ограничениях интимного общения супругов в периоды четырех многодневных постов и определенных дней недели в течение календарного года весьма часто поднимаются семейными людьми на исповеди. Однако до сего дня нет четкого ответа на этот вопрос, и каждый духовник решает его исходя из своего духовного опыта. А что же говорят по этому поводу Священное Писание и Предание, а также древнерусские канонисты?
Пока готовится полная верстка Русского Летописца 1649 года, сайт «Русская вера» продолжает публикацию этого уникального исторического источника, который ранее никогда не публиковался. В настоящий выпуск вошли разделы Летописца от призвания варягов. Он посвящен призванию Рюрика, основанию Москвы князем Олегом, завоеванию Олегом Киева, походам Олега и Игоря на Византию. Подробно рассказывается о княгине Ольге, жене Игоря, как они познакомились, как Ольга отомстила древлянам за убийство Игоря.
Человека, оказавшегося внутри пещерного храма, обступает холод, который источают каменные стены, и полумрак, смягченный огоньками свечей. Лица людей в этой полутьме делаются похожи на лики, на потемневшие иконы. Здесь, на подворье Александро- Свирского монастыря, у Брестского парка в Невском районе г. Санкт-Петербурга, в пещерном храме преподобного Александра Свирского собирается единоверческая община святой Людмилы — верующие, служащие по старому обряду, но находящиеся в лоне РПЦ.
30 марта (по новому стилю) почитается днем памяти преподобного Алексия, человека Божия. В этот день честные останки святого Алексия были погребены в храме во имя святого Внифантия на Авентинском холме. Многие святые названы в святцах по месту рождения или своего прославления (Никола Мирликийский, Мария Египетская и т.п.). И только немногие удостоились называться по своим душевным качествам. К последним относится и житель Рима Алексий, вошедший в историю христианства с именем «человека Божия», данного ему Самой Божией Матерью.
27 марта 2019 года в Москве, в Доме причта при Покровском кафедральном соборе РДЦ, состоялось очередное заседание рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством. Публикуем протокол собрания.
Несколько лет назад в бывшем центре старообрядческого движения на Средней Печоре, деревне Медвежской Республики Коми, был открыт общественный музей «История старообрядческой деревни». Основательницей этого хранилища истории стала внучатая племянница наставника старообрядцев деревни Медвежской Самоила Мамонтова — Вера Копытова. Автора репортажа потрясли жители деревни — искренние, глубоко порядочные, бескорыстные, трудолюбивые и так бережно относящиеся к своей истории. Поэтому ей захотелось рассказать о них.
12 марта 2019 года в конференц-зале Библиотеки Российской академии наук состоялись научные чтения «Федор Антонович Каликин и его коллекции», посвященные деятельности одного из самых легендарных собирателей древностей. Участники чтений обсудили вклад Федора Антоновича Каликина в изучение и сохранение древнерусской и старообрядческой культуры, а также его личное участие в формировании предметных и рукописных коллекций в собраниях музеев, библиотек и хранилищ Санкт-Петербурга.
Крестецкая строчка — уникальный вид русской народной сквозной вышивки, промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия. Это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.
В наше время вопрос о частоте и практике причащения волнует очень многих и является весьма спорным. По сложившейся традиции, взрослые старообрядцы приступают к принятию Святых Таин в периоды многодневных постов: Великого, Петровского, Успенского и Рождественского, то есть максимум 4 раза в год. О вопросе внешних и внутренних границ Церкви в контексте Таинства Причащения рассуждает иерей Глеб Бобков, приводя цитаты из беседы святого Иоанна Златоуста.
Что такое «постная» посуда? Как в народе относились к священникам, дающим поблажки в пище во время поста при болезни? Как постились грудные детки и с какого возраста для них начинался пост наравне со взрослыми? Представляем весьма интересное описание традиций, связанных с постами на Руси ХIХ века, запечатленных этнографом-беллетристом С.В. Максимовым в результате ряда этнографических экспедиций по российским губерниям. Необходимо отметить, что автор наблюдал и записывал обычаи верований как крестьян-старообрядцев, так и приверженцев господствующего вероисповедания — РПЦ.
Сайт «Русская вера» начинает публикацию уникального исторического источника — Русского Летописца 1649 года. В настоящий выпуск вошли разделы Летописца от начала русской истории до призвания варягов. Помимо фотографий, для удобства чтения дается транслитерация, а также сравнительная таблица с началом Повести Временных Лет.
История литовских староверов насчитывает более трехсот лет. Первые переселенцы на территории современной Литвы появились в конце XVII века. Это были религиозные беглецы из России, жестоко гонимые на родине после реформ патриарха Никона. В XVIII веке на территории бывшей Речи Посполитой уже проживали десятки тысяч староверов. Сегодня на территории Литвы сохранилось 52 старообрядческих храма, однако наибольший интерес вызывает именно Клайпедская старообрядческая община.
В продолжение Великого поста мы подготовили для наших читателей ответы священников из рубрики «Вопрос священнику», имеющие отношение к посту. Что можно делать в пост, а что нет? Сколько раз в день в пост можно кушать? Как найти силы воздерживаться от супружеской жизни? С какого возраста нужно начинать поститься детям и в каких книгах это можно почитать? Читайте ответы на эти и многие другие вопросы.
В 2019 году исполняется 225 лет со дня освящения церкви во имя пророка Илии в г. Гомеле (Беларусь). Храм имеет интересную историю: по преданию, в нем дважды побывал и молился известный бунтарь Емельян Пугачёв. Возможно, это и легенда, а вот то, что в 1985 году в этой церкви принял иноческий постриг с именем Алимпий будущий первый старообрядческий митрополит Московский и всея Руси после раскола, — сущая правда! Об истории и современном дне храма рассказывает председатель Церковного совета Общины В. В. Шаронов.
Осенью прошлого года в Россию из Бразилии приезжали русские старообрядцы. Смотрели земли, куда могли бы переехать из Южной Америки, общались со староверами, которые переселились сюда раньше. Авраам Калугин задержался в России дольше всех. Незадолго до отъезда в Бразилию он дал интервью порталу «Родина».
6 марта 2019 в Музее имени Андрея Рублева состоялась презентация выставки «Графические образцы русской иконы. Итоги реставрации». На выставке представлены наиболее интересные и значительные в художественном отношении иконописные образцы (прориси) второй половины XVII — середины XIX века. Выставка будет действовать с 07 марта по 07 апреля 2019 года.
27 февраля 2019 года в Москве, в КПЦ им. протопопа Аввакума, состоялось очередное заседание рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством. Публикуем протокол собрания.
11 марта для всех древлеправославных христиан наступит время Великого поста, который продолжится более месяца и завершится празднованием Воскресения Христова 28 апреля. Несмотря на то, что основные требования поста изложены в любом церковном календаре, у верующих и неверующих возникают самые разные вопросы по этой теме. Сегодня на вопросы редакции сайта «Русская вера» отвечают старообрядческие священники.
С незапамятных времен Масленица слыла на Руси самым разгульным и веселым народным праздником, неотъемлемой частью которого была музыка. В книге пророка Даниила сказано, что в Храме, построенном Соломоном, употреблялись сопели, гусли, кимвалы, трубы, органы, свирели, самвики и псалтири и всякого рода мусикийска. Какими музыкальными инструментами пользовались в дни веселья и праздников наши предки? Об этом читаем у этнографа и историка М. Забылина.
Память святого великомученика Феодора Тирона почитается Церковью дважды в год: в день мученической кончины святого 1 марта (17 февраля ст. ст.) и в субботу первой недели Великого поста. В пятницу утром обычно совершается молебен великомученику Феодору Тирону и освящение кутии (пшеницы, сваренной с медом) — напоминание о том, что в IV веке великомученик Феодор предупредил христиан о том, что вся пища на городских рынках осквернена идоложертвенной кровью. Святому великомученику Феодору молятся об обретении украденного.
Предстоящее 400-летие протопопа Аввакума — это очень знаковое явление. Мало кому известно, что этот юбилей поддержан на самом высоком государственном уровне. Но кто вообще что знает о протопопе Аввакуме? Что это за такое празднование, широко известное в очень узких кругах? Неужели, как обычно, мы соберемся, помолимся, попоем, покушаем, посмотрим выставки и разойдемся? Сегодня иерей Иоанн Севастьянов рассуждает о значимости предстоящего юбилея, в частности о том, что событие могло бы стать прекрасным поводом популяризировать само слово «старообрядчество» и увеличить узнаваемость этого явления.
Несколько лет на нашем сайте работает рубрика «Вопрос священнику». Абсолютное большинство вопросов, поступающих священникам, связано с личной жизнью вопрошающих: выбор будущего спутника жизни, проблемы в отношениях мужа и жены, конфликты с родителями, измены, разводы и другие негативные стороны супружеской жизни. В интервью с Марией Терехиной, супругой священника Дмитрия Терехина (РПЦ), раскрываются животрепещущие вопросы о православном браке, семье и взаимоотношениях мужчины и женщины, а также о воспитании детей.
Продолжение исследования нашего автора — предпоследний материал, который открывает многие малоизвестные факты единства между русскими и татарами на самом глубоком уровне.
В наши дни на улицах городов можно часто встретить людей с татуировками на теле. В некоторых музыкальных субкультурах они получили популярность, сопоставимую с модой на сами рок-группы, одежду и прически. Татуировки становятся распространенными и среди обычных людей. Летом нетрудно встретить девушек с татуировками на крестце или щиколотках. Как к этому относиться, хорошо это или плохо, может ли быть христианином человек с татуировками? Об этом явлении рассуждает о. Иоанн Курбацкий (РПсЦ, г. Калуга).
Постановления Совета Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви, состоявшегося в Москве 19–20 февраля 2019 года в Доме причта на Рогожском.
Кто сегодня является благотворителями в Общинах? Какие существенные проблемы возникают при строительстве храмов? Как происходит сбор средств на строительство и ежемесячное обслуживание? Об этом мы беседуем с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону иереем Иоанном Севастьяновым.
В.В. Шаронов — старообрядческий поэт, врач-терапевт с многолетним стажем, заведующий поликлиники в г. Гомеле (Беларусь). Сегодня Владимир Владимирович в интервью «Русской вере» рассказывает, как можно с помощью поэзии говорить о старообрядчестве, советует творческим людям лекарство от гордости, отвечает на вопрос о том, как можно научиться писать стихи, а также предлагает к прочтению переложение евангельских историй на современный язык поэзии.
Как известно, Освященный Собор Белокриницкой митрополии, прошедший 25 октября 2018 года в г. Брэила (Румыния), призвал братскую Московскую митрополию рассмотреть и опровергнуть Мирную Грамоту совместного служения между Московской Митрополией РПсЦ и Древлеправославной Архиепископией, принятую в 2017 г на Освященном Соборе Московской митрополии РПсЦ. Накануне Совета Митрополии РПсЦ это решение комментирует иерей Иоанн Севастьянов.
Неделя о блудном сыне — это второе из четырёх воскресений подготовки к Великому посту. Позади неделя о мытаре и фарисее, впереди неделя Мясопустная (неделя о Страшном Суде). В этот день на литургии читается глава из Евангелия — притча, в которой говорится, что Бог с радостью и любовью принимает каждого кающегося грешника, под которым в этой притче понимается блудный сын.
24 января 2019 года в Москве, в зале Церковных Соборов, расположенном в Новых Палатах (ранее это здание именовали Домом причта) Митрополии РПсЦ, состоялось заседание рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством.
В Ельцин Центре, в рамках проекта журналиста Валерия Выжутовича «Другой разговор», состоялась творческая встреча с режиссером Николаем Досталем, автором широко известных фильмов «Облако-рай», «Штрафбат», «Завещание Ленина», «Раскол», «Монах и бес» и других. Общение началось с просмотра одной из частей многосерийного фильма «Россия. ХХ век. Взгляд на власть», в котором Досталь, опираясь на архивные документы и общеизвестные факты, обвиняет советских вождей в бесчеловечном отношении к своему народу. Таким образом, встреча сразу приобрела отчетливое политическое звучание. Вашему вниманию — ответы Николая Досталя на вопросы ведущего и аудитории.
Открытое письмо координатору Рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством, профессору М. О. Шахову, от Русской Древлеправославной Церкви.
Почему без русских не может быть России? Кто такие русские? Можно ли русским стать или только родиться? Нужна ли русификация русских? Об этих и других важных вопросах бытия русского народа в своей программной работе «Русское национальное самосознание» размышляет известный публицист, блогер, русский националист, главный редактор сайтов «Русский обозреватель» и «Новые хроники», ведущий телеканала «Царьград» Егор Станиславович Холмогоров.
В приведенном отрывке «Записок о Московии» барона Сигизмунда фон Герберштейна рассказывается о внутреннем устройстве Русского государства первой половины XVI века: как заключались браки, каково было положение древнерусской женщины, как происходили военные сражения, каково было правосудие на Руси и многое другое.
Портал oblgazeta.ru рассказывает об устройстве жилища по народным традициям. Как изменились русские традиции строительства дома в уральских условиях? Во-первых, снежные и морозные зимы здесь редко обходятся без ветров. А во-вторых, тут селились старообрядцы, жившие большими семьями. Это и повлияло на устройство и украшение русского дома.
Кто сегодня является благотворителями храмов? Как строятся храмы? Как происходит сбор средств на строительство храмов? Об этом мы беседуем с настоятелем храма Знамения Пресвятой Богородицы в г. Калуге Иоанном Курбацким.
Несколько дней назад в сети появилось весьма необычное видео, на котором священнослужитель какой-то христианской церкви совершает некий обряд, держа в руках мощи — стопу. Это видео очень шокировало многих зрителей, включая и старообрядцев. Вскоре было установлено, что это омовение мощей Дады, Гаргала, Гаведдая (сына царя Персидскаго Савория) и св. мц. Каздои, сестры его. Омывает Архиепископ Флавиан Славский из братской Белокриницкой митрополии. Так ли уж удивителен этот обряд? Откуда он взялся и почему про него почти никто не слышал в России?
Какие у беспоповцев разногласия с Русской Православной старообрядческой Церковью? Как выбираются беспоповские наставники? Почему невозможно объединение с РПЦ? Каково нынешнее положение беспоповцев на Урале? Есть ли раскол среди самих старообрядцев? Обо всем этом рассказывает представитель едва ли не самого закрытого течения в старообрядчестве — часовенного — бизнесмен Дмитрий Панов.
О свадебных и семейных традициях староверов «АиФ-Казань» рассказал управделами Казанско-Вятской епархии Русской Православной старообрядческой Церкви, настоятель храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Казани протоиерей Геннадий Четвергов.
В 2019 году исполняется 125 лет со дня рождения старообрядческого священника Федора Евгеньевича Торлина. Земной путь его пришелся на годы гонений. Но, несмотря на столь тяжелые времена, жизнь священника стала образцом служения Богу и ближним. Уникальные данные и фотографии предоставила внучка о. Федора — Нина Борисовна Торлина.
Болгарская цивилизация оставила нам в наследие церковно-славянский язык. Сохранившиеся глаголические рукописи помогают лучше понять церковно-славянские Евангельские тексты. Сами буквы славянской азбуки — это христианское осмысление всей предшествующей истории Севера — земли Афетовой.
Сегодня мы готовим разварную говядину с сыром по рецепту из книги Е.И. Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве».
На Освященном Соборе РПсЦ, состоявшемся осенью 2018 года, обсуждался вопрос кадровой политики. Выяснилось, что многие приходы не имеют постоянных священников, а их общий дефицит составляет 130-140 человек. О важной роли священника на приходе наш постоянный автор Максим Гусев беседует с известным уральским священником — протоиереем Иоанном Устиновым.
Национальный архив Латвии 20 декабря 2018 года открыл доступ к картотеке КГБ ЛССР. Согласно этим данным, среди агентов советских органов числятся бывшие и нынешние представители духовенства. Наша редакция представила читателям ряд материалов по этой теме. Сегодня мы публикуем небольшой очерк по истории вопроса.
Как сегодня живут старообрядцы в Ростове и кто они? Что мы знаем о старообрядцах? В лучшем случае кто-то вспомнит, что они крестились двумя пальцами. Или встанет перед глазами знаменитая картина Сурикова «Боярыня Морозова». А в Ростове сегодня живут больше пятисот старообрядцев. Они лечат ростовчан, учат и занимаются законотворчеством и журналистикой. Чтобы узнать о том, как живет община староверов в Ростове, корреспондент Светлана Ломакина побеседовала с настоятелем Покровского храма иереем Иоанном Севастьяновым.
Среди учетных карточек КГБ ЛССР, опубликованных Национальным архивом Латвии в конце 2018 года, имеются документы, связанные с известными церковными деятелями. Редакция Руверы обратилась к настоятелю храма Покрова Пресвятой Богородицы, что в Рубцове (г. Москва), протоиерею Ивану Миролюбову с просьбой прояснить, является ли его учетная карточка свидетельством каких-то фактов сотрудничества с КГБ СССР, на что о. Иван предоставил решения латвийского суда Земгальского предместья Риги по данному вопросу.
Почему без русских не может быть России? Кто такие русские? Можно ли русским стать или только родиться? Нужна ли русификация русских? Об этих и других важных вопросах бытия русского народа в своей программной работе «Русское национальное самосознание» размышляет известный публицист, блогер, русский националист, главный редактор сайтов «Русский обозреватель» и «Новые хроники», ведущий телеканала «Царьград» Егор Станиславович Холмогоров.
Национальный архив Латвии 20 декабря 2018 года открыл доступ к картотеке КГБ ЛССР. Согласно этим данным, среди агентов советских органов числятся бывшие и нынешние представители духовенства. О сложности и неоднозначности этого события рассуждает настоятель храма Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Ростове-на-Дону иерей Иоанн Севастьянов.
Святитель Василий Великий — один из трех Вселенских святителей, епископ Кесарии Каппадокийской. Память ему совершается 14 января (1 января по старому стилю).
В настоящее время, когда сильны угрозы тотальной глобализации, существует реальная опасность потери связи исторической памяти, национальных корней, самобытности, духовности. Именно старообрядчество как явление, обладающее устойчивым чувством культурно-конфессиональной преемственности поколений, наиболее полно смогло сохранить и донести до сегодняшнего дня весь спектр духовных, в т.ч. и праздничных традиций.
Я вырос на добрых сказках, которые рассказывал мне ныне покойный дед Никифор, старовер, каких, по моим наблюдениям, все меньше сегодня в наших храмах. И хотя жили мы не в избушке посреди деревни, а в обычной городской квартире, сидеть у камина или топящейся печурки нам в то время не приходилось — мы легко размещались на стареньком диване, усаживались на него по нескольку раз в неделю, и общались…
Рождественское послание Преосвященным архипастырям, благоговейным иереям и диаконам, усердным инокам и благочестивым мирянам, чадам Русской Древлеправославной Церкви от Предстоятеля РДЦ Патриарха Московского и всея Руси Александра (Калинина).
Архипастырское рождественское послание Первоиерарха Древлеправославной Церкви Белокриницкой иерархии Леонтия, Архиепископа Белокриницкого и Бухарестского и всех древлеправославных христиан Митрополита. Благоревностным и Боголюбивым архипастырям и пастырям, священническому и иноческому чину и всем верным чадам Святой Древпеправославной Христовой Церкви Белокриницкой иерархии. 2018/2019, град Брэила.
Архипастырское поздравление с Рожеством Христовым (2018-2019 г.) благоревностным священнослужителям и всем верным чадам Русской Православной cтарообрядческой Церкви в Украине от преосвященнейшего Архиепископа Никодима (Ковалева).
Архипастырское поздравление с Рожеством Христовым (2018-2019 г.) всем верным и благоговейным чадам Русской Православной старообрядческой Церкви от Предстоятеля РПcЦ митрополита Корнилия.
Одним из наиболее полных и достоверных описаний Русского государства первой половины XVI века являются «Записки о Московии», написанные опытным австрийским дипломатом, находившимся долгое время в Великом княжестве Московском — бароном Сигизмундом фон Герберштейном. Используя славянский язык, он общался с русскими и из первоисточников открывал для европейцев российское государство. В приведенном отрывке рассказываются интереснейшие факты о таинствах крещения, исповеди, причащения, а также о традициях праздников, поминания умерших, почитания святых, поста и десятины.
Сегодня старообрядчество привлекает пристальное внимание общественности. Любопытство вызывают люди, которые в XXI веке придерживаются традиций и устоев многовековой давности. О том, что сегодня представляют собой старообрядческие согласия в Прибайкалье и как устроен их родовой уклад жизни, рассказывает Александр Костров, профессор кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ.
Что это — спасение? Почему ангел Господень повелел Иосифу дать родившемуся от Девы Марии Богомладенцу именно это сладчайшее имя — Исус, что значит Спаситель? Почему Святая Апостольская Древлеправославная Церковь так увещает нас стремиться к спасению? В чем же смысл жизни, если все равно все похитит смерть? Об этом и многом другом рассказывается в проповеди иерея Константина Литвякова, настоятеля храма св. великомученика Георгия Победоносца в г. Хмельницком (Украина).
В предпоследнее воскресенье Рождественского поста по церковному Уставу мы чествуем память святых праотец — прародителей Христа по плоти, о которых свидетельствует св. ап. Павел, что они «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11, 33–34).
Мы, христиане, святость относим в первую очередь к Богу: прилично и достойно говорить о Святой Церкви, Святом Евангелии, Святом Храме, Святой Литургии. Но где эти границы святости? Посвящены ли лестовка, подручник, подсвечник, молитвенная одежда Богу, или они всего лишь молитвенные принадлежности? И что же главное в нашей вере? Об этом сегодня размышляет иерей Глеб Бобков.
22–25 декабря 2018 года (н. ст.) в г. Москве, в резиденции Древлеправославного Патриарха Александра (Калинина), Московского и всея Руси, состоялся Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви. Публикуем его деяния.
В мае прошлого года президент России Владимир Путин посетил Рогожскую слободу — один из центров старообрядчества. Вскоре после этого начались мероприятия по подготовке переселения староверов из-за рубежа на Дальний Восток с предоставлением крупных земельных участков и денежных средств. А в начале октября 2018 года в Москве состоялся Всемирный старообрядческий форум. В связи с этими событиями по интернету стали ходить конспирологические слухи: глава государства делает ставку на старообрядцев. Сегодня об этом рассуждает староста Успенской единоверческой общины Симбирска, директор Симбирского епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции Владимир Басенков (единоверие).
Мы все живем на одной российской земле — татары, русские, другие народы. Несмотря на то, что некоторые стали мусульманами, а другие сохранили христианскую веру, — все мы «адәм баласы», «дети Адама», потомки Ноя из рода Афета. Представляем первый материал, который открывает многие малоизвестные факты единства между русскими и татарами. Автор планирует продолжать исследование.
На международной республиканской научно-практической конференции «Традиции старообрядческой благотворительности» (гг. Казань — Чистополь, 3–4 октября 2018 г.), посвящённой памяти Якова Филипповича Шамова, выступил кандидат исторических наук, главный советник Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики Игорь Евгеньевич Алексеев. Публикуем его доклад.
15 декабря 2018 года в Киеве состоялся Объединительный собор поместной Украинской Православной Церкви, который был призван создать новую украинскую церковь и выбрать ее предстоятеля. Это событие сегодня комментирует настоятель Покровского храма в г. Ростове-на-Дону иерей Иоанн Севастьянов.
Одним из распространенных блюд русской кухни, употребляемых в Рождественский пост, является похлебка. Впервые похлебка появилась несколько столетий назад. В отличие от супов и щей, приготовляемых на мясных бульонах, похлебки — легкие супы, основу которых составляют вода и овощи. Предлагаем рецепт картофельной похлебки.
В медиа историк Александр Пыжиков присутствует как автор публикаций о старообрядцах, православном расколе XVII века, экономике России рубежа XIX-XX веков и проблематике революций 1917 года. Уже больше года в столичной консервативной политтусовке только и разговоров, что о его трудах. Люди ищут у себя староверческие корни, а старообрядческим менталитетом теперь объясняют всё непонятное, что есть в родной стране. Корреспондент Накануне.RU побеседовал с историком и попытался понять, в чем суть его идей. Интервью с А. Пыжиковым комментирует наш автор иерей Иоанн Севастьянов.
101 год назад, 15 декабря 1917 года, в Москве был убит у себя дома Егор Егорович Егоров — известный каждому исследователю московского старообрядчества купец 2-й гильдии, признанный начетчик, авторитетнейший деятель Преображенской федосеевской общины, собиратель книг, иконописи. Ему было всего 55 лет. На протяжении многих лет основной была версия убийства с целью ограбления, но в 2013 году выяснились новые интересные подробности.
Денис Пересторонин — не только крупнейший в России собиратель рукописных и старопечатных книг, но и заядлый путешественник по глухим и неизведанным уголкам Русского Севера, куда он регулярно ездит на протяжении уже более чем двадцати лет. В свете недавней новости о пожаре, уничтожившем деревянный храм в Кондопоге, мы с Денисом обсудили проблемы функционирования и сохранения памятников деревянного зодчества Русского Севера.
На прошедшем в Москве 1-2 октября 2018 г. Всемирном старообрядческом форуме выступил митрополит Сибирский Русской Древлеправославной Церкви Сергий (Попков). В его ведении находится одна из самых активно развивающихся на сегодняшний день епархий РДЦ. За годы своего служения владыка Сергий основал 20 приходов в Бурятии, смог наладить контакт и с местным населением, и с властями. Мы публикуем расшифровку его доклада. Также владыка Сергий ответил на несколько вопросов нашей редакции.
Степаниде Синифоновне Артаевой 87 лет. Всю жизнь она живет в деревне Малая Сырмеж. Ее предков, староверов, сюда переселили из России в начале XIX века. Когда точно и откуда — не знает, никто не рассказывал. Зато сохранилось предание о том, как ее дед в начале XX века случайно разбогател. И документ есть необычный — план земель и лесных угодий на шелковом холсте, заверенный нотариально. Загадочна и история этого богатства, которое, впрочем, счастья его наследникам не принесло.
16 ноября 2018 года на историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова состоялся круглый стол «Книжность и старообрядчество Костромского края и сопредельных территорий».
5 декабря 2018 года Церковь чтит юбилейный день памяти святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского — 700-летие со дня преставления. Хотя древнерусские удельные князья и были прототипами современных глав региональных правительств, губернаторов и мэров, в отличие от последних среди них встречались люди, которые не только на словах, но и на деле были патриотами своей земли, жертвуя жизнью ради своих подданных.
5 декабря 2018 года исполняется 435 лет со дня преставления Иоанна Федорова. Его имя сегодня является одним из самых авторитетных в мире славянских просветителей. Не случайно поэтому конъюнктурные исследователи, политики и общественные деятели пытаются пересмотреть, оспорить или даже присвоить в той или иной мере труды этого подвижника книжного дела. Однако только старообрядчество оценило в полной степени его просветительский подвиг: в 2009 году Иоанн Федоров был прославлен в лике святых Собором РПсЦ. Публикуем статью, посвященную жизни и подвигам этого подвижника веры Христовой.
О наиболее частых ошибках при оформлении грантовых заявок и каким образом их можно избежать, нам сегодня рассказывает Елена Васильевна Воронова — член старообрядческой общины г. Кирова, кандидат культурологии, доцент кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». Победитель грантов Президента РФ, РГНФ, Министерства образования и науки РФ.
Люди употребляли грибы в пищу и использовали для лечения многих заболеваний с древнейших времен. Грибы — это не только вкусный продукт, но и кладезь витаминов и полезных веществ. Их солят и маринуют, замораживают, из них делают икру, их добавляют к жареному картофелю, овощным блюдам и кашам. Предлагаем рецепт приготовления грибов, жаренных в тесте.
25 ноября на Рогожском состоялась вторая встреча представителей общественности РПсЦ. В зале присутствовали представители почти всех московских общин, количество которых твердо увеличивается в последние годы. Одни из пунктов итоговой резолюции — создание организации «Москва старообрядческая», а также музея истории старообрядчества в Москве.
22 ноября 2018 года в Москве, в зале Церковных Соборов, расположенном в Новых Палатах (ранее это здание именовали Домом причта) Митрополии РПсЦ, состоялось заседание рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством и Оргкомитета по подготовке Всемирного старообрядческого Форума.
Многие книгописцы, главным образом при написании колофонов, любили использовать различные виды тайнописи. Стоит отметить, что тайнопись в данном случае употреблялась скорее не с целью что-то засекретить — она являлась для переписчиков интеллектуальным упражнением, посредством которого ее автор демонстрировал заказчику / читателю / другому каллиграфу собственную эрудицию и вкус. Для носителей традиционной книжной культуры прочтение тайнописи, как правило, не составляло особого труда. Рассмотрим основные виды тайнописи, встречающиеся в традиционных манускриптах XI–XX вв.
8 ноября 2018 года в Москве, в культурном центре «Покровские ворота», состоялась презентация новой книги известного историка-религиоведа, старообрядческого писателя Дмитрия Александровича Урушева.
14 ноября 2018 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева состоялось открытие выставки «Церковь Небесная. Изображение Соборов святых в русской иконописи XVI — начала XX века». На выставке представлены иконы особого типа, на которых изображены большие группы ангелов и святых (иначе — Соборы). В каждом случае выбор этих святых соответствует определенной идее — это небесные заступники и помощники в разных жизненных ситуациях, святые, объединенные по дате празднования в церковном календаре, а также местом своего подвига.
9 ноября 2018 года в г. Старице Тверской области прошла II научная конференция «Культурное наследие русской провинции». Участники конференции обсудили проблемы и перспективы изучения и сохранения археологического, архитектурного, письменного и нематериального наследия русской провинции.
25 октября (н. ст.) 2018 года в граде Брэила (Румыния), в храме святителя Николы, Мир Ликийских чудотворца, состоялся Освященный Собор Белокриницкой митрополии. Публикуем его постановления.
В 2018 году исполняется 100 лет со дня окончания одного из самых трагических событий истории XX века — Первой Мировой войны. О том, каким был мир на пороге войны, какой была сама война и каким образом возможно возродить память о великой войне, сегодня рассказывает доктор исторических наук, член ассоциации историков Первой Мировой войны Татьяна Игоревна Трошина.
100 лет назад, 11 ноября 1918 года, закончился один из самых широкомасштабных и кровопролитных вооружённых конфликтов в истории человечества и особенно XX века — Первая мировая война. В годы этой войны, как и в годы Отечественной войны 1812 года, на фронте воевали десятки и сотни тысяч христиан-старообрядцев. Многие из них отдали свою жизнь за Родину, немало известных старообрядцев стали героями. 12 ноября 2018 года в Париже президент Российской Федерации В. В. Путин принял участие в мемориальной церемонии, посвященной окончанию войны.
4 ноября 2018 года в г. Самаре состоялись масштабные мероприятия, посвященные сразу двум юбилейным датам в истории крупнейшего духовного и культурного центра староверия в Поволжье — старообрядческой общины г. Самары Древлеправославной Поморской Церкви: 140-летию постройки и 25-летию возвращения Храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы. После торжественных мероприятий прошло очередное заседание Средневолжского Совета ДПЦ.
На днях ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий предложил начать изучение церковнославянского языка в школах. Это событие сегодня комментирует настоятель Покровского храма в г. Ростове-на-Дону иерей Иоанн Севастьянов.
8 ноября православные христиане празднуют День памяти великомученика Димитрия Солунского — одного из наиболее почитаемых православных святых, который имеет от Бога благодать покровительства христолюбивым воинам.
На прошедшем в Москве 1-2 октября 2018 года Всемирном старообрядческом форуме с докладом выступила главный редактор древлеправославного духовно-просветительского журнала «Старая вера», автор ряда публикаций в старообрядческих изданиях Нина Лукьянова. Какие проблемы стоят перед современными христианами? Какова главная задача староверия в условиях современности? Что нужно, чтобы наше общество было духовно здоровым? Эти и другие актуальные вопросы автор поднимает в своем докладе.
Настоятель Мазаракиевского храма (Кишинев), благочинный старообрядческой епархии Молдовы иерей Андрей Вознюк рассказал корреспонденту газеты «Комсомольская правда в Молдове» о двух исторических событиях уходящего года — о долгожданной встрече предстоятеля РПсЦ митрополита Московского и всея Руси Корнилия и главы старообрядцев в Румынии Белокриницкого митрополита Леонтия и Всемирном старообрядческом форуме.
17 октября 2018 года в Международном Фонде Славянской Письменности и Культуры состоялось собеседование со старообрядцами-беспоповцами на тему «Где ныне Церковь?». Именно разные ответы на этот вопрос разделили последователей новообрядческой господствующей церкви, староверов-поповцев и беспоповцев. По мысли организатора встречи о. Кирила (Сахарова), настоятеля московского храма Николы на Берсеневке (РПЦ), собеседование с современными деятелями беспоповского староверия даёт возможность уточнить их современное вероисповедание, получить ответы на некоторые недостаточно освещённые в литературе вопросы.
Сегодня тысячи паломников и туристов из России устремляются к географическим, историческим и духовным артефактам, находящимся в самых разных уголках Европы и Азии. Обольщаясь многочисленными рассказами, временами, граничащими с откровенными баснями, россияне забывают о собственно русских святынях. Одним из таких благочестивых мифов наших дней является особая роль горы Афон — своеобразной монашеской республики, благодаря которой держится «неповрежденное восточное православие», а мир сохраняется от окончательного падения во грех. Так это или нет, нам рассказывает один из иноков, проживших на Афоне более 7 лет.
В последние годы все чаще стали говорить о том, что основные лица собора 1666–1667 годов были так или иначе связаны с Ватиканом. Некоторые из них, как митрополит Паисий Лигарид, были тайными католиками, другие являлись, как сейчас говорят, «агентами влияния». Как выяснилось сегодня, среди таковых был и известный патриарх Антиохийский Макарий. Сайт «Русская вера» впервые публикует на русском языке письмо патриарха Макария, в котором проясняются его отношения с Ватиканом.
Уральский край всегда был не только одним из уникальных и неповторимых по красоте мест на планете, но и важнейшим центром старообрядчества. В первой половине XVIII века старообрядцы Поморского согласия занимали господствующее положение в староверии на Урале. А потом случились события, в результате которых ситуация изменилась. Вот и сейчас Поморская община г. Екатеринбурга переживает непростые времена. Но терпению и настойчивости поморских уральцев может позавидовать любой.
Первым источником информации о переписчике и оформителе той или иной рукописи, ее заказчике, времени, месте и обстоятельствах ее создания являются писцовые записи, имеющие форму как выходных данных (колофонов), так и всевозможных приписок (помет) на полях книги, параллельных основному тексту манускрипта. Колофоны и пометы открывают нам богатый, самобытный и удивительный мир — мир каллиграфов и художников. Впрочем, подобные записи имеет лишь меньшинство рукописей, что делает их еще более ценными.
Помощник Патриарха Варфоломея епископ Макариос Христопольский (Гриниеза́кис) напомнил, что Русская Церковь признала главенство Константинопольского Престола в вопросах веры и канонов еще в 1663 году, когда в стране вовсю шли церковные реформы, инициированные патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем.
На виду у всего старообрядческого мира последние полгода происходят интересные религиозные события на Украине. Насколько можно судить из открытых источников, идет активное создание новой религиозной структуры, которая должна подчеркнуть независимость Украины от России и стремление Украины на Запад. Речь идет о создании так называемой автокефальной Православной Церкви на Украине. О сложившейся ситуации размышляет иерей Иоанн Севастьянов.
Последние события, такие как предоставление автокефалии украинской церкви, прекращение евхаристического общения между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом, подталкивают российское общество к переоценке авторитетов современного «мирового православия», заставляют задуматься о собственной духовной традиции, обратить внимание на отечественные святыни и святые места Руси.
В дни визита на Урал митрополита Московского и всея Руси Корнилия (Титова) одним из главных действующих лиц принимающей стороны стал отец Михаил Лоскутов, настоятель вознесенского храма в поселке Баранчинский Кушвинского городского округа: он «презентовал» владыке место, где старообрядцы Нижнего Тагила намерены строить свою церковь. Он же встречал владыку в Ивделе, где при его непосредственном участии за пять лет был возведен храм. А через два дня он принимал владыку в своем небольшом сельском храме. В интервью «Русской вере» священник, награжденный за труды по созиданию храмов и укреплению веры Христовой наперсным крестом, рассказывает о том, что все эти дни оставалось «за кадром», а подчас и вызывало вопросы…
В июне 2018 года в издательстве «Вече» вышла книга Лидии Сычёвой «Мы всё ещё русские. Наш ответ на вызовы времени». В предисловии к книге издатель расшифровывает нам, что же такое «вызовы времени»: постиндустриализм и трансгуманизм, наступление нейросетей и искусственного интеллекта, гибридные войны и космические гонки. Публикуем рецензию на эту книгу нашего постоянного автора Юлии Масловой.
16–18 октября 2018 г. на Рогожском прошел традиционный ежегодный Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви. Публикуем его постановления.
Отрывок из книги «Записки о Московии» барона Сигизмунда фон Герберштейна — правила некоего Иоанна митрополита (1080–1089), называемого пророком, и вопросы с ответами некоего Кирилла к епископу новгородскому Нифонту (1129–1156). Это сборник правил на разные церковные случаи: касательно дел веры, священнодействия; духовенства, его прав, обязанностей и образа жизни; отношения православных к латинянам и еретикам; дел брачных, семейных, домашних.
Делегация руководителей общин старообрядцев, находящихся в странах Южной Америки, прибыла 14 сентября на Дальний Восток. По итогам поездок старообрядческой делегации по нескольким дальневосточным регионам может быть принято решение о массовом переезде староверов в Россию. Об этом, а также о том, как Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ) систематизирует и решает проблемы получателей «дальневосточного гектара» и почему россиянам из других регионов не стоит бояться жизни в ДФО, рассказал глава агентства Сергей Ховрат в интервью РИА Новости на Восточном экономическом форуме.
Многие годы духовным наставником 1-й Даугавпилсской (Новостроенской) общины является о. Алексий Жилко, он же с 1995 года возглавляет Центральный совет Древлеправославной Поморской церкви Латвии (ДПЦЛ). По мнению о. Алексия, Церковь, не вмешиваясь в политику, все же должна давать нравственную оценку тех политических действий, которые могут нести вред обществу. В преддверии значимого юбилея — в этом году Латвия празднует 100-летие с момента провозглашения Акта о независимости государства — корреспондент газеты «СейЧас» задал о. Алексию несколько вопросов.
Память святых священномученика Киприана и мученицы Иустины Церковь чтит 15 октября (2 октября по старому стилю). К этим святым прибегают с просьбой защиты от воздействий черной магии, колдовства и приворотов, а также о вразумлении людей, занимающихся оккультизмом, гаданиями и т.п. По молитвам святых Киприана и Иустины многие христиане избавляются от лукавых духов и получают помощь против злокозненных их искушений.
В Доме русского зарубежья в Москве 1–2 октября 2018 года прошла международная конференция «Всемирный старообрядческий форум». Она представляет собой масштабную международную встречу старообрядческих священнослужителей, общественных деятелей, ученых, представителей деловых кругов. Публикуем репортаж, посвященный второму дню работы форума.
На прошедшем в Москве 1-2 октября 2018 г. Всемирном старообрядческом форуме выступил с докладом заместитель руководителя Просветительского отдела РПсЦ Сергей Маркус. Что такое по сути Просветительский отдел? Какова миссия Церкви? Насколько важна роль, которую в наше время имеют в деле просвещения новые цифровые технологии?
1 октября 2018 г. на Всемирном старообрядческом форуме с докладом выступил иерей Михаил Родин, руководитель Просветительского отдела Русской Православной старообрядческой Церкви. Как найти баланс между русской старообрядческой и традиционной африканской культурами, между сохранением своих традиций и терпимостью к традициям других? Важно, чтобы наши иностранные братья по вере могли сохранять свою самобытность и местную народную культуру, при этом исполняя правила церковного благоприличия.
На Всемирном старообрядческом форуме 1 октября 2018 г. с докладом выступила главный научный сотрудник ГИМ Е. М. Юхименко. Она рассказала о двух великих старообрядцах, которые сохранили верность своим религиозным убеждениям, культуре и книге — И.Н. Заволоко и М.И. Чуванове. А также поведала почти детективную историю о тайных встречах и переписке представителей Поморской церкви с митрополитом Никодимом (Ротовым), которые происходили в начале 1970-х годов в преддверии Поместного Собора РПЦ 1971 года.
На прошедшем 1-2 октября в Москве Международном старообрядческом форуме с докладом выступил директор Фонда Григория Богослова Леонид Севастьянов. Также в интервью порталу «Интерфакс-Религия» он рассказал о том, насколько востребовано в наше время идеологическое и практическое наследие староверов.
В Доме русского зарубежья в Москве 1-2 октября 2018 года прошла международная конференция «Всемирный старообрядческий форум». Она представляет собой масштабную международную встречу старообрядческих священнослужителей, общественных деятелей, ученых, представителей деловых кругов. Публикуем репортаж, посвященный первому дню работы форума.
1-2 октября в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве прошел Всемирный старообрядческий форум. В течение двух дней более двухсот его участников обсуждали актуальные проблемы старообрядчества и стратегию его развития. Публикуем выступление благочинного Западносибирского округа Русской Древлеправославной Церкви протоиерея Андрея Марченко.
1-2 октября в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве прошел Всемирный старообрядческий форум. Публикуем итоговый документ — полный текст резолюции.
Деревня Гарь находится в 230 километрах от Томска. Причем до ближайшей асфальтированной дороги от поселка — около 60 километров. На горке — самом высоком месте в Гари — построена старообрядческая церковь. Большая часть прихожан церкви — это дети, внуки, племянники и братья семьи Бесштанниковых. Все они — старообрядцы и живут вокруг церкви в самостроенных рубленных избах, недоумевая, почему в последние годы и журналистам, и заезжим туристам стала вдруг так интересна их отшельническая жизнь. Этим летом здесь с разницей в неделю сыграли сразу две свадьбы. Обо всем этом в репортаже портала «Сибирь. Реалии».
В июне 2018 года вышел из печати фотоальбом московского исследователя старообрядческой иконы, члена Союза журналистов г. Москвы А. В. Афанасьева «Великопоженская икона». Издание посвящено иконописному наследию Великопоженского скита. Недавно автор привёз несколько экземпляров своей новой книги в Усть-Цильму, где корреспондент газеты «Красная Печора» побеседовала с ним.
В прошлом, 2017, году в российском обществе обсуждались итоги революций 1917 года. В этом, 2018, году исполняется сто лет с начала Гражданской войны — самого кровопролитного внутреннего конфликта на территории нашей страны за все время ее истории. По разным данным в ходе Гражданской войны погибло от 8 до 13 миллионов человек. В течение 70 лет после Гражданской войны ее история пересказывалась с точки зрения победителей — большевиков. Могли ли белые победить в Гражданской войне, и какое государство они собирались строить?
Мы продолжаем исследование темы реституции, т. е. возвращения собственности религиозным организациям, которая была экспроприирована после октябрьской революции 1917 года. Сегодня на нашей странице мнение одного из известных блогеров.
7 августа 2018 г. состоялось очередное заседание рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством. Публикуем протокол № 18 этого заседания.
В антистарообрядческой литературе нередко обсуждается изложение учения о Святой Троице протопопа Аввакума, а именно противоречивый ответ в одном из писем, подлинность которого под сомнением. Это выражение можно было понять так, что в святой Троице различаются три сущности, на что Аввакум отвечал: «Не бойся, секи несекомое». Связаны ли неоднозначные фразы протопопа Аввакума с неумением различать догматические термины и отчасти неправильным пониманием самих пунктов православного учения? Либо эти высказывания — «никонианская» подделка, призванная скомпрометировать священномученика Аввакума? Сегодня об этом рассуждает иерей Иоанн Курбацкий.
19 сентября 2018 года в Москве, в Доме причта Митрополии РПСЦ, состоялось очередное заседание рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством и Оргкомитета по подготовке Всемирного старообрядческого Форума. Публикуем протокол собрания.
Начавшийся процесс признания Константинопольским патриархатом автокефалии Украинской Православной Церкви не только привел к обострению межконфессиональной ситуации на пространстве бывшего СССР, но и актуализировал серьезнейшую тему: как давно и почему российская церковная жизнь попала в культурно-историческую зависимость от греческого и вообще зарубежного влияния? Об исторической подоплеке происходящих событий размышляет исполнительный директор благотворительного Фонда им. святителя Григория Богослова Леонид Михайлович Севастьянов.
Постановления Совета Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви, состоявшегося в Москве 4–5 сентября 2018 года в Доме причта на Рогожском.
Великорецкий крестный ход (ВКХ) — самое длительное и трудоемкое шествие старообрядцев, которое ежегодно проходит в Кировской области с 8 по 13 августа. За это время паломники проходят около 160 километров пути! Выпускающий редактор сайта «Русская вера» Максим Петухов впервые побывал в этом году на крестом ходе и собрал отзывы участников, которые мы с радостью публикуем ниже.
4 сентября 2018 года в Москве в Государственном историческом музее состоялось торжественное открытие выставки «Предивное художество: иконы из собрания Григория Лепса». Заслуженный артист Российской Федерации, музыкант и продюсер Григорий Лепс представил уникальную коллекцию икон, которую он собирал в течение 20 лет.
Ровно 50 лет назад по инициативе Министерства образования из школьной практики было ликвидировано веками совершенствовавшееся традиционное каллиграфическое письмо, основанное на ритме пластических усилий и расслаблений. На смену ему пришло «упрощенное» — безнажимное и безотрывное. И самое «удивительное», что такая широкомасштабная реорганизация фундамента учебно-познавательных технологий произошла без сколь-либо серьезных медико-гигиенических и психофизиологических исследований.
Сегодня тема церковного раскола и старообрядчества вызывает неподдельный интерес в обществе и тем самым становится объектом пристального внимания современной литературы и кинематографа. Об отражении темы церковного раскола и старообрядчества в современной литературе и кинематографе — в статье Л. В. Хирьяновой.
Рубрика «Вопрос священнику» действует на нашем сайте уже более 4 лет. За это время опубликовано порядка 850 ответов священников на вопросы читателей. Можно сказать, что этот раздел — один из самых посещаемых на нашем ресурсе. Сегодня мы беседуем с постоянным автором этого раздела, настоятелем храма Знамения Пресвятой Богородицы в г. Калуге (РПсЦ) иереем Иоанном Курбацким.
5 июля 2018 года в Москве, в КПЦ им. протопопа Аввакума, состоялось очередное заседание рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством. Публикуем протокол собрания.
Обширный материал о единственном в России старообрядческом женском монастыре, цитадели православия, расположенном близ города Углича, в живописном селе Улейме. О жизни в обители, которая протекает в соответствии с древними иноческими уставами, а также интервью с её насельницами.
В Русской Православной Церкви набирает популярность «единоверие» — богослужение по старому обряду, запрещенному при патриархе Никоне. Сегодня таких приходов уже около сорока. Как живут современные «канонические» старообрядцы, что думают о своих традициях, почему священнику нельзя есть мороженое на улице, а девушке приходится покупать свадебный наряд в мусульманской лавке — об этом рассказывает корреспондент РИА Новости.
Любовь. Именно она, по свидетельству Самого Господа, есть совершенство, включающее в себя все заповеди. Как же обнаруживается наша Любовь к ближнему? Она обнаруживается совершением дел любви к нему, равно как и отсутствие дел любви обнаруживает наше оскудевшее любовью к ближнему сердце. О том, что такое Любовь с христианской точки зрения, как можно ее проявлять и какая награда за нее бывает рассказывается в проповеди иерея Константина Литвякова (г. Хмельницкий, Украина).
Мы продолжаем публикацию материалов о малоизвестных ныне страницах жизни и быта русского народа. Сегодня речь пойдет о современном положении русской аристократии — потомков дореволюционного дворянства. На наши вопросы продолжает отвечать специалист по дворянской генеалогии, предводитель Российского Дворянского Собрания, старший преподаватель кафедры общей физики МИФИ Олег Вячеславович Щербачёв.
В декабре 2017 года отметил 10-летний юбилей Хор певчих старообрядческих приходов Сибири. Возникший в год празднования 100-летия Новосибирского прихода Русской Православной старообрядческой Церкви во имя Рожества Пресвятой Богородицы, хор вскоре приобрел известность не только среди старообрядцев Белокриницкой иерархии, но и далеко за ее пределами. Регулярные выступления хора с просветительскими концертами, на научных мероприятиях и творческих фестивалях как в России, так и за рубежом, сделали этот коллектив заметным явлением музыкальной культуры Сибири.
Доклад исполнительного директора Фонда Григория Богослова, постоянного члена комиссии старообрядных приходов в составе Московского патриархата Леонида Севастьянова на международной конференции «Церкви перед лицом богатства, бедности и истощения природных ресурсов». Ассизи, Италия, 29 июля – 4 августа 2018 г.
Старообрядцы представляли собой значительную часть населения Российской империи. Какую именно часть — это чрезвычайно важный вопрос. Стремление российского правительства уничтожить старообрядчество в свое время дало предсказуемые результаты — старообрядцы ушли в подполье, и их контакты с властями всегда имели чисто практическое значение. Поэтому такой важный вопрос, как число приверженцев старого обряда, распределение их по согласиям и местам пребывания, был для государственной власти трудно решаемым. Соотношение между сведениями, представленными губернской управой и чиновниками МВД, разнилось в 17 раз. Несомненно лишь то, что в России в начале XX в. было достаточно большое количество приверженцев старого обряда.
Традиция ставить поклонные кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости — это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства. На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Читайте в нашей статье о том, как сложилась на Руси традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась.
На страницах нашего сайта мы уделяем немало внимания историческим русским ремеслам, среди которых особое место занимает каллиграфия. Это высокохудожественное ремесло было распространено практически во всех регионах нашей страны, где проживали старообрядцы. О том, чем сегодня живет славянская каллиграфия, над чем работают современные каллиграфы и вообще существуют ли они в век, когда даже печатная книга постепенно выходит из моды, уступая место электронным устройствам и интернету, нам рассказывает художник, дизайнер, ремесленник, преподаватель каллиграфии Наталья Ким.
Одним из известных новшеств никоновой реформы в области церковной «моды» стали новогреческие клобуки и рясы с широкими рукавами. Ношение ведрообразных клобуков настолько быстро распространилось среди русского иночества и епископата, что стало символом иноческого облачения. Посмотрим, какие интересные детали открывают нам исследователи данной темы.
В этом году наш сайт уже опубликовал два материала из доклада архиепископа Тбилисского и всея Грузии Павла (Хорава, Грузинская Древлеправославная Церковь). Первый был посвящен критике обычая ношения современным старообрядческим духовенством длинных волос, второй — вопросу нижней границы возраста кандидата во священнослужители. Сегодня мы публикуем размышления владыки на две смежные с предыдущими материалами темы.
Церковная реформа XVII века расколола русское общество на два фронта. Много лишений претерпели те, кто её не принял. Но эти гонения не заставили их отступить от своих взглядов. О жизни белгородской старообрядческой общины корреспонденту «Белгородской правды» рассказал наставник Александр Тарасов.
В ходе Ржевских образовательных чтений прозвучали сенсационные факты взаимоотношений старообрядцев и новообрядцев после раскола, совершения богослужений священниками официальной Церкви по старому обряду. Также участники обсудили проблемы Русской Церкви накануне церковной реформы XVII века, возможность качественного перевода Евангелия на русский язык и соседство архаики и науки.
В древности алкоголь хотя и употреблялся славянами, но пьянство не являлось печальным социальным явлением. Спаивание народа по большому счету началось лишь в эпоху Романовых, когда сперва частным лицам было запрещено изготавливать спиртное для личного употребления, а затем и государство стало напрямую поощрять, развивать и контролировать питейные заведения. О том, как проходил процесс распространения пьянства на Руси при Романовых, Иван Прыжов рассказал в своей книге «Очерки по истории кабачества». Публикуем исследование Прыжова, посвященное так называемым «кабацким откупам».
Сегодня мы можем говорить о многих великих русских именах в живописи и музыке. Это и Валентин Серов, и Михаил Врубель, и Илья Репин, и Виктор Васнецов, Василий Поленов, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и многие другие. Однако все эти великие люди обязаны своим расцветом именно фамилии Мамонтовы. Несмотря на долгую и совсем непростую историю, род меценатов внес огромный вклад в развитие русской культуры XIX-XX веков. Плоды этого вклада мы можем ощущать и сегодня.
Была ли Россия отсталой страной до революции 1917 года? Нужна ли была коллективизация? Возможно ли возрождение купеческих династий? Почему потомки эмигрантов первой волны не возвращаются в Россию, и какими способами возможно провести реституцию на территории Российской Федерации? Обо всем этом мы беседуем со специалистом по дворянской генеалогии, предводителем Российского Дворянского Собрания, старшим преподавателем кафедры общей физики МИФИ Олегом Вячеславовичем Щербачёвым.
7 июля 2018 г. состоялась священническая хиротония протодиакона Романа Донцова. Удивительное совпадение: о. Роман принял священство в 33 года, в так называемом «возрасте Христа». Эта статья об истории «благодатного ростка» из одного рода, благословленного Богом.
Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве проходит выставка, посвященная истории и культуре старообрядчества — «Искусство благочестия». Куратор выставки Юлия Маслова приоткрывает нашим читателям несколько секретов, посвященных этой экспозиции.
4 июля 2018 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева состоялось открытие выставки, посвященной певческой рукописной книге Октай, созданной в подмосковном старообрядческом художественном центре Гуслицы в конце XIX — начале XX века.
Около трёх с половиной столетий назад, в XVII веке, Русскую Православную Церковь сотряс мощный раскол, спровоцированный известной церковной реформой, неосторожно проведённой руками царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Церковь разделилась на две непримиримые стороны — старообрядцев и новообрядцев. Одним из мыслителей, рассматривавших старообрядчество в контексте религиозной ментальности русского народа и духовного развития России, является известный писатель, философ и публицист Александр Исаевич Солженицын (1918–2008).
Советская историография на протяжении долгого времени внушала, что центрами развития футбола в России были портовые и вообще крупные города — Санкт-Петербург, Москва и другие. Однако настоящей футбольной Меккой того времени на самом деле был маленький поселок Орехово Богородицкого уезда Владимирской губернии. Именно старообрядцы — в кооперации с англичанами — и выступили тогда основоположниками российского футбола.
У всех интересующихся жизнью Церкви и Ее канонами вызывает недоумение, почему нарушаются правила о возрасте рукоположения священников, и в связи с этим появляется множество вопросов. Как относиться к довольно частому нарушению этого правила в старообрядческих поповских согласиях? Неужели архиереи, совершавшие такие хиротонии, не знали и не знают об этих правилах? Или сами поставляемые тоже их не читали? Действительны ли Таинства, совершаемые такими рукоположенными? На эти вопросы сегодня отвечает настоятель храма во имя Знамения Пресвятой Богородицы в г. Калуге иерей Иоанн Курбацкий.
В селе Михайловская Слобода Раменского района находится самый крупный в Русской Православной Церкви приход, где служат по старому обряду. Старообрядцев, которые признают управление Московской Патриархии, называют единоверцами. Единоверие официально возникло в России в 1800 году, а церковь в Михайловской Слободе получила этот статус с 1817 года. В 1990-е годы в Михайловскую Слободу перешла московская единоверческая община из Рогожского кладбища, и здесь возник единоверческий центр с церквями и часовнями.
«И нечестивые к тебе обратятся», — писал псалмопевец, прозорливо понимая, что даже самые отъявленные грешники, а на мирском языке — преступники, рано или поздно начнут осознавать и неправоту свою, и ошибки, и то, сколько бед и горя они причинили на воле, до своего ареста и осуждения. Со времен распинаемого Христа, вынужденными соседями которого были два разбойника, мало что изменилось: одни продолжают пребывать в гордыне — но о них мы мало что знаем, а вот другие приходят к раскаянию.
В предыдущей части «Щекотливых откровений» мы рассказывали об удивительном лицевом манускрипте — Толковом Апокалипсисе конца XX в., принадлежащем перу загадочного книжника из Нижнего Тагила, что скрывался под псевдонимом «Иродион». Сегодня мы продолжим рассматривать данный памятник: узнаем о его исторических предшественниках и познакомимся с избранными фрагментами текста.
Всем известны церковные правила, устанавливающие определенный возраст для хиротонии во священные степени. В частности, указывается, что во иереи можно рукополагать после 30-ти лет, а во диаконы после 25-ти лет. Однако в старообрядческих согласиях эта норма исполняется далеко не всегда. По разным, иногда весьма вынужденным обстоятельствам хиротония во священнослужители совершается ранее указанных возрастов. Подобная практика вызывает соблазны и пересуды. По этой причине мы публикуем размышление на эту тему архиепископа Тбилисского и всея Грузии Павла (Грузинская Древлеправославная Церковь).
Сегодня, в отличие от прошлых десятилетий, старообрядчество не является «террой инкогнита» — явлением неизвестным, непонятным и не изученным. Истории и культуре старообрядчества посвящено сотни научных исследований, десятки книг и кинофильмов, тысячи статей и заметок в интернете. К некогда неизвестной Агафье Лыковой летают туристы на вертолете, на, казалось бы, полностью забытое в советские годы Рогожское кладбище приезжает президент России, а старообрядческие иконы и книги экспонируются в залах Федерального Собрания страны. Тем не менее в обществе сохраняется ряд устойчивых мифов о старообрядчестве. Попробуем разобраться с некоторыми из них.
Чтобы узнать, как живут потомки русских староверов сейчас, журналисты портала E1.RU поехали в старообрядческую общину в Свердловской области — в село с красивым названием Пристань. Село основано в 1789 году, когда-то сюда причаливали баржи. Но есть ещё и другой смысл у его названия: здесь находили приют староверы со всего Урала. Храм, построенный здесь сто лет назад, не закрывали даже в годы советской власти.
Художественная выставка «Сибирь. Природа. Староверы» проходит с 31 мая по 15 июля 2018 года в районном центре культуры пос. Шушенское в рамках «Дней русской духовной культуры в Красноярском крае». Она включает в себя две персональные выставки. Одну из них представляет художник Дмитрий Александрович Гусев (Москва), вторую — фотохудожник, поэт, композитор и предприниматель Александр Константинович Холмогоров (г. Барнаул). В ее экспозицию, помимо фотоснимков, входит коллекция костюмов русских староверов.
3 июня 2018 года концертом в Большом зале консерватории завершился мини-фестиваль, посвященный 80-летию композитора Юрия Буцко (1938-2015). Его программа включала в себя концерты, научную конференцию, презентацию фонда. Георгий Буцко долгие годы был прихожанином кафедрального Покровского собора Рогожского кладбища (РПсЦ). Даже в преклонных годах он посещал великопостные Богослужения, отмаливаясь сотни поклонов Марииного стояния. В 2009 году он был награжден грамотой Московской Митрополии «за возрождение древнерусских музыкальных традиций в современной классической культуре». Дочь композитора Анастасия Буцко дала интервью порталу colta.ru, в котором рассказала много интересного о своем отце.
Церковь живет по своему русскому календарю. А как же еще бы мы знали, что 14 июня — это все-таки 1 число первого летнего месяца на Руси?! 1/14 июня — начало лета. В древнерусском быту июнь месяц называли розанцветом: шиповник-розан зацветал… А еще июнь называют разноцветом потому, что с наступлением лета начинают цвести разные цветы.
После указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 года старообрядцы получили возможность открывать свои храмы и официально создавать старообрядческие общины. Служащие и рабочие фарфоровой фабрики С.М. Кузнецова в Дулево сразу же строят храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Однако простоял он не более четверти века: несмотря на все просьбы верующих, местные власти сломали церковь, «так как дальнейшее существование ее не дает возможности вести работу по расширению фабрики».
В предыдущих материалах мы уже рассказывали о жизни и творческом наследии Ивана Гавриловича Блинова (1872–1944), чьи работы в области каллиграфии и книжной живописи явились связующим звеном между искусством русского ретроспективизма и бытовавшей в среде старообрядческих ремесленников изобразительной традицией Средних веков. Сегодня рассмотрим его оригинальные сочинения.
Примером подлинного служения ближним является жизнь Акинфия Демидова. О тульском мастеровом, ставшим миллионером, сложилось много легенд. Несомненно одно: он любил Родину и хорошо разбирался в людях. Демидовы — уникальное явление во всемирной истории, создатели эффективного с точки зрения производства и грандиозного по мировым масштабам горнозаводского и промышленного комплекса на Урале, превосходившего по своей территории многие европейские государства. Благодаря духовным и гражданским подвигам Демидовых и старообрядцев многие современные жители Урала и Сибири до наших дней хранят бесценные сокровища русского православия.
1 июня 2018 года в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына состоялся III Международный круглый стол «Возвращение старообрядцев на Дальний Восток». Участвующие в нем старообрядцы Южной Америки подтвердили, что готовы вернуться в Россию при условии передачи им достаточно больших земельных наделов, освобождения подрастающего поколения от среднего образования и срочной службы в армии.
Не так давно в «Литературной газете» была опубликована статья Петра Ткаченко «В согласии со стихией…», посвященная столетию поэмы Александра Блока «Двенадцать». В ней содержатся очень интересные размышления автора об этом произведении, о «новой» и «старой вере». Сегодня литературовед Виктория Кузнецова размышляет о явных и скрытых смыслах этого известнейшего произведения Блока.
С незапамятных времен в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.
В наши дни в памяти приверженцев Русской Православной cтарообрядческой Церкви сохраняются воспоминания о некогда бывшем разделении христиан, приемлющих белокриницкую иерархию, на так называемых «окружников» и «неокружников». Данная публикация предназначена для читателей, впервые узнавших о событиях, связанных с Окружным посланием, и посвящена краткой исторической хронологии раздора и его уврачевания.
В последние годы в связи с активизацией взаимодействия между старообрядческими согласиями и диалогом с РПЦ периодически встают вопросы действительности священнической и архиерейской хиротоний, перехода священнослужителей в ту или иную юрисдикцию. Также нередки случаи запрета в священнослужении, извержения или добровольного сложения сана. Несмотря на распространенность подобных случаев, нет однозначного ответа на ряд вопросов. Сегодня мы публикуем размышления на тему неизгладимости священного сана из книги протоиерея Вячеслава Винникова «Я поверил от рожденья в Богородицын Покров…».
Мы продолжаем рассказывать о приготовлении на Руси каш, которые издревле были основным блюдом русской кухни и готовилась из самых разных видов злаковых и бобовых. Сегодня речь пойдет о пшенной каше с творогом. Пшено — это кладовая витаминов, минералов, жиров, белков и важных для жизнедеятельности аминокислот.
Сегодня мало кто задумывается о реальных статусах, возможностях и влияниях представителей старообрядчества на общество, экономику и развитие России в целом. При этом среди потомственных старообрядцев было и есть немалое количество выдающихся деятелей науки и культуры мирового уровня. Продолжаем рассказ о жизни и судьбе Александра Алехина — четвертого чемпиона мира по шахматам.
В ноябре 2018 года исполняется 100 лет с момента закрытия известного в определенных кругах учебного заведения — Московского старообрядческого института. История этого учреждения является показательной для осмысления роли образования и педагогики в жизни ревнителей старой веры. Ведь очень важно учитывать исторический опыт при попытках воссоздания или формирования современных старообрядческих учебных заведений.
23 апреля участники празднования недели свв. Жен-Мироносиц на Рогожском, приехавшие со всей страны и даже зарубежья, отправились в паломническую поездку по Гуслицам. Посетили Ногинск, Егорьевск и Коломну. Один из участников экскурсии делится своими впечатлениями.
Исследование международного агентства New World Wealth показало, что более двух третей миллионеров мира являются религиозными людьми, причем более половины из них христиане. Портал «Деловой Петербург» попытался разобраться, во что верят российские предприниматели.
Последнее десятилетие в старообрядческих согласиях происходит своеобразная ревизия богослужебных и бытовых обычаев, прижившихся в церковной среде в последнее столетие. Дискуссионным вопросом остается отращивание священнослужителями волос. Сегодня мы публикуем доклад архиепископа всея Грузии древлеправославных христиан (РДЦ) Павла (Хорава), посвященный вопросам ношения духовенством длинных волос.
Статья о фронтовой судьбе о. Антипы Плотникова, настоятеля Успенской старообрядческой церкви города Томска, где он прослужил 27 лет. Чудом уцелевший в годы репрессий, фронтовик, прошедший пекло самых ожесточенных боев Великой Отечественной войны, кавалер двух орденов «Красной Звезды», награжденный медалями «За взятие Кенигсберга» и «За Победу над Германией», отец восьмерых детей, мудрый и добрый пастырь, много лет отдавший служению Богу. Всю войну Антипа Петрович вел записи в небольшой записной книжке. Из нее узнали мы весь его боевой путь.
После тяжелого поражения советских войск под Вязьмой в начале октября 1941 года все пути на Москву оказались открытыми. Казалось бы, столица неизбежно падет под натиском врага. Гитлер уже готовился провести торжественный парад на Красной площади. Откуда ему было знать про силу духа русских воинов? Этот рассказ — о сибиряках, пришедших в трудную минуту на помощь Москве.
С началом Великой Отечественной войны многие жители г. Урени (Нижегородской области) ушли добровольцами на фронт. Среди них были и старообрядцы, доблестно защищавшие свою Родину, за героизм, отвагу и мужество удостоенные высшей награды — звания Героя Советского Союза: Лаврентий Семенович Беляев, Сергей Федорович Махалов, Михаил Федорович Орлов, Александр Яковлевич Смирнов и другие. Им и посвящена эта статья.