В прошлом, 2020 году, исполнилось 120 лет со дня проведения I Всероссийского съезда старообрядцев. Историки старообрядчества считают, что в 1900 году состоялось событие, которое положило начало уникальной традиции церковных форумов мирян. На самом деле подобные собрания в течение столетий проводились и до этого дня, поскольку подлинно соборное решение вопросов всегда было присуще старообрядчеству. Можно сказать, что только в старообрядчестве и сконцентрировались народоправщицкие, соборные, общинно-демократические начала русского народа. Но в прошлые века документировать такие собрания было чрезвычайно опасно, потому что законодательство носило репрессивный характер, ограничивая общественную и, тем более, публичную активность староверов. Так вот, в начале XX века именно старообрядцы-миряне в опасной ситуации не побоялись проявить религиозную и гражданскую инициативу, встать на защиту существования Церкви. Поводом к созыву съезда стали репрессии, которые обрушились на старообрядчество, когда возникла вероятность признания старообрядческой иерархии Константинопольским и другими восточными патриархами. Всероссийский съезд постановил — срочно активизировать работу по защите прав старообрядчества и легализации старообрядческой Церкви в России.
На протяжении 1900–1917 годов Всероссийские съезды старообрядцев белокриницкого согласия проходили ежегодно и внесли неоценимый вклад как в обретение гражданских свобод старообрядцами в 1905 году, так и в стремительное развитие старообрядческой церковной и общественной жизни в последующий период. На съездах обсуждались доклады по вопросам текущего законодательства о старообрядцах, по народному образованию, по строительству новых храмов и иной хозяйственной деятельности. Съезды были призваны усилить влияние мирян в управлении старообрядческими обществами (общинами) России, так как представительство мирян на Освященных соборах Древлеправославной Церкви Христовой (в период бурного расцвета старообрядчества в начале XX века), по их мнению, было недостаточным. Этот пример и традиция проведения Всероссийских съездов весьма актуальны и в настоящий период развития старообрядчества.
Помимо съездов старообрядцев существовали и другие многочисленные общественные организации. Широкую известность получил Союз старообрядческих начетчиков — организация, имевшая целью защищать и распространять старообрядчество, развивать деятельность старообрядческих начетчиков, поддерживать их морально и материально, организовывать частные и публичные беседы, доклады, лекции, издавать богословскую, историко-просветительную литературу. Союз возник в июле 1906 года на первом съезде начетчиков.
Также в эти годы были созданы и другие общественные организации. В 1906 году в Нижнем Новгороде было организовано Братство учителей-старообрядцев. В 1906 году было сформировано Старообрядческое благотворительное общество. В 1908 году в Риге зарегистрировали Старообрядческое просветительно-благотворительное общество. Интересно, что эта организация объединяла представителей старообрядцев Белокриницкой иерархии и беспоповцев. В марте 1910 года в Санкт-Петербурге старообрядцы — члены Государственной Думы организовали «Старообрядческое просветительно-благотворительное общество». По уставу членами общества могли быть старообрядцы разных согласий. На учредительном собрании присутствовало свыше 300 человек, в том числе старообрядческие священники и наставники. В феврале 1914 года П. П. Рябушинский начал работу по созданию Старообрядческого культурно-просветительского общества. Основной целью Общества ставилось развитие старообрядческого образования. О серьезности намерений будущего Общества свидетельствует состав учредителей. В марте 1915 года состоялось учредительное собрание. Общество планировало объединить старообрядческих ученых и интеллигенцию (в общество допускались лица только с высшим образованием).
Эта плодотворная деятельность была прервана после государственного переворота, совершившегося в октябре 1917 года. Большевики, установив атеистическую диктатуру, запретили деятельность всех конфессиональных СМИ, общественных организаций и учебных заведений. Тем не менее, последний съезд старообрядцев состоялся в 1929 году. После этого собирать какие-то мероприятия стало смертельно опасным.
Такое положение сохранялось до конца 1980-х годов. Государственные органы жестко контролировали деятельность церковных организаций и не допускали какую-либо общественную активность их представителей, кроме разрешенных в рамках официальной идеологией мероприятий «борьбы за мир».
Ситуация изменилась в 1988 году, когда советские власти пошли навстречу религиозным объединениям, разрешив открыто отпраздновать тысячелетие со дня крещения Руси. Вскоре было разрешено открытие конфессиональных учебных заведений, создание общественных организаций, печать религиозной литературы. Первой ласточкой наступивших перемен стал выпуск старообрядческого журнала «Церковь» тиражом 650 000 экземпляров. Однако, это было первой и последней акцией старообрядчества, замеченной в информационном пространстве Российский Федерации. В то время как РПЦ развивало активную просветительскую, образовательную и информационную деятельность, старообрядчество как будто «уснуло». К концу девяностых годов сложилась парадоксальная ситуация, о старообрядчестве можно было узнать лишь из многочисленной, распространившейся по всей стране новообрядческой литературе, переполненной тенденциозными оценками и явной клеветой.
Не лучше обстояли дела и со старообрядческими общественными объединениями. Робкая попытка возрождения Всероссийских съездов старообрядцев белокриницкого согласия была предпринята в духовном центре РПСЦ 17-18 мая 2000 года. Несмотря на то, что на съезд прибыли более 120 представителей общин из более чем 70 приходов России, Украины, Молдовы, Беларуси, Австралии, а благословение на создание организации дал предстоятель РПСЦ митрополит Алимпий (Гусев), работа съезда была сорвана группой влиятельных священников. Под угрозой анафемы съезд был распущен.
В начале 2000-х годов была предпринята попытка воссоздания Союза старообрядческих начетчиков, но и она оказалось не очень успешной, хотя организация и просуществовала несколько лет.
Не клеились и отношения с властями. В 90-е, начале 2000-х годов о старообрядчестве практические ничего не было известно. Государственные и муниципальные чиновники рассматривали старообрядцев как каких-то чудиков, выползших из леса, «таежных робинзонов», сектантов-раскольников. Это происходило потому, что в большинстве случаев чиновники черпали информацию о староверии от духовенства РПЦ или из соответствующей синодальной литературы. По этой причине старообрядческим согласиям чрезвычайно сложно было решать разные имущественные и прочие вопросы. Дело дошло до того, что в 2005 году, когда на Рогожском центре РПСЦ намечалось празднование столетия указа Николая II об укреплении начал веротерпимости и распечатания алтарей старообрядческих храмов, приглашенный на торжества президент РФ В. В. Путин не смог найти адекватной информации о старообрядчестве и, посоветовавшись с представителями Московской Патриархии, отложил свой визит на неопределенный срок.
Стало совершенно очевидно, что без развития информационной структуры о дальнейшем развитии старообрядчества и его интеграции в общественную жизнь страны не может быть и речи. В этой связи в 2013 году и был создан портал «Русская вера». Главной задачей этого информационного проекта стал рассказ обществу о богатейшем наследии и современном дне старообрядчества, создание межстарообрядческого культурного, научного и медийного пространства, медийного поля для сотрудничества как самих староверов, так староверия с одной стороны, а общества и власти — с другой. Более того, отталкиваясь от феномена старообрядчества, это СМИ начало говорить о русской цивилизации в самом широком смысле этого слова. Более того, сайт стал единственным в стране ресурсом, публикующим материалы, посвященные всем без исключения старообрядческим согласиям, включая самые небольшие.
Результат не заставил себя ждать. В феврале 2015 году состоялся первый круглый стол, на котором обсуждались перспективы межстарообрядческого сотрудничества и возможности создания общественного движения. В январе 2016 года состоялось первое заседание рабочей группы, сформированной официальными представителями старообрядческих церквей для координации сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством. В марте 2016 года в Московском Доме национальностей состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы старообрядчества», на котором присутствовали представители основных старообрядческих согласий России. А в мае 2017 года в духовный центр РПСЦ, что на Рогожском, приехал глава государства, президент В. В. Путин. По сути, благодаря открытию сайта, состоялся прорыв жесткой информационный блокады, крушение окаменевших напластований черных мифов, складывавшихся вокруг старообрядчества веками.
В этот момент наступило время создание и общестарообрядческой общественной организации. Этот вопрос был обсужден 1–2 октября 2018 года на международной конференции «Всемирный старообрядческий форум», на которой присутствовали представители всех старообрядческих согласий, включая крупнейшие — РПСЦ, РДЦ и ДПЦ. На форуме с докладом выступил делегат от Русской Православной старообрядческой Церкви Леонид Севастьянов. Он отметил:
«Доклады, которые звучат на форуме, объединяет одна тема: все плохо, и мы скоро ассимилируемся. В итоге не знаем, что делать. Отмечу, что очень важно осознавать проблемы, а они в основном хозяйственно-административного уровня. Нам нужно организовать процесс, который помог бы решить эти проблемы. Для этого необходимо понять, что предлагает нам современное российское законодательство».
Далее он предложил создать старообрядческую ассоциацию, которая сможет разработать стратегии для решения насущных вопросов. Эта общественная организация сможет собирать заявки на решение проблем и затем непосредственно решать эти проблемы, а потом отчитываться перед своими учредителями. Членами ассоциации могут быть как юридические, так и физические лица. А обращаться за помощью туда могут любые представители старообрядческих согласий, которые испытывают трудности с решением общественных, административных и иных вопросов, не касающихся собственно вероисповедания. Севастьянов сделал акцент на том, что по такому пути идут многие, например, всемирная ассоциация баптистов или ассоциация понтийских греков, которые решают проблемы членов своей организации.
Это выступление было поддержано участниками форума. После дискуссии по этому докладу форум внес в проект постановления и принял общим голосованием следующую формулировку:
«Мы одобряем идею создания старообрядческими общественными организациями международной общественной организации староверов для взаимопомощи в общественных делах, для защиты своих гражданских прав, для диалога в интересах старообрядчества с органами власти, с общественными организациями, а также для сотрудничества на международном уровне».
Надо отметить, что форум 2018 года на сегодняшний день является единственным полноценными всемирным старообрядческим форумом, в котором участвовали представители всех согласий, и его решения действительны и поныне.
Исполняя решения форума, Л. Севастьянов начал подготовку к регистрации такой организации. В качестве учредителей выступил он лично и старообрядческая общественная организация АНО «Бирюч» — учредитель сайта «Русская вера».
25 июля 2019 года Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало Всемирный союз староверов. Как отмечал в интервью нашему сайту председатель Союза Л. М. Севастьянов, главными задачами новой организации станет «помощь и защита староверов, старообрядческих общин и организаций». По мнению Леонида Михайловича, прежде всего речь идет о юридической защите.
«Нужно помогать старообрядцам получать разрешения на строительство храмов и молелен, помогать в оформлении документов и разрешении конфликтов с местными властями. Конечно же, будем помогать и в образовательных инициативах. Поднятие уровня образованности в старообрядческой среде является архиважной задачей», — отметил Л. М. Севастьянов.
За два года существования Всемирного союза староверов реализовано множество самых разных проектов. Издана книга «Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского». В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Также вышел в свет «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года. Это первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка без привлечения понятий латинской грамматики, а также множество таблиц с примерами. Всемирный союз староверов поддержал десятки других издательских проектов, выступил организатором кинофестиваля имени Саввы Мамонтова, круглых столов и конференций. Было оказано содействие в решении многочисленных юридических вопросов, связанных с имущественными проблемами в старообрядческих согласиях. Всемирный союз староверов выпускает документальные фильмы, видеолектории по разным вопросам взаимодействия церкви и общества. Отстаивает права отдельных староверов, в том числе и находящихся в заключении. Председатель Всемирного союза староверов встречается с представителями мировых элит, в частности с госсекретарем США Майком Помпео или главой Прусского Королевского Дома династии Гогенцоллернов Его Императорским и Королевским Высочеством принцем Георгом Фридрихом Прусским. Не так давно подписан договор с Ватиканским апостольским архивом и библиотекой Святого Престола о проведении работ по исследованию, реставрации и цифровизации всех хранящихся в Ватикане рукописей на церковнославянском языке.
Сегодня, уже без преувеличения, можно сказать, что создание Всемирного союза староверов стало важной вехой в общественной жизни не только старообрядчества, но и всего российского общества. Союз открыт ко всем старообрядческим согласиям как зарегистрированным, так и нет, ко всем людям, идентифицирующим себя как староверы, независимо от политических, общественных и культурных взглядов!
Необходимо, конечно поблагодарить «Союз..; за проделанную работу. И заметить ,что старообрядцам необходимо все таки акцентировать свое внимание на хозяйственной деятельности. На мой взгляд необходимо создавать кооперативы , эта форма позволит объединить людей на экономический основе .