В Москве открылся кинофестиваль имени Саввы Мамонтова

8 сентября в Москве, под патронажем Всемирного союза староверов, открылся кинофестиваль документального кино имени Саввы Мамонтова. Фестиваль продлится до конца 2020 года, по итогам будет выбран лучший фильм.

Кинофестиваль им. Саввы Мамонтова
Кинофестиваль им. Саввы Мамонтова

Открывая мероприятие, председатель Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов отметил:

«Учреждая фестиваль документального кино, мы решаем две задачи: достаем из-под спуда несправедливо забытое имя Саввы Мамонтова, которого многие из современников сравнивали со знаменитым Козимо Медичи за его меценатский вклад в культуру серебряного века России. Кроме того, мы поможем молодым режиссерам и продюсерам документального кино пройти через цензуру и коррупционные препятствия в процессе творческого создания фильмов.

Надеюсь, наши усилия будут поддержаны всеми неравнодушными людьми, переживающими за состояние документалистики в России».

С приветственным словом также выступил заместитель начальника управления мэрии по связям с религиозными объединениями Антон Александрович Игнатенко. Он отметил значимость подобных инициатив в контексте развития культурного и религиозного пространства столицы.


Первым к показу был выбран фильм «Старая вера — новая земля» режиссера Сергея Головецкого, посвященный старообрядцам Забайкалья.

 

Фильм «Старая вера — новая земля». Краткая справка

Политика коллективизации, раскулачивания и гонений на церковь, которую проводила советская власть в 20-е и 30-е годы, поставила религиозные общины на грань физического и духовного уничтожения. Не минули этой участи и староверы из Забайкалья. Чтобы избежать смерти и сохранить веру, люди двинулись в долгое и опасное путешествие и оказались — кто в Америке, кто в Боливии, кто в Аргентине, кто в Новой Зеландии… Наши герои оказались в Австралии. С тех пор прошло около 100 лет, и сегодня это — дети и внуки тех староверов, которые заглянули смерти в лицо. Как удалось им выжить, сохранить себя, язык, веру?

Кадр из фильма

Австралия. Сидней. Старообрядческий храм Белокриницкого согласия. Идет служба, звучит строгий старинный канон. По лицам и одеждам людей трудно определить, какой это век, XXI, XX, а может и XIX? Сосредоточенные в молитве русские лица, шелковые рубахи старинного покроя, окладистые бороды. Даже детские лица в этой атмосфере глядят на нас из той, дореволюционной России. Невольно проникаешься атмосферой сказочной красоты, словно оказался внутри картин Васнецова. Тут же, возле церкви, сразу после службы начинается разговор с прихожанами. Эти люди рассказывают про свою одиссею из страны большевиков в Австралию. Сами они родились уже в Китае, а в Австралию перебрались после входа Красной армии в Китай, но их память цепко удерживает рассказы родителей о тех трагических временах.

Дети после службы отправляются в воскресную школу, которая построена рядом с храмом. Церковь — это первое, что строили старообрядцы, оказавшись на новом месте. В воскресной школе дети учат русский язык. И тут иллюзия русской сказочности рассеивается. Русские детские лица с трудом произносят русские слова. Не просто сохранить родную речь в англо-саксонском окружении. И тут невольно вспоминаешь, что Россия очень далеко от Австралии. А что же сейчас в России, в тех местах, откуда уехали эти люди? Современная англо-саксонская цивилизация сменяется пейзажем русской деревни. Здесь живут люди, родители которых остались в пространстве смерти, но прошли сквозь него — это и есть их одиссея. Они выжили, восстановили разрушенный храм, сейчас в нем идет служба, которую ведет отец Иоанн, священник Русской Древлеправославной Церкви. Он рассказывает про свою одиссею к вере, к Богу, через гонения, запреты и угрозы.

Кадр из фильма

Его рассказ продолжит другой священник РДЦ, отец Сергий, который своими руками построил уже не один храм и создал музей народной культуры и быта. В этом музее — и старые иконы, и прялки, и плуги, и самовары, и расписные костюмы, и швейные машинки, и другие атрибуты крестьянского и городского быта. Все эти вещи представляют собой ту родину, которую покинули австралийские староверы. Братья Шахматовы, семья Родионовых, Овчинниковых вспоминают эту родину, из которой переехали сначала в Китай, а потом в Австралию, в цивилизацию, которая совсем не похожа на их родину.

Деревня Десятниково. По весеннему полю бродит стадо овец, одинокий жеребенок топчется возле оставленного в поле грузовика, ветер несет от деревни сухой куст. Пейзаж грустный, но до боли родной, но вот грусть заполняется веселыми переливами гармони. В деревне гуляют, поют, пляшут, в расписных народных костюмах, как 100 лет назад. В вербное воскресенье пошел снег и покрыл пейзаж, дома, людей «как манной небесной».

Главные герои кинофильма — дети, внуки и правнуки тех староверов, которые мужественно приняли удар судьбы и сохранили себя, семьи, язык, веру и русские традиции. В чем загадка глубинной идентичности, сохранившей себя в бурное столетие? Фильм об этом.


После просмотра кинофильма состоялось его обсуждение. На вопросы зрителей ответили режиссер картины Сергей Головецкий и продюсер Федор Луковцев.

Режиссер Сергей Головецкий и продюсер Федор Луковцев

В завязавшейся дискуссии участники встречи обсудили судьбы старообрядцев зарубежья. Наиболее острым вопросом нынешнего дня оказались сложности с получением российского гражданства. Мало того, что процедура получения гражданства сложная и утомительная, старообрядцев к тому же принуждают отказаться от гражданства тех стран, где они прожили всю свою жизнь.

Историк Глеб Чистяков отметил, что этот вопрос стоит на повестки дня еще с начала 90-х годов. Очередная попытка принять соответствующий закон провалилась в прошлом году — 19 июня 2019 года Государственная Дума не поддержала законопроект депутатов об упрощении получения гражданства РФ для иностранных граждан русского происхождения. Проект документа предполагал возможность упрощенного предоставления гражданства РФ для всех, у кого в свидетельстве о рождении национальность хотя бы одного из родителей обозначена как русский. Авторы проекта предлагали освободить их от требований непрерывного проживания в России в течение пяти лет, а также от подтверждения источника средств к существованию и сдачи экзамена на знание русского языка.

Иную позицию озвучил заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств России Олег Молчанов. По его мнению, эмигранты, желающие вернуться в Россию, должны отказаться от любого иного гражданства и быть со своей Родиной до конца. В качестве примера Олег Молчанов привел жизнь протопопа Аввакума, который отказался от земных благ и взошел на костер за веру. Он также критически высказался относительно староверов, которые уехали из страны по причине гонений и в поисках лучшей доли.

С этой позицией не согласился руководитель партнерства по защите и сохранению объектов культурного наследия «Спасское дело» Александр Мраморнов. Он высказался, что для привлечения соотечественников не нужно ставить никаких бюрократических преград: «Пусть у человека будет не одно, а даже два, три или четыре гражданства. Главное чтобы своей исторической родиной, Россией он был признан полноценным и полноправным человеком».

Старообрядческий публицист Андрей Езеров сообщил, что уже во времена Аввакума многие староверы бежали за пределы России. В частности, он привел пример духовного центра на Ветке, основанного в конце XVII века несколькими священниками московских приходов и располагавшийся на территории Речи Посполитой. За рубежи России, в Лифляндию, скрылся со своими сторонниками и основатель федосеевского согласия (старопоморцев) Феодосий Васильев (1661 — 23 июля 1711 гг.).


Кинофестиваль имени Саввы Мамонтова — не первое мероприятие в современной старообрядческой истории. В 2015 и 2016 годах в духовном центре РПСЦ под председательством кинорежиссера, сценариста, заслуженного деятеля искусств Николая Досталя проходил кинофестиваль имени Саввы Морозова. Постановлением Освященного Собора Русской Православной старообрядческой Церкви, прошедшего 17–19 октября 2017 года этот фестиваль был запрещен.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (1)

  1. Сергей Агеев

    Содержание и идея кинофестиваля очень хороши, но всё-таки, почему фестиваль назван именем Саввы Мамонтова? Род купцов Мамонтовых не был староверческим, более того, по всем данным, лица, стоящие у его истоков, в отличие от многих других купеческих родов, не были выходцами из старообрядческой среды.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля