После гонений со стороны властей и господствующей церкви древлеправославные христиане (РДЦ) начали попытки восстановления епископского чина. Так, 4 ноября 1923 года в городе Саратове, в древлеправославном храме во имя святого великомученика Димитрия Солунского, настоятелем этого храма священником Николой Тихомировым в лоно Русской Древлеправославной Церкви был принят Саратовский архиепископ Никола (Позднев). Присоединение совершилось по второму чину через Миропомазание, на основании 8-го правила Первого Вселенского Собора.
С момента присоединения архиепископа Николы и восстановления епископского чина в Русской Древлеправославной Церкви произошли и другие важные события, одно из которых — присоединение единоверческого Бугурусланского епископа Стефана (Раcторгуева). По церковным канонам два епископа имеют право хиротонисать других епископов. С этого времени в РДЦ восстановилась трехчинная церковная иерархия и начали совершаться архиерейские хиротонии.
С момента восстановления епископства в РДЦ свое первосвятительское служение совершали 9 архиепископов: архиепископ Никола (Позднев) (1923-1934), архиепископ Стефан (Расторгуев) (1934-1937), архиепископ Михаил (Кочетов) (1938-1944), архиепископ Иоанн (Калинин) (1944-1955), архиепископ Епифаний (Абрамов) (1955-1963), архиепископ Иеремия (Матвиевич) (1963-1969), архиепископ Павел (Машинин) (1969-1979), архиепископ Геннадий (Антонов) (1979-1996), архиепископ Аристарх (Калинин) (1996-2000).
С 2000 года архиепископ Московский и всея Руси Александр (Калинин) руководит Древлеправославной Церковью, а с 2002 года владыка Александр носит титул Древлеправославного Патриарха.
Представители Древлеправославной Церкви называют свою иерархию уникальной, так как в христианском мире она не ставится под сомнение, в отличие, например, от белокриницкой. Однако среди старообрядцев других согласий существуют иные мнения, в частности, о том, что архиепископ Никола (Позднев) был принят от обновленцев в состоянии запрещения.
В Деяниях Архиерейского Собора РДЦ, состоявшегося 22-25 декабря 2015 года, отдельным пунктом в повестке Собора стоял вопрос о диалоге с РПсЦ. Преосвященный епископ Сергий (Попков) сделал доклад Собору о состоянии диалога с РПсЦ, в котором подчеркнул, что в настоящее время между Церквями установились добрые, миролюбивые отношения, но в деле богословского диалога, к сожалению, не удается пока достичь желаемой динамики в связи с тем, что сложился однобокий формат переговоров, когда весь диалог ограничивается лишь вопросами со стороны РДЦ и ответами РПсЦ. Вопросы богословско-канонического характера со стороны РПсЦ не поступают. В деле сотрудничества в издательской сфере также имеет место некоторая стагнация, единственный совместный проект — перевод Евангелия на современный русский язык для домашнего духовно-назидательного чтения за год совершенно никуда не продвинулся по причине разногласий между собой участников проекта, представляющих сторону РПсЦ. Однако надежду на конструктивное сотрудничество внушает предполагаемая совместная работа в рамках деятельности контактной рабочей группы, организуемой для поиска возможности выработки совместной позиции в вопросе взаимодействия с государством и светским обществом. Собор выразил надежду, что проблемы, возникшие при осуществлении совместной работы над переводом Евангелия, будут разрешены, и столь важный для обеих Церквей проект будет благополучно реализован. Собор РДЦ также считает, что перевод Евангелия на русский язык необходимо осуществить в любом случае, даже если сотрудничество с РПсЦ по данному вопросу не приведет к желаемому результату.
25 декабря 2011 года было учреждено Среднеазиатское благочиние РДЦ. Уральская епархия РДЦ, как каноническая и территориально-административная структура, объединяет общины и религиозные группы древлеправославных христиан, которые проживают в Пермской, Свердловской, Оренбургской областях, Башкирии и Западном Казахстане (г. Уральск).
Община РДЦ в г. Уральске существует давно. Древлеправославных христиан, проживающих там, последовательно окормляли: священноинок Пансофий (Ивлев), (впоследствии епископ Ростова-на-Дону и Курский, канонизированный РДЦ как священномученик), епископ Иона (Изюмов), епископ Лев (Бобылев), епископ Иосиф (Золотухин), о. Владимир Ткачев, о. Диомид Калинин (в дальнейшем епископ Даниил Бугурусланский), о.Савва Тихов (епископ Савин Нижневолжский), о. Петр Онуфриенко, о. Иосия Мартынов. За это время христиане сменили несколько молельных домов.
В настоящее время приход Древлеправославной Церкви в честь явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской окормляет протоиерей Михаил Макеев.
29 августа 2013 года на территории нынешнего молельного дома РДЦ патриарх Александр совершил закладку нового храма во имя явления чудотворныя иконы Пресвятой Богородицы Федоровской. В октябре 2015 г. на строящийся храм был установлен малый купол.
В строящемся храме уже сделана внутренняя стяжка, оштукатурены стены, проведена электрика. На данный момент все работы приостановлены до весны.
О судьбе священника в иноверном государстве, жизни прихода, отношениях с местными религиозными организациями и властями специально для сайта «Русская вера» рассказывает настоятель храма РДЦ г. Уральска протоиерей Михаил Макеев.
Я родом из Балаково Саратовской области. Так получилось, Господь привел меня в эту Церковь. Это я потом уже узнал, что корни у меня отсюда, с этой Церкви. Так по-Божьи получилось, поехал в училище учиться в г. Новозыбков, а после того, как отучился там год, еще год служил в г. Новозыбкове при Соборе. Потом направили в Уральск.
Цели такой не было, чтобы стать священником, так Господь привел. Обычно, когда человек слышит «Господь привел», для него это что-то непонятное. Но у нас вообще в жизни много такого, что мы не можем объяснить. У меня нет другого объяснения, честно. У нас как-то был урок в училище, уже не помню какой. Нас училось там всего несколько человек, кстати, из Уральска был один человек, сейчас он служит в Брянской области священником. Во время урока зашел архиепископ Аристарх с одним человеком и сказал нам: «Это корреспондент ИТАР-ТАСС Брянской области, он хочет с вами побеседовать, задать вопросы». Преподаватель вышла, а корреспондент стал спрашивать, откуда мы, местные ли? Мы ответили, что нет. Местных среди нас не было. Были люди из Саратовской области, из Нижегородской, Волгоградской, с Уральска (Казахстан), из Бурятии человек был и из Белоруссии. Корреспондент удивился и спросил: «А как вы сюда попали?» Раз… и никто не может сказать, как сюда попал. Корреспондент ушел, зашла преподаватель, продолжает урок. Посмотрев на нас, она сказала: «Я чувствую, что вы не здесь». Я ей говорю: «Да, вы знаете, нам вопрос задали и все задумались», — и я вот тоже начал думать, и не знаю как так? Так оно всё совпало.
Вот, например, человек хочет стать врачом, он занимается, готовится к этому, человек поставил цель, и он к ней идет. Здесь же был такой выбор, что вот надо. Честно сказать, я сам не скажу, что я хотел стать священником. Мои мысли вообще такие были: «Господь если направит, значит так надо». Если честно, я сам месяца 2-3 мечтал, что меня отчислят вообще из училища, отправят назад, и я буду в церковь ходить, и мне достаточно будет. Но вот получилось так.
Здесь приход остался без окормления, и мне предложили сюда поехать, я и приехал. Хочу сказать — так, не хвалиться — с Божьей помощью, я, наверное, первый священник, который столько времени здесь служит.
С конца 1998 года, 17 лет. Гражданство России не менял, у меня здесь есть вид на жительство.
Молодые были, ничего, слава Богу. Она знала, куда и зачем идет.
Фактически ничего не изменилось, купили подсвечники, поставили небольшой купол на крышу. Когда встал вопрос, что можно что-то построить, нам сказали, что место другое нужно найти. Мы не то, что не смогли, нашли бы за городом, скорее всего, в пригороде, но это было бы неудобно для прихожан. А здесь очень хорошее место, несколько автобусных остановок рядом, с любого района Уральска можно приехать сюда. Да и не хотелось другого места. Прихожане в основном люди пожилые, им добираться было бы трудно и они, возможно, не стали бы так далеко и с пересадкой ездить, особенно зимой. Нам Господь так помог, что вот именно на этом месте начали стройку.
Когда стали делать документы, оказалось, что они у нас не в порядке, и это не чья-то вина. Люди ходят и ходят, молятся, а когда мы пошли узнавать насчет строительства, оказалось, что земля не наша, так как название у общества менялось, а в документах зафиксировано другое. Но и это с Божьей помощью всё устроилось, нам через год дали разрешение на строительство.
Прихожане помогали, но и сторонние люди тоже, кто относится с пониманием. Где-то что-то бесплатно дали, что-то подешевле продали, и слава Богу.
Не то, чтобы увеличился, начали приходить люди, которые были крещены в детстве, но ходили редко. Они начали приходить на службы. Я бы не сказал, что приход увеличился, но и не уменьшился. Некоторые прихожане переехали на другое место жительства, но и они стараются переехать туда, где есть наша Церковь. Некоторые, например, тут особо в храм не ходили, а там стали ходить.
На Рожество было около 40 человек, из них 12 детей.
Молодежь есть, да. На Рожество мы делали подарки детям. Вот говорят, как конфеткой завлекать? Я говорю: «Понимаете, мы же живем в миру, дети наши ходят в детский сад, школу, там дают подарки на Новый Год. Мы Новый Год не празднуем, но тоже хотели бы сделать подарки детям нашей Церкви на Рожество, и даже тем, кто не ходит в Церковь». Почему батюшка подарок дает? Потому что Рожество! Человек начинает интересоваться. Надо такие подарки делать, что пусть он будет небольшой, но так, чтобы он был самый лучший. Вот дали в школе, например, а ребенок скажет: мне батюшка лучше даст.
Также сладости. Опыт у нас есть, мы знаем, что нужно современным детям, чтобы этот праздник для них запомнился. Всего 26 детей получили подарки от батюшки на Рожество.
Сделали штукатурку и внутреннюю стяжку, провели электрику. Зима началась, работы приостановлены, ждем весны. Поставили купол. Не знали, как и что, а вот с Божьей помощью поставили, Господь помог. Вроде как и денег нет, а делаем с Божьей помощью. Некоторые жалуются, что невозможно что-то сделать. А когда начинаешь, то всё потихоньку получается.
В честь Феодоровской иконы Богородицы. Дом, в котором сейчас молимся, будем сносить, и территория вокруг нового храма увеличится.
Три года мы строим. Первый год фундамент залили, кладку делали, и вот уже 4-й год пошел строительства. Если была бы финансовая возможность, то мы закончили бы давно. И так, слава Богу, фундамент сделали — он постоял, кладку сделали — еще постоял, зато фундамент дал усадку. В 2013 г. в праздник Феодоровской иконы Богородицы, 29 августа, на закладку фундамента приезжал патриарх Александр. Это событие освещали в местной прессе: газете «Казачий вестник» и «ИНФОРМБИРЖА».
Раньше проводились круглые столы, конференции в Департаменте Юстиции. Здесь, в Казахстане, есть такой праздник — День духовного согласия, отмечается 18 октября. Праздник проводится во избежание какого-либо конфликта на межрелигиозной почве. На конференциях зачитывали доклады, общались, обсуждали нововведения в законодательстве. Встречались с областным акимом Ашимовым (аким Западно-Казахстанской области Нургали Ашимов — прим. авт.), 1-2 раза в год встречи проводились обязательно, сажали деревья, даже футбол проводили между конфессиями (смеётся). Сейчас уже года два никуда не приглашают, может, нет финансирования.
С властями проблем нет, мы ни в чем плохом не замечены, в основном власти смотрят на другую религию, следят за ними. А мы не конфликтуем с ними и они с нами. Пока нам не запрещают ни молиться, ни строиться. На праздник мы служили ночью, наряд приходит, спрашивает: «У вас все в порядке?» И всё, уходят. Это даже хорошо, что за порядком следят.
Мы выходили во двор, просто по двору ходили. Но сейчас, с Божьей помощью, будет новая церковь, будем вокруг нее ходить.
Есть приход РПсЦ, бывает, встречаемся со старостой. Недавно у них проводилась фотовыставка с Алтая, пригласили и меня тоже. Нам нечего делить. Бывает, в некоторых местах, где церкви рядом или придворовые территории, их еще делят.
Безпоповцы есть, я знаю их наставника. С безпоповцами у нас спокойные отношения. Был заочно знаком с прежними их наставниками, даже была идея совместного обучения детей в христианском детском саду, по типу воскресной школы. Не объединяться, а именно совместно детей обучать. У казаков такой детский сад есть. Были и возможность, и желание, но ничего не вышло.
У меня взрослые дети, трое. Старший учится в школе в 10 классе. Помогают мне в службе.
Я лично к этому никак не отношусь, мне без разницы. Просто у меня возникает вопрос: «А зачем? А для чего это признание иерархии?» Почему РПЦ МП должны признавать РПсЦ, почему не Далай-лама? Для меня это без разницы, нашу иерархию они же тоже фактически не признают, нас они не считают как священство, миропомазают при переходе в РПсЦ. Признают они нас, не признают, ну… призна́ют они нас. Ну, пусть папа Римский тоже нас признает. Зачем это надо, к чему это надо? Пусть добиваются, пусть их признают.
Например, у нас только была Патриархия, зарегистрировали официально Патриарха Александра в Российской Юстиции, до этого не был зарегистрирован. Но мы его называли, считали Патриархом, в Календаре так писали, для нас он Патриарх. Какая разница, зарегистрирован он в Юстиции, не зарегистрирован? У них тоже Митрополит едет за границу, дает паспорт пограничнику, где написаны фамилия, имя, отчество, и пограничник к нему обращается по имени-отчеству, а не как к Митрополиту. Мы же не обращаемся к епископу по имени-отчеству, мы говорим: «Владыко». Для мирского человека, он «Иван Иванович», но для него это безразлично, я думаю. Ко мне тоже обращаются по имени-отчеству, например, бухгалтер, человек внешний. Если бы она ходила к нам, она бы меня по-другому называла. Для меня тут нет вопроса, это внешний человек. Так и здесь. Обращать внимания, я думаю, на это не стоит.
Люди приходят, спрашивают: «У вас Церковь какая?» Я говорю: «Православная». «А там какая?» Я говорю: «Не знаю, мне все равно, какая там Церковь, у нас Православная». Для меня истина здесь, Бог один и Церковь одна, по словам апостола Павла.
Объединяться можно на основе Евангелия, апостольских правил, Христос объединяет. У нас как-то налаживался диалог с РПсЦ, и у них там один человек начал писать про наших бывших архиереев. Мы знали наших архиереев, зачем нам какие-то документы и доказательства их священства? Но это мы знали, а для внешних нужны документы. И когда всё это началось, с Божьей помощью мы нашли свои документы, и теперь у нас возникли вопросы: а теперь вы покажите свои документы. А они их до сих пор показать не могут. Мы считаем нашу Церковь самодостаточной в этом плане, у нас всё есть, остальное не требует доказательств. Поэтому признание со стороны нам не нужно.
Как и в любом большом обществе, есть разные мнения, кто-то уходит. Мы стараемся всё это уврачевать, ведется диалог. Например, мы примирились с Грузинской Церковью (это событие произошло весной 2009 г. — прим. авт.). У нас есть евхаристическое общение, но всё-таки это отдельная Церковь, она не подчиняется нашему Патриарху, это Грузинская Древлеправославная Церковь, там епископ Павел (14 октября 2009 г. в Грузии в Покровском Кафедральном Храме города Поти состоялось возведение в чин Архиепископа Предстоятеля Грузинской Древлеправославной Церкви Преосвященного епископа Тбилисского Павла (Хорава) — прим. авт.). Тоже Господь как устроил, ведь там не русские, а этнические грузины, они пришли сами к древлеправославию, и Господь так сделал, что и в Грузии теперь есть древлеправославные христиане. Исторически не было такого, а появилось.
Есть, конечно, в Церкви недовольные люди, но с ними ведется диалог, и мы пытаемся хоть не всех, но кого-то привести, спасти, вернуть в ограду духовную. Может руководители этих организаций и не пойдут, но простые люди могут вернуться.
Нельзя людей вот так взять и отсечь, потому что Христос так не поступал, и мы не должны поступать. Нужно стараться привести всех, бросить 99 овец и пойти искать 1 заблудшую. Ведется постоянное общение, диалог, все неясности выясняются.
Нет, в Балаково на тот момент не было храма. Сейчас уже построили, освятили, и священник там родом из Уральска.
Да, получается так.
Всеобщая тенденция, что народ стал меньше к Церкви обращаться. Почему? Не знаю, причем не только молодежь. Сейчас смотришь на всех людей, огромное стремление к материальному, к увеселениям. Конечно, и материальное нужно, и нужно расслабиться, понятно, что человек не всегда должен быть в напряжении, отдыхать тоже нужно. Но жизнь не только из отдыха состоит.
Как сказал псалмопевец Давыд в Псалтыри: «Аще богатство течет, не прилагайте сердца». Самое главное, ведь богатство Господь дает не для того, чтобы ты к нему прилип, оно дается для того, чтобы ты помогал другим людям. Когда человек так действует, то у него самого всё остается, не убывает. Смотришь на других людей, у них это уже как болезнь, ему всё мало, мало. Есть богатство, но он ему не рад, всегда у кого-то больше. И никак он не успокоится, что у него есть, а у другого еще больше, и он никак не может догнать, счастья нет, потому что всегда у кого-то больше и лучше. А когда человек к этому относится так, что Господь дал, и слава Богу, то всегда радость у христианина.
Вот, например, мы купол поставили, радость была. Денег нет, а мы сделали. Появилась денежка, другое сделали — тоже радость. А у другого человека — он не понимает этого, потому что у него другие ценности. Сейчас всё подорожало в магазинах, в мире такая ситуация. А вспоминаешь, да всё это не сравнится с прежними временами. Пожилые люди рассказывают, детьми были, собирали картофельные очистки, ели их… Мы сейчас этого не представляем. А тут, что ты! Меньше бутерброд у нас стал, тоньше, мы уже печалимся.
В последнее время люди голодать будут. Пищи-то будет много, а человек ненасытный будет, не будет наедаться. Антихрист придет, продукты пропадут, всё будет по печати. Голод не потому, что продуктов не будет, а потому что человек станет ненасытный. Он будет есть, есть, и не сможет голод утолить.
На некоторых смотришь, такое ощущение, что так и есть. У него есть одежда, а он всё покупает себе ещё и ещё, будто замёрз. А ты гардероб свой посмотри: если бы не покупал столько, смог бы еще кого-нибудь прокормить. Сейчас общество потребления, а ведь всего хватает, и слава Богу!
Беседовала Нина Лукьянова
Глебу вынужден возразить. Он заблуждается. Как диакон не может совершать ничего в храме без воли и благословения священника, точно так и священник ничего не может делать без воли и благословения епископа. Полномочия священника ограничены его приходом, если это нарушается без соответствующего благословения, может последовать жесткое наказание.
Священник может причащать и соборовать больного епископа по его просьбе. Исповедовать также только по его просьбе. Миропомазывать архиерея иерей не может. Само миро дает ему правящий архиерей, передавая тем самым как бы часть своих полномочий. В Древней Церкви (и до сих пор в Римо-католической) миропомазывал только архиерей. Какие-либо полномочия можно от архиерея получить, но нельзя их восхищать!
Приветствую Вас, отче! Все верно, священник не имеет права восхищать полномочия. Но примирять кающихся — это полномочия священника, особенно в отсутствие епископа. В древности миропомазание и присоединение к Церкви совершали архиереи, но если обратиться к практике Русской Церкви, то в оной такое право было делегировано священникам. Что бы в этом убедиться, достаточно открыть чин присоединения, через миро в Большом Потребнике. А право примирить любого кающегося с Церковью в отсутствие епископа священнику дает право 52 пр. Карфагенского Собора, в котором сказано: "Пресвитер же без воли епископа не разрешает кающагося, разве во время надлежащия нужды, в отсутствии епископа". Вот наши священники и разрешали кающихся в виду отсутствия епископа, но наличия надлежащей нужды. Кроме того, у РДЦ и РПСЦ в данном случае совершенно разные основания. В РПСЦ считается, что любого еретика, не имеющего благодатной хиротонии, можно миропомазать и хиротония еретика станет благодатной. В РДЦ такое рассуждение считается ошибочным, а само принятие хиротонии от подобных еретиков невозможным. Суть же и причины совершавшегося миропомазания над епископами у нас вполне разъяснил минувший Собор.
Разница между епископом и священником с одной стороны, священником и диаконом – с другой стороны, несравнимо велики. Диакон, имея любые благословения, тем не менее, не имеет право совершать ни одного церковного таинства. Священник же имеет право совершать все таинства, кроме единственного – хиротонии, т. е. возведения другого лица в священный сан.
Что касается о благословении архиереем священника на определенные действия, то эти правила относятся к корпусу правил дисциплинарно-канонического характера. Точно так же, как аналогичные дисциплинарные правила касаются и епископов, например, в части перемещения епископов с кафедры на кафедру (они воспрещены как таковые) или раздела епархий.
Однако, также хорошо известно, что дисциплинароно-канонические правила в реальной практике церковной жизни, имеют свойство экономически ослабляться, а то и вовсе не исполнятся при наличии совершенно определенной и весомой причины.
Так вот, вполне, естественно, что в отсутствие архиерея священник продолжает совершать Богослужение, включая Литургию, а также требы и прочие последования, не исключая и чиноприем от инославных. Известно множество случаев в истории и современной жизни самых разных церквей, когда целые церковные области временно оставались без архиереев (вдовствующими) по тем или иным причинами, однако никакого прекращения Богослужения или совершения Таинств в этот момент не происходило.
Естественно, что и мера самостоятельности священника определяется внешними обстоятельствами, например, временем отсутствия архиерея на кафедре и т. п. Этот принцип, кстати, применяется и в практике т. н. клинического совершения таинств, когда в исключительных ситуациях отдельные виды таинств, например, крещение или даже причащение запасными Дарами может произвести мирянин.
На мой, личный взгляд, этот принцип вполне укладывается в иерархическую систему человеческого общества, когда, при отсутствии руководителей высшего звена (в государстве, армии или на производстве) управление вполне обоснованно, в целях избежание хаоса и распада переходит к следующему «младшему по званию»
В словах о. Андрея и Глеба много правды, но не во всём могу согласиться. Нельзя все Таинства рассматривать «до кучи». Они весьма разные и возможности священника по отношению к ним – разные. То, что не предусмотрено правилами (а они регламентируют большей частью нормальную жизнь Церкви), то нужно искать в исторической практике, в прецедентах.
Вопросы подняты очень сложные, их трудно рассмотреть в интернетовской дискуссии. Между РПЦ и старообрядческими согласиями есть расхождения экклесиологические, и даже в понимании значения Мvра (это не магическое вещество, а сакральное, к которому применимо и понятие актуальности).
В словах о. Андрея и Глеба много правды, но не во всём могу согласиться. Нельзя все Таинства рассматривать «до кучи». Они весьма разные и возможности священника по отношению к ним – разные. То, что не предусмотрено правилами (а они регламентируют большей частью нормальную жизнь Церкви), то нужно искать в исторической практике, в прецедентах.
Вопросы подняты очень сложные, их трудно рассмотреть в интернетовской дискуссии. Между РПЦ и старообрядческими согласиями есть расхождения экклесиологические, и даже в понимании значения Мvра (это не магическое вещество, а сакральное, к которому применимо и понятие актуальности).
В сложных ситуациях главный критерий – совесть. Но и разумом не следует пренебрегать. Я, к слову, по доброму завидую таким иереям как о. Михаил Макеев. Твердая и искренняя вера. В хорошем смысле слова – детская. Для таких почти нет богословских вопросов. Для них Святая Соборная Апостольская Церковь – это их деревня (из которой желательно не выезжать) и две хаты в соседней деревне. Но тогда и прихожан как 40 было, так 40 и останется. В лучшем случае.Даже готов согласиться, что по нашим временам так и надо. Но не все так могут.
В русской церковной практике были свои особенности, обусловленные, поимимо прочего, и расстояниями, в т. ч. до епископа. Но важный вопрос все же остается: какие были прецеднты присоединения епископа священником до старообрядческого раскола?
И еще: святители исповедуются, конечно, у своих духовников (не патриархи же у патриархов), но выбирают, как правило, черное духовенство, духовно опытное и не дающее «административных» советов. Тут речь идет о разрешении грехов, а не благословении меньшим большего.
> В хорошем смысле слова – детская. Для таких почти нет богословских вопросов.
> Для них Святая Соборная Апостольская Церковь – это их деревня (из которой
> желательно не выезжать) и две хаты в соседней деревне.
Прекрасно сказано.
> Представители Древлеправославной Церкви называют свою иерархию уникальной, так как в христианском
> мире она не ставится под сомнение, в отличие, например, от белокриницкой.
Читал где-то, что в РПЦ признать РДЦ могли бы намного проще, чем РПсЦ. И говорилось это вроде кем-то из РПЦ.
Это связано с тем, что по поводу новозыбковской иерархии не было синодальных постановлений, аналогичных тем, что принимались в 19-м веке против белокриницких.
А как вообще иерей может принимать епископа? Нонсенс?
Также как иерей может совершать любое другое таинство, священнодействие и чинопоследование над епископом: причащать, исповедовать, соборовать и т. п.
Глеб, а можете привести пример аналогичной ситуации из истории Церкви (кроме РПсЦ и РДЦ) ?
"Без всякого же прекословия меньший благословляется большим" Вам знакомо это?
Например, у патриарха Иоасафа I духовником был черный поп Серапион, а у нынешнего патриарха РПЦПМ Кирилла, если не ошибаюсь, духовник схиархимандрит Илий. Ну и кто из них на исповеди старший, кто младший, кому и перед кем главу преклонять? Это вопрос риторический…
У патриарха Иова также духовный отец был иереем.
http://www.sedmitza.ru/text/443586.html
Цитата: "«К сей духовной патриархов духовной отец священноинок Феодосей руку приложил»."
Если у Епископа духовный отец иерей, значит священник совершает таинства над архиереем.
Если Христос крестился у Иоанна, то это не означает, что Иоанн крестил Господа. К тому же Таинства совершает Господь, у священника несколько иная функция — видимое исполнение Таинства.
Иерей может совершать все разрешенные ему таинства, вне зависимости от того, над кем он их совершает.
Простите, это — опасное заблуждение. Иерей может совершать таинства не только не над кем угодно, но и не где угодно. Так же и архиерей — только в пределах своей епархии.
Я вижу, вы человек очень образованный и начитанный.
Прошу вас указать правила, в которых указываются ограничения полномочий иерея в случае неимения епископа.
Это рядом с теми правилами, которые подтверждают полномочия иерея в случае неимения епископа.
А если без шуток, то поинтересуйтесь у иереев, какую ставленическую грамоту они подписывают при поставлении.
"Люди приходят, спрашивают: «У вас Церковь какая?» Я говорю: «Православная». «А там какая?» Я говорю: «Не знаю"
— любимая уловка попов как РДЦ, так и РПСЦ. Если ты поп, ты должен знать, обязан уметь объяснить опасность любого еретического сообщества, знать все их особенности, и не только вероучительные, но и обрядовые. Тыжпоп, ты должен спасать овец от волков. А так придуряться: а что там у никониан я не знаю, ну не знаешь, не надо было в попы идти.
"А право примирить любого кающегося с Церковью в отсутствие епископа священнику дает право 52 пр. Карфагенского Собора, в котором сказано: "Пресвитер же без воли епископа не разрешает кающагося, разве во время надлежащия нужды, в отсутствии епископа". Только Вы забываете об одной вещи:речь идет об отсутствии епископа и это не подразумевает того, что в мире совсем не осталось православных епископов. Мне бы хотелось пример из церковной истории, когда все вообще православные епископы исчезли с лица земли, а иерей принимал бы епископа "еретика".
"Если ты поп, ты должен знать, обязан уметь объяснить опасность любого еретического сообщества" . В данном случае М.Макеев не лукавит, ведь он действительно не знает ( как и любой другой здравомыслящий человек) и не видит никакой ереси в Русской Православной Церкви, ибо её там не обретается.
В обсуждении обрелось много Александров. С последним из них я согласен полностью.
РДЦ вышла из диалога с РПЦ МП и ведет плодотворный диалог со старостильными церквями. Это обнадеживает.
"ведет плодотворный диалог со старостильными церквями"
Но там же все равно общепринятые обряды, такие же как в РПЦ. Как же они договорится?
> РДЦ вышла из диалога с РПЦ МП и ведет плодотворный диалог со старостильными церквями.
> Это обнадеживает.
О чем диалог? И думаю, что радоваться можно будет когда договорятся до чего-то. Пока что при обилии диалогов самых разных не понятно удалось ли хоть о чем-то кому-то договориться. Встретятся, зачитают друг другу свои изложения на тему "Как случился церковный раскол" или "Кто такие старообрядцы", обменяются вопросами и разойдутся. А через год-полтора выяснится, что ни ответов ни приветов, только комментарии типа "Ну мы вопросы задали, они не ответили, это не мы, это они не ответили".
И еще вопрос: кого обнадеживает и в чем обнадеживает?