Епископ Пансофий (в миру Павел Яковлевич Ивлиев, 1881–21 декабря 1937)
Родился в г. Николаевске Самарской губернии (сейчас г. Пугачев, Саратовской области). Семья его принадлежала господствующей церкви (РПЦ). Отец Павла был человеком весьма зажиточным, он работал приказчиком у местных лесопромышленников. Однако жизнь, полная мирской суеты, не привлекала сердце Павла. С раннего детства он, презрев материальные блага, возлюбил иноческую жизнь и, ведомый жаждой монашеского подвига, четырнадцатилетним мальчиком поступает в Спасо-Преображенский монастырь, находящийся в пяти верстах от г.Николаевска.
В том же 1895 году Промысел Божий приводит Павла в Москву, где он становится насельником Чудова монастыря в Кремле. Там он принимает иноческий постриг с наречением имени Пансофий. В стенах древнего Чудова монастыря в молитвенном и постническом подвиге инок Пансофий провел 15 лет.
В 1910 году московский митрополит Владимир рукополагает своего келейника инока Пансофия в сан дьякона, а еще через год в сан священника. Благоволение митрополита к отцу Пансофию породило множество завистников, по навету которых у него вышел конфликт с митрополитом. По этой причине в 1911 году иеромонах Пансофий оставил Москву и удалился в свой родной город Николаевск, где стал служить в одном из новообрядческих храмов.
В это же самое время отец Пансофий познакомился с древлеправославными христианами города Николаевска. Однажды во время служения Литургии Господь положил ему мысль идти к древлеправославным христианам, ибо только у них «православная вера сохранилась в чистоте». В 1912 году отец Пансофий присоединился к Церкви и возглавил древлеправославную общину в своем родном городе Николаевске, где и служил до 1921 года.
Отец Пансофий был ревностным пастырем, он бесстрашно встречал все невзгоды, выпадавшие на его жизненном пути, активно участвовал в жизни Церкви. Представлял Волжских христиан на 5-ом Всероссийском Съезде древлеправославных христиан в 1917 году. Когда на Съезде поднялся вопрос о том, что на фронте (тогда шла первая Мировая война) необходимо постоянное присутствие древлеправославных священников для удовлетворения духовных нужд страждущих на брани воинов, то отец Пансофий, будучи мужественным, бесстрашным человеком и истинным пастырем словесных овец немедля вызвался добровольцем.
Он с радостью готов был устремиться туда, где в нем более всего нуждались; туда, где было горе, страдание, смерть; туда, где страждущие ждали утешения. Однако Бог распорядился иначе. На фронт отец Пансофий не попал, так как вскоре большевиками был заключен мир с Германией, положивший конец войне. В 1921 году он переехал в г. Саратов, а через пять месяцев в г. Хвалынск, где и продолжил свое священническое служение, одновременно окормляя древлеправославную общину г. Уральска.
В те годы все наши христиане были охвачены служением великой цели: восстановлению епископского чина в Древлеправославной церкви. Отец Пансофий принял самое живое участие в деле приискания епископа. Он был непосредственным участником Саратовского Собора 1924 года, принявшего в лоно Древлеправославной Церкви Архиепископа Николу (Позднева) и восстановившего тем самым в Христовой Церкви епископский чин после многолетнего вдовства.
На этом же Соборе священноинок Пансофий был избран в Духовный Совет (правление) при Архиепископе, став ближайшим помощником владыки Николы. Первым и главнейшим делом Духовного Совета стала разработка проекта внутреннего управления Церковью, с учетом восстановленной трехчинной иерархии и внешней политической обстановки в государстве. В этом же году за многолетнее ревностное служение на благо Христовой Церкви отец Пансофий был почтен высокой церковной наградой — возведен в чин архимандрита.
Собор 1925 года избрал архимандрита Пансофия председателем комиссии по приисканию епископов, возложив на его плечи ответственейший труд, от которого зависело будущее христиан древлеправославной Церкви.
16 сентября 1929 года трудами о.Пансофия и его помощников Господь привел в Древлеправославие Бугурусланского епископа Стефана (Расторгуева). За самоотверженное служение Церкви о. Пансофий был выбран кандидатом в епископы. 18 сентября 1929 года в Москве, в Никольском кафедральном соборе, архимандрит Пансофий был рукоположен в епископский сан. Владыка Пансофий стал первым, рукоположенным после раскола XVII века, древлеправославным епископом, он возглавил Ростов-на-Дону и Курскую кафедру.
Тем временем по всей стране нарастали гонения на Христову веру: безбожие, почувствовав свою безнаказанность, безудержно истребляло все, что было светлого и доброго, отнимая жизни и калеча души миллионов христиан. Когда владыка Пансофий вступил в управление своей епархией, то перед глазами его предстала безотрадная картина: многие церкви были закрыты, а священники раскулачены, связь с общинами практически отсутствовала, с некоторыми священниками своей епархии владыка так и не получил возможности познакомиться.
Кровавый вал гонений не обошел и самого епископа Пансофия. В 1930 году, в связи с хиротонией епископа Филарета (Харламова), владыка находился в г. Бугуруслане, где его впервые арестовали и, не объяснив причин, продержали под арестом две недели. Спустя год епископ Пансофий был снова арестован в г. Гадиче Полтавской Губернии, где также находился по делам, связанным со своим архипастырским служением.
На сей раз ему было предъявлено обвинение в том, что якобы он приехал в Гадич из Ростова с целью создания контрреволюционной организации, для чего проводил среди населения антисоветскую агитацию. Полгода владыка пробыл в застенках Харьковского ГПУ, и вновь избавил Господь искреннего служителя Своего от рук нечестивых. Впрочем, безбожники оставили его ненадолго; 15 апреля 1933 года в г. Сталинграде владыку Пансофия снова арестовали. Начались месяцы изнурительных допросов и истязаний, на сей раз нашлись и лжесвидетели, в лицо обвинявшие владыку Пансофия в контрреволюционной деятельности, однако владыка на всех допросах вел себя спокойно и твердо.
Не скрывая своего нерасположения к Советской власти, он, тем не менее, категорически отклонил все обвинения:
Несмотря на мое частное неудовольствие, я никогда не приходил к той мысли, что нужно вести агитацию и создавать организации в защиту Церкви против Советской власти, ибо мы бессильны, и законы Церкви этого не позволяют, так как власть от Бога.
На вопросы истязателей он отвечал прямо, не лукавя:
Мое отношение к Советской власти, которой я нахожусь в полном подчинении, такое же, как и к монархической власти. Там мы терпели гонения за свою старую веру. Здесь так же приходится слышать и видеть борьбу против религиозных убеждений, в которых нас воспитали предшествующие поколения и года: хранить веру непорочно. Я думаю, что искреннее духовенство одинакового со мной взгляда… со стороны Советской власти я встретил прямое гонения на религию, и чем дальше укрепляется Социализм, тем все более, как я наблюдал и наблюдаю, гонения на религию со стороны Советской власти усиливаются».
Правдивые слова владыки Пансофия о бесправном, безотрадном положении верующих в СССР были в то же время исполнены христианского смирения и покорности Божественному промыслу:
Все это мной изложенное приходится часто переживать одному и осознавать, что Господь все эти наказания посылает за наши грехи.
25 июня 1933 года Владыке Пансофию тройкой П.П. ОГПУ по Нижне-Волжскому краю был вынесен приговор по ст. 58–10 и 11 УК РСФСР. Владыку приговорили к 10 годам заключения в концлагере. С 1933–1936 год Владыка Пансофий томился в заключении в Кемеровском ИТЛ. Суровые условия Сиблага окончательно подорвали и без того слабое здоровье Владыки. 17 августа 1936 года по амнистии ВЦИК в связи с состоянием здоровья ему был снижен срок до 8-ми лет ИТЛ.
Однако Бог значительно раньше призвал к Себе его многострадальную душу; 21 декабря 1937 года Владыка Пансофий скончался в лагере в Новоивановске Новосибирской области. По другой версии — расстрелян в связи с ужесточением режима; 25 лет Владыка Пансофий отдал Древлеправославию, достойно служил и не менее достойно умер. Те из христиан, кому посчастливилось встречаться с Владыкой Пансофием, навсегда сохранили в своем сердце память об этом добром, скромном и искреннем пастыре Христовых овец.
Примечание:
1. Освященным Собором Древлеправославной Церкви в 2004 году еп. Пансофий был канонизирован. День его памяти 8 (21) декабря;
2. Жизнеописание свщмч. Пансофия составлено на основании материалов архивного следственного дела № 26322, №23494–ПФ, предоставленного УФСБ по Волгоградской области, других архивных документов, а также устных свидетельств.