Архиепископ Никола (в миру Петр Алексеевич Позднев, 1853–1 сентября 1934 гг.).
Родился в 1853 году в с. Слободка Астраханской губернии, в семье псаломщика новообрядческой церкви. Окончил Саратовскую духовную семинарию и в 1879 г. — Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, с правом на получение степени магистра без нового устного испытания.
С 5 июля 1879 по 24 сентября 1882 состоял на службе по М. Н. просвещения.
С 1879 г. — зав. Самарским гор. туземным училищем.
С 24 сентября 1882 г. — преподаватель латинского, греческого и татарского языков в Оренбургском духовном училище, а затем логики и философии в Оренбургской духовной семинарии.
Духовный писатель. Известна его "Краткая историческая записка об оренбургской епархии" (Оренбург, 1884), а также ряд статей и заметок о публичных религиозно-нравственных беседах, веденных в оренбургских церквах в 1883 г. и о мусульманстве опубликованных в "Оренбургском Листке" за 1884 и 1886 годы.
С 1886 г. — магистр (доктор) богословия Казанской духовной академии. Ученая степень присвоена за диссертацию "Дервиши в мусульманском мире".
С 21 октября 1887 г. по 1894 г. — смотритель Пензенского духовного училища.
С 5 сентября 1894 по 1907 год — ректор Пензенской духовной семинарии.
26 дек. 1906 г. уволен по прошению от духовно-учебной службы.
С 19 декабря 1906 г. — настоятель Св.-Троицкой соборной церкви г.Балашова и благочинный градских церквей.
С марта 1907 г. — священник церкви Вознесения Господня в Саратове.
С 1910 по 1921 год — настоятель кафедрального Александро-Невского собора г. Саратова.
С 1910 г. председатель Саратовского отдела епархиального училищного Совета Саратовского православного миссионерского общества и Совета Саратовского Ионникеевского Епархиального училища, цензор проповедей. Награжден Наперстным крестом из Кабинета Его Императорских Величеств.
В 1921 г. овдовел и принял монашеский постриг. 11 июля 1921 года хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии и назначен настоятелем Спасо-Преображенского мужского монастыря в г. Саратове.
В 1922 г. уклонился в обновленчество, надеясь, что обновленческое движение действительно сможет оживить новообрядцев, вернуть дух соборности. Назначен указом Синода №108 от 28 сентября 1922 г. на Саратовскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Однако после участия в обновленческом соборе 1923 года Владыка полностью разочаровался как в обновленчестве, так и в новообрядчестве вообще. По его словам, к этому его подтолкнули бесконечные "разделения и раздоры, которыми живут и занимаются сторонники Патриаршества и живоцерковцы в Господствующей Российской церкви". В том же году он начал вести переговоры с древлеправославным священноиноком Климентом Логвиновым (будущий родоначальник катакомбников климентьевцев) о присоединении к Древлеправославию.
4 ноября 1923 г. в Саратове, в храме св. Димитрия Солунского, древлеправославный священник Никола Тихомиров принял Владыку Николу вторым чином (через миропомазание) в сущем сане Архиепископа на основании 8 пр. Первого Вселенского Собора.
Свой приход в Древлеправославие Владыка Никола объяснил так: "Я убедился в душе, что Истина и Правда Христова содержатся и хранятся в чистоте, святости, не поврежденности и неизменяемости только у одних старообрядцев, приемлющих священство от господствующей церкви Российской, что только они ненарушимо и твердо хранят и исполняют все древлеправославные канонические правила" (Слово к Собору 1924г.).
19 декабря 1923 в г.Саратове собрание древлеправославных христиан признало прием законным и избрало Архиеп. Николу председателем Духовного совета и постановило именовать его Архиепископом Московским, Саратовским и всея России древлеправославных христиан.
В 1927 году архмепископ Никола в сослужении древлеправославного духовенства сварил новое миро.
В 1929 году он участвовал вместе с еп. Стефаном (Расторгуевым) в хиротонии свщмч. Пансофия (Ивлиева), еп. Ростов-на-Дону и Курского. В других архиерейских хиротониях Владыка Никола не участвовал.
Скончался Архиепископ Никола 1 сентября 1934 года. Похоронен на Рогожском кладбище в Москве.