В Доме русского зарубежья в Москве 1-2 октября 2018 года прошла международная конференция «Всемирный старообрядческий форум». Она представляет собой масштабную международную встречу старообрядческих священнослужителей, общественных деятелей, ученых, представителей деловых кругов. Организатором форума выступил Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума. Средства на проведение мероприятия были выделены главным образом благотворительным фондом «Правда Русская».
В проведении Форума приняли участие Русская Православная старообрядческая Церковь, Древлеправославная Поморская Церковь, Русская Древлеправославная Церковь, Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия, представители других старообрядческих согласий из России, а также старообрядческие религиозные организации Белоруссии, Латвии, Литвы, Молдавии, Румынии, Украины, Эстонии и других стран ближнего и дальнего зарубежья, представители общин староверов из Южной Америки.
Профессор кафедры права Российского государственного торгово-экономического университета, доктор философских наук Михаил Олегович Шахов (старопоморское федосеевское согласие) объявил об открытии Международного старообрядческого форума, поприветствовал предстоятелей старообрядческих церквей, духовенство, представителей власти и мирян.
С приветственным словом выступил предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов):
Глубокоуважаемые организаторы, участники и гости старообрядческого форума, я благодарен за возможность собраться всем согласиям, благодарен фонду «Правда Русская». Для нас были разные времена после раскола Русской Церкви, сегодня нас разделяют догматические, канонические противоречия, которые в ближайшем будущем вряд ли будут преодолены, но где споры, там нет любви и дружбы.
Что же нас может объединить? Мы все вместе не приняли реформы патриарха Никона, у нас сохранилось дораскольное иконное писание, знаменное пение, литье. Это все сохранили наши предки.
Но нужно понимать, какой ценой. Ценой гонений и смерти.
Старообрядцы всегда были патриотами своей Родины, трудолюбивы, отвергали вредные привычки. Иногда звучит вопрос: зачем мы встречаемся? Эти встречи очень важны, мы едины по духовному опыту, несмотря на все противоречия, нас объединяет самое главное — Христос.
Далее с приветственным словом обратился Председатель Единого и Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви о. Владимир Викторович Шамарин. Он отметил, что старообрядцы являются духовными наследниками древней Руси, а церковная культура непосредственно поморского согласия берет свое начало в традициях Соловецкого монастыря.
Также о. Владимир сделал акцент на том, что крупнейший центр Руси — Выгорецкое общежительство внесло огромный вклад в русскую культуру. Он пожелал плодотворной работы старообрядческому форуму и выразил желание решать общие проблемы, общаться и дружить всем старообрядческим согласиям.
Затем выступил предстоятель Русской Древлеправославной Церкви патриарх Александр (Калинин). Он отметил, что старообрядческий форум собрал множество участников из разных стран и континентов:
Все старообрядцы понимают, что у нас общие духовные истоки и только общими силами мы сможем справиться с вызовами современности. Мы совместно знакомим мир со старообрядческой культурой. Идет активный поиск форм взаимодействия, и это происходит при благосклонном отношении государства. Форум даст возможность обсудить проблемы, выработаться стратегии взаимоотношений с гражданскими сообществами. Успешной реализации общих целей, идей и проектов. Призываю Божие благословение на наши общие труды.
На форуме было зачитано поздравление Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Антона Эдуардовича Вайно, в котором государственный деятель отметил, что для серьезного содержательного разговора форум собрал представителей старообрядческих согласий и пожелал форуму плодотворной работы.
Первый Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Сергей Эдуардович Приходько отметил в приветствии форуму, что будет способствовать решению важных задач, укреплять духовные связи старообрядческих церквей и общества.
Первый Заместитель Председателя Правительства Амурской области Марина Владимировна Дедюшко отметила, что именно Дальний Восток является центром возвращения старообрядцев из дальнего зарубежья. Согласно правительственной программе 2007 года переселенцы обеспечиваются имуществом, предоставляются подъемные на каждого члена семьи.
Руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей Правительства Москвы Сучков Виталий Иванович зачитал приветствие Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Александра Николаевича Горбенко. В сообщении было отмечено, что встреча старообрядческих согласий на таком уровне проходит впервые и власть г. Москвы рада способствовать этому событию. Он обратил внимание на то, что старообрядцы сохранили свою самобытность, язык и культуру, и это вызывает уважение.
Директор Дома русского зарубежья имени Солженицына Виктор Александрович Москвин отметил, что сам А. И. Солженицын во многих своих выступлениях с болью говорил о расколе XVII века, как о преступлении против русского народа, следствием которого стали трагические революционные события 1917 года.
Он добавил, что ныне при президенте В. В. Путине в нашей стране собирают камни, разбросанные в XX веке и ранее. Старообрядческий форум — первое такого рода событие в Доме русского зарубежья, созданного, как известно, как раз для раскрытия темы русского зарубежья по прямому указанию нынешнего президента. «Владыка Корнилий благословил работу Дома русского зарубежья, и мы будем рады, если старообрядцы помогут нам пополнить экспозиции ДРЗ», — отметил В. А. Москвин.
Александр Николаевич Белов (председатель Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Белоруссии) поблагодарил за приглашение на старообрядческий форум и выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество. «В Беларуси отношения между старообрядцами разных согласий дружные и общины планируют и далее оказывать друг другу поддержку и помощь в сохранении традиций и решении проблем», — отметил А. Н. Белов.
Григорий Алексеевич Бояров (председатель Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Литвы) рассказал, что в Литве проживает около 40 тысяч староверов поморского согласия. ДПЦ является третьей по численности конфессией в Литве. В настоящее время Древлеправославная Поморская Церковь Литвы объединяет 60 староверческих общин. В последнее 25-летие в Литве возникли 6 новых старообрядческих общин в городах Утяна, Шяуляй, Жерзоляй и других. С 1990 года было построено и открыто 9 храмов в городах Зарасай, Шяуляй и других. В 2008 г. возобновили свою деятельность Колинская община и Рустейкская. В 2020 исполняется 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума. Поморцы Литвы приняли участие в создании плана мероприятий, среди них международные конференции и паломнические поездки на место рождения и сожжения Аввакума.
Иерей Иоаким Валусимби (старообрядческая Православная Церковь в Африке, Уганда) рассказал о жизни старообрядцев Уганды. Также о. Иоаким призвал своих единоверцев из России относиться с пониманием и терпением к угандийским братьям, которые пока только учатся тем традициям, которые сохранили староверы.
Иерей Кирилл Шахзад (старообрядческая Православная Церковь Пакистана) отметил, что рад быть свидетелем такого исторического события, как старообрядческий форум. Он рассказал, что в настоящее время в Пакистане существует три христианских старообрядческих общины: во имя преп. Сергия Радонежского, во имя апостола Фомы и в честь святителя Иоанна Златоуста. Верующих в Пакистане около 900 человек. Однако в Пакистане мало кто знает о старообрядчестве, и местные жители неоднократно обращаются к о. Кириллу за разъяснением особенностей Старой Веры. О. Кирилл выразил надежду, что недалеко то время, когда в Пакистане будут православные старообрядческие церкви.
С докладом «Современное состояние старообрядчества на примере Республики Бурятия» выступил высокопреосвященнейший митрополит Сибирский Сергий (Попков, РДЦ). Также нам удалось побеседовать с ним в кулуарах форума. Материалы доклада и нашу с ним беседу, посвященную жизни старообрядцев Бурятии, мы опубликуем позже.
Протоиерей Евгений Чунин (РПсЦ), настоятель Покровского храма в г. Ржеве, благочинный приходов Тверской и Смоленской областей, выступил с сообщением «К вопросу о реализации концепции поликонфессионального государства в РФ: анализ опыта взаимодействия старообрядческих общин с органами государственной власти». В своем докладе он отметил, что в советские времена существовали органы по делам религии, в них работали профессиональные специалисты, которые могли наладить относительно равноправную систему взаимоотношений между государством и конфессиями. Сегодня же в качестве модератора и эксперта в этих отношениях пытается выступать РПЦ и часто делает это весьма тенденциозно.
С докладом «Исторические и современные процессы работы с молодежью Древлеправославной Поморской Церкви Литвы» выступил отец Сергий Красноперов. Он сказал, что Церковь в настоящее время нуждается в поддержке молодежи. Отрыв молодых поколений от старообрядчества приобретает трагический характер, зачастую они посещают храмы только на великие праздники. В настоящее время молодежный хор существует только при Виленской общине. Не помогают развитию и некоторые политические факторы. Так, например, закрытие русских школ ведет к языковой ассимиляции. Тем не менее в 2008 году ДПЦ Литвы создала молодежный совет, который занимается просвещением молодежи, духовным воспитанием, формированием старообрядческого сознания.
Следующим выступил протоиерей Андрей Марченко, благочинный Западно-Сибирского округа (РДЦ) с докладом «Ближайшие задачи Старообрядчества и проблемы его самоидентификации в эпоху глобализма», полностью опубликованным на нашем сайте.
Иерей Михаил Родин (РПсЦ, г. Балаково Самарской обл.) выступил с сообщением «О древлеправославном мировоззрении сквозь призму иностранной миссии Русской Православной старообрядческой Церкви». Он отметил, что многие старообрядческие священники проповедуют оборонное мировоззрение, распространяющееся и на церковное служение. Считают, что не нужно участвовать в светских мероприятиях, выступать на телевидении, печатных и электронных СМИ. Но это в корне неправильная позиция. Оборонная позиция особенно вредна для миссионерства за пределами России. О. Михаил сказал, что важно, чтобы наши иностранные братья по вере могли сохранять свою самобытность, местную народную культуру, поэтому, объясняя правила церковного благоприличия, мы тем не менее не заставляем надевать их сарафаны, платки, повойники. Важен баланс между сохранением своих традиций и уважением к традициям других народов.
С докладом «Кто мы? Истинный Израиль» выступил исполнительный директор фонда св. Григория Богослова Леонид Михайлович Севастьянов (РПсЦ). Полностью доклад и интервью по итогам форума опубликованы на нашем сайте.
Представитель Поморской Церкви Кирилл Яковлевич Кожурин выступил с сообщением «Об издательской деятельности Древлеправославной Поморской Церкви».
Он отметил, что огромной заслугой старообрядцев является сохранение традиций Руси. После реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича гонениям подвергались не только верующие старообрядцы, но и иконы и книги. Из храмов книги «переселялись» в частные дома, где их бережно хранили старообрядцы. Это способствовало росту грамотности среди староверов, книги читали, по ним регулярно молились. По мнению Кожурина, старопечатные и вообще кириллические книги являются объединяющей основной для старообрядцев всех упований. «Я каждый год готовлю книжный обзор для календаря ДПЦ. Очень мало сейчас издается богослужебных книг. Но еще меньше издается учительной толковой литературы. И это серьезная проблема. Недавно было выполнено переиздание Четий-Миней по сочинениям Дмитрия Ростовского. Но у нас есть гораздо более аутентичный источник — четьи минеи митрополита Макария. Это великое наследие, которое нуждается в издании, и это могло бы стать общестарообрядческой задачей. Необходимо издавать самим сочинения отцов Церкви, а то в старообрядческих лавках часто продается никонианская литература. У нас вообще нет детской литературы. У нас есть иконописцы, художники, нужно их привлекать к качественному книгоиздательству. Может, имело бы смысл создать фонд для издания книг», — сказал К. Я. Кожурин.
Руководитель пресс-службы Московской Митрополии, кандидат философских наук, доцент Роман Юрьевич Аторин рассказал о своей книге «Протопоп Аввакум и церковная реформа XVII в.».
С докладом «Старообрядчество в этническом разнообразии Украины. Взаимодействие. Механизмы коммуникации» выступила председатель национально-культурного общества старообрядцев-липован (г. Киев, Украина) Людмила Николаевна Свинцова. Она рассказала о жизни старообрядцев на Украине, о том, как они нашли свое место в социокультурном пространстве страны и сохранили свои духовные ценности. В 2004 году был создан Совет национальных сообществ Украины, который в том числе занимается просветительской деятельностью.
Журналист, историк из среды русских-липован Румынии Павел Тудосе рассказал о деятельности общины липован в Румынии. В 2016 году община создала иконописную мастерскую, школу знаменного пения. «Много детей и молодежи посещает храмы, читают, поют по крюкам. Ведется работа с подрастающим поколением в школах, а также обучение русскому языку», — отметил Павел Тудосе.
С докладом «Перспективы сохранения и развития традиций старообрядчества среди молодёжи» выступила Мария Сергеевна Цивилёва (РДЦ). Она отметила, что сложности с посещением молодежью храмов появились в 1950-е годы. (Не исключено, что на это повлияла компания по борьбе с религией, предпринятая в годы правления Н. С. Хрущева — прим. ред.). Постепенная утрата традиции, информационный вакуум, девальвация семьи — вот основные проблемы современной старообрядческой молодежи. «Постижение традиций должно идти от родителей, начинаться в семье. Без семейной основы невозможно дать полноценное воспитание. Также необходима консолидация молодежи вокруг прихода, проведение совместных мероприятий, паломнических поездок», — сказала Мария Сергеевна.
Отец Никола Васильев (ДПЦ) в своем сообщении «Укрепление духовно-культурных связей поморских общин Латвии и Польши, вопросы сохранения русского языка в общинах зарубежья» отметил, что с наступлением XXI века для поморских общин, расположенных в странах дальнего зарубежья, возникла проблема постепенной утраты русского языка. Так, в Польше обучение русскому языку практически прекратилось. Растет давление на русский язык со стороны местной власти. Даже частные вузы лишены права преподавать на русском языке. Ситуация в Латвии лучше. В рижской Гребенщиковской старообрядческой общине действует детская воскресная школа, которую в этом году посещает 42 ребенка. Также существует воскресная школа для взрослых и регулярно организуются паломнические поездки.
С докладом «Современные проблемы взаимоотношения Древлеправославной Поморской Церкви, государства и общества» выступил заместитель председателя РС ДПЦ Алексей Александрович Безгодов.
Он отметил, что, несмотря на потепление отношений между властями, обществом и старообрядцами, существует ряд трудностей у староверов. Среди них — проблема с выделением земли под строительство храмов, трудности в оформлении документов на землю. Увеличивающаяся бюрократическая составляющая, огромный объем документов, сложность согласований заставляет религиозные группы отказываться от регистрации общин или не продлевать такую регистрацию. Также встречается проблема регистрации «чужеродных» религиозных группы. Когда некая община регистрируется как поморская, использует известный церковный бренд, а в действительности является группой, не имеющей отношения к Древлеправославной Поморской Церкви.
«Остро стоит вопрос некомпетентности местных чиновников, которые переадресовывают наши вопросы представителям РПЦ. Кроме того трудности возникают и при возвращении старообрядческих храмов, отобранных после революции», — отметил Безгодов. В качестве путей решения этих проблем докладчик указал на опыт других стран, где есть закон «О старообрядчестве».
Епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян (Килин) (РПсЦ) рассказал о музее старообрядчества в Новосибирске. Владыка отметил, что отрадно видеть успешный диалог с правительством, местными властями, их поддержку старообрядцев. Эти благодатные условия нужно использовать для развития и укрепления нашей веры. Затем епископ Силуян рассказал о частном музее истории старообрядчества Сибири, который был создан в Новосибирске в 2016 году. В музее собраны уникальные предметы утвари и быта староверов. «Обретение свободы в 1905 году позволило старообрядцам стать на ноги и укрепиться. Духовная нравственность, трудолюбие, законопослушание — вот главные черты старообрядцев», — подытожил свой доклад владыка.
Петр Артемьевич Донцов (РПсЦ, Молдова) рассказал о состоянии староверия в современном мире, о проблемах сохранения веры и культурных традиций в условиях глобализации и влияния новых технологий на повседневную жизнь.
С докладом «Актуальные вопросы церковной жизни в переписке двух крупнейших деятелей староверия XX века — И. Н. Заволоко и М. И. Чуванова» выступила доктор филологических наук, главный научный сотрудник ГИМ Елена Михайловна Юхименко. Она рассказала о двух великих старообрядцах, которые сохранили верность своим религиозным убеждениям, культуре и книге. Основной источник, который использовала Юхименко, — многочисленная переписка. Масштаб личности, их интересы определил роль И. Н. Заволоко и М. И. Чуванова в истории России. Также Юхименко поведала почти детективную историю о тайных встречах и переписке представителей Поморской церкви с митрополитом Никодимом (Ротовым), которые происходили в начале 1970-х годов в преддверии Поместного Собора РПЦ 1971 года. Ее слова подтвердил присутствующий на встрече председатель Единого и Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви о. Владимир Шамарин, который заявил, что это была очередная попытка «атаки» на ДПЦ, которая была повторена уже во второй половине 90-х годов. Интересно, что против таких контактов в те годы активно выступил И.Н. Заволоко, хотя лично и не был членом ДПЦ, а принадлежал к федосеевцам.
Иулиания Андреевна Марченко (РДЦ) выступила с сообщением «Патриотическое воспитание в воскресной школе».
Она отметила, что в современных условиях воскресная школа может решить немало воспитательных задач. Но для этого необходимо использовать опыт светской педагогики. Воскресная школа должна способствовать формированию нравственного поведения ребенка. Необходим элемент патриотического воспитания. Детей можно занимать, например, поиском материалов о героическом прошлом наших предков, прививать заботу о малой родине, храме и приходе. Устраивать знакомства с интересными людьми. Необходимо организовывать вебинары, конференции для педагогов, на которых они могли бы обмениваться мнениями.
С докладом «Жизнь христианина в условиях современности: проблемы сохранения веры и культурных традиций» выступила Нина Павловна Лукьянова (ДПЦ). Этот доклад будет полностью опубликован на страницах нашего сайта.
Представитель уральских староверов часовенных Вячеслав Александрович Печняк рассказал о современном состоянии часовенного согласия на Урале.
«Население уральских часовенных делится на сельское и городское, городское, как правило, жители уральских заводов. В нашем согласии определяющим тезисом является среда, которую необходимо во что бы ни стало сохранить. Поэтому наши усилия направлены на полную автономность, когда общение с государством и обществом должно быть минимизировано. Да, сегодня есть свобода совести, но что будет завтра? Нельзя надеяться на гражданские институты, которые могут измениться в одночасье. Нужно надеяться только на себя, на самостоятельность общин (имеется в виду самостоятельность и автономность общин часовенного согласия — прим. ред.). Мы соблюдаем устав такой, какой он есть, то есть суточный круг богослужения, мы молимся ночью. Старообрядцы других согласий нередко удивляются, что у нас сохранилась ночная служба. Также у нас проходят моления на местах бывших староверских скитов, а также на знаменитых «Веселых горах», — рассказал докладчик.
Маргарита Владимировна Алмазова (РДЦ) выступила с сообщением «Кержаки Нижегородского заволжья». Нижегородская земля сыграла огромную роль в исторической драме, известной как раскол Русской Церкви. Приютом для старообрядцев в конце XVII — начале XVIII вв. стали Керженские и Ветлужские леса Нижегородского заволжья. После церковного раскола население в Семенове увеличилось в 5 раз. В этот период Семенов становится городом, до этого это был не город, а маленький починок. Люди приходили разные: и купцы, и крестьяне, и старцы, образуя скиты. К мнению старцев из Керженца прислушивались по всей России. Благодаря их дисциплине, труду, бережливости формировались сильные группы.
Далее Маргарита Алмазова рассказала об истории нижегородских скитов: Смоляны, Шарпана и других. Основывая иноческие обители и лесные повеления, старообрядцы привезли с собой в керженские леса рукописи, старопечатные книги, иконы.
Докладчик отметила, что ныне в Семенове имеется 6 музеев, в которых находится более 26 тысяч экспонатов по теме старообрядчества. «Мы часто обретаем реликвии, когда встречаемся с местным населением. Однажды я поехала в Семенов, ко мне подошла женщина, моя родственница, и показала мне женскую цветную схиму. Предположительно она принадлежала черноризице Алефтине, которая воспитала мою маму,и вот ее передали нам», — рассказала Маргарита Владимировна и продемонстрировала слушателям схиму.
После докладов с духовными песнопениями поочередно выступили хоры Древлеправославной Поморской Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и Русской Православной старообрядческой Церкви.
На этом закончился первый день работы Всемирного старообрядческого форума.
Продолжение. Всемирный старообрядческий форум. День второй.
———-
Фотографии: Глеб Чистяков
Славу Богу, что состоялся Всемирный старообрядческий Форум — это историческое событие. Таких Форумов, когда собирались большим представительством старообрядцы, притом разных направлений наверное не было более 100 лет, а может и больше. Так что если кто-то считает, что на одном Форуме можно решить все вопросы староверия накопившиеся за 100 лет, то это верх полного непонимания современной ситуации. Очень важный момент принятие итоговой Резолюции Форума. Можно сказать, что не смотря на 70-летие воинствующего атеизма и 20-летие контролируемого лже-демократизма Форум показал, что староверы всех направлений духовно едины, у них общая история и общие задачи по сохранению и развитию древлеправославия. Форум показал, что староверы стремятся к единению в экономических, культурных социальных вопросах имеют духовное единство и относятся с уважением к своим братьям, несмотря на то, что имеются свои различные древлеправославные направления. Главное на Форуме был дух единения все общались между собой, все участники поморы, белокриницкие, новозыбковцы, часовенные,… не смотря на то, что многие общины разделяют тысячи км и государственные границы, у всех староверов сохранился своеобразный присущий только им быт, традиции, обычаи, молитва в семье. Все старообрядцы участники Форума остались очень довольны мероприятием.
Вот поставить вместо "старообрядцы" — "тунгусы" или "эвенки" и смысл конференции не изменится. Историко-культурный заповедник, а не Христова Церковь..
Хороший обзор! Благодарение редакции.
Хотелось бы побольше прочитать часовенных или о часовенных!
Очень оперативно и полноценно. Примечательно, что другие старообрядческие сайты, словно язык проглотили.
Информации о событии либо нет либо крайне скупая. Даже организаторы форума protopop-avvakum.ru опубликовали только его резолюцию.
А ещё можно подписаться на телеграм-канал РуВеры @ruvera_ru и оперативно получать сведения о новых публикациях. Я считаю это вообще круто, технологично и в духе высокотехнологичного старообрядческого духа.