1-2 октября в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве прошел Всемирный старообрядческий форум. В течение двух дней более двухсот его участников обсуждали актуальные проблемы старообрядчества и стратегию его развития. Публикуем выступление благочинного Западносибирского округа Русской Древлеправославной Церкви протоиерея Андрея Марченко.
***
Глобализация — главная опасность для старообрядчества
Мы живем в очень непростое время. В такое время, когда ни на что не хватает времени. В сутках все также 24 часа, но восприятие времени совершенно изменилось. Святой Апостол Павел призывает нас быть мудрыми и дорожить временем, поскольку «днеи лукави суть» (Ап. Зач. 229). То есть обманчивы человеческие надежды на то, что времени для всего запланированного еще достаточно. Ведь если это было верно при Апостоле, то тем более это верно сейчас, когда ритм жизни и все общественные процессы невероятно ускорились. Изменения, на которые ранее уходили десятилетия, а то и века, теперь совершаются за месяцы, дни, а иногда и часы. Весь мир меняется до неузнаваемости на наших глазах. Библейские нравственные категории, которые еще недавно были превалирующими в мире, теперь подвергаются всеобъемлющей ревизии. И человечество не просто становится на путь глобальной культурной, духовной, политической и экономической унификации — оно уже стремительно несется по этому пути к заветной идее глобального мира без всяких религиозных, культурных, политических границ и отличий.
Вне зависимости от нашего желания, эти процессы не могут обойти стороной Старообрядчество, в огромной степени они нас касаются уже сегодня. Никакие секты, никакое новообрядчество не отбирает у старообрядческих согласий такое большое количество последователей, как это делает глобализация, посредством круглосуточной пропаганды своих псевдоценностей, через все виды существующих в мире источников информации: это и газеты, и журналы, и радио, и телевидение, но более всего интернет. Число молодых старообрядцев, отпадающих по этой причине в неверие, растет от года в год по экспоненте.
Из Священного Писания мы знаем, что происходящее неизбежно и зверю будет дана власть вести войну с христианами и победить их, в конечном счете власть его будет глобальной, она будет простираться на все народы и племена (Откр. 13:7). Тем не менее понимание неизбежности происходящего не должно делать нас безучастными. Несмотря на грядущее поражение, мы все-таки должны решительно встать на защиту своих нравственных ценностей, своих духовных интересов, своего культурного наследия.
Все эти разрушительные не только для Старообрядчества, но для всего человечества процессы настоятельно требуют от нас реакции, четко сформулированной позиции и программы действий. Для нас должна быть важна победа в брани за душу конкретного человека, живущего сейчас, рядом с нами, в одно с нами время, и в этой войне мы победить можем, а значит должны. Трагическое будущее, каким бы оно ни было и когда бы оно не наступило, Отец наш Небесный положил в своей власти.
Православная самобытность и третий Рим
Как же мы можем победить в этой войне за человеческие души, что Старообрядчество может предложить современному обществу и прежде всего нашим соотечественникам?
В середине 19 века выдающийся славянофил, богослов и философ Никита Петрович Гиляров-Платонов, после тщательного знакомства с историей и мировоззрением Старообрядчества, сделал следующее о нем заключение:
Старообрядчество есть совершенно своеобразный мир, со своею собственною идеей, со своею культурой, со своими историческими или даже мировыми задачами.
Таким Старообрядчество предстает глазам внешнего исследователя. Не местечковым, не узконациональным, но мировым явлением, со вселенским масштабом. И действительно, в те времена, несмотря на всю силу политического и экономического давления, которое испытывало на себе Старообрядчество, оно являлось широким общественно-церковным движением, которое в рамках универсальной вселенской идеи христианства решительным образом отстаивало право на свою самобытность, право на свою русскую национальную культуру, поскольку культурное многообразие Древней Вселенской Церкви наилучшим образом подчеркивало единство содержимой ею веры.
Однако возникает вопрос: а в чем уникальность в данном случае конкретно Старообрядчества? Ведь многие народы по схожим причинам отстаивают свою самобытную культуру и выступают против современной глобализации.
—————
Уникальность русского Старообрядчества заключается в том, что его самобытность — это самобытность последнего в мире православного государства. Государства, в котором каждая сторона и грань общественной и частной жизни были проникнуты Православной верой. После падения Константинополя в 1453 году это явление стало абсолютно уникальным в мире. Московская Русь в сознании всего православного христианства стала его последним форпостом, мировым, духовным и политическим центром Православия, Третьим Римом, как назвал ее в начале 16 века известный инок Филофей.
—————
И именно по этой христианской самобытности был нанесен удар в 17 веке. Веру русского человека объявили поврежденной, нуждающейся в исправлении, а почитаемых им святых заклеймили невежами. Никонова реформа подорвала доверие народа к своей истории, к своей культуре, а главное — к отеческой вере. Так начался первый этап постепенной дехристианизации русского народа.
Вскоре был и второй этап. Во время государственных реформ императора Петра осмеянию и преследованию стала подвергаться не только исконная вера русского человека, но и его бытовой уклад. Реформаторы простерли свои руки даже на бороды и традиционные одежды. Началось неистовое искоренение всего русского, всего национального. Такое глумление над русской национальной культурой в конечном итоге опустошило душу народа: угнетаемый правящим классом и не находящий никакой отдушины в казенной церкви, народ в гневе просто смёл весь старый мир.
Исторические духовные скрепы были уже утрачены, возвращения к истокам в тех условиях произойти не могло, и народ двинулся еще дальше по пути секуляризации своего мировоззрения и общественной жизни. Ровно сто лет назад, в 1918 году, этот национальный выбор большинства был закреплен Декретом, провозгласившим отделение Церкви от Государства. С тех пор наше Государство стало окончательно светским, то есть нерелигиозным, естественно, что таковым постепенно становится и российский народ. Сейчас мы видим, как этот процесс стремительно ускоряется.
Противостояние дехристианизации общества
И именно против этого процесса дехристианизации русского народа, против секуляризации мирового общественного сознания и выступает Старообрядчество. В этом его духовная идентичность и вселенский масштаб, это его мировая задача. На решении этой стратегической задачи и нужно сконцентрироваться современному Старообрядчеству.
Возможно, нам укажут на то, что и у новообрядцев в большинстве своем те же стремления, в чем же заключается особенность в данном случае именно Старообрядчества? Да, действительно, у многих новообрядцев схожие представления о задачах русского Православия, однако их приверженность церковной реформе, которая и запустила процессы дехристианизации русского народа, обесценивает все их прочие возвышенные стремления.
—————
Объединение Старообрядчества и новообрядчества в единую общность не может произойти до той поры, пока новообрядцы не отбросят наследие своей реформации, как вредное, нанесшее прямой урон Русской Церкви, русскому национальному самосознанию.
—————
В начале прошлого столетия Старообрядчество уже переживало период высокого духовного подъема, известный как «Золотой век Старообрядчества». С очевидным успехом в то время старообрядцы решали множество актуальных вопросов, накопившихся за долгие годы гонений: динамично развивалась соборная жизнь, церковное образование, храмоздательство, книгоиздание. В то время происходили тектонические сдвиги в жизни российского общества, Старообрядчество не могло оставаться равнодушным ко всем этим процессам. Самым активным образом старообрядцы участвовали в общественной жизни, реализовывали множество социально значимых проектов, принимали активное участие в политической жизни страны, стояли в авангарде ее промышленного и экономического развития, всей России были известны своей широкой благотворительностью.
За годы советской власти старообрядцы утратили, точнее, были насильно лишены практически всех своих достижений. Но, главное, Старообрядчество лишилось большинства своих самых активных, самых преданных членов. Полностью был уничтожен класс старообрядцев-предпринимателей. Планомерная урбанизация разрушила русскую деревню, а ведь именно сельские общины составляли золотой духовно-нравственный фонд Старообрядчества, именно старообрядец-крестьянин был максимально проникнут духом бытового, естественного христианства. Под запретом в те годы была любая духовно-просветительская деятельность. Все это привело к тому, что к моменту падения советской власти множество старообрядцев было уже вырвано из исторических общин и поглощено секулярным обществом, у них отсутствовали уже даже самые необходимые бытовые навыки христианской жизни и знания элементарных основ своей веры.
И этот процесс пока не только не удается обратить, его не удается даже остановить. В поисках работы молодёжь покидает сельские общины, утрачивая вместе с этой миграцией большинство духовных и практических навыков христианской жизни. Проблема безработицы и трудовой миграции — это одни из самых разрушительных внешних факторов, обескровливающих традиционные старообрядческие общины.
Возрождение христианской общины — главная задача
Понятно, что трудовую миграцию просто так не остановить, одних увещеваний для этого недостаточно. Именно поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед Старообрядчеством, является возрождение и развитие старообрядческого предпринимательства. Старообрядчество имеет богатые традиции предпринимательства, колоссальный исторический опыт, который должен быть сегодня привлечен для реализации этой важной задачи. Благодаря своим предпринимателям старообрядцы могут быть объединены в своей общине не только единой верой, но и общим производственным процессом, причем одно будет прекрасно стимулировать другое. Это поможет устранить главную причину разрушения подлинно общинной жизни в Старообрядчестве. У молодежи не будет причин покидать свою общину и устремляться в поисках работы в опасную для души неизвестность. Естественно, что предприниматель-старообрядец поможет в решении и многих других проблем, таких как строительство, реставрация и содержание храмов, прочих церковных зданий и объектов, в осуществлении социально ориентированных программ, например, в поддержке малоимущих старообрядцев, и во множестве иных благих дел и начинаний, коими всегда было славно старообрядческое предпринимательство.
Теперь о самих старообрядческих общинах. Как уже было сказано, за годы советской власти традиционный старообрядческий бытовой уклад в общинах был практически повсеместно разрушен. Собственно, и самих общин практически не осталось. Они превратились в так называемые приходы, где старообрядцы вне стен храма не объединены никакими общими целями и деятельностью. Все это способствует постепенному разрушению межличностных связей на уровне общины, утрате интереса к общинной жизни, а в недалекой перспективе к вероятному исчезновению и ее самой.
Возрождению же традиционной старообрядческой общины в России может помочь заимствование практического опыта зарубежных старообрядцев. Вынуждено покинув историческую родину, их предки унесли в своем сердце любовь к родной земле и преданность Старой вере. На чужбине кто-то из них, к сожалению, постепенно ассимилировался, а кто-то, напротив, смог создать оазисы подлинной русской культуры, сохранив лучшие традиции старообрядческой общинной жизни, где все члены связаны коллективным хозяйствованием и едиными духовно-нравственными ценностями. Сейчас, как все мы знаем, среди зарубежных старообрядцев усиливаются настроения на возвращение на историческую Родину. Всемерно способствовать их репатриации, помогать не просто переехать, но на новом месте обустроить и сохранить их привычный быт, помочь наладить традиционные для них методы хозяйствования и уклад — это еще одна приоритетная задача, стоящая перед Старообрядчеством. Поскольку наш собственный опыт реальной общинной жизни почти утрачен, общины переселенцев смогут стать образцом для воссоздания традиционных старообрядческих общин уже повсеместно. Несомненно, что добровольное возрождение самодостаточных сельскохозяйственных общин найдет поддержку и на государственном уровне. Уже сейчас государство принимает большое участие в судьбе переселенцев и проявляет неподдельный интерес к вопросу их репатриации.
Внутренняя миссия
И, наконец, третья важная задача, стоящая перед Старообрядчеством в настоящее время, — это внутренняя миссия. Прежде чем обращаться к внешнему обществу, мы должны духовно оздоровить само Старообрядчество. Мы должны донести идеалы старообрядчества до умов и сердец самих старообрядцев. Мы должны консолидировать усилия на пути духовного просвещения своих же братьев, чтобы невежество и духовная индифферентность не подтачивали основы Старообрядчества изнутри. Чтобы принадлежность к Старообрядчеству для всякого старообрядца была не случайной, не следствием лишь телесного рождения или эстетических предпочтений, но сознательным, взвешенным, глубоко прочувствованным духовно-нравственным выбором. Чтобы все старообрядцы знали и понимали, почему они, собственно, старообрядцы.
На этом пути просвещения открывается самое широкое поле для межстарообрядческого сотрудничества. Это может быть и обмен опытом, и реализация каких-то совместных проектов в данной сфере. Успехи же в деле внутреннего просвещения сделают возможной и востребованной миссию, обращенную к внешнему миру.
Если же мы будем ограничивать свою деятельность сохранением лишь каких-то внешних форм, фольклористикой и собиранием музейных экспонатов, то постепенно из некогда мощного духовного, социального, культурного, экономического явления превратимся в исторический анахронизм, интересный лишь узкому кругу исследователей и совершенно непонятный, чуждый, неинтересный всему остальному миру.
Если Старообрядчество духовно возродится, нравственно очистится, идейно окрепнет, то его голос в обществе сможет зазвучать ясно, весомо, убедительно. Возможно, тогда внешний мир и услышит наш призыв восстановить свою историческую память и вернуться к духовным истокам. Возможно, тогда мировая задача Старообрядчества будет выполнена хотя бы отчасти.
Да поможет нам всем Бог осуществить задуманное!
Очень серьезный и насущно деловой доклад, задачи четко поставлены и понятны каждому. О. Андрею Спаси Христос!
Этот доклад как Концепция по сохранению и развитию всего старообрядчества России и Зарубежья на современном этапе.
1 Число молодых старообрядцев, отпадающих по этой причине в неверие, растет от года в год по экспоненте.
А может дело не в глобализации? Напомню — ранее в старообрядчестве было три основных направления: ( не по церковной организации — поповцы и беспоповцы!) а по отношению к внешнему миру: прогрессисты, традиционалисты и изоляционисты. Именно первое идейное течение дало выдающихся старообрядческих учёных промышленников и меценатов. Именно они не боялись тогдашней глобализации и занимались тогдашними высокими технологиями — машиностроением и промышлнностью. А Щас кто высокими технологиями занимается? Где программисты и пр из Вашей среды? И чего — дитё компьютер и смартфон хочет а Вы у него забирать будете? Так оно — тупик! А почему? Потому что своего — нет Вам это придумал Биллы Гейц и прочие подобные персонажи — далее пояснять не буду…
2 Из Священного Писания мы знаем, что происходящее неизбежно и зверю будет дана власть вести войну с христианами и победить их, в конечном счете власть его будет глобальной, она будет простираться на все народы и племена
О! А может изобрести атомный двигатель и переселится на Марс или Венеру? Ведь про тамошний апокалипсис в Писании не написано. Савсем!
3 Несмотря на грядущее поражение, мы все-таки должны решительно встать на защиту своих нравственных ценностей, своих духовных интересов, своего культурного наследия.
Чем не стратегия улитки, прячущейся в раковину?
4 За годы советской власти старообрядцы утратили, точнее, были насильно лишены практически всех своих достижений. Но, главное, Старообрядчество лишилось большинства своих самых активных, самых преданных членов. Полностью был уничтожен класс старообрядцев-предпринимателей. Планомерная урбанизация разрушила русскую деревню, а ведь именно сельские общины составляли золотой духовно-нравственный фонд Старообрядчества, именно старообрядец-крестьянин был максимально проникнут духом бытового, естественного христианства. Под запретом в те годы была любая духовно-просветительская деятельность. Все это привело к тому, что к моменту падения советской власти множество старообрядцев было уже вырвано из исторических общин и поглощено секулярным обществом, у них отсутствовали уже даже самые необходимые бытовые навыки христианской жизни и знания элементарных основ своей веры.
не более чем самооправдание!!!! Ибо старообрядцы жили и живут и в других странах где не было ужасов большевизма и чего? Где Третий Рим возле Буэнос-Сайереса?
4 На этом пути просвещения открывается самое широкое поле для межстарообрядческого сотрудничества.
не научная фантастика.. Вы не хотите понимать даже страну в коей живёте и Реальный Русский Мир ( не выдумку Гефтера и Павловского)
5 Да поможет нам всем Бог осуществить задуманное!
— Бог тому помогает, кто … дальше сами знаете. Дорогу осилит идущий!
Доклад был обращен к старообрядческой аудитории. Вам, как человеку, скорее всего, внешнему и видимо знающему о старообрядчестве из никонианских и советских книжек, безусловно, не понятно и чуждо содержание доклада. Но неосторожно думать, что многовековые принципы староверия поколеблются от чьих-то поверхностных замечаний.
Колебать веру — это не ко мне! Как Вы должны знать из собственной истории (хоть это!) благоприятные периоды сменяются не слишком милосердными … Очередная "закрутка гаек" в Рфии не за горами — ибо по другому будет уже нельзя. А Вы так расслабились … молодёжь теряете — настоящие интеллектуалы о Вас отворачиваются… А как начнутся новые гонения — Выдюжите???? Сомневаюсь!
Беспокойтесь о себе, Владимир. Староверы обойдутся без Вашей фальшивой о них заботы. Переживали уже не одну политическую систему и не одного скептика…
1 Староверы обойдутся без Вашей фальшивой о них заботы. — прошу меня искрене простить но Вас пока ещё объединённым старообрядческим Патриархом не избрали — посему можете говорить только от имени своей паствы —
2 Переживали уже не одну политическую систему и не одного скептика… — становясь всё малочисленнее и слабее экономически? Когда-то среди русских старообрядцев было не мене трети
Добрый Владимир! Гайки в Росии закручиваются уже не первый год. Как на головке блока цилиндров двигателя: при грамотной закрутке — надежна и долговечна его работа, ну а бездарями — сбой, перетяжка, скорый выход из строя. Да еще качественную прокладку (народ, живущий в достатке) не положили.
СПАСИ ХРИСТОС! Отче все по полкам разложил: не добавить -не убавить!
Промолчал про соединение всех старообрядцев в единой церковной организации. Без этого, полагаю, "его голос … зазвучать ясно, весомо, убедительно" для общества не сможет. Не сумевших разобраться в себе, кто будет слушать?
Сергей не понятно "Промолчал про соединение всех старообрядцев в единой церковной организации" это вы о чем?
Изначально при формировании межстарообрядческой контактной группы была договоренность между участниками не поднимать полемических вопросов и не уводить диалог в сторону объединительного процесса. Именно это положение обеспечило возможность сотрудничества в других важных вопросах (общественных, культурных, хозяйственных и т.п.). Поэтому затрагивать вопрос соединения старообрядцев в единую церковную организацию никто из участников форума в своих докладах не мог. Это бы нарушило изначальные договоренности. При этом хотели бы староверы быть едиными? Несомненно. но у каждой из сторон свое видение путей к этому единству. Поэтому, чтобы не усугублять разногласий, решено осуществлять сотрудничество в тех вопросах, которые таковое допускают без нарушения духовной автономии. Устроить же единство староверов может лишь Бог ведомыми Ему судьбами. По крайней мере, вполне сформировавшаяся богословская позиция сторон совершенно исключает возможность соединения поповцев (РДЦ, РПСЦ, часовенные) и беспоповцев (ДПЦ, федосеевцы, спасовцы и т.д.). Одни могут лишь присоединиться к другим с полной утратой своих богословских основ. То есть единое старообрядчество может быть или полностью поповским, или полностью беспоповским. Смешанный вариант никогда не получится.
"Одни могут лишь присоединиться к другим с полной утратой своих богословских основ" — в разделении беспоповцев есть богословские основы? А полностью беспоповское старообрядчество способно лишь ускорить кончину мира и будет отвергнуто обществом.
В основе разделения на поповцев и беспоповцев лежат очень серьезные богословские разногласия. Общество же в массе своей всегда все отвергает. Настроения общества переменчивы, как погода.
Вообще-то я усомнился в "богословских основах" разделений беспоповских согласий. Но и основы беспоповства, прозвучавшие на сайте РВ, также скорее суждения простецов, пусть и грамотнее меня, нежели просветленных Свыше богословов.
Беспоповство пошло от Инока Капитона который встречал некоторого протестантского миссионера — так это описано у Зенкевича. и идея его что можно вести службу без священника была подхвачена не от хорошей жизни а из-за репрессий против священников не принявших правок Никона.
Извините, но вы выказываете свое невежество в истории старообрядчества. вероятно ваши познания основаны на миссионерских сочинениях.
История Церкви от самих апостолов свидетельствует и возможность ведения служб без священников.
"Беспоповство пошло от Инока Капитона который встречал некоторого протестантского миссионера — так это описано у Зенкевича" пишет Vladimir, обнаруживая знакомство со староверием лишь по сочинению Зеньковского (а не Зенкевича). А меж тем, про Капитона можно ой как много всего интересного найти, было бы желание.
Понравилось. Умно, честно и без ненужного пафоса.
Интересный доклад! Емкий и краткий!