На прошедшем 1-2 октября в Москве Международном старообрядческом форуме с докладом выступил директор Фонда Григория Богослова Леонид Севастьянов.
***
Приветствую всех, дорогие братья и сестры!
Для меня является счастливым моментом присутствие здесь, в центре древней Руси, среди представителей всех старообрядческих согласий.
Думаю, еще несколько лет назад никто из нас не мог представить, что настанет день, когда будет возможным встретиться и обсудить общие проблемы, несмотря на наши некоторые отличия в воззрениях. Но при этом мы всегда знали, что есть глубинные корни, которые являются для нас нашей общей идентичностью. В народе эта идентичность называется старообрядчеством. Но мы знаем, что наша идентичность имеет более глубокое значение, а именно — нас объединяет хранение древнего благочестия и древней нашей веры. На протяжениии многих веков, несмотря на наше как бы внешнее поражение, когда нас выдавили из центра общественной жизни в леса и на гора, мы знали, что внешний мир, внешнее признание или непризнание, уважение или неуважение не меняют сущности вещей и, став для мира сором, предметом отторжения, предметом гонений и презрения, мы знали, что именно мы обладаем неизменной истиной, именно, мы являемся Третьим Римом и истинным богоизбранным Израилем.
Бог был с нами все это время, в то время когда весь мир был против нас. Мир хотел стереть даже память о нас из истории. Мир не хотел знать о Третьем Риме и о его прямых потомках. Мир не хотел знать об истинном Израиле и все это время пытался подменить нас на суррогат и фейк. Мир все это время пытался забрать от нас понятие истины и отдать его самозванцам. Но Господь по молитвам священномученика и исповедника Аввакума судил по-другому. Он сохранил нас, Своих верных сынов. Господь сохранил Свои истинный Израиль, как и обещал. И вот, мы здесь. В центре Святой Руси. В самом центре Третьего Рима. Мы собрались здесь, чтоб заявить и засвидетельствовать, что мы живы. И наша вера жива и неизменна. Наша истина и идентичность идет от Самого Исуса Христа и другой истины нам не надо. Мы — Его дети, и врата ада не одолели нас.
Но наше высокое призвание также налагает на нас большую ответственность. Наше призвание впредь — не только сохранить, как было раньше, но и передать. Мы должны нести наше богатство миру, быть способными возвещать о том, что жив истинный Израиль и жива вера, живо древлее благочестие. Русский народ должен узнать от нас и через нас о своей истинной идентичности и призвании, тем более что почти в каждом из ныне живущих русских людей в той или иной степени течет старообрядческая кровь. Мы должны не только не стесняться нашей идентичности, но и помогать тем, кто нас окружает, понять и вернуться к своим корням, к исконно русской традиции. Но это возможно только через молитву и усиленный труд. Молитва и труд всегда были основанием нашей исключительности. Окружающие нас должны увидеть в нас то живое зерно, которое поможет русскому народу вновь стать сильным и процветающим.
Спаси Христос! И пусть Господь хранит всех нас!
***
После выступления в интервью порталу «Интерфакс-Религия» Леонид Севастьянов рассказал о том, насколько востребовано в наше время идеологическое и практическое наследие староверов.
Общая истина староверов намного превосходит разницу в воззрениях. Дело в том, что староверы всех согласий являются носителями памяти Святой Руси, Третьего Рима и Нового Иерусалима. Староверы всех согласий мыслят о себе как о потомках и реальных носителях и преемниках веры Святой Руси. Конечно, для внешних это кажется утопией, так как социальный статус современных староверов, может быть, не соответствует данному призванию. С точки зрения онтологии же мысль и есть реальность. Если человек живет категориями Святой Руси, если он мыслит о себе как об «истинном Израиле», то он таким и является. Мысли и самоидентификация человека создают реальность, даже, может быть, больше — они и есть эта реальность. Вся наша жизнь и ее качество зависят от самоидентификации с самого детства. От того, кем мы сами себя пропишем в «табели о рангах», будет зависеть наше самоощущение.
Старообрядчество России при всем своем разнообразии форм имело ключевую особенность и отличие от официальной Православной церкви, которая еще со времен царя Алексея Михайловича и патриарха Никона имела тенденцию встраиваться в так называемый союз Православных церквей, где вся идеологическая нагрузка и «центральность» отдавалась грекам и малороссам. И в самом деле, если христианство принято славянами-язычниками/варварами от греков в Киевской Руси, то логично, что первоисточником и идеологическим судьей становится греческая и малороссийская культура. В такой парадигме территория современной России воспринимается как царство «Соловья-Разбойника», или малокультурной Орды, которая нуждается в постоянном окормлении и воспитании греками и малороссами. Именно поэтому святыни зарубежные, такие как Афон, Иерусалим и Киев, порой становятся более значимыми, чем русские символы, даже для самих российских граждан. Это делает российских граждан намного легче манипулируемыми в их религиозном воззрении со стороны внешних сил, с одной стороны, и менее мотивированными к развитию и достижениям в своей родной стране, с другой. Ведь если истина у греков в Иерусалиме и если Киев — мать городов русских, то русским остается только повиноваться идеологическим центрам и ориентироваться на них. Старообрядческая же культура имеет в себе ментальность православной Руси XVI века, когда Русь воспринималась гражданами как идеологически независимая и самодостаточная цивилизация, как первоисточник миросозерцания, как земля особого присутствия Бога. Древнерусское православие мыслило о самой России как о богоизбранном Израиле и Третьем Риме, Святая Русь для древлеправославного человека является первоисточником, а греческое христианство имеет к нему второстепенное значение. Не случайно русские митрополиты благословляли константинопольских патриархов. Старообрядец по определению не может быть манипулируем из внероссийских центров. Любой идеологический центр вне Руси для старовера имеет второстепенное значение. Для старообрядца Россия является Святой и Oбетованной землей, где решаются судьбы всего мира. Россия для старовера становится целью, а не средством. Эта концепция дает метафизическую основу для российского патриотизма и решает зарождающуюся проблему с неоязычеством и экстремистски выраженным национализмом. Для неоязычников и националистов христианство становится пришлой, не естественной для России религией, а язычество представляется как что-то особо русское и необходимое к возвращению.
Кроме того, старообрядчество не пропагандирует идеалы бедности и пораженчества. Старообрядчество в России, как и протестантизм на Западе, явилось основой капиталистической этики, о чем говорит и тот факт, что к Октябрьской революции 70% всего капитала в России принадлежали староверам. Старообрядчество продвигает труд как особую добродетель. Работа и дело являются участием в Божественном процессе творчества. Бог творит, и человек через труд уподобляется Творцу. Человек должен работать и зарабатывать деньги всю свою жизнь. Через работу он преобразовывает мир и общество. Деньги являются всего лишь коэффициентом творчества. При этом старообрядчество открыто к мировым достижениям и не боится перенимать более развитые технологические формы. Именно поэтому так развито было старообрядческое меценатство, которое создало и продвигало русскую оперу и театр. Староoбрядцы стояли за достижениями «серебряного века», как в области живописи и архитектуры, так и литературы. Они же создавали и поддерживали прогрессивные политические партии. Сейчас представители старообрядчества имеют больше лояльности к цифровым технологиям, чем представители официальной Церкви. Таким образом, старообрядчество могло бы стать идеологической опорой правого патриотического либерализма в России. Идеология, которая ставит личную деловую инициативу во главе экономического процесса, при этом базируется на консервативных семейных ценностях и устоях, продвигая идеал многодетной патриархальной семьи и ставя патриотизм как основную психологическую мотивацию в экономической деятельности, преобразит Россию и ее народы.
Мне кажется, проблема заключается в административном устройстве единоверческих приходов. Дело в том, что, к сожалению, несмотря на решения Собора 1918 года, современные единоверцы не имеют никакого статуса в Русской Православной Церкви. Грубо говоря, в старообрядных приходах служат по старому обряду просто по благословению правящего архиерея. Сегодня их благословляют служить так, а завтра передумают — и они опять служат новым обрядом. Есть большое количество примеров, когда исторически единоверческие приходы и монастыри становились обычными новообрядческими. И, во-вторых, у старообрядцев в лоне Русской Православной Церкви нет своего руководителя — им является правящий архиерей. Таким образом, если вести с единоверцами диалог, то возникает вопрос, с кем конкретно. Если приглашать, то кого именно? На нашем съезде все согласия были представлены их главами. А кто является главой единоверцев? В общем, вопросов много…
Создание союза предполагает вхождение в него всех желающих старообрядческих согласий, некоммерческих организаций и частных лиц без необходимости догмaтического, канонического и молитвенного единства. Вернее, даже приветствуются и всячески поддерживаются самобытность и литургические особенности согласий. Членство в союзе не предполагает совместных молитв или догматических дискуссий, также оно сугубо добровольное. Единственной целью является выступать общим фронтом в отстаивании консервативных нравственных ценностей в нашем обществе и совместная помощь старообрядцам в любых насущных проблемах.
————
Источники: www.interfax-religion.ru, www.credo.press
Информация из данной новости не совсем соответствует действительности.
1. Леонид Севастьянов не состоял в оргкомитете Форума.
2. Единоверцев не пригласили не потому, что у них отсутствует организационная структура или какоето единое руководство. Единоверцев не пригласили так как по единому мнению членов оргкомитета (представителей согласий) единоверцы не являются частью старообрядчества, принадлежа к чадам никонианской организации.
3. О создании Ассоциации Форум решений не принимал.
4. О вхождении старообрядческих согласий (церковных организаций) в эту Ассоциацию и речи быть не может.
ни о чём мероприятие…
Из устава фонда Григория Богослова "Фонд является некоммерческой организацией в организационно-правовой форме «фонд» и представляет собой не имеющею членства некоммерческую организацию, учрежденную физическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующую цели возрождения православных духовно-нравственных ценностей и традиций, поддержку распространения православной веры, проповедования и распространения в обществе православных духовных и культурных ценностей, содействие и поддержку Русской Православной Церкви по всем направлениям ее деятельности, помощь духовным учебным заведениям Русской Православной Церкви всех уровней…" Т.е. распространение на староверов никонианства в том числе.
Получается директор фонда Леонид Севостьянов никонианец, и как руководитель фонда обязан старообрядцев привести в никонианство, а чего он делал на старообрядческом Форуме и кто ему слово дал? Интересно получается никонианец Севастьянов вдруг решил создать из старообрядческих Церквей Ассоциацию, "Создание союза предполагает вхождение в него всех желающих старообрядческих согласий", — Это что еще за единоверие таковое??? Если кто в курсах поясните, о чем в этой статье-интервью говорится. Что-то чем-то нехорошим попахивает???
Леонид Севастьянов входил в официальную делегацию РПСЦ и, как я понял, он все еще относит себя к РПСЦ.
Ну мало ли, кто куда причисляет сам себя…
Ну мало ли, кто куда причисляет сам себя…, а ты бумагу покажи….
Как можно входить в ОФИЦИАЛЬНУЮ делегацию РПСЦ, сам себя туда зачислив?
а что, Лёня Севастьянов в официальную делегацию РПСЦ входил????
В нее он и входил. Он официально является клириком РПСЦ. На форум все докладчики попали по приглашениям. Приглашения делали старообрядческие согласия. Севастьянова не приглашали ни беспоповцы, ни мы (РДЦ). То есть его пригласила и дала возможность поделиться своими мыслями именно РПСЦ.
Для меня слово "клирик" имеет непонятное значение. Прочитал в интернете, что "…клириками могут быть представители любого чина, не являющиеся мирянами".
Севастьянов, помимо руководства новообрядческим Фондом в РПЦ, что еще и священный сан имеет в РПСЦ?
Насколько я знаю, он в РПСЦ посвящен в чтецы и чина этого не лишен.
Andrey, то есть, свои умозаключения выдаёте за истину. Бывает и такое, да… Примерно так и появляются сплетни, иногда даже грязные
Что значит свои умозаключения? Леонид Севастьянов на форуме был — это факт, доклад читал — это факт, в докладе он себя позиционирует как старообрядец — это факт, он не принадлежит ни к ДПЦ, ни к РДЦ — это факт, по рождению он, как и все его родственники, принадлежит РПСЦ, о своем переходе в РПЦ он не заявлял — это тоже факт. В чем Вы узрели сплетни?
Старообрядцы — единственные носители и хранители русского генофонда
P.S.: Севастьянов официально был представителем РПСЦ, что было подтверждено на оргкомитете Форума представителем митрополии.
А вот присутствующий еп. Аполлинарий по чьему приглашению был?
"На нашем съезде все согласия были представлены их главами" — да ну?
"Мы…, нас…,наша…" или "…почти в каждом из ныне живущих русских людей в той или иной степени течет старообрядческая кровь" и, наконец, "Мы должны…"(!!!). Видимо, очень болезненно дался Леониду переход в единоверие, коль звучат такие слова. А как воспримут такой пассаж его покровители в РПЦ? Или это тонкая дипломатия на сближение? Но тогда скажите какое согласие считает единоверцев старообрядцами "На нашем съезде…"?
Агент влияния РПЦ, Леонид Севастьянов, разродился, с апломбом, дежурной прониконианской речью. Обтесанный кураторами папы римского и пригретый высшими сановными кругами никонианской церкви, сей иуда, балдеет от своей значимости.
А Рогожских сидельцев, его многочисленных родичей и кумовьёв, распирает от радости, за взращенного ими индивидуя.
Форейтор бесовских сил, блистает во всей красе…
Слово ЯЗЫЧНИК возникло очень давно, ещё. Когда встречающиеся люди встречаясь говорили на разных языках, то показывали на язык предлагая сменить язык чтобы было понятно. Это в современном понятии ИНОСТРАНЕЦ. В израиле мы русские да язычники, а вот на РУСИ евреи уже язычникию Но со временем евреи обзывая нас язычниками и повесили нам лапшу на уши, все мы знаем эту еврейскую наглость. Кстати Христос запрещал евреям появлятся на Севере.
Все упорно хотят забыть наши 7.5 тысяч лет которые с лёгкой руки пети были вычеркнуты из истории РУСИ, а у нас там были свои Боги, своя ВЕРА и даже Христос знал про это — -"И спросил Андрей Ионин, ученик Его: "Равви! каким народам нести благую весть о Царствии Небесном?" И ответил ему Иисус: "Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда где живут сыны дома Израилева. К язычникам севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева" (Евангелие от Андрея)
"На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 10:1, 5-6).
Но многие встали под кровавые еврейские иконы, забыв что даже в Библии написано что Христа послал его Отец ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ГРЕХОВ ИЗРАИЛЕВЫХ….
Тут дискуссия про Фому, а сей Виктор заливает нам про Ерему. Осень, однако, наступила со всеми сопутствующими явлениями…
Думал что очухаетесь на чужой земле порядки еврейские кровавые устанавливать. Ан нет, по божьему наказу не хотите жить. Безбожники вы однако… гнать вас нужно с русской земли со саоими кровавыми иконами….а то что вы нарушаете наказ Христа по моему вы и не понимаете что ещё один грех на душу берёте. Так что заливаете то вы, нашли свободные уши и парите мозги безгрешным людям, не зря вас со всех земель гонят и сжигают…
zavoljskii, у кого что болит, тот о том и говорит,дело известное…