В Доме русского зарубежья в Москве 1–2 октября 2018 года прошла международная конференция «Всемирный старообрядческий форум». Она представляет собой масштабную международную встречу старообрядческих священнослужителей, общественных деятелей, ученых, представителей деловых кругов.
Организатором форума выступил Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума. Средства на проведение мероприятия были выделены главным образом благотворительным фондом «Правда Русская». Публикуем репортаж, посвященный второму дню работы форума. Также читайте репортаж с первого дня форума.
***
После открытия второго дня форума перед собравшимися выступил историк Александр Анатольевич Пригарин (РПсЦ, г. Одесса, Украина) с сообщением «Старообрядчество и глобализация: вариативность моделей взаимодействия». Он отметил, что возрастной состав докладчиков помолодел, что не может не радовать. «Вчера говорили об отказе от глобализации. Но мобильность — явление для старообрядчества достаточно древнее, например, если вспомнить неоднократные переселения староверов. Мой личный опыт подсказывает, что старообрядцы не только практикуют отказ от всего нового, но и могут активно включаться в глобализацию. Отмечу, что старообрядчество очень удачно вписывается в сегодняшние реалии», — рассказал Пригарин. Александр Анатольевич высказал мысль о необходимости новых институциональных учреждений и площадок для старообрядцев, например, открыть старообрядческое учебное заведение, в котором могли бы учиться не только представители всех старообрядческих упований, но и чада РПЦ.
Затем с сообщением «Приморские старообрядцы: иммиграция в Китай и Южную Америку и реиммиграция в Приморье» выступила Юлия Викторовна Аргудяева.
Авраам Калугин (делегат от староверов-часовенных из Южной Америки) рассказал об ознакомительной поездке по регионам Российской Федерации. Он поделился со слушателями историей переселения староверов в Южную Америку. «Когда мы оказались в Гонконге, то столкнулись с трудностями: там была неплодородная земля, но мы стали применять на ней известняк, и через какое-то время там стала расти пшеница. Затем нам стало недостаточно земли, и мы отправились в США. Там были дешевые земли, но рядом не было ни дорог, ни мостов. Выращивали кукурузу и сою. Сейчас у нас появился шанс увидеть Россию, которую мы ранее представляли только по рассказам предков и по литературе. Нам всегда очень хотелось увидеть Родину наших предков вживую. Мы объехали весь Приморский край и думаем о возможности переезжать сюда», — рассказал Авраам.
Также Калугин отметил, что для того, чтобы успешно жить в России и быть полезным окружающим, необходима административная поддержка от государства. Однако главной препоной, по мнению Калугина, являются особенности местной кредитной системы. Нужна такая структура кредитования, при которой сельскохозяйственный бизнес в России будет вести выгодно. При этом нужны кредиты от 70–80 миллионов рублей. От этого и зависит окончательное решение о переезде.
Далее выступил Анатолий Круглов (РПсЦ, г. Киров). Он представил гостям из Южной Америки программу переселения в Вятский край: «Мы готовы предложить 10.000 гектаров земли переселенцам. Местная власть положительно оценивает возможность переселения староверов из дальнего зарубежья, местные жители также ждут староверов на Вятской земле. Наш климат более мягкий, нежели на Дальнем Востоке, зимы не такие суровые».
Михаил Викулович Радионов (председатель Псковской общины ДПЦ) представил доклад «Проблемы староверческого предпринимательства в современных условиях». «Раскол Русской Церкви разрушил систему хозяйственно-экономической жизни. Старообрядцы не по своей воле разделились на согласия и толки. Отмечу, что само существование старообрядчества невозможно без серьезного экономического образования», — сказал Михаил Викулович. Докладчик напомнил о начале XX века, так называемом «золотом веке» старообрядчества, когда строились богадельни, храмы, учебные заведения. Крупные российские промышленники, такие как Кузнецовы, Гучковы, Рябушинские, Токаревы и другие были староверами. «Надо готовить нашу молодежь на роль культурной и экономической элиты, а для этого необходимо создание серьезных, сильных учебных заведений», — подытожил Радионов.
Александр Иванович Иванов (председатель Гильдии предпринимателей-староверов Латвии) рассказал о Гильдии предпринимателей-староверов Латвии: «Гильдия предпринимателей-староверов — это основа, которая помогает реализовывать наши планы. Мы совершаем регулярные паломнические поездки. Недавно мы вместе с предпринимателями совершили поездку на Выг. По результатам поездки состоялась конференция, на которой мы попытались проанализировать, что из истории нашей страны мы можем применить для деятельности гильдии. Мы издаем сборник «Экономический вестник», в котором рассказывается о старообрядческом купечестве». Иванов отметил, что гильдия предпринимателей-староверов готова к сотрудничеству. Также он высказал идею создания касс взаимопомощи, которые бы имела каждая община в Латвии.
Депутат Народного Хурала, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, автор и ведущий популярной в Забайкалье телепрограммы «Во саду ли, в огороде» Анатолий Григорьевич Кушнарев (РПсЦ) пригласил староверов Южной Америки в Забайкалье, указав на то, что Забайкальский регион нуждается в трудолюбивых, высоконравственных людях, каковыми являются старообрядцы. Он поделился свежими впечатлениями от пребывания группы соотечественников из Южной Америки в Забайкалье, в частности на территории Бурятии. Анатолий Григорьевич напомнил, что Забайкалье — огромный регион площадью 780.000 квадратных километров. До 1990 года там осваивали три миллиона гектаров пашни. Сегодня осваивают 500.000 гектаров максимум, следовательно, два с половиной миллиона гектаров свободны. Конечно, не вся земля имеет должное качество, но примерно 500.000 гектаров можно осваивать. После того как развалились колхозы и совхозы, молодежь стала уезжать из села. Многие дома стали использоваться как дачи, а некоторые и вовсе заброшены и приходят в негодность. Поэтому в Забайкалье с радостью восприняли информацию о желании переселенцев приехать в эти края. Тем более республика Бурятия аграрная: несмотря на имеющиеся предприятия, в сельской местности проживает 30-40 % населения. Колхозы и совхозы восстановить нельзя, а вот фермерское движение набирает обороты.
Несмотря на то, что климатические условия в Южной Америке и в Бурятии разные (зимой в Бурятии до -40°C), все зависит от технологий. Здесь в аграрном секторе получают хорошие результаты. Вообще сельское хозяйство в России на подъеме, урожай достигает 40 миллионов тонн зерна, что заставляет волноваться даже американских фермеров. Нужно добиться, чтобы в Забайкалье появлялись настоящие крестьяне, которые могут серьезно и продуктивно работать на земле. Недавно был принят закон об органической продукции, появляются магазины с соответствующими продуктами, поэтому фермерская ниша очень востребована. Анатолий Кушнарев также подчеркнул, что для прибыльного производства не обязательно обрабатывать 300 гектаров, как просят переселенцы. Можно делать бизнес на 10-20 гектарах, только с другими культурами: овощными, лекарственными и так далее. Спрос есть, тем более рядом Китай и Монголия, качество сельскохозяйственных продуктов из которых вызывает сомнение.
Кушнарев внес предложение обратиться к правительству с просьбой предусмотреть долгосрочное кредитование под низкие проценты таких фермерских хозяйств. Это может быть оформлено в качестве особой программы, которая поможет переселенцам быстрее развернуть свою деятельность на этой территории. Это можно предусмотреть за счет федерального бюджета. Также Анатолий Григорьевич отметил, что проблем по общеобразовательной программе для детей переселенцев нет, они могут обучать детей в местных школах. Единственная проблема — некоторые церковные праздники, в которые переселенцы не выходят на работу и учебу. Но таких праздников не так много, и это проблема решаемая. Что касается дальнейшего обучения в ВУЗах детей переселенцев, то это их личное дело. Никто к этому их не обязывает, и они самостоятельно могут принимать решения по этому вопросу.
Владимир Яковлевич Кирпичников (РПсЦ, Австралия) рассказал о жизни староверов в Австралии. После раскола старообрядцы из Забайкалья бежали в Китай, а затем уже в Австралию. Кирпичников отметил, что Австралия оказывала поддержку переселенцам, предоставляла одежду и продукты. Сейчас в Австралии действуют три старообрядческих прихода. Проводятся занятия воскресной школы. «Мы сохранили веру и язык. Сейчас мы помогаем христианам Уганды налаживать сельское хозяйство. Также мы поддерживаем связь с Россией и посещаем старообрядческие приходы», — сказал Владимир Яковлевич.
Денис Москаленко (ДПЦ, Белоруссия) рассказал о важной роли книги и чтения в жизни христианина-старообрядца. Он высказал мысль, что гибель традиционных сословий в ходе революции, советизация населения страны привели к разложению традиционной крестьянской старообрядческой общины и соответственно к исчезновению крестьянских библиотек, крестьянских книжников. Ныне советская власть уже в прошлом. «Наше время — время знания, доступного всем. Однако в настоящее время люди не желают читать, мы почти потеряли читателя», — посетовал докладчик. Москаленко отметил, что самый естественный и доступный для понимания веры способ — это чтение. В Минской старообрядческой общине ДПЦ организована школа читателя. Община собирается один раз в неделю на два часа, чтение ведется на ЦСЯ и на русском. Учение дораскольной церкви богато, прекрасно и спасительно. Чтение вслух оживает книгу. Единственным препятствием для чтения является леность.
Затем выступил епископ Томский Григорий (Коробейников, РПсЦ), который поднял проблему искажений научных данных о старообрядцах. В научной литературе часто можно встретить неверные и даже клеветнические факты о староверах, что дезинформирует людей, которые читают подобные издания. Также владыка отметил, что отсутствие сотрудничества между старообрядческими согласиями в области просвещения, не говоря уже об отсутствии храмов в некоторых регионах, приводит к оттоку молодежи из старообрядчества.
Александр Егорович Тарасов (председатель Белгородской общины ДПЦ) представил доклад «Современные проблемы взаимоотношения Церкви и государства». В нем он предостерег от поспешного выражения солидарности с государственной политической линией, какой бы она ни была. В качестве примера Александр Егорович процитировал статьи из календарей Древлеправославной Поморской Церкви разных лет издания, посвященные Октябрьской революции. В одних указывалось, что революция освободила старообрядчество от многовекового гнета династии Романовых и вообще от царизма, в других утверждалось обратное: революция открыла эпоху гонений на старообрядчество, которое до этого жило свободно. По этой причине Тарасов предостерег участие церковных структур и церковных деятелей в какой-либо политической деятельности, потому что неизвестно, кто завтра или послезавтра придет к власти и какие оценки будут даваться той же революции или нынешнему времени. Вместе с тем Тарасов считает, что каждый избиратель имеет право высказать свои политические интересы через участие в выборах посредством тайного голосования.
Ольга Сергеевна Бурцева (РДЦ) рассказала о перспективах развития предпринимательства на примере исторического опыта. Докладчик отметила, что необходимо обращаться к опыту староверов-меценатов начала XX века, тогда мы сможем принести пользу общественности и своей Церкви.
Иерей Виктор Галкин (РПсЦ, с. Петраши, Украина) выступил с докладом «Организация и проведение съездов старообрядческой молодежи Киевской епархии РПсЦ». О. Виктор возглавляет отдел по работе с молодежью. Он отметил, что заинтересовывать и организовывать молодежь очень нелегко. Однако, если прилагать регулярные усилия, мало-помалу ситуация начнет меняться. В Украине проходят молодежные съезды, которые традиционно начинаются с богослужения, затем проходит чтение докладов. Одной из форм работы являются выездные лекции и беседы в регионах, где проживают старообрядцы, но ощущается нехватка пастырского окормления. Регулярно проводятся съезды воскресных школ, выступления хоров, крестные ходы, имеющие общественное значение. Так, недавно проходил крестный ход в честь 1030-летия крещения Руси. «Это живое общение, которое сейчас в дефиците», — отметил священник.
Сергей Петрович Петров (РПсЦ, Бурятия) рассказал о деятельности РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия» по сохранению и развитию этнокультурного образования русских староверов Забайкалья».
С докладом «Развитие межстарообрядческого сотрудничества в сфере культуры и социального служения» выступила Татьяна Лысянская (Афанасьева) (РДЦ).
Директор Московского старообрядческого Духовного училища Анатолий Иванович Шатохин (РПсЦ) выступил с сообщением «Единение старообрядческой молодежи на базе Духовного училища». Шатохин рассказал о жизни старообрядческого Духовного училища и сообщил, что в МсДу учатся не только российские староверы, но и студенты из Канады, Италии, Румынии, Германии, США и Австралии. Также он отметил, что в МсДу в свое время лекции посещали не только представители иных старообрядческих согласий, но и единоверцы, находящиеся в юрисдикции Московской Патриархи.
Исполнительный директор фонда им. Св. Григория Богослова Леонид Михайлович Севастьянов (РПсЦ) выступил с сообщением о концепции создания старообрядческой организации. «Доклады, которые звучат на форуме, объединяет одна тема: все плохо, и мы скоро ассимилируемся. В итоге не знаем, что делать. Отмечу, что очень важно осознавать проблемы, а они в основном хозяйственно-административного уровня. Нам нужно организовать процесс, который помог бы решить эти проблемы. Для этого необходимо понять, что предлагает нам современное российское законодательство», — сказал Севастьянов. Леонид Михайлович высказал мнение, что необходимо создать старообрядческую ассоциацию, которая сможет разработать стратегии для решения насущных вопросов. Эта общественная организация сможет собирать заявки на решение проблем и затем непосредственно решать эти проблемы, а потом отчитываться перед своими учредителями. Членами ассоциации могут быть как юридические, так и физические лица. А обращаться за помощью туда могут любые представители старообрядческих согласий, которые испытывают трудности с решением общественных, административных и иных вопросов, не касающихся собственно вероисповедания. Севастьянов сделал акцент на том, что по такому пути идут многие, например, всемирная ассоциация баптистов или ассоциация понтийских греков, которые решают проблемы членов своей организации.
Представитель МИД России Владимир Юрьевич Лебеденко пожелал успешного решения задач всемирного старообрядческого форума. Он отметил, что многие задачи форума созвучны с теми, что стоят ныне перед самим государством. Однако Лебеденко указал, что иногда проблемы переселенцев имеют субъективный характер. Так, например, сами переселенцы конкурируют между собой, вставляют палки в колеса друг другу. Поэтому нужно учиться взаимодействовать не только с государством, но и друг с другом.
Капитолина Попова (ДПЦ) рассказала о работе молодежного отдела Древлеправославной Поморской Церкви: это паломнические поездки, детско-юношеские лагеря и тематические образовательные лекции в Москве на базе Культурно-Паломнического Центра имени протопопа Аввакума. «У нас много идей, мы молоды и трудоспособны, но нам не хватает материальной поддержки», — отметила Капитолина Попова. Докладчик сказала, что полезным было бы организовать издание молодежных книг и брошюр, а также проводить выездные лекции.
Председатель общины Павел Данилович Глазов (РПсЦ, г. Бершадь, Винницкая обл., Украина) выступил с докладом «Современное состояние Пилипоновской Покровской общины РПсЦ». Бершадь — уникальный город, в котором проживают 4 народа: украинцы, евреи, поляки, русские-старообрядцы. В городе действует старообрядческая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Заместитель руководителя Просветительского отдела РПсЦ, культуролог Маркус Сергей Владимирович представил доклад «Просветительский отдел РПсЦ: новая структура, вечная миссия». Докладчик рассказал о деятельности Просветительского отдела Митрополии РПсЦ, который был создан в октябре 2015 года. Руководителем отдела является иерей Михаил Родин. Главная миссия Просветительского отдела — нести слово Божие людям. Сайт духовно-просветительского содержания заполняется за счет президентского гранта.
Преподаватель МсДу Михаил Григорьевич Николаев (РПсЦ) рассказал о роли в истории и культуры России московского мецената-старообрядца, фабриканта и крупного книгоиздателя К. Т. Солдатёнкова. Это одна из тех фигур, которым не повезло закрепиться в исторической памяти, несмотря на то, что сделали они за свою жизнь немало благих дел. Еще в начале XX века его имя было известно столь же широко, как имя П. М. Третьякова. Многие современники К. Т. Солдатёнкова, в том числе поэт Н. А. Некрасов, отмечали, что «он ведет издательское дело не для своей выгоды, а в убыток себе, из чистого желания пользы русской публике».
С докладом «Полевые экспедиционные исследования в области старообрядоведения в СССР во второй половине ХХ в.» выступил историк Сергей Васильевич Таранец (РПсЦ, г. Киев, Украина).
С докладом «Создание Старообрядческого культурного центра им. протопопа Аввакума в п. Крестцы Новгородской области» выступил Алексей Деликатный (ДПЦ). Докладчик рассказал о жизни местной поморской общины, о начавшемся в Крестцах строительстве храма во имя святителя Никиты Новгородского, а также об идее создания Культурно-Паломнического Центра имени протопопа Аввакума в Крестцах. Культура Крестецкого района ценна и уникальна. Именно здесь в конце XIX века начала формироваться крестецкая строчка — уникальный вид русской народной сквозной вышивки.
По окончании докладов началось обсуждение итоговой резолюции. Публикуем наиболее интересные выступления по этому вопросу.
***
М. О. Шахов: Проект итоговой резолюции был роздан в первый день при регистрации для ознакомления. К сожалению, по объективным причинам многие из наших активных участников форума, в том числе и зарубежные гости, не смогли остаться до конца второго дня. Но поскольку никто из них не выражал в явном виде несогласие или пожелание что-либо радикально менять в этой итоговой резолюции, то мы будем считать, что, в общем-то, они не отвергли, а поддержали предложенный проект. Тем не менее сейчас поступил целый ряд существенных поправок и изменений, некоторые из них носят принципиальный характер. Но я, прежде всего, должен пояснить, что итоговая резолюция предварительно прорабатывалась на встрече межстарообрядческой рабочей группы представителями всех старообрядческих церквей, которые выступили организаторами данного форума.
Мы постарались в ходе подготовительной работы учесть возникающие вопросы, снять какие-то формулировки, которые вызывали споры, пожелания их изменить, но тем не менее вот уже в ходе работы форума поступил ряд существенных замечаний.
Первый принципиальный момент. Присутствующий здесь о. Владимир Шамарин (ДПЦ) предлагает дополнить итоговую резолюцию определением, что такое «старообрядчество». Зачитаю начало резолюции: «участники всемирного старообрядческого форума с радостью и надеждой заявляют, что создающаяся встреча стала новым шагом в развитии диалога и взаимопонимания между христианами староверами, к укреплению соработчничества в сфере общественной жизни, в общем деле сохранения культурного наследия, поддержки трудовой этики и традиционных семейных ценностей». Первый абзац констатирует факт нашей состоявшейся встречи, ее оценку.
Вот о. Владимир Шамарин предлагает, поскольку есть в обществе и власти недопонимание того, что собственно считается «староверием», вставить такой абзац: «Под старообрядчеством мы понимаем совокупность конфессиональных направлений и согласий, следующих вероучению и богослужебной практике русского православия, существовавшего до середины XVII века, и разорвавших церковное общение с принявшими реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, внесших раскол в православную Церковь».
О. Владимир Шамарин: Да. Сейчас такие времена: если вы посмотрите Википедию, то там написано, что старообрядчество — это те, кто «откололись», то есть «раскольники», как мы были ими когда-то, так и остаемся. К тому же теперь другая ситуация: мы знаем, что есть так называемые родноверы — это неоязычники, и они тоже себя называют староверами, в результате некоторые и это понятие путают. Ну и такое: всякий ли человек, который молится по старообрядческой книге, является старообрядцем? Мы, представители ДПЦ, считаем, что надо определить, что мы, здесь собравшиеся, это и есть старообрядцы, а кого тут нет, те не старообрядцы.
М. О. Шахов: О. Владимир Викторович, мы сейчас выслушаем, наверное, мнение владыки Корнилия и других уважаемых участников форума по поводу того, вставлять ли нам определение «что есть староверие?». Я бы пока заметил, что, давая определение староверию, наверное, все-таки надо в качестве основного определяющего признака делать не то, что «разорвавшие церковное общение с принявшими реформу», а что «сохранившие традиции, существовавшие с раннехристианских времен».
О. Владимир Шамарин: В следующем абзаце у нас об этом идет речь, что мы сохранили предание от Самого Христа. Ну, наше дело предложить.
О. Михаил Родин: По поводу разрыва общения, я хочу сказать, что инициатива по разрыву общения была со стороны новообрядцев. Именно они приняли проклятья на православных христиан, сохранивших верность церковному преданию. То есть они разорвали церковное общение, а не мы, это была их инициатива и их проклятья. А говорить, что мы разорвали, это, по сути, выставлять себя «раскольниками».
М. О. Шахов: Предложение дать формулировку, что есть «староверие», не впервые сегодня озвучено. Когда мы вели подготовительную работу на межстарообрядческой рабочей группе, по-моему, Алексей Александрович Безгодов тоже озвучил эту идею. Но тут возникли определенного рода сомнения.
Во-первых, можно затеять длительный спор об определении, всем ли приемлемо это определение, поскольку его до сих пор не существует. Во-вторых, поскольку наша итоговая резолюция не есть какой-то нормативный документ, а декларация, будут ли все считать староверием то, что мы напишем в ней? Я не очень уверен, что мы должны делать такую попытку, но, с другой стороны, надо принять во внимание то, что ДПЦ в лице председателя Единого и Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви считает необходимым включить такую поправку.
О. Владимир Шамарин: Можно вместо «разорвавших» — «прекративших церковное общение», да, пусть никто не рвал, а просто «прекративших».
М. О. Шахов: Разработка проекта декларации осложняется тем, что у нас здесь не собрание с правом решающего голоса, где можно просто большинством голосов решить, включать или не включать конкретное предложение. Статус участников и гостей разный. Многие, как я сказал, не остались до конца. Но, может, кто-то еще хочет высказаться: стоит нам в принципе включать предложенное определение слову «староверие»?
О. Владимир Шамарин: Конечно, ДПЦ дважды вынесла такой, если можно сказать, натиск единоверия. Докладывали здесь, что когда в начале 1970-х годов несколько руководителей по собственной инициативе, ни с кем не посоветовавшись, начали встречи с митрополитом Никодимом (Ротовым), то этот процесс мог бы идти и далее, но он не пошел, потому что многие были против, причем очень активно. И второе: наверное, многие знают эту историю 90-х годов, когда крупнейшую нашу Гребенщиковскую общину пытались перевести в единоверие. Поэтому, если представители РПсЦ и РДЦ пока еще не испытывали подобного давления, то все может быть.
Митрополит Корнилий: О. Владимир, что я хочу сказать: мы собрались для того, чтобы после всех разъединений найти что-то общее. Из тех реплик, которые выдаете, уже сразу наступаем на какие-то подводные камни, которые сейчас могут привести нас к нежелательным последствиям.
Я считаю, что это определение не нужно, с одной стороны, мы не уполномочены его сейчас всем нашим старообрядческим сообществом вводить, а с другой — вижу даже какие-то негативные моменты в этом.
О. Андрей Марченко: Я хочу озвучить как бы примиряющую точку зрения: с одной стороны, предложение ДПЦ достаточно важное и интересное, но с другой стороны, владыка Корнилий прав, оно неожиданное немножко, то есть сейчас остается меньше часа до окончания форума, и такой серьезный вопрос взаимоотношений с единоверцами, длящийся на протяжении 200 лет, мы должны решить за сорок минут.
На данный момент этот вопрос выглядит поспешным, хотя в перспективе решить его стоит. Но само по себе то, что мы сюда не пригласили единоверцев и их здесь нет, уже говорит, что мы, здесь собравшиеся, их старообрядцами не считаем. Они это поняли, у них такая соответствующая реакция на полях интернета и заявлена.
Старообрядцы собрались для обсуждения своих вопросов. Все, кто тут есть — старообрядцы, это само по себе понятно. Если мы примем сейчас какие-то формулировки, то они дают поле для превратных толкований.
На самом деле старообрядцы разорвали общение, не никониане разорвали, это мы с ними. Собор 1666 года собрался на старообрядцев из-за того, что они уже не ходили в церковь, они уже не молились с никонианами, именно в этом обвиняли Аввакума, именно за это всех их судили на том Соборе, их лишили сана. Слово «разорвали» нормальное в этом отношении, так и положено: 15 правило Двухкратного Собора говорит о том, что надо разрывать с такими общение.
Но если мы хотим решить и закрыть 200-летний вопрос, это очень серьезно, и поспешно принимать необдуманное решение не стоит. Даже те относительно простые вопросы, которые находятся в декларации, мы обсуждали достаточно длительное время. И если мы сейчас примем какую-то конструкцию и в ней окажется хоть какой-нибудь подводный камень, это будет большая проблема.
Это не частное заявление, это заявление крупнейших старообрядческих согласий в лице их предстоятелей и руководителей. Это очень серьезно. Проблема, безусловно, есть. Сталкивались ли мы с проблемой единоверия? Конечно, сталкивались. Все сталкивались: и поморцы, и беглопоповцы, и белокриницкие. Что такое единоверие? Это бывшие наши братья-старообрядцы, они не с луны свалились, это те, кто не выдержал давления, был как-то подкуплен, запуган, введен в заблуждение, в том числе учебными заведениями никонианской церкви.
Но опять же обозначать ли их — это серьезный вопрос. Имеющийся проект уже поддержан комиссией, и работа по нему велась на протяжении более месяца. Значит, давайте еще на месяц задержимся? Со всеми вами, конечно, приятно, радостно быть. Но у самих «сенокос», так сказать. Давайте продумаем это в следующий раз.
М. О. Шахов: Тема, действительно, горячая, я бы хотел сделать такое замечание: во-первых, о. Андрей, вы немножко сгустили краски, потому что мы сейчас не решаем вопрос, считать ли единоверцев старообрядцами или нет — это слишком радикально. Но, с другой стороны, предложение дать формулировку «старообрядчеству» было предложено ДПЦ на встрече межстарообрядческой группы в числе поправок, внесено заблаговременно; тогда при редакционном обсуждении решили, что рискуем увязнуть, включая эту формулировку, потому что всплывают богословские разногласия.
О. Владимир Шамарин: Давайте оставим на следующий раз это обсуждение.
М. О. Шахов: Спаси Господи. Поступил еще ряд поправок и дополнений практического характера. В связи с прозвучавшим здесь выступлением от староверов-предпринимателей Латвии я бы хотел добавить фразу, что форум одобряет предложение гильдии староверов-предпринимателей Латвии о развитии международного сотрудничества староверов-предпринимателей.
Иерей Михаил Родин: В конце резолюции стоит пункт о создании общественной организации и такие слова, что форум одобряет идею создания общественной организации, но это очень обще и широко, может быть, какая-то конкретика должна быть, может быть, назначим сроки? То есть не одобряем идею создания, а инициируем создание общественной организации в такой-то срок. Два года — это очень далеко, сколько можно тянуть? Еще к 2016 году эта идея была.
А. А. Безгодов: На конференции 2016 года мы уже принимали решение.
Иерей Михаил Родин: Два года прошло, и ничего не изменилось. Надо к конкретике переходить.
А. А. Безгодов: А кто эту инициативу выражает?
Иерей Михаил Родин: Нужны какие-то сроки и форма ответственности.
А. А. Безгодов: Чью инициативу мы поддержали, это чья инициатива? Мы выражаем поддержку инициативе. А кто эту инициативу выражает? Получается, мы поддерживаем какого-то кота в мешке. Кто это организует?
Л. М. Севастьянов: Реализовывать эту идею должен сам Всемирный старообрядческий форум через созданную комиссию, и я думаю, как раз нужно просто определить сроки, когда это должно быть создано. Комиссия создана в рамках форума.
А. А. Безгодов: Создавать ассоциацию должна общественная организация.
Л. М. Севастьянов: Я об этом и говорю, что это вопрос конкретики.
С.П. Петров: Я хочу сказать, что в 2016 году уже этот вопрос поднимали и обсуждали очень плотно, и тогда прозвучало, что должны создать всероссийскую общественную организацию, и куратором был назначен Максим Борисович Пашинин. Он за это дело отвечает, пусть он расскажет, как продвигается работа. Процесс идет, в Иркутске было создано Общество культуры семейских.
Митрополит Корнилий: Сейчас все говорят, что мы хотим создать российскую организацию, давайте определим: мы создаем российскую или старообрядцев всего мира?
С. П. Петров: Как создавать международную, если в России нет такой организации? Это просто нонсенс какой-то.
Л. М. Севастьянов: Есть российское законодательство, по которому можно сразу же создавать всемирную.
А. А. Безгодов: А кто создавать будет?
Л. М. Севастьянов: А создавать будут те, кто хотят.
А. А. Безгодов: Если мы одобряем идею создания, мы должны понимать, что это будет. А то мы сейчас одобрим, а потом это будет организация, которая будет работать против нас.
Л. М. Севастьянов: Сейчас она не создается, вопрос в том, необходима ли такая организация или нет. Люди сегодня здесь выступили, определили какие-то проблемы. Кто эти проблемы решать будет? Через два года мы опять соберемся с теми же проблемами? За два года кто решит проблемы? Сейчас будет подготовка празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, кто этим будет заниматься? Нам всем нужно определиться, кто будет решать проблемы. Какой формат примет организация, какой она должна быть, чтобы решать все насущные проблемы, — это уже в рабочем порядке надо решить.
М. Б. Пашинин: На самом деле все достаточно просто и было выработано в 2016 году, было предложено, что активом этой идеи должна выступить общественная старообрядческая организация. Вот Сергей Петров — один из таких, очень деятельно создал организацию «Общество семейских в Бурятии», также культурно-паломнический центр им. Протопопа Аввакума, есть и другие, не буду перечислять. Для того чтобы начать этот процесс, нужно сначала провести съезд представителей этих организаций, которые выработают проект устава, который будет принят, куда могут приниматься как общественные организации, так и физические лица.
Я думаю, что про приходы не стоит говорить, потому что это может вызвать опасения подменой некоей параллельной церковной структурой. Поэтому это должна быть общественная организация, состоящая из физических лиц. Вопрос сразу о финансировании. Кто может профинансировать этот съезд? Пока ответа на этот вопрос не было.
Мы знаем, что у белокриницкой церкви есть общественные организации, мы предлагаем провести этот съезд в 2019 году и обратиться к фонду «Правда Русская». Вот мое конкретное предложение — начать движение.
М. О. Шахов: Максим Борисович, добавлю два слова: у культурно-паломнического центра им. Протопопа Аввакума есть заключенное соглашение с общиной русских-липован Румынии, то есть мы сразу можем здесь выходить на международный уровень.
С. П. Петров: Получается, сейчас самая лучшая ситуация в Румынии: мы с ними работаем, работаем с Прибалтикой, Украиной. Мы создаем свою общественную организацию, и уже вместе с Прибалтикой, Румынией и Украиной создаем международную общественную организацию. Только таким путем можно идти.
"Тарасов предостерег участие церковных структур и церковных деятелей в какой-либо политической деятельности, неизвестно, кто завтра или послезавтра придет к власти …". Вот это пассаж. Стало быть ошибочки вышли при оформление календарей ДПЦ с оглядкой и в угоду кесарю!
Досточтимая редакция!
Будет ли опубликован доклад Александра Егоровича Тарасова?
Судя по анонсу, это единственный содержательный материал прошедшего форума.
В советское время с реверансами в адрес советской власти выходили все календари и поморские и белокриницкие. Сейчас мы можем говорить о том, чтоб не вмешиваться в политику, но в советское время без участия в борьбе за "мир во всем мире" никакие старообрядческие структуры фактически не смогли бы действовать легально.
Вот так и жили: Богу божье, кесарю кесарево.