От редакции:
Информация из первых уст. Этот принцип является одним из основополагающих в политике нашей редакции. За время работы сайта «Русская вера» нашими гостями стали десятки значимых персон российской церковной и общественной жизни: иерархи, ученые, политики, журналисты, писатели, художники, музыканты и предприниматели.
Архиепископ РПсЦ Киевский Саватий (Козко) и режиссер Николай Досталь, редактор телеканала «День» Андрей Фефелов и сотрудник высшей школы экономики Алексей Муравьев, собиратель старообрядческих традиций о. Сергий Мацнев (РПЦЗ ВВ) и политобозреватель Борис Рожин, редактор портала «Кавполит» Максим Шевченко и старейший старообрядческий священник о. Иоанн Рыбаков. Вот лишь некоторые люди, изложившие свои взгляды на непростые проблемы Церкви и мира. Несмотря на всю пестроту взглядов, статуса и общественно-политических убеждений наших собеседников, все они объединены одним: никто из них не безразличен к судьбе русского народа, путям его духовного развития и геополитического существования.
Конечно, мы всегда стараемся приглашать на беседу людей, деятельность которых так или иначе связана с актуальной повесткой дня. Это могут быть какие-либо церковные, общественные или культурные события.
Поводом к сегодняшней беседе стал необычайный резонанс интервью главы благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова Л. М. Севастьянова сайту «Портал-кредо.ру». Отметим, что в последние годы интервью, выступления и высказывания Леонида Севастьянова вызывают большой, если не гипертрофированный интерес в старообрядческой среде. И это притом, что сам Леонид не облечен какими-либо церковными полномочиями в старообрядческих согласиях, не вхож в залы старообрядческих Соборов и кабинеты старообрядческих иерархов, не занимается вопросами внутри- или внешнестарообрядческой политики. Все его высказывания по теме старообрядчества есть высказывания частного лица, гражданина, имеющего конституционное право свободно излагать те или иные суждения. Но, не смотря на это, старообрядческие форумы и блоги переполнены размышлениям и комментариями авторов разной степени воспитанности, рефлексирующими над высказываниями Л.М. Севастьянова.
Этот феномен заинтересовал и наших читателей, поэтому сегодня мы имеем возможность задать Леониду Михайловичу некоторые из вопросов, пришедших к нам в редакцию.
Для меня было очень большим сюрпризом узнать, с какими эмоциями старообрядцы отнеслись к моему приветствию с Папой Римским. При этом мне совершенно непонятно, почему те староверы, у которых были какие-то вопросы по отношению к этому моему действию, не обратились ко мне лично: я бы напрямую высказал им свою позицию. В данном случае через поцелуй руки Папе Римскому я следовал всего лишь общепринятому протоколу.
Кто-то может поцеловать руку женщине — в иных западных странах и определенных сословиях есть и такой этикет. В мечеть вы не можете войти в ботинках: мусульманин вы или нет — должны разуться; в православный храм мужчине не подобает входить с покрытой головой. В старообрядческих согласиях также существует множество требований к поведению и внешнему виду в храме, и их надлежит исполнять независимо от того, старовер вы или атеист. Думаю, любого прихожанина покоробило бы, если бы в храм попытался зайти случайный человек в неподобающем виде. С другой стороны, если человек во время визита выполняет все особенности поведения, принятые в данной конфессии, то это не означает, что он должен одновременно и разделять все религиозные взгляды. В противном случае старообрядцы не могли бы посещать древние святыни, находящиеся в инославных храмах и любых иных местах — их сразу же можно было бы обвинить, что они «соглашаются» с учением этих конфессий. Даже президент Российской Федерации В.В. Путин при посещении некоторых исторических мест в Израиле надевал кипу. И это не означало, что он перешел в иудаизм.
Словом, считаю, что если люди приезжают к кому-то в гости, то они должны придерживаться не своего устава, а пользоваться теми обычаями и нормами, которые приняты в том или ином месте.
В данном случае при приветствии Папы общепринятым протоколом является поцелуй его руки — в этом я никакого греха не видел и не вижу. Другое дело, во что лично я верю, как отношусь к Папе и католической церкви. Если спросите меня, верю ли я, что Папа Римский является главой Церкви, я отвечу: нет; если же спросите, являются ли ошибочными догматы о непогрешимости Папы и о непорочном зачатии Божьей Матери, я с точностью скажу: да.
Другое дело, исторический смысл латинских догматов. Они были введены во времена антикатолической и антиватиканской революции в Италии, когда католическая церковь, можно сказать, была почти разрушена, и Папа Римский вынужден был запереться в Ватиканском квартале. Я считаю, что эти догматы о папской непогрешимости и о непорочности зачатия Божьей Матери были приняты для того, чтоб спасти положение — застолбить символ, объединяющий всех католиков. Но это является противоречивым с точки зрения Евангелия.
Поэтому мой ответ нашим «ревнителям» такой: целуя руку Папы Римского, я следовал общепринятому протоколу, но при этом я не разделял веры католической церкви. Я также считаю, что все эти моменты вокруг персоны Папы Римского являются противоречивыми и несоответствующими евангельским нормам.
Я считаю, что это полностью не соответствует действительности. На самом деле — и все это подтвердят — мои контакты в старообрядческой Церкви являются минимальными. Я мало с кем общаюсь, я бы даже сказал, что мой круг общения замыкается в кругу моей семьи. Я никому свои взгляды не навязываю и не пропагандирую, и также считаю, что мои взгляды во многом не соответствуют той действительности, которую пропагандируют наши старообрядческие «ревнители». Я никогда не призывал к объединению церквей и тем более к объединению старообрядческих согласий с Московской Патриархией. С другой стороны, я хотел бы пояснить мое личное отношение к старообрядчеству и православной (новообрядческой) церкви. Я считаю, что мои взгляды не являются только моими, но полностью разделяются верой наших старообрядческих отцов. Поясню, что я имею в виду. Если вы меня спросите, является ли спасительной старообрядческая церковь, прежде всего Белокриницкого согласия (в смысле, спасутся ли члены белокриницкого согласия, если они следуют всем евангельским заповедям, не делают абортов, рожают и воспитывают детей в любви к Богу и России), то я могу с точностью заверить: «Да, старообрядческая церковь является спасительной».
Если вы спросите, есть ли благодать в новообрядческой церкви, то я тоже скажу: да. И здесь главное даже не то, что думаю я, а то, что думают наши предки. В этом смысле мое отношение к православной церкви тоже как к благодатной является следствием веры наших предков. Поясню.
Понятно, что после раскола для многих встал вопрос: является ли благодатной церковью официальная церковь или нет. Те, кто посчитал, что она не является благодатной, последовали безпоповской логике — в том смысле, что если церковь не является благодатной, то ни о каком принятии духовенства из этой церкви речь не идет, потому как любой приходящий будет безблагодатным, соответственно, он не будет являться священником.
Но основная часть, поповцы, последовали другой логике — они как раз верили в то, что православная церковь является благодатной, а значит хиротония из этой же церкви является действительной. Поэтому иерархия в старообрядчестве не была упразднена, прежде всего, следуя благодатности православной церкви.
Если посмотреть на поведение самого протопопа Аввакума: после Даурии он служил, выражаясь современным языком, в никонианской церкви в Боровске; также он общался с никонианами перед тем, как был осужден. Протопоп Аввакум не прерывал отношений с греками, несмотря на то, что они крестились тремя перстами и уже следовали новым богослужебным традициям. Соответственно, вера в то, что господствующая церковь (выражаясь современным языком — РПЦ МП) есть церковь благодатная, — это вера не только наших отцов, но и главный аргумент в сохранении церковной иерархии, который дает нам возможность строить диалог с безпоповцами. Утверждать, что Московский Патриархат является безблагодатным, что там все коррумпировано и т.д., — это значит вносить бомбу в нашу идеологию, в идеологию поповства.
Староверы белокриницкого согласия участвовали в строительстве православных церквей. К примеру, они очень щедро жертвовали на строительство Храма Христа Спасителя (РПЦ МП), а Храм Святого Мартина Исповедника (РПЦ МП), который находится в Москве на пересечении улиц Солженицына и Станиславского, недалеко от Рогожской слободы, — именно в том месте, где в основном жили богатые купцы-староверы — по просьбе митрополита Платона (Левшина) полностью построен на деньги прихожанина Покровского собора. Причем у этого храма и у Покровского собора на Рогожском один архитектор.
Поэтому нужно понимать — и прежде всего нашему священноначалию, — что современные ревнители, в частности, нападающие на меня, всячески пытаются деструктировать нашу иерархию в сторону безпоповства. У наших отцов должно быть очень осторожным отношение ко всем этим, как я их называю, «крикунам». Всегда нужно понимать, на кого они играют, кем они засланы, какая у них повестка. Понимая это, мы эффективно сможем понять их манипуляции.
Я повторю: если удастся продвинуть в качестве главного аргумента то, что Московский Патриархат является безблагодатным, — это будет настоящей миной под действительность Белокриницкой иерархии, ударом против самих себя (и, видимо, имеется в виду также Новозыбковская иерархия — прим. ред.). Если церковь МП безблагодатна, значит, мы не имели права принимать от православной церкви духовенство, признавать совершенные там таинства крещения, брака, хиротонии и т.д.
Также очень важно в постановлениях Освященных Соборов осторожно использовать терминологию. Терминология против православной церкви, как еретической, безблагодатной и т.д. — это, прежде всего, терминология против самих себя. Это нужно всегда помнить и ни в коем случае нельзя идти на поводу.
Теперь что касается моего участия в отношении сайта «Русская вера». Я думаю, что это нужно спрашивать у авторов и редакторов этого портала — они подтвердят, что у меня нет никакой связи с «Русской верой». Тем более, на ресурсе представлены самые разные, порой противоположные точки зрения на старообрядческие традиции, включая безпоповские.
Я знаю о сайте, знаю о том, что он пользуется популярностью не только в среде христиан белокриницкого согласия, но и в других старообрядческих согласиях, а также в РПЦ и у обычных граждан. Я думаю, что все нападки на этот сайт являются, прежде всего, такой вот нечистой попыткой конкурировать. Когда люди не могут конкурировать системно — предъявлять читателям плоды своего честного труда, они пытаются подставить подножку, облить грязью, написать кляузу или донос. Я считаю, что, прежде всего, это является главным показателем успешности сайта «Русской веры».
От редакции: О том, что Леонид Севастьянов и в самом деле не является ни автором, ни редактором, ни «духовным наставником» нашего ресурса, хорошо знают и наши критики. Поэтому попытки использовать в пропагандистских целях родственные отношения Леонида Севастьянова с одним из наших авторитетных авторов священником о. Иоанном Севастьяновым, являются занятием крайне недостойным.
Новый храм был выкуплен у Всероссийского общества слепых, притом почти в 2 раза выше рыночной стоимости. Отчасти это было сделано для улучшения положения слепых, которые располагались в этом здании. Уже в июле 2015 года прошло малое освящение этого храма. Сейчас в храме проводятся реставрационные работы — я думаю, что в течение полугода они будут сделаны, и потом уже состоится великое освящение.
Храм выкуплен нашей семьей и сейчас оформлен на одного из членов нашей семьи. Владыке Корнилию было представлено не то, чтобы условие, но такое наше пожелание: храм будет передан в РПсЦ только в подчинение митрополии. То есть если правящим архиереем в Крыму будет Митрополит Московский Корнилий и он будет курировать этот храм, то мы с радостью его передадим в собственность Московской Митрополии.
Никакого «абортария» там не будет, это совершенно разные вещи — моя антиабортная деятельность никак не соотносится со старообрядческой Церковью. Она должна быть всеобщей и всероссийской.
Пользуясь случаем, хотел бы кое-что добавить. В ближайшее время в РПсЦ состоится Совет митрополии, а затем, осенью, Освященный Собор: призываю предать анафеме всех, кто пропагандирует абортную идеологию. Я имею в виду не тех, кто делает аборт (понятно, это является грехом), а тех, кто это пропагандирует, кто защищает абортное право.
Я действительно часто бываю за границей по разным вопросам и подтверждаю, что очень многие интересуются старообрядчеством. К примеру, недавно посещали Афон с вл. Иларионом (Алфеевым) и с о. Николаем Балашовым (РПЦ), и один из вопросов монахов Ватопедского монастыря был именно о старообрядчестве: каково положение старообрядчества, насколько оно успешно в плане развития, его отношение к Русской Церкви, к католической среде. Отношение к старообрядчеству очень заинтересованное, люди понимают, что старообрядчество — это не просто сохраненные традиции, а оплот очень сильной идеологии.
Сейчас, мне кажется, старообрядчество испытывает какой-то кризис самоидентификации. Можно сказать, что это является современной проблемой — её не было до революции, а появилась она гораздо позже, после 90-х годов. Кто такие староверы, что мы на самом деле защищаем и что должны сказать?
На мой взгляд, в старообрядчестве находится огромный потенциал для развития чисто русской национальной идеологии, как это всегда и было: идея русскости, идея третьего Рима, идея того, что через русский народ Господь общается с миром. Москва после падения Константинополя до сих пор является местом особого присутствия Святого Духа. Мы должны возвещать миру эту истину. Мы должны рожать как можно больше детей и воспитывать их в том, чтоб они становились Морозовыми, Алексеевыми и Рябушинскими.
В этом наша судьба и наша особая миссия.
Леонид, доброго здоровья! А как Вы можете прокомментировать свое участие в Богослужениях, совершаемых в РПЦ МП?
«Владыке Корнилию было представлено не то, чтобы условие, но такое наше пожелание: храм будет передан в РПсЦ только в подчинение митрополии. То есть если правящим архиереем в Крыму будет Митрополит Московский Корнилий и он будет курировать этот храм, то мы с радостью его передадим в собственность Московской Митрополии».
Это самое настоящее условие Митрополиту от семьи Севастьяновых.
Это общенародное условие митрополиту. Если не хочет признавать Крым Российским может вообще туда не приезжать, а может и убраться совсем из России если ему здесь так противно.
Митрополит не обязан подчиняться ни какой-либо семье, ни какому-либо комментатору Руверы, выступающему от имени народа. Но обязан Освященному собору Церкви. Собор может отнести Крым к любой епархии, например, Ростовской. Последняя, кстати, к нему ближе.
Простите, Христа ради, но мне кажется, что это грешно и не правильно осуждать людей, благодаря которым стало возможно открытие старообрядческого храма.
Елена, не принимайте так близко. По сути речь идет об объекте недвижимости, который предлагается , видимо, в обмен на скорее политическое решение. Поскольку о Доме Божьем мы можем узнать из Деяний, речь Стефана: Всевышний не врукотворных храмах живет. О том же в 17 главе Деяний и Павел говорит.
То однозначно тут предлагается просто объект недвижимости, которому Добавляют стоимость тем обстоятельством, что это некогда был Дом Молитвы.
Доброго здоровья всем!
Людмила, Бог простит и Вы простите. Но я не осуждала, а выразила свою точку зрения.
Кирилл, Игорь, Людмила, спаси Христос за отклики. Но почему молчит сам Леонид?
Помню рассказ одного батюшки о том, как он договорился со своим благотворителем — были необходимые работы и требовались средства на церковные нужды. Но кому-то из прихожан это не понравилось и он своею грубостью по отношению к тому человеку расстроил все дело — средства передались в "никониянскую" церковь, а старообрядческий приход потерпел убыток. Я живу далеко от Крыма, но хочется, чтобы там была наша церковь. Слава Богу, если так будет, будет совершаться литургия.
Есть очень точный показатель "ревнительства" у белокриницких сегодня. Если человек или ресурс пишет против работы комиссии по признанию белокриницкой иерархии, он и есть ревнитель. Раньше таким же маркером была критика поцелуев Корнилия с никонианами.
Поскольку сайт Хохлова умалчивает об этом, то все его "ревнительсто" это бла бла бла и мочилово конкурентов. Никогда нигде он не проявлялся как "ревнитель". Самонадеянный пузырь и пустота.
Интересное интервью. Дает ответы на многие вопросы. Теперь ход за ревнителями — готовы ли они так же прямо высказаться в защиту своей точки зрения против Леонида или не готовы.
Выдавая себя за строгих ревнителей славы Божией, (многие) удовлетворяют собственным страстям, тогда как надлежало бы во всем поступать с кротостью. В самом деле, Бог всяческих, Который мог бы поразить молнией хулящих Его, повелевает восходить солнцу, ниспосылает дождь и все блага подает с щедростью. Подражая Ему, и мы должны просить, увещевать и внушать с кротостью, без гнева и ярости. Богохульство не унижает величия Божия, и потому не должно побуждать тебя к ярости. Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе. Итак, тебе должно воздыхать и плакать, потому что эта болезнь достойна слез, и человека, зараженного ею, не иначе можно исцелить, как кротостью. Кротость сильнее всякого насилия.
Святитель Иоанн Златоуст.
"Но основная часть, поповцы, последовали другой логике — они как раз верили в то, что православная церковь является благодатной, а значит хиротония из этой же церкви является действительной. Поэтому иерархия в старообрядчестве не была упразднена, прежде всего, следуя благодатности православной церкви" — остро ощущается ПОЛНОЕ незнакомство с трудами апологетов старообрядчества по данному вопросу … вольное или нет, вот в чём вопрос …
Правильно сказали, что Леонид это частное лицо. Мели Емеля — твоя неделя. Только почему белокриницкие ревнители так его бояться? Что у них своих чудаков мало и среди попов?
Во-первых, хочу сказать, что Мельников и протопоп Аввакум совсем другого мнения о наличии благодати в таинствах новообрядческой церкви. Можно множество привести доказательств по святым отцам, почему те таинства без благодатны.
Во-вторых, могу с сожалением добавить, что мнение Леонида Севастьянова в настоящее время очень распространено среди значительного количества людей-старообрядцев. У многих смешанные семьи, родственники и друзья среди новообрядцев, если спорить, то часто невозможно доказать, что в той церкви нет благодати в священнодействиях.
В-третьих, за себя лично могу сказать, что я категорически против, чтобы человека, который не имеет никакого отношения к чьему-то сайту и никак за тот сайт не высказывается, критиковали и уничижали в интернете. Я считаю, что это совершенно не по-христиански и читателям не дает никакой позитивной информации для спасения души, как должно быть на старообрядческих церковных сайтах.
Людмила, к сожалению, многие старообрядческие сайты не вышли из "лихих 90-х". Даже сегодня часто на старообрядческих форумах и блогах можно прочитать всякие склоки, ругательства, взаимные разборки и т.д.. О просвещении и каких-то идеалах говорить не приходится. Какая первая реакция НЕстарообрядца при прочтении такого? Какое мнение о старообрядчестве складывается у людей? — Я бы бежал от таких "ревнителей". Нам прежде всего научиться бы элементарным правилам уважения и чисто земному этикету, элементарной культуре поведения, а потом уж и евангельские заповеди осваивать, как высший идеал. А то думаем, что духовное всё освоили, а хамим на каждом шагу.
Это интервью не в защиту религиозных взглядов Л.Севастьянова. Это интервью дает четкие и прямые ответы на наиболее острые вопросы и спорные утверждения которые вокруг Леонида нередко распускаются в старообрядческой среде, в первую очередь ревнителями. И тот факт, что Леонид открыто высказывает в том числе и совсем спорные, но при этом свои и только свои мысли, говорит о том, что говорит он обо всем напрямую, без приукрас и не боясь кому-то не понравится.
То, что Л.Севастьянов не является старообрядцем и не исповедует строго религиозный набор взглядов старообрядцев, не означает, что он мерзавец, злодей и вообще неправ во всем, что бы ни сказал и чего бы ни каснулся. А ведь именно в таком направлении нередко рассуждают ревнители, искусственно сгущая краски и высказывая совсем неверные как видим утверждения.
Мне не понятен термин "ревнители".
К примеру, если у меня есть твердое личное убеждение в единственной исключительности Белокриницкого исповедания, как Истиной Единой Церкви, содержащей спасительную благодать в своих таинствах — т.е., это мои религиозные убеждения; однако, в то же время, я считаю, что с уважением надо относиться ко всем людям, в том числе, и с другими взглядами, тем паче, если они бескорыстно занимаются благотворительностью, я "ревнитель" или нет?
Подобных убеждений касаемо своих согласий придерживается большинство православных, так что до ревнительства этого недостаточно. Как правило ревнители это те, кто пытается активно подражать протопопу Аввакуму, но на деле дальше "никонияня-еретики, воры, блядины"(С) у них не получается.
Думается, что не надо смешивать людей ревнующих об основах Веры в своем понимании (ревнителей) с интернет-хулиганами.
Людмила. Прекрасно, если человек имеет твердую веру во Христа, истинное убеждение и является ревнителем добрых дел, как заповедано нам от святых отец. Это похвально и спасительно. Но речь о другом. Часто человек, который только вот совсем недавно пришел в старообрядчество, будучи сам младенцем (а мы все духовные младенцы в своей земной суете) начинает думать, что если он одел кафтан, взял лестовку, отрастил бороду и начал регулярно посещать храм, вот прям каждую службу, то такой человек уже гораздо выше всех других. Для него уже все остальные являются чуть не собаками, никонианами погаными, еретиками. Такой человек обычно начинает поучать всех направо-налево, выгонять людей из храма и т.д.
Нужно помнить, что всё это внешнее и к истинному благочестию не имеет никакого отношения. Скорее наоборот: всё это есть страсти, которые могут привести к печальным последствием и сатанинской лицемерной гордости. Если всё это делается без смирения, без осознания своего недостоинства и без любви к ближнему (т.е. к каждому человеку без исключения), то нет никакой пользы в этом. Конечно, о любви истинной нам говорить не приходится, мы все порочны, но хотя бы должно быть уважение к собеседнику и отсутствовать хамство. Как сказал о таких апостол Павел "имут веру, но не по разуму". Вот именно таких "ревнителях не по разуму" часто можно встретить в интернетах.
Очень печально за такой интернет. То, что было сказано в интервью для светского сайта, для церковного может вовсе не соответствовать. Кому интересно, могут всегда найти и почитать в оригинале. Но на сайт "старообрядческий" люди могут заходить совсем с другой целью, чтобы узнавать о старообрядчестве, как о таковом. Интернет — дело очень ответственное, "ревностью без разума" можно кого-то очень сильно соблазнить и оттолкнуть от Церкви на долгие годы. И это
большой грех. И позор.
Да, Людмила, это весьма печально, но есть. Просто каждому из нас нужно быть более внимательному к себе.
> "ревностью без разума" можно кого-то очень сильно соблазнить и оттолкнуть от Церкви на долгие годы. И это большой грех. И позор.
Именно. Но современные старообрядческие ревнители этого не понимают. Для них ревнение без радикализма немыслимо.
Сергий, я считаю, что у вас неверное понятие о "старообрядческих ревнителях". Если человек действительно благочестивый, то по жизни это прежде всего глубоко порядочный человек. Потому что "вера без дел мертва есть". А первое дело веры христианской — это любовь и милосердие. Без стремления к этим добродетелям человек часто сам отходит по жизни от правой веры. "Блажен не тот, кто начинает, но кто закончит". Нахальство не являет собою ревность по благочестии.
"Да не прельщает тя тщетный помысл, яко еже и по правде рещи с гневом безгрешно есть". Не хотелось бы, чтобы людей грубых и несдержанных называли "современными старообрядческими ревнителями".
Я подчеркиваю, читор говорил о современных ревнителях. Попробуйте с ними пообщаться, почитайте их фоорумы — все ясно станет.
Истинное понятие о ревности в христианском благочестии не зависит от времени. Если кто-то, образно говоря, вешает себе на грудь табличку о мнимом своем "ревнительстве", то это еще не значит, что такой человек является действительно ревностным христианином, если дела его говорят об обратном.