В апреле 2014 года в Одесском художественном музее состоялось открытие персональной фотовыставки работ архиепископа Киевского и всея Украины епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви Саватия (Козка).
Корреспондент сайта «Русская вера» встретился со старообрядческим владыкой и побеседовал на различные темы. Владыка рассказал о своей судьбе, о своем пути к Богу и истинной Церкви, о том, как и почему он увлекся фотографией и художественным творчеством, о ситуации на Украине и положении старообрядцев в этой стране. Представляем вашему вниманию эксклюзивное интервью.
Я с самого детства мечтал быть художником. Ещё даже карандаш в руках не держал, но всем друзьям говорил, что буду художником. На меня смотрели со странностью, но когда я это говорил, все умолкали. Тогда я сам удивлялся и ничего не понимал, но, видимо, это было неспроста, это мне Господь так определил. Хотя тогда я ещё не молился, потому что семья была неверующая. В душе Бога имели, но не молились, и нас не учили.
Я с детства любил смотреть на закаты, на красоту природы, и думал: какими же красками художники рисуют это на картинах? У меня тогда была только акварель, ученические краски, до сих пор этот запах ощущаю. Я пытался рисовать, но у меня не получалось, потому что я не знал саму технологию живописи.
Когда мне было лет 15, в Кировограде в Доме народного творчества я нашёл студию рисования и живописи. Сразу загорелся и захотел там заниматься. Руководителем был Иван Лаврентьевич.
Я пришёл к нему на встречу, и он меня принял, несмотря на то, что тогда я умел только срисовывать картинки. Первые 3 семестра обучения я вообще не соображал, что я рисую и как у меня это получается. Иван Лаврентьевич тогда даже усомнился в моих способностях.
Но потом всё-таки с Божьей помощью мне открылось, и я начал рисовать с натуры. Я делал наброски всего: спичечных коробков и кирпичей, птиц, животных, людей. Старался делать это каждый день. Необходимо ежедневно хотя бы 15 минут в день рисовать, потому что «кто не идёт вперёд, тот идёт назад». Это касается любого искусства.
Через 2 года я окончил студию в Доме творчества, и это мне позволило поступить в художественное училище декоративно-прикладного искусства в Черновицкой области (Буковина). Я успешно сдал экзамены и сразу ушёл в армию. Уже после службы в советской армии я учился и в 1965 году окончил училище по специальности «художественное ковроткачество».
Когда наша семья жила в деревне Бережинке под Кировоградом, у нас была соседка, старообрядка. Звали её тётя Ира, это была женщина около 40 лет. Мне же тогда было лет 10. У соседки был сын, года на 2 старше меня, который стал моим другом. Вот так мы познакомились с т. Ирой. Она была первая, кто рассказывал мне о Боге, а я слушал, открыв рот. Рассказывала, как Христос родился, как его распяли. Показала, как надо креститься, я выучил молитву «Отче наш».
Как я уже говорил в начале, семья у меня не была церковной. Родители не то, чтобы отвергали, но на меня смотрели с насмешкой. Приходилось молиться то в сарае, то за церковью. Они то смеялись с меня, то ругали, но я стоял на своём. А вообще я даже и крест-то неправильно складывал тогда.
Старообрядческая церковь была в 7 км, в селе Клинцы. Около 300-х лет назад переселенцы из слободы Клинцы Черниговской губернии (сейчас город Клинцы Брянской области) поселились на реке Ингул. Так староверами было основано село Клинцы в Кировоградской области. Мне было примерно 32 года, когда я пришёл в эту церковь. Я попал на литургию, послушал службу, и моё сердце осталось в старообрядчестве. Друзья оставались ещё в никонианстве, а я уже начал сюда ходить. Единственное, что мне очень не понравилось, — громко разговаривали на клиросах, и я не мог слушать службу.
В церкви я познакомился с о. Иаковом (к сожалению, владыка не вспомнил фамилию священника — прим. ред.), начал регулярно молиться и посещать богослужения в храме. В общем, я тогда точно понял, что не буду продолжать поиски истинной веры: я её нашёл. О. Иаков стал давать мне книги. Можно сказать, что я окончил духовную академию у себя на кухне. У меня было много духовной литературы: Книга о вере, Катехизис, Цветник Аввы Дорофея, жития святых. После принятия таинства Крещения я стал изучать церковный устав, а также начал читать псалтырь. И сейчас каждый день читаю, хоть по несколько кафизм. Чтоб Господь помогал во всём, нужно читать псалтырь. Вот и эта фотовыставка состоялась также с Божьей помощью.
Когда я подрос, то столкнулся со всякими ересями. Никита Сергеевич Хрущёв, например, говорил, что наши спутники в космосе летают, а Бога не видели. Ещё грозился, что при его жизни не станет последнего попа. Соблазнился было и я, и даже немного отошёл. Тётя Ира начала меня упрекать за мои сомнения. Но в армии я всё вспомнил и начал молиться регулярно.
Когда мне было 15 лет, я столкнулся с один человеком. Он был слепой, и у него была книга для слепых, по которой он гадал. И я к нему пришёл, тоже решил попробовать погадать. Он взял меня за левую руку, провёл рукой по строчкам и сказал мне, что я умру в 30 лет. Якобы в книге это было написано. И ровно в 30 лет у меня случился удар по голове. Травма была смертельной, несовместимой с жизнью.
У меня поднялась высокая температура, около 40. Я лежал в бессознательном состоянии. Говорят, что у меня были галлюцинации, но я так не считаю. Думаю, мне было духовное видение: ночь, Крещение, Сочельник перед Богоявлением. Ко мне пришли нечистые и говорят:
— Ты пьяница, пойдём с нами, ты наш. (Хотя пьяницей я, конечно же, не был). Я им отвечаю:
— Я не ваш. Они говорят:
— На тебе креста нет. Я отвечаю:
— Я крещён (на тот момент был крещён в никонианстве). И они поникли, не знают, что отвечать. Потом вдруг вижу голову с нимбом и крестом. Я обращаюсь:
— Господи!
В сердце и ужас, и радость. И повели меня по духовному миру, такую экскурсию по аду устроили. Показали, где находятся те, кто умер от пьянства, и самоубийц. Всё это я как раз сейчас описываю в своих сочинениях, в этом году планируем издать книгу с иллюстрациями. Но писать мне очень трудно, потому что переживаю заново, что видел тогда. Иначе бы давно написал уже. И даже есть мысль создать документальный фильм об этом видении, чтобы всем показать, как это было.
После этого видения и необычного выздоровления я начал чаще ходить в церковь, но вначале в никонианскую. Там я увидел кое-что такое, чего не должно было происходить: нехристианские действия я увидел. Потом я пришёл в церковь в селе Клинцы и крестился в старообрядчестве.
Хоть мы и ругаем никониан, но на всё Божья воля. Когда я ходил в никонианскую церковь, я видел людей. Идёт девица, и мне не надо об этом говорить. Я это вижу по глазам, что она чиста. Либо идёт юноша, я тоже вижу, что он греха не знал. Или иду дальше и вижу мужчину и женщину — и ужас находит, хочется от них бежать. Они же это чувствуют и боятся меня, потому что я вижу, что они чёрным делом занимаются. Сейчас я это растерял.
Это было ещё в 1987 году. Меня пригласили в Киев, туда же и митрополит Алимпий приехал (тогда он ещё был архиепископом). Заканчивается служба, выходит о. Сергий Маслов и говорит:
— Владыка тебя зовёт. Остаюсь, подхожу к владыке, а он мне и говорит:
— Степан, мы тебя завтра будем ставить в диаконы. Я начал было сопротивляться, но он меня уговорил: служить некому. Я уже в возрасте был, 47 лет мне было. Я говорю владыке Алимпию:
— Может ещё женюсь. А он отвечает:
— Оно тебе надо? Вот я не женат.
Так меня 3 раза вызывали и уговаривали, и я понял, что это промысел Божий, так должно быть, раз уж не женился (в молодости сильно болел и не мог работать).
Так меня поставили диаконом, я им побыл всего один день: в пятницу на праздник Успения Пресвятыя Богородицы поставили, а в воскресенье уже была хиротония во священники. Зимой 23 февраля 1993 г. меня поставили в епископы. 6 лет я побыл священником.
Вообще я больше люблю уединённую жизнь, мне нравится делать фотографии, запечатлевать красоту. Приходится же решать богословские вопросы, споры. А в любом споре, какой бы он ни был, даже если о Боге — мало благодати. Если и спорить, то надо быть Иоанном Златоустом, Василием Великим или Григорием Богословом. Вот Иоанна Златоуста мы до сих пор знаем, а кто на его место стал, того не помним. Конечно, эти люди были святыми. Но мне проще созерцать цветы, чем разбирать скандалы. А люди так и смотрят: за кого же я буду? За одних, или за других?
Никаких изменений я не ощущаю. Мы как жили, так и живём, несмотря на все наши майданы. Я считаю, всё, что у нас происходит — это гнев Божий. Всё это для того, чтобы люди поняли, что это сотворилось не просто так. Дальше так в открытую красть невозможно. На всё воля Божья.
Ко мне приходили из СБУ (Служба безопасности Украины), я с ними беседовал. Они задавали вопросы про Белую Криницу (см. примечание). Я ответил, что ничего пока не намечается. Я им дал свой совет, как надо навести порядок на Украине. Говорю им:
— В демократию поиграли — и хватит. Теперь уже к власти должны прийти патриоты, чтобы перестали красть, а начали беспокоиться о народе и государстве. Нам нужна национальная диктатура.
Они глаза вытаращили на меня, даже не поверили, что я мог такое сказать.
Украина — многонациональная страна, и все народности: и русские, и евреи и армяне и азербайджанцы, и болгары, и цыгане — должны себя так чувствовать в нашем государстве, чтобы не захотели уезжать к себе на родину. Это наша Родина, и здесь всем должно быть хорошо. Должны построить институты для каждой национальности. Чтобы еврею, например, разрешили писать заявление в администрацию как на украинском, так и на еврейском языках. Чтоб он знал, что его тут уважают.
Ни одна партия сейчас не наведёт порядок. Нужно сделать мажоритарные выборы, когда выбирают не партию, а голосуют за того, кого знают. Тогда не будет ни Майдана, ни оппозиции, и так на всё должно быть: выборы в местные органы, районные, областные, Верховную раду и Президента. Тогда бы за 5 лет смогли навести порядок. Тогда все будут бояться.
Естественно, всё, что сейчас происходит на Украине, подготовила Америка. Мне очень стыдно: близятся выборы, а совсем не за кого голосовать. Вот кому нужна война?
В целом же никакой агрессии к нам никто не проявляет. Но это пока. Я не знаю, что будет завтра.
Примечание от редакции. Белая Криница — это село на территории края Буковина (в прошлом — Австро-Венгрия, Румыния, ныне — Черновицкая обл. Украины), основанное старообрядцами, бежавшими из России. Это один из духовных центров Русской Православной старообрядческой Церкви.
Беженцы от религиозных гонений на родине, старообрядцы выхлопотали себе разрешение на жительство в Австрийской империи. 9 окт. 1783 г. император Иосиф II вручил депутации дунайских старообрядцев собственноручно подписанную грамоту о разрешении им селиться в Австрии и свободно отправлять религиозные обряды. Село рядом с колодцем получило наименование Белая Криница, или по-румынски Фонтына Альба (Чистый Источник). Одновременно с селом был основан мужской монастырь. В 1846 г. в Белокриницком монастыре состоялось присоединение босно-сараевского митр. Амвросия к старообрядчеству.
После революции и распада Австро-Венгерской империи Белая Криница перешла в состав Румынии, где положение старообрядцев также оставалось спокойным. В 1937 г. на старообрядческом соборе в г. Васлуе был принят Устав старообрядческой церкви в Румынии. Устав отмечал, что «румынские старообрядцы почитают короля Великой Румынии, повинуются ему, а также поставленным от него властям, молятся за него как за главу государства и несут все гражданские и государственные повинности, в том числе и военную службу…, совершают религиозные службы во все дни национальных праздников Румынского государства».
После присоединения Буковины к СССР Белая Криница оказалась на советской территории, а старообрядцы края подверглись репрессиям. Старообрядческие митрополиты были вынуждены бежать из своего духовного центра. Резиденция белокриницких митрополитов была перенесена в г. Брэилу (Румыния)
В 1996 году в Белой Кринице состоялся Всемирный Освященный Собор старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию, с участием представителей Украины, России и Румынии. В 2006 году здесь прошел Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви.
Вместе с тем после разорения во время большевистских гонений Белая Криница так и не смогла возродиться как полноценный церковный и культурно-исторический центр. Несмотря на обещания высокопоставленных лиц разных стран, на словах готовых помочь в восстановлении и возрождении духовного центра старообрядчества, реальной помощи оказано не было.
Так в 1987 году о помощи Белой Кринице и возрождении духовного центра старообрядчества ходатайствовала супруга генерального секретаря КПСС Раиса Максимовна Горбачева. Были даны многочисленные обещания и заверения, однако надеждам старообрядцев не суждено было сбыться. В последующие годы чиновники Украины и Российской Федерации периодически давали обещания посодействовать восстановлению старообрядческого духовного центра и приданию ему особого культурного статуса, но дальше слов дело опять не пошло.
В августе 2007 г. Белую Криницу посетил Президент Украины Виктор Андреевич Ющенко с супругой, которых сопровождал губернатор Черновицкой области Владимир Иванович Кулиш. При встрече также присутствовали главы района и сельской рады, жители села. Этот визит также закончился приятной беседой и обещаниями.
Белая Криница — это самое западное село Украины, населенное русскоговорящими жителями. В окрестных селах и городах региона проживает немало граждан Украины румынской национальности. В последние 10–15 лет, румынские власти проводят политику лоялизации местного населения и разными способами предлагают как румынам, так и прочим жителям Буковины получать паспорта граждан Румынии.
По некоторым оценкам, число граждан Румынии или лиц с двойным гражданством в Черновицкой области достигло 50 000 человек. По информации корреспондента сайта «Русская вера», в Румынии правящая элита этой страны, хотя и негласно, но не признает украинских границ, установленных во время господства советского тоталитарного режима, и надеется на восстановления исторических границ, существовавших до второй мировой войны. Украинские власти, осознавая это, держали в Белой Кринице, неподалеку от старообрядческого монастыря, самую боеспособную на начало 2014 года пограничную часть.
Живое интервью Владыки Савватия. Особенно интересен путь к Богу, искания и духовного взросления.
Он необычный человек, надо сказать, выбивается из ряда привычных всем клириков.
Неужели найдутся причины, по которым фотовыставка не будет экспонироваться в Рогожском? На Жен-мироносиц!
Владимир, Архиепископ Савватий в настоящий момент болен.
Да, читал, Божией ему помощи! Одако я предлагаю не Архиепископа экспонировать :), простите, а фотографии. Вот и будет у смотрящих его труды повод лишний раз вознести ко Господу молитву о здравии :).
А в Киеве фотовыставку провести нереально уже