История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
Мы продолжаем публикацию уникальных исторических сочинений в честь юбилейных торжеств, посвященных 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Сегодня мы представляем читателям сочинение бывшего хасида, а впоследствии старообрядческого историка и публициста Владимира Карловича (ум. 1912). В книге «Критический разбор Окружного Послания и все оттенки направления самого автора его» автор дает оценки составителям «Послания», участникам раздора, а также публикует много другой, ныне неизвестной, информации. С помощью автора мы возвращаем в научный оборот термин «мнимо-окружники». Также в этой части книги рассказано о некоторых подлогах, на которые шли «окружники» с целью победы над «неокружниками».
Как государство регулировало функционирование старообрядческих молитвенных домов 100 лет назад? Авторы исследования подвергли анализу законодательство Российской империи по данному вопросу на территории Томской губернии, а также изучили специфику его реализации на местном уровне за счет богатого комплекса архивных данных, многие из которых были использованы впервые.
Конфессионально-этическая система старой веры оказывала значительное влияние на формирование и развитие староверческого хозяйствования в XVIII — начале ХХ веках. Под воздействием многих, в том числе конфессиональных, факторов сложился особый тип личности старовера с активной жизненной позицией, деятельным характером, высоким уровнем личной ответственности и самоконтроля, приверженностью к ограниченному личному потреблению. О формировании хозяйственной этики старообрядчества рассказывает проф. Школы исторических наук НИИ «Высшая школа экономики», д.и.н. Валерий Керов.
В этом году эпидемия коронавируса повлияла на обычное течение церковной жизни. Многие верующие были вынуждены оставаться дома. В этой связи особенно актуальным стал опыт прославленных Церковью святых, подвиг которых заключался в удалении от мира, бегстве в пустыни, леса и горные расселины.
26 февраля 2020 года состоялся круглый стол «Роль мирян в старообрядчестве», на котором прозвучал доклад А. В. Шишкина, посвященный Всероссийскому съезду старообрядцев в 2000 году. Сегодня мы публикуем этот доклад.
В мае 2020 года беспоповцы города Саратова и всей России отмечают знаменательный день — 95-летие со дня начала работы Саратовского Нижневолжского Областного Собора христиан старообрядцев поморского согласия, приемлющих брак. Собор прошел с 25 мая по 1 июня 1925 года.
В последние дни распространяются слухи, что американский предприниматель Билл Гейтс под видом прививки собрался ставить людям печать антихриста. Подобные мнения распространялись в старообрядческой среде и в начале XX века. Запуганные староверы Гуслиц отказывались от прививок, опасаясь печати антихриста. Это привело к эпидемии оспы, во время которой заболело 3279 человек. Старообрядческие благотворители и начетчики выступили против этого суеверия.
Старообрядцы унаследовали от практики дониконовской Церкви Московской Руси многочисленные ритуальные правила, регламентирующие поведение христиан при контакте с внешним (в религиозном смысле) миром — еретиками и сферой нечистого. Именно древлеправославие сохранило весьма полезные для современной медицины навыки и традиции.
Церковное право — это одна из фундаментальных основ канонического устройства и канонического статуса христианской Церкви. Однако в России, несмотря на так называемое духовное возрождение, вопросы церковного права и церковного суда в большинстве христианских конфессий оказались на заднем плане. Сегодня наш сайт публикует проект «Положение о рассмотрении канонических нарушений», подготовленный группой священнослужителей и мирян РПСЦ, в котором они обращаются к историческому опыту Вселенской Церкви и основам церковного права, выработанного во времена Вселенских соборов.
Мы продолжаем публикацию уникальных исторических сочинений в честь юбилейных торжеств, посвященных 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Сегодня мы представляем читателям сочинение бывшего хасида, а впоследствии старообрядческого историка и публициста Владимира Карловича. В книге «Критический разбор Окружного Послания» автор дает оценки составителям Послания, участникам раздора, а также публикует много другой, ныне неизвестной, информации. С помощью автора мы возвращаем в научный оборот термин «мнимо-окружники».