История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
В 2021 году исполняется 250 лет со дня основания Преображенского богаделенного дома, который на протяжении двух с половиной столетий оставался главным российским духовным центром староверов старопоморского согласия. Сегодня мы публикуем статью нашего постоянного автора Т. В. Игнатовой, посвященную благотворительности и воинской доблести московских федосеевцев.
Сайт «Русская вера» открывает цикл публикаций исследователя подмосковного старообрядчества Галины Кочетковой, посвященных наиболее выдающимся старообрядцам из д. Цаплино.
В 2006 — 2010 годах чадами Русской Православной старообрядческой Церкви была осуществлена попытка воссоздания Союза старообрядческих начетчиков, который успешно действовал в конце XIX — начале XX века. Одним из документов, опубликованным этим Союзом, стала статья инока Алимпия (Вербицкого) (ныне епископ ДЦХ БИ) «О возможности и времени допуска мирян к Св. Причастию».
Нынешний Музейно-выставочный комплекс в Люберцах был открыт в 1976 году. Его здание на первый взгляд полностью соответствует архитектуре своего времени, но городская легенда гласит, что музей был построен на месте старообрядческой моленной. Эта легенда имеет под собой реальную основу: под новой оболочкой музейного комплекса 1970-х годов скрываются стены кирпичной Спасо-Преображенской старообрядческой церкви, возведенной незадолго до революции.
В предыдущих частях «“Щекотливых” откровений» мы начали знакомство с удивительным манускриптом конца XX века — лицевым толковым Апокалипсисом Иродиона Уральского. Данный манускрипт стоит в ряду c иными эсхатологическими памятниками старообрядческой книжности XX столетия, с которыми внимательный читатель уже знаком, — «Апокалипсическими чудовищами» митрополита Иннокентия Усова и сочинениями часовенного наставника Афанасия Мурачева. Сегодня, в завершающей части материала, мы узнаем настоящее имя создателя рукописи, его происхождение и судьбу, а также окунемся в захватывающий мир «картин» «щекотливого» Апокалипсиса.
Столетиями староверы умели совершать богослужения в самых стесненных условиях. Но эпидемия коронавируса показала, что 30 лет существования в относительно комфортных условиях очень повлияли на эти навыки. Мы предлагаем нашим читателям материал, посвященный взглядам священномученика Аввакума на богослужения, которые могут проводиться вне стен храма, например, дома и в еще более экстремальных обстоятельствах.
3 марта на сайте «Русская вера» был опубликован доклад старообрядческого историка Юрия Исаева «Старообрядчество и традиции народоправия». В нем, проанализировав историю староверия, автор указал на особые народнические, народноправческие традиции. Доклад вызвал большой резонанс в старообрядческой среде и настоящую дискуссию. С публикацией на эту тему «Глас народа и Церковь» в газете «Старообрядец» выступил предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов). Сегодня мы публикуем мнение известного старообрядческого писателя, апологета и педагога, епископа Михаила (Семенова; 1874 — 9 ноября 1916 гг.) на эту тему.
Продолжение статьи публициста Глеба Чистякова, опубликованной в шестнадцатом выпуске альманаха «Академические тетради». Впервые в истории этого сборника в нем помещена статья, посвященная влиянию старообрядчества на русскую культуру в течение последних сотен лет.
27 сентября 2020 года исполнилось 120 лет со дня проведения I Всероссийского съезда старообрядцев. Традиция проведения съездов сформировалась в сложный период истории старообрядчества и стала действенным инструментом Божьего Промысла по сохранению Церкви Христовой. О задачах и итогах I Всероссийского съезда старообрядцев размышляет настоятель кафедрального собора РПсЦ в г. Ростове-на-Дону иерей Иоанн Севастьянов.
На Южном Урале до революции было много белокриницких храмов: в Челябинске, Таяндах, Верхнеуральске. В советские годы все они были уничтожены. В настоящее время старообрядческий храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы располагается в Миассе.