История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
Старообрядцы представляли собой значительную часть населения Российской империи. Какую именно часть — это чрезвычайно важный вопрос. Стремление российского правительства уничтожить старообрядчество в свое время дало предсказуемые результаты — старообрядцы ушли в подполье, и их контакты с властями всегда имели чисто практическое значение. Поэтому такой важный вопрос, как число приверженцев старого обряда, распределение их по согласиям и местам пребывания, был для государственной власти трудно решаемым. Соотношение между сведениями, представленными губернской управой и чиновниками МВД, разнилось в 17 раз. Несомненно лишь то, что в России в начале XX в. было достаточно большое количество приверженцев старого обряда.
Около трёх с половиной столетий назад, в XVII веке, Русскую Православную Церковь сотряс мощный раскол, спровоцированный известной церковной реформой, неосторожно проведённой руками царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Церковь разделилась на две непримиримые стороны — старообрядцев и новообрядцев. Одним из мыслителей, рассматривавших старообрядчество в контексте религиозной ментальности русского народа и духовного развития России, является известный писатель, философ и публицист Александр Исаевич Солженицын (1918–2008).
В предыдущей части «Щекотливых откровений» мы рассказывали об удивительном лицевом манускрипте — Толковом Апокалипсисе конца XX в., принадлежащем перу загадочного книжника из Нижнего Тагила, что скрывался под псевдонимом «Иродион». Сегодня мы продолжим рассматривать данный памятник: узнаем о его исторических предшественниках и познакомимся с избранными фрагментами текста.
После указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 года старообрядцы получили возможность открывать свои храмы и официально создавать старообрядческие общины. Служащие и рабочие фарфоровой фабрики С.М. Кузнецова в Дулево сразу же строят храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Однако простоял он не более четверти века: несмотря на все просьбы верующих, местные власти сломали церковь, «так как дальнейшее существование ее не дает возможности вести работу по расширению фабрики».
В наши дни в памяти приверженцев Русской Православной cтарообрядческой Церкви сохраняются воспоминания о некогда бывшем разделении христиан, приемлющих белокриницкую иерархию, на так называемых «окружников» и «неокружников». Данная публикация предназначена для читателей, впервые узнавших о событиях, связанных с Окружным посланием, и посвящена краткой исторической хронологии раздора и его уврачевания.
В ноябре 2018 года исполняется 100 лет с момента закрытия известного в определенных кругах учебного заведения — Московского старообрядческого института. История этого учреждения является показательной для осмысления роли образования и педагогики в жизни ревнителей старой веры. Ведь очень важно учитывать исторический опыт при попытках воссоздания или формирования современных старообрядческих учебных заведений.
«Житие» преподобного Василия Нового было написано в Константинополе во второй половине X столетия учеником св. Василия монахом Григорием, о чем напрямую сказано во многих списках памятника. Впрочем, по мнению ряда исследователей, Григорий являлся мирянином; некоторые же, вопреки «Житию», и вовсе отрицают его авторство. Как бы то ни было, произведение обрело чрезвычайную популярность и было известно в различных греческих редакциях — полных и сокращенных. Публикуем статью нашего постоянного автора.
Рогожское кладбище (другие названия: Рогожский поселок, Рогожская станица, Рогожская слобода) — главный духовный центр старообрядцев белокриницкого согласия. 21 и 22 апреля 2018 года тут пройдут традиционные торжества, посвящённые Неделе свв. Жен-Мироносиц. Ежегодно в празднестве принимают участие как старообрядцы Москвы и Московской области, так и паломники практически изо всех регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. К этим мероприятиям мы подготовили читателю историю Рогожского кладбища от его основания и до наших дней.
Снимок крестьянки Степаниды (в скрытничестве — Ольги) Петровны Коровиной найден совсем недавно в архиве, переданном из ФСБ. Арестованная в день светлой Пасхи 1936 года, она сподобилась мученичества и приняла смерть за Христа. Сегодня мы публикуем рассказ об этом человеке ее дальней родственницы. А также фрагменты из книги «Цветник духовный», переписанной и проиллюстрированной рукой самой Ольги Петровны.
Предлагаем нашим читателям ознакомиться с Назиданием епископа Геннадия (Лакомкина). Оно было адресовано участникам V Епархиального Съезда старообрядческой Донской епархии, который состоялся в апреле 1916 года. Несмотря на минувшее столетие, слова наставления владыки Геннадия не утратили своей актуальности в наше время.