История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
Статья посвящена судьбам двух выпускников Новгородской духовной семинарии — Алексея Самойлова и Григория Яковлева, в которых отразились особенности конфессиональной жизни России XVIII в. Бывшие семинаристы в дальнейшем стали одними из видных деятелей российского старообрядчества, а один из них, Алексей Самойлов, считается автором старообрядческого апологетического сочинения «Меч духовный». На основе архивных источников Мельников Илья Андреевич, сотрудник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, клирошанин Новгородской старообрядческой поморской общины, уточняет сведения об этих личностях, до этого известных лишь по старообрядческим сочинениям.
В рамках старообрядчества книга обрела, пожалуй, еще более высокий статус, чем в Византии или в Древней Руси: в условиях утраты иерархии она оставалась, по сути, единственным пастырем и законоучителем. О книгах небесных и книгах земных, о ритуальных функциях книги и ее образе в изобразительном искусстве наш сегодняшний рассказ.
Новгородская земля, известная своими древними монастырями, не оскудела подвижниками благочестия и после церковного раскола. К величайшему сожалению, традиция иноческого спасительного жития угасла в Новгородской области уже в предвоенные годы, став достоянием истории. Однако память о той заметной роли, которую монашествующие играли в безпоповских общинах, до сих пор сохраняется в старообрядчестве, и особенно в Древлеправославной Поморской Церкви.
Сегодня мы публикуем архивный документ из старообрядческого журнала «Слово Церкви» № 23 от 5 июня 1917 года, посвященный заседанию XVIII всероссийского съезда старообрядцев. Заседание проходило 28 мая 1917 года в Покровском храме Рогожского кладбища.
В старообрядческом церковно-общественном журнале «Слово церкви» № 23 за 1917 год была напечатана «Политическая программа старообрядцев всех согласий». Вышеизложенная программа в 9 пунктов была обсуждена всероссийским съездом старообрядцев Белокриницкой иерархией и единогласно принята для объединения старообрядцев всех сословий политической деятельности.
Среди церковных нововведений, появившихся на Руси во второй половине XVII века, особняком стоит так называемая пилатова титла INЦI, т. е. «Иисус Назорей царь Иудейский». Споры о том, следует ли поклоняться Кресту, если на нем изображена «пилатова надпись», возникли в старообрядчестве с самого начала раскола. Сегодня мы публикуем русский перевод одного из главных старообрядческих апологетических сочинений, направленных против почитания титлы «IНЦI».
В своей программной статье известный русский предприниматель со старообрядческими корнями, гендиректор «ЭнПиВи инжиниринг» Георгий Коряшкин размышляет о том, что русскому народу в своей истории довелось испытать непреложную истину слов Христа «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».
Некоторое время назад наша читательница, Галина Кочеткова, от своего деда, Виктора Федоровича Кочеткова, узнала о том, что когда-то ее предки носили другую фамилию — Шибаевы. Заинтересовавшись, Галина буквально по крупицам начала собирать информацию у еще живых на тот момент родственников, этот материал мы разместили на сайте. Сегодня публикуем продолжение рассказа о Шибаевых из Гуслиц.
1917 год стал годом больших потрясений. За один год правительство в стране сменилось 6 раз! Государство из монархического превратилось в буржуазно-демократическое и далее в советско-пролетарское. Народные массы волновались, общественно-политическая жизнь бурлила, люди почувствовали свою причастность к происходившим изменениям и впервые получили возможность влиять на решение властей.Не остались в стороне и староверы.
В этом году исполнилось 100 лет со дня февральской революции. В последнее время появились многочисленные конспирологические версии о причинах и движущих силах этой революции, все чаще звучит версия о якобы причастности к ее организации старообрядчества. В этой связи интересны решения, принятые на Всероссийском съезде староверов-поморцев в 1917 г., которые отражали подлинную политическую и социальную позицию староверов-поморцев на то время.