История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
Исследователям старообрядчества хорошо известны «противораскольничьи» мифы, зародившиеся и пустившие мощные корни в официальной среде. Примечательно, что эти легенды бытовали и приводились как неоспоримые факты на протяжении XIX столетия на самом высоком законодательном уровне. К сожалению, корни мифов настолько мощны, что легенды эти живут в умах людей до сих пор. Цель данной статьи — на конкретном примере рассмотреть процесс создания «антистарообрядческих» лжеисторий.
Сегодня мы вновь переносимся на сто лет назад и публикуем репортаж с третьего дня Освященного Собора старообрядческой Архиепископии (ныне РПсЦ) 1911 года, подготовленный известным церковным журналистом и начетчиком Никифором Зениным для журнала «Старообрядческая мысль».
Сегодня мы вновь переносимся на сто лет назад и публикуем репортаж со второго дня Освященного Собора старообрядческой Архиепископии (ныне РПсЦ) 1911 года, подготовленный известным церковным журналистом и начетчиком Никифором Зениным для журнала «Старообрядческая мысль».
Редакция сайта «Русская вера» продолжает публикацию материалов, посвященных соборности и другим формам консервативной демократии в русском старообрядчестве. На этот раз мы переносимся на сто лет назад и публикуем уникальный репортаж с Освященного Собора старообрядческой Архиепископии (ныне РПсЦ) 1911 года, подготовленный известным церковным журналистом и начетчиком Никифором Зениным для журнала «Старообрядческая мысль».
Мало кто сегодня помнит, что далеко не все рогожские прихожане были довольны начавшейся реставрацией в 2005 году и обвиняли Лужкова в «многоходовой» операции по передаче старообрядческих храмов Рогожского Московской Патриархии. Поскольку историческая память современного человека весьма коротка, мы публикуем два документа, связанные с визитом Ю. М. Лужкова на Рогожское и нестроениями, которые возникли в Рогожской общине в связи с этим событием.
Староверы не были консерваторами, старающимися сохранить существующий порядок вещей от инокультурного влияния. Однако именно идеализация священной старины позволила старообрядцам полноценно и деятельно ответить на социальную и экономическую модернизацию Россию в ХVIII веке.
Основной позицией старообрядцев в отношении светского государства (ситуативно угнетавшего их) и огосударствленной новообрядческой церкви был категорический протест. Но этот протест редко выражался в активных формах — чаще всего он принимал вид эмиграции, чему основанием была традиционная христианская позиция непротивления властям, даже богоборческим. Исследователи также указывают на священную миссию труда староверов — на труд было возложено не только материальное обеспечение общины христиан, но сохранение последних «останков Веры Христовой».
Одной из важных черт церковно-общественной жизни старообрядчества является соборность — участие членов общин в самых разных церковных служениях, включая принятие решений на приходском и более высоких уровнях. В безпоповских согласиях, то есть не приемлющих священство, церковное управление осуществляется непосредственно мирянами — членами общин. Одним из наиболее важных событий в жизни любой такой общины является избрание наставника, главная обязанность которого возглавлять богослужение и исполнять основные таинства и требы. Сегодня мы расскажем об институте наставничества в Древлеправославной Поморской Церкви.
Вот уже три года на Рогожском после окончания Соборов в Духовном училище проходят встречи со студентами и молодыми клириками по каноническим и богослужебным вопросам. Очередная такая встреча прошла в октябре 2019 года. Ведущий о. Вадим Коровин не знающего церковных правил клирика сравнил с водителем, не знающим правил дорожного движения. На встрече побывал игумен РПЦ Кирилл (Сахаров) и поделился записями.
Пугачевский район Саратовской области был издревле заселен колонистами-старообрядцами и переселенцами из-за границы. Скиты староверов-безпоповцев создавались в пределах Саратовского края уже с конца ХVII века. Об истории беспоповского течения в этой местности и о сегодняшнем дне общин рассказывает учитель истории МБОУ СОШ № 17 города Кузнецка Степанов Дмитрий Владимирович.