История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
Рогожское кладбище (другие названия: Рогожский поселок, Рогожская станица, Рогожская слобода) — главный духовный центр старообрядцев белокриницкого согласия. 21 и 22 апреля 2018 года тут пройдут традиционные торжества, посвящённые Неделе свв. Жен-Мироносиц. Ежегодно в празднестве принимают участие как старообрядцы Москвы и Московской области, так и паломники практически изо всех регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. К этим мероприятиям мы подготовили читателю историю Рогожского кладбища от его основания и до наших дней.
Снимок крестьянки Степаниды (в скрытничестве — Ольги) Петровны Коровиной найден совсем недавно в архиве, переданном из ФСБ. Арестованная в день светлой Пасхи 1936 года, она сподобилась мученичества и приняла смерть за Христа. Сегодня мы публикуем рассказ об этом человеке ее дальней родственницы. А также фрагменты из книги «Цветник духовный», переписанной и проиллюстрированной рукой самой Ольги Петровны.
Предлагаем нашим читателям ознакомиться с Назиданием епископа Геннадия (Лакомкина). Оно было адресовано участникам V Епархиального Съезда старообрядческой Донской епархии, который состоялся в апреле 1916 года. Несмотря на минувшее столетие, слова наставления владыки Геннадия не утратили своей актуальности в наше время.
Старец Капитон — один из наиболее таинственных персонажей русской истории. Память о старце жива и сегодня. Мы пообщались с московским старовером, собирателем старины Денисом Валерьевичем Пересторониным, уже не первый год совершающим поездки по местам, связанным с жизнью основателя Колясниковой пустыни. В одну из таких поездок, осенью 2017 г., мы отправились вместе с ним.
Древний город Ржев со времен раскола являлся центром старообрядчества. В городе строились и процветали моленные, нисколько не уступающие своим богатым внутренним убранством новообрядческим церквам. Известные ржевские купцы: Образцовы, Чупятовы, Шараповы, Немиловы, Долгополовы, Ваулины, Поганкины, Протопоповы и многие другие являлись старообрядцами. Сегодня мы попытаемся вернуться в первую половину XIX века, чтобы увидеть одну из святынь ржевских староверов.
Мы знаем несколько периодов в истории России, когда одним из важных направлений государственной политики становилась борьба с религиозным инакомыслием. После 1917 года место официальной религии занял воинствующий атеизм. А до этого более двухсот лет (если взять как крайние две знаковые даты — 1666 и 1905 годы) велась борьба с религиозным инакомыслием, порожденным церковным расколом середины XVII века.
Среди степей и гор Средней Азии вот уже более столетия продолжают существовать небольшие, но крепкие старообрядческие сообщества. Они складывались из нескольких волн миграции русского населения на территори бывшего Туркестана. В более позднее время в Среднюю Азию, а оттуда дальше, в Китай, бежали крестьяне, особенно староверы Урала и Сибири, в поисках спасения от большевиков и раскулачивания. Вероятно, одним из этих путей в южнокиргизском городе Каракол (в советские годы — Пржевальск, в городе имелась поморская община) появилась семья будущего наставника и философа-самоучки Дионисия Ивановича Четвергова.
30 октября в России отмечается день памяти пострадавших в ходе политических репрессий 30-40-х годов. В этот памятный день мы вспомним пострадавших старообрядцев Амурского края. В 1933 году были расстреляны 85-летний старообрядческий священник Филипп Иванович Перов и его сыновья Сергий и Василий, проживавшие в д. Новгородка Свободненского района Амурской области. Вместе с этой семьей была истреблена старообрядческая культура Новгородки.
На «Русской вере» уже давно размещена статья Татьяны Игнатовой «Старообрядческие уголки Москвы. Моленная на Софийской набережной». В публикации рассказывалось об одной московской моленной, в которой находилась полотняная церковь. Но походная церковь не досталась полиции, а пропала буквально из-под ее носа. Сегодня автор продолжает рассказывать о полотняных старообрядческих церквях.
Со времени разделения Русской православной церкви в 1654–1667 гг. на сторонников старого и нового обряда двуперстное крестное знамение стало символом старообрядчества. Интересно, почему в те годы тысячи людей отдавали свои жизни за, казалось бы, такое узко-обрядовое понимание православия? Какая разница, как креститься, двумя или тремя пальцами? Ведь учение Христа намного выше и шире этих обрядовых мелочей. Ответить на данный вопрос и такие рассуждения сегодня пытается иерей Игорь Карванен.