28 февраля в Москве состоялся круглый стол «Роль мирян в старообрядчестве». В центре обсуждения — историческая и современная роль мирян в старообрядческих согласиях, в котором приняли участие представители старообрядческой общественности — историки, правоведы, эксперты. На круглом столе прозвучал доклад нашего автора Марины Волосковой «Благотворительная деятельность мирян-старообрядцев Тверской губернии в XIX — начала XX веков».
***
Русская провинция всегда славилась активными, деятельными старообрядцами, которые радели о культурном развитии своей малой родины. Еще до революции 1917 года они шли в авангарде культурного развития регионов страны: открывали театры, синематографы, строили богадельни, помогали нуждающимся, несмотря на то, какой веры был тот или иной человек, благоустраивали жизнь своих сограждан.
Градской глава В. М. Образцов
Ярким примером мирянина-благотворителя является градской глава г. Ржева Василий Михайлович Образцов, на средства которого была построена и благоустроена старообрядческая моленная и богадельни. Василий Михайлович владел домами на Образцовских мостках. Его имя широко известно в связи с тем, что, будучи явным старообрядцем, Василий Михайлович Образцов встречал в Ржеве императора Александра I.
В 1842 году была составлена опись внутреннего убранства моленной, созданной Образцовым.
В алтаре престол, одетый шелковою одеждою с нашитыми на ней с западной стороны осьмиконечным крестом, на престоле имеется Евангелие, напечатанное при государе Михаиле Феодоровиче и патриархе Иоасафе в лето от сотворения мира 7145 (1637 год от РХ) в феврале 3 дня, доски Евангелия обложены зеленым бархатом и медным Распятием, и евангелистами, престол и Евангелие покрываются сверху шелковою пеленою без креста. Пред престолом к Горнему месту устроены: Распятие небольшого размера, обложенное с лица и боков серебряным вызолоченным окладом. Восточная сторона алтаря на двух простенках между тремя алтарными окнами, вся обставлена старыми разного размера иконами, коих 25; из коих более замечательны икона Казанской Божией Матери в медном посеребренном окладе и в киоте простой работы, изображение плащаницы на холсте без рамок; по сторонам восточного кона поставлены две маленькие ручные хоругви простой же работы с таковыми подвесками [1].
Моленная была настолько хороша, что даже местные новообрядцы восторгались ею, желая поскорее «прибрать к рукам», что и осуществили в скором времени.
Благотворители Троицкой общины
В начале XX века благотворителями Троицкого храма во Ржеве выступили купцы Григорий Иванович Поярков, Иван Иванович Сазонов и Михаил Иванович Солоников [2]. Известные ржевские семьи, такие, как Солониковы, Симоновы, Глушковы, Березниковы, Берсеневы, Сазоновы, Нетунахины, Рязановы, Томилины, Сафроновы, Глушковы, Левтеевы, Колесниковы, Смольковы и другие, жертвовали на строительство Троицкой церкви.
Для будущего храма были пожертвованы хоругви, кресты, иконы, киоты, богослужебные книги, священнические облачения, лампады, утварь для совершения треб и многое другое. Рязановым Михаилом Семеновичем были пожертвованы хоругви, клироса и иконы. Сазоновым, Томилиной и Солониковой пожертвованы четыре киота. Купец Иван Иванович Сазонов пожертвовал для храма одиннадцать подсвечников, ящик для свеч, купол, пять колоколов. Солоникова Мария Карповна подарила церкви напрестольное Евангелие в серебряном окладе. Берсеневой Марией Гавриловной были пожертвованы семисвечник и лампада к кресту. Сазоновым Иваном Ивановичем и Березниковым Михаилом Петровичем пожертвованы семь подсвечников большого размера [3]. На средства жертвователей община смогла приобрести паникадило, два колокола, облачение святого престола и жертвенника. На строительство храма общиной было собрано 4146 рублей 60 копеек. На освящение святого престола и храма к 14 ноября 1907 года было пожертвовано 8174 рубля 80 копеек [4].
Меценат-театрал
Павел Семенович Немиров — старообрядец, известный ржевский купец и меценат, владелец гостиницы, создатель театра и первого во Ржеве синематографа — оставил значительный след в истории города. Старообрядческий писатель В. И. Иголкин в своей историко-бытовой повести «Ржевитянка», рассказывающей о Ржеве конца XIX века, говорил устами главных героев:
« — Скоро в нашем городе будет свой собственный театр.
— Вот как?!
— Да, знаете, Павел Семенович Немиров думает открыть в своем доме. Будут артисты наездом, может быть, и постоянные» [5].
И вот спустя всего несколько лет, в 1900 году, Немиров открыл свой, впоследствии знаменитый на всю страну театр. Немиров лично знал, переписывался и поддерживал связь с видными деятелями искусства и культуры России. На Князь-Федоровской стороне на первом этаже дома П.И. Немирова размещались большая сцена, зрительный зал, состоявший из партера на 150 зрителей, 16 лож, галереи и райка, всего на 400 человек. На новые спектакли Павел Семенович лично приглашал хороших режиссеров и актеров, постоянно бывая на лучших московских и петербургских премьерах. Ржевская публика охотно ходила в театр семьями, а некоторые спектакли посещались по нескольку раз. О ржевских спектаклях писали даже в московских газетах, о новых постановках и ролях спорили и обсуждали игру актеров. Немиров был зрителем всех спектаклей своего театра, любил занимать место в ложе. Она оставалась постоянно забронированной для его именитых гостей и родственников. Кроме того, Павел Семенович Немиров оказывал финансовую поддержку церквам, выделял средства на строительство в городе моста, богаделен, городское благоустройство.
В 1918 году театр Немирова был национализирован и переименован в клуб «Коммуна». С 1920 года — «Ржевский гостеатр», затем — «Ржевский гордрамтеатр». Умер П. С. Немиров зимой 1942 года, в период фашистской оккупации.
Пиротехник Коллар — герой повести о старообрядцах Ржева
Легендарный ржевский пиротехник Павел Коллар упоминается в историко-бытовой повести В.И. Иголкина «Ржевитянка»: «В праздничный день каток освещался еще большим количеством разноцветных фонариков, придававших ему красивый фантастический вид. Фейерверк — произведение местного пиротехника Коллара — служил потехой катающимся и любопытным. Сжигались римские свечи, выкидывающие разноцветные огненные шары. Со свистящим шумом, оставляя за собой блестящий след, вздымались кверху ракеты, чтобы потом в воздухе рассыпаться изумрудной мелочью. С невообразимым треском и яростным шипением вертелись огромные колеса, называемые мельницами, и вспыхивали бенгальские огни, озаряя волшебным светом на далекое расстояние местность» [6].
Павел Иосифович Коллар построил большой дом, сохранившийся до сих пор, пиротехническую мастерскую с подсобными помещениями. Усадьба Колларов занимала целый квартал в Смоленской части Ржева. О высоком профессионализме П.И. Коллара свидетельствует тот факт, что его часто приглашали в Москву, Ленинград, Калинин для украшения массовых мероприятий пиротехникой, а также для консультирования будущих специалистов. Мастерская Коллара изготавливала множество разнообразных изделий: огненные дожди, искристые фонтаны, разноцветные звездочки и многое другое. В 1937 г. П. И. Коллара арестовали, а в 1938 г. — расстреляли [7].
Ржевский «Кулибин» и художник А. Я. Волосков
Во Ржеве жил и работал известный изобретатель Терентий Иванович Волосков (1729 – 1806 гг.). Т.И. Волосков являлся и первым градским главой. Терентий Иванович создал ряд сложных систем часов-автоматов. Построил большие часы, которые показывали не только минуты и часы, но и дни, различные праздники, фазы Луны, движение Солнца по знакам зодиака и т. п.
Ценный вклад Терентий Иванович сделал в отечественное производство красок. Он организовал выделку и продажу красок, заслуживших высокую оценку петербургской Академии художеств. По рассказам современников, Волосков был добр и отзывчив, охотно помогал бедным, помня, как в молодости сам боролся с нуждой. Умер Терентий Иванович во Ржеве в возрасте 77 лет. На его могиле был поставлен скромный памятник с надписью: «Ржевский химик и механик Т. И. Волосков». Знаменитые часы Волоскова находятся в Ржевском краеведческом музее, там же хранятся образцы его красок и портрет самого изобретателя.
Внучатый племянник Терентия Ивановича — Алексей Яковлевич Волосков (1822 – 1882 гг.) — академик живописи, известный русский художник. Он был вольноприходящим учеником Императорской Академии Художеств, а в 1845 году получил звание свободного художника. Из художественных полотен А. Я. Волоскова наиболее известны: «Пейзаж с усадебным домом», 1840-е гг., «Вид имения Глубокое», 1844 г., «Вид Выборга с моря ночью», 1847 г., «Вид Ржева», 1856 г. и другие.
В Ржеве он работал городским нотариусом и агентом Московского страхового общества. Умер Алексей Яковлевич Волосков в 1882 году.
Новоторжские и вышневолоцкие благотворители
В XIX веке новоторжский купец Кирил Павлович Мельников благоустроил моленную (подробнее читайте в статье «Старообрядцы Торжка и Новоторжского уезда в первом половине XIX века»), построил дом для священника и богадельню [8]. В 1905 г. купец Горохов на свои средства построил колокольню и сделал главку на молитвенный дом в Торжке. В числе первых попечителей молитвенного дома известны такие новоторжские фамилии: Шивалевы, Гороховы, Мельниковы, Третьяковы, Масленниковы и другие.
В Вышнем Волочке благотворительную деятельность проводил купец Николай Тимофеевич Макаров. При его активном участии была построена моленная, хозяйственные постройки и богадельня. 21 декабря 1914 года в Вышнем Волочке было совершено освящение новой каменной Казанской церкви. Вместимость церкви предполагалась на 200 человек. Храм строился на средства местных благотворителей: купца Павла Ивановича Соколова, его супруги Елизаветы Александровны и других. За счет благотворителей были приобретены шесть колоколов весом 70 пудов. К сожалению, до момента освящения Павел Иванович не дожил [9].
Как сообщал журнал «Слово Церкви», в тот же день участники освящения были приглашены в дом благотворительницы Е. А. Соколовой на братскую трапезу, где певчие из Москвы троекратно пропели «Боже, царя храни», также была послана телеграмма императору с выражением верноподданических чувств и благодарности за дарование свободы вероисповедания старообрядцам.
Таким образом, вклад старообрядцев Тверской губернии в религиозную, культурную, социальную, экономическую жизнь края весьма велик и требует дальнейшего изучения.
Библиографические ссылки
[1] ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 5831. Л. 149 – 151.
[2] РГАДА. Ф. 1475. Д. 137. Л. 99.
[3] РГАДА. Ф. 1475. Д. 139. Л. 31.
[4] РГАДА. Ф. 1475. Д. 139. Л. 31.
[5] В. И. Иголкин. Ржевитянка. – М., 2015. – С. 41.
[6] В. И. Иголкин. Ржевитянка. – М., 2015. – С. 70.
[7] Архив УФСБ по ТО. Д. 10794с. Л. 38.
[8] ГАТО. Ф. 56. Оп. 1 Д. 5866. Л. 171.
[9] ГРАДА. Ф. 1475. Д. 143. Л. 219.
Остается только сожалеть, что в отличие от Ржева в Торжке и В.Волочке связующие нити старообрядчества, видимо, исчезли.