4 ноября на Рогожском открылась выставка «Не ослабевайте душами своими», посвященная 400-летнему юбилею священномученика протопопа Аввакума Петрова. Организатором выставки, подготовленной при финансовой поддержке Правительства Москвы, выступил Музейно-библиотечно-архивный отдел Московской Митрополии РПСЦ. В состав выставки вошли самые разнообразные памятники: иконы, старинные рукописи, старопечатные издания, предметы лицевого шитья, живописные портреты, графика, фотографии. Предметы на выставку предоставили: Митрополия РПСЦ, Покровский кафедральный собор (Москва), храм Рожества Христова (Екатеринбург), митрополит Московский и всея Руси Корнилий, иерей Алексей Лопатин, иерей Никола Бобков, иерей Павел Кузнецов, Л. И. Вольфсон, А. В. Горбатюк, М. А. Максимов, Л. Ю. Паркаева.
Мы беседуем с автором выставки главным научным сотрудником ГИМ Е. М. Юхименко.
***
Концепция выставки отражена в самом ее названии. Это отрывок из послания протопопа Аввакума: «Не ослабевайте душами своими», который можно полностью процитировать: «Стойте в вере Христа, Спасителя нашего, не ослабевайте душами своими». Мне эти слова представляются духовным завещанием протопопа Аввакума всем своим последователям.
Выставка раскрывает то, что кроется за этими словами. Традиции, которые были заложены первыми учителями старообрядчества, протопопом Аввакумом, неослабно сохранялись на протяжении всей истории староверия.
В выставке шесть разделов, которые рассказывают об этих традициях. Первый раздел — исторический «Первые учители староверия». Здесь представлены редкие списки сочинений пустозерских узников, что теперь, в общем-то, сложно найти и проэкспонировать. Это списки из собрания отца Алексея Лопатина и собрания петербургского коллекционера Максима Александрович Максимова. В Рогожском собрании, конечно, такие списки были, но они теперь находятся в Российской государственной библиотеке, а в новом Рогожском собрании, к сожалению, таких памятников нет.
Здесь же показаны первые формы церковного почитания протопопа Аввакума — это сводный старообрядческий синодик, в котором «Память о пустозерских узниках», Мартирий о первых старообрядческих учителях. Второй раздел — «Сохранение и защита веры. Наследники «огнепального» протопопа». Здесь, опираясь на собрания книгохранилища и архив московской старообрядческой Митрополии, представлены подвижники, защитники веры, страдальцы за веру: суздальские узники, которые были заключены в тюрьму Спасо-Евфимиева монастыря, митрополит Амвросий Белокриницкий, который тоже, как известно, пострадал за веру. Представлены страдальцы советского времени: епископы Геннадий и Геронтий (Лакомкины) и другие. Здесь подобраны документы, вещи, принадлежавшие им, фотографии, то, что раскрывает их жизненный путь.
Еще, мы знаем, что протопоп Аввакум был полемистом, защитником старой веры, эти его начинания тоже получили продолжение на протяжении всех последующих веков в истории старообрядчества. На выставке мы видим экспонаты, показывающие продолжение этой традиции. Здесь хрестоматийный памятник старообрядческой полемики — оригинал «Поморских ответов», сочинения старообрядческих писателей и начетчиков XIX века, письма М. И. Бриллиантова.
Список конца XVIII века из собрания Митрополии. Основа выставки — собрание Митрополии, дополненное вещами из частных коллекций. Чтобы раскрыть эту и другие темы, требуется существенная, продуманная подборка.
Надо понимать, что любовь к старине, которую старообрядцы пронесли до наших дней, выражается и в коллекционировании древних памятников. Все памятники, представленные на выставке, раскрывают тему сбережения наследия древности.
Отдельно стоит остановиться на значимости книги в староверии. К разделу «Особый авторитет книги» хотелось подобрать такие материалы, чтобы они были созвучны не только старине, но нашему дню. Представлены книги, принадлежащие нескольким крупным книжникам-собирателям. Это епископ Александр (Богатенков), протоиерей Василий Королев, целая витрина связана с протоиереем Евгением Бобковым, отдельная витрина посвящена Михаилу Ивановичу Чуванову. Здесь представлены их документы, письма, переписка с учеными, экслибрисы из библиотек, рабочие материалы. Важно было показать, что эти традиции сохраняются до сегодняшнего дня.
Но, конечно, первым таким книжником был сам Аввакум.
В его сочинениях присутствуют многочисленные отсылки к книжным источникам. Эти отсылки вызывают дискуссии в научной среде. Например, каким образом были сделаны ссылки из книг в сочинениях Аввакума пустозерского периода: по памяти или нет…
Я думаю, он больше цитировал по памяти. Но поскольку в пустозерском остроге проживали не только узники, но и жители самого острога, с которыми были возможны контакты, то, может, и мог чем-то пользоваться.
И еще, такой заключительный раздел, который, как мне кажется, тоже очень интересный, — это «Продолжение традиций книгописания и иконописания в XX — начале XXI века». Отдельная витрина посвящена известным центрам книгописания: Выговскому общежительству, Гуслицам. Но более интересный, совершенно новый материал — это витрина, посвященная пермскому старообрядцу Евгению Борисовичу Смирнову, к сожалению, не так давно ушедшему из жизни. Здесь представлены образцы его каллиграфического письма и солидный дневник, написанный полууставом и скорописью.
Безусловно. Но здесь находятся не книги из его собраний, это разошлось по разным рукам, а именно его творчество, как книгописца.
Сибирскому направлению этих книжных традиций посвящена отдельная витрина, носящая имя Агафьи Лыковой. Тут вещи Агафьи Лыковой, два ее письма, написанные полууставным письмом, лестовка, пояс, который она сплела и подарила владыке.
Также на этой витрине экспонаты, характеризующие сибирскую письменность, в частности представлены берестяные книги из коллекции Максима Александровича Максимова.
Помимо книг в разделе «Продолжение традиций книгописания и иконописания в XX — начале XXI века» находятся иконы. Традиции иконописания в XX — начале XXI века представлены работами современных изографов. Мы видим икону, написанную тогда еще просто иконописцем Александром Четверговым, впоследствии митрополитом Андрианом.
Конечно, а это еще надо было разыскать и получить икону на выставку, это же с неба не падает.
Среди прочих иконописных экспонатов представлены работы Бориса Кисельникова, икона и эскизы к житийной иконе протопопа Аввакума, икона «Священномученик Аввакум» инока Алимпия (Вербицкого) 1990-х годов, интересная гипсовая отливка по макету резной деревянной иконы, которая была сделана костромским старообрядцем Вячеславом Константиновичем Вичуровым. Исходно это была резная деревянная икона, она была сделана по образцу иконы XVI века, соответственно, только другие святые. С нее было несколько медных отливок, которые имеют хождение в старообрядческой среде.
Мне кажется, что эти идеи для старообрядцев должны быть актуальны, поскольку само староверие и строится на этом базисе. Апология старой веры, сохранение религиозных и бытовых традиций, полемика, книжность — это незыблемые основы старообрядчества. Другое дело, насколько все эти традиции сейчас востребованы? Нужна ли актуализация этих тем? На мой взгляд, эта выставка и ориентирована на заострение внимания к этим важным старообрядческим традициям. Например, обращения Аввакума к власти можно рассматривать как обращение к своим сторонникам, ныне живущим, как пример того, к чему люди могут стремиться. К каждому из разделов выставки подобраны цитаты из сочинений протопопа Аввакума, чтобы люди, читая их, задумывались о содержании и смысле. Я не думаю, что сочинения протопопа Аввакума прямо все каждый день читают.
Также выставку прокомментировал ее куратор иерей Алексей Лопатин:
«В этом году проходит немало выставок, посвященных Аввакуму. Одни рассматривают Аввакума как литератора и русского писателя. Другие как святого, исповедника, мученика. Но мне вспоминаются слова апостола Павла: «Поминайте наставники ваши, взирающе на скончание жительства их, подражайте вере их». Так вот, наша выставка показывает, что для нас Аввакум является еще и наставником, путеводной звездой, на которую мы должны ориентироваться.
Эта живая связь остается. Остается понимание, что далекий XVII век, все, что Аввакум в те годы проповедовал, это живо до сих пор. И через эту выставку мы стараемся показать не «седую старину», а связь времен и актуальность наследия. Что те люди, которые сейчас живут среди нас (и те, которые недавно от нас ушли) должны продолжать дела и мысли Аввакума.
Что касается музейной, выставочной работы, которая активизировалась в старообрядчестве в последние годы, то я считаю, что ее надо проводить на высоком профессиональном, а не на любительски-самодеятельном, уровне. В первую очередь, нужно обращаться к методикам академической науки, к ученым. Надо опираться на научных специалистов, в первую очередь к тем, которые к нам благожелательно относятся и помогают в нашей работе. Без этого нам будет очень сложно делать и качественные книжные издания, и выставки. Наша задача делать подобные проекты, не только и не столько для себя, сколько для современного общества. А современное информационное общество требует высоких научных и публицистических стандартов. Я считаю, что задача нашего Музейно-библиотечно-архивного отдел — содействовать работе, согласно этим стандартам и наладить добрые, хорошие отношения с учеными, с отечественной наукой и всеми остальными людьми, интересующимися и благоволящими старообрядчеству. Мы должны им помочь, а они помогут нам лучше узнать себя».
Беседовал Глеб Чистяков
Надо бы посетить. Особенно интересны документы по узникам советского периода, сейчас как никогда, это актуально