Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (8)

  1. Сергей Агеев

    Скажите, известно ли что-то более подробно про сотника Самуила? Или только то, что писал в своем сказании Денисов?

  2. Сергей Агеев

    А известно ли точное место погребения защитников Соловецкого монастыря? Борис Ширяев в "Неугасимой лампаде" утверждал, что оно сохранилось: "Отец Никодим кадит к древнему каменному кресту, триста лет простоявшему на могиле мучеников за русскую древнюю веру… их имен не знает никто".
    http://azbyka.ru/fiction/neugasimaya-lampada/
    А что говорят старообрядческие исследователи по этому поводу?

    • Русская вера

      Известно, это остров Бабья Луда, располагающийся недалеко от обители. Фотографии этого острова и мемориального креста можете посмотреть в нашем фотоальбоме, посвященном съемкам фильма "Раскол" на Соловках и почитать комментарии к ним.

      http://ruvera.ru/gallery/raskol_solovki#photo47

    • Сергей Агеев

      Спасибо. Тогда получается, что Ширяев ошибался и неверно отождествил место захоронения. И того, как он описывает место панихиды, это явно не Бабья Луда, а недалеко от Святого озера. Да и крест там стоял каменный, древний.

    • Русская вера

      Поскольку Соловецкий монастырь после его разорения стал режимной зоной (там был еще и тюрьма) вряд ли кто то мог поставить каменный крест да еще спокойно ездить туда молиться. Нынешние деревянные кресты поставлены совсем недавно Денисом Пересторониным. http://ruvera.ru/articles/denis_perestoronin_interviu_2

      Впрочем, не исключено, что в глухих местах архипелага, где не достигала рука царских надзирателей могли быть какие то памятные места.

    • Сергей Агеев

      Возможно, что мнение Ширяева и впрямь ошибочно, и упомянутое им захоронение к соловецким сидельцам отношения не имеет. Тем не менее, историкам старообрядчества имеет смысл взять эту информацию на заметку и разобраться. Потому что и отрицательный результат в данном случае будет результатом. Факт, что в 1920-х гг. заключенные СЛОН отслужили панихиду у креста, который, как они полагали, поставлен на могиле защитников монастыря. Но ведь откуда-то они это взяли, возможно, такое предание сохранялось среди монахов. Даже если это не так, исследование этого вопроса, без сомнения, обогатит историографию соловецкого сидения.

    • Ширяев не ошибался, Кроме о. Бабья луда соловецкие страдальцы были похоронены еще и ок. берега Святого озера. там действительно стоял каменный крест. В советские годы крест был утерян. На этом месте так же продолжали хоронить иноков и в никонианский период, и даже узников лагеря. Сейчас на этом месте стоят памятные кресты, в основном посвященные узникам. Старообрядческий Крест был установлен на Бабьей луде так как тогда наверно это было проще, на остров никто "сакрально" не претендовал, остров как бы застолбили староверы как свое памятное место. Если внимательно читать историю о Соловецких страдальцах, то намописано, как иноки ночами тайно выходили возжигали свещи и кадили могилы. Это так же говорит, что даже среди ново присланных монахов были сторонники старой веры. Так же известно, что какое-то количество иноков после разорения пряталось на острове по укромным местам.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля