День памяти мучеников Соловецкой обители, пострадавших за Старую Веру

Сегодня святая Церковь отмечает день памяти свв.мученика и исповедника Архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших от войск царя Алексея Михайловича Романова.

Все началось еще в 1657 году с отказа соборных старцев производить Богослужения по новым книгам, присланным патриархом Никоном из Москвы. Из-за отказа монастыря принять нововведения правительство распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря и для этих целей послало на Соловки царские полки.

22 июня 1668 года царские стрельцы начали осаду Соловецкого монастыря. Осада святой обители, которая продолжала оставаться оплотом дораскольного православия на Руси, длилась 8 лет. В январе 1676 года войскам воеводы Мещеринова удалось ворваться в монастырь и устроить кровавую расправу над его защитниками и насельниками.

Соловецкие страдальцы. Современная старообрядческая икона. В центре — архимандрит Никанор

Тропарь и кондак Соловецкого монастыря преподобномученицам новым, пострадавшим за Христа

Тропарь, глас 4

Земных благ возненавидели есте и Небесного Царя Христа, Сына Божия, возлюбили есте, многообразныя раны претерпели есте и кровию своею Соловецкий остров вторым освящением освятили есте, венцы от Бога яве приясте, о нас молитися прилежно, блажени, память всепразднественную вам совершающим.
Великий Никаноре, Христу, Сыну Божию, сострадальче, молися, умирити паству и люди, Той бо есть верным утверждение.

Кондак, глас 2

Разумом на враги мужески вооружившееся, и вся тех сети разрушисте, и победу свыше приемше, земнаго царя не послушали есте, и Никоново злое мудрование под ноги свои попрали есте, и Владыце всех Христу, Сыну Божию, молитеся, святи мученицы, всехвалнии, единомысленно вопиюще: «Коль добро и красно еже бытии з Богом».

 

Научное описание «памяти» соловецким инокам

Тропарь и кондак Соловецким мученикам были опубликованы в книге Демкова Н.С. «Сочинения Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества» (1). В предисловии к ним автор пишет: «Нами обнаружены два неизвестных ранее текста, посвященных теме разгрома Соловецкого монастыря царскими войсками в 1676 г.: тропарь и кондак соловецким инокам («память») и отписку 1680 г., сохранившую рассказ стрельца, присланного на службу в Соловки после разгрома монастыря.

«Память» соловецким инокам находится в рукописи конца ХVIII в. (2) среди текстов ранней старообрядческой традиции: в этом сборнике, обнаруженном И. М. Кудрявцевым, находятся два фрагмента одной из ранних редакций Жития Аввакума, редчайший список первоначальной редакции Жития Епифания, челобитная инока Авраамия царю (3).

Такое литературное окружение текста «памяти» позволяет высказать предположение, что тропарь и кондак были написаны в близкий период времени, вскоре после разгрома восстания. Кондак «хвалит» казненных иноков за сопротивление: они «разрушили сети» врагов и попрали «Ннконово злое мудрование под ноги свои». В ряду основных доблестей соловецких монахов «память» называет их «непослушание» самому царю: «земнаго царя не послушали есте».

Отношение к царю позволяет датировать текст «довыговским» периодом старообрядческой литературы: компромисс Выга с царской властью делает невозможным предположение о выговском происхождении текста. Профессиональное же владение формой молитвословия — его «правильный» ритм, синтаксис и стиль — обнаруживают в авторе «памяти» настоящего литератора, начитанного книжника.

Казненные иноки названы в «памяти» «новыми преподобномучениками», что не только свидетельствует о несомненной связи текста с XVII в., но и позволяет думать о написании «памяти» до казни Никиты Пустосвята, до стрелецких казней, до казни Аввакума и его единомышленников в Пустозерске, т. е. до 1682 г. Таким образом, рукопись (2) сохранила уникальный пласт одновременно — в пределах 5-6 лет — написанных произведений».


1. СПб.: Изд-во СПбУ, 1998. – 332 с. – С. 127-130

2. РГБ. Собр. Барсова. Ф. 17. № 654

3. Описание рукописи см.: Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума. Л., 1974. С 57; Дробленкова Н. Ф. Ранняя редакция Жития Епифания // ТОДРЛ- Т. 29. Л., 1974. С. 228

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля