Картины художников будоражат человеческий разум даже сегодня, в наш век цифрового искусства и нейросетей. Это особое ощущение — смотреть на пейзаж или натюрморт, восхищаясь, как точно удалось живописцу передать не только изображение, но и настроение, атмосферу. Сегодня наш разговор пойдет о коллекционерах — людях, благодаря которым мы можем сегодня увидеть оригиналы Дега, Ренуара, Мане и других мастеров. Это Иван Абрамович Морозов и Сергей Иванович Щукин, люди, чьи корни уходят в историю Тверской области.
Сегодня мы публикуем с небольшими комментариями полный текст старообрядческого Малого домашнего Устава, касающийся Великого поста. Также публикуются указания Устава Кирилло-Белозерского монастыря по списку 1652 года и Соловецкой Кормчей 1493 года.
Наш портал уже сообщал, что священники Белокриницкой иерархии о. Никита Торан, о. Никола Якунин и дьякон Василий Якунин (Аляска, США) присоединились к Русской православной церкви заграницей. Сегодня мы публикуем архипастырское послание первоиерарха Древлеправославной Старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии митрополита Леонтия (Изота), посвященное этой теме.
Единственный сохранившийся старообрядческий храм исторической Рогожской слободы (не путать с Рогожским кладбищем) — церковь Николы Чудотворца, что на Малой Андроньевской улице Москвы, по-прежнему не возвращен его исконным владельцам.
Существуют предания о трех обретениях главы Иоанна Предотечи, в честь каждого установлено отдельное празднование. Первое обретение состоялось в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Память в честь первого и второго обретения главы Иоанна Предотечи совершается Церковью 9 марта (8 марта в високосный год, 24 февраля по старому стилю).
Православная антропология — непростая дисциплина. Этой теме посвящен не один объемный трактат. Однако в Церкви нет текста, дающего исповедание человеческой природы и смысла бытия так же ёмко, как Символ веры говорит о Боге. Предлагаем размышления на эту тему православного публициста Георгия Коряшкина.
Православие немыслимо без икон. Сегодня нам кажется, что так было всегда. Однако в истории Православия был тяжелый период иконоборчества. Полтора века, на протяжении VIII — IX веков, длился спор между византийскими императорами о возможности иконописного изображения Исуса Христа, Богородицы, святых. Спор принимал форму жестоких гонений и убийств тех, кто почитал иконы. Этот драматический период церковной истории завершился Торжеством Православия, которое христиане ежегодно отмечают в первое воскресенье Великого поста. Возникновение празднования связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой, чтобы восстановить иконопочитание в Византийской империи.
Нынешний Музейно-выставочный комплекс в Люберцах был открыт в 1976 году. Его здание на первый взгляд полностью соответствует архитектуре своего времени, но городская легенда гласит, что музей был построен на месте старообрядческой моленной. Эта легенда имеет под собой реальную основу: под новой оболочкой музейного комплекса 1970-х годов скрываются стены кирпичной Спасо-Преображенской старообрядческой церкви, возведенной незадолго до революции.
Старообрядчество столетиями сохраняло памятники древнерусского искусства — иконы, книги и другие реликвии. В эпоху гонений Романовых на русскую культуру староверы сохраняли это бесценное наследие. В XVIII-XIX веках старообрядчество и само создавало уникальные памятники церковного искусства. Период советских гонений на религию нанес огромный ущерб традиционным промыслам и практически остановил воспроизводство предметов церковного искусства. За эти годы исчезли целые классы мастеров и ремесленников, занимающихся им. Это привело к тому, что культурное наследие староверия стало умаляться — количество новых икон и церковной утвари существенно уменьшилось. Также накапливаются проблемы и с уже существующим, созданным в прошлых веках, историческим наследием.