Александр Николаевич Емельянов — руководитель хора Новосибирского кафедрального собора Русской Православной старообрядческой Церкви, лектор и хранитель знаний и традиций древнерусской духовной музыки посетил Красноярск в рамках XXVIII общегородского фестиваля «Весенние хоровые капеллы». Регент провел серию лекций-практикумов для студентов и преподавателей Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского и, пользуясь возможностью, мы узнали у Александра Николаевича, как он пришел в столь интересную и необычную профессию, чем особенно старообрядческое пение, и почему он считает важной просветительскую деятельность.
Одним из ярких и самобытных явлений русской культуры являются так называемые былины, известные на русском севере как стАрины или поГудки. Эти повествования веками передавались устно, и только сравнительно недавно ученые и энтузиасты народной культуры стали записывать и издавать это уникальное наследие. Мы поговорили с художницей Дарьей Свиствой, чтобы подробнее узнать о подобных проектах.
Старообрядческие форумы проходят уже более 5 лет. Мнения о них высказывают самые разные — от восторженных до критических. О сложившейся ситуации и возможных путях развития этой общественной инициативы размышляет публицист Глеб Чистяков.
У пересечения Егорьевского шоссе с речкой Доркой стоит изящная церковь, построенная в стиле модерн в 1913 году по проекту архитектора Б. М. Великовского. Этот храм был возведен на средства фарфорозаводчика Ивана Емельяновича Кузнецова на родине его предков в Новохаритонове. В Гжельской волости до революции жили православные и старообрядцы разных направлений. Это конфессиональное разнообразие отразилось и в судьбе Новохаритоновской церкви.
Принято считать, что в староверии не так много проектов, в которых занята молодежь. Однако это мнение устаревшее, доставшееся нам с советских времен, когда государство старалось не допустить активное участие молодежи в церковной жизни. Сегодня все большее количество молодых старообрядцев вовлечено в разные просветительские, образовательные и рекреационные проекты. Сегодня мы расскажем о проекте «znamennoe.ru», посвященном церковному пению.
Сегодня мы совершим прогулку по центральной части Таганского района — месту, которое долгое время было вотчиной двух известнейших в Российской империи семей промышленников — Морозовых и Алексеевых.
Члены семьи купцов Рахмановых активно занимались благотворительностью, собрали коллекцию старинных икон, выступили сооснователями научного издательства. На углу улицы Воронцово поле и Подсосенского переулка в Москве стоит старинный особняк. Прохожие заслуженно обращают на него внимание, но мало кто знает, что почти 100 лет он принадлежал династии купцов Рахмановых. Документы по истории этой известной семьи сохранились в Главархиве Москвы.
Не секрет, что изучение старообрядческой иконы последние 20 лет находится в центре научного внимания. Исследователями выявлены разные направления в иконописи староверов. Среди них: ветковская, невьянская, сызранская, поморская икона. Сегодня Михаил Чернов рассказывает о своих исследованиях иконописи Боровска.
17–20 мая 2024 года в Рогожской слободе состоялось широкое празднование Недели свв. Жен-Мироносиц. Праздничные мероприятия, посвященные распечатанию алтарей Рогожских храмов, помимо торжественного богослужения, включили в себя конференцию, презентацию книги, ярмарку народных промыслов и вечер духовных песнопений.
Свое название город Злынка в Брянской области получил от небольшой речки Злынки, на берегах которой и стоит. Первые поселенцы появились здесь в середине XVII века. Это были старообрядцы, которые бежали из центра страны от религиозных преследований. Только после победоносной войны со шведами Петр I узаконил существование раскольничьих поселений в награду за их самоотверженную борьбу с врагом. И по сей день в Злынке есть храмы и моленные ряда старообрядческих согласий.