У всего, что связано с искусством, обычно есть какой-то флер старины. И даже арт-рынок не исключение: сразу думается про «золотой век» Голландии, про меценатство семейства Медичи, про коллекции Щукина и Третьякова. Глобально — да, торговля искусством стара как мир, но в России ситуация нетривиальная. Традиции давние, а рынок — молодой. Искусствовед Анастасия Постригай рассказывает, как формировался арт-бизнес в стране.
В старинном уральском городке Невьянске, в России и за ее пределами больше известном своей наклонной башней, в примыкающем к ней здании музея открылась выставка, посвященная старообрядцам. Они, без преувеличения, сыграли большую роль в промышленном развитии горного края. 300 лет назад здешний чугуноплавильный и железоделательный завод стал флагманом металлургии Урала, а сам Невьянск — крупнейшим центром староверческих общин.
22 августа в Музее им. Андрея Рублева открылась выставка «Повелитель Гроз», посвященная уникальной иконе Илии Пророка из коллекции Игоря Александровича Сысолятина, которая была написана в Ростове Великом.
Кулибин — имя нарицательное. Все знают, что это великий инженер, а как много его изобретений вы видели? Увы, но даже не все нижегородцы могут мгновенно ответить на вопрос, кем был Иван Петрович Кулибин и почему стал знаменитым.
«Я родился в Москве, на Большой Рогожской улице, близ Покровского монастыря. Припоминаю и весь большой наш дом, и подле огромный сад, выходящий на Дурновский переулок», — писал в мемуарах художник Константин Коровин. Все, что сохранилось от обширной усадьбы Коровиных в Рогожской слободе, где родились и провели свое детство два художника — братья Сергей и Константин Коровины — это флигель, выходящий в Товарищеский переулок.
В московском Музее русского импрессионизма проходит выставка «Журнал красивой жизни», посвященная одному из первых глянцевых изданий в России — дореволюционному журналу «Столица и усадьба», выходившему с 1913 по 1917 год и адресованному аристократической и светской публике.
Необычная выставка, посвященная Словарю живого великорусского языка Владимира Даля, открылась в Москве. Представленные на ней предметы искусства являют собой художественное видение терминов из словаря В. И. Даля. Также в этом материалы мы расскажем, почему великий лексикограф и ученый писал слово Росия и руский с одной «с».
Московский храм Николы на Ямах в Рогожской ямской слободе дал название улице. Церкви нет и в помине уж почти как лет восемьдесят, а Николоямская, часть древней дороги на Владимир, все так же значится на карте нашего города. В XVIII–XIX веках этот уголок Москвы был облюбован купцами и фабрикантами. Торговцы здесь строили свои заводики, а рядом — особняки и усадьбы, поскольку жить предпочитали в шаговой доступности от места работы.
Вопрос репатриации, возвращения русских и представителей других национальностей, традиционно проживавших на территории России, обсуждается на общественном и даже государственном уровне не первый раз. На этот раз дискуссия о репатриации возникла в стенах Государственной Думы.
С 27 по 29 июня 2024 года в государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» состоялась научная конференция «Убранство русской иконы». Ежегодная научно-практическая конференция, организуемая Ферапонтовским обществом сохранения и изучения памятников древнерусского искусства, а также музеем-заповедником «Ростовский кремль» (г. Ростов Великий), уже давно стала одним из главных событий российского историко-искусствоведческого года.