Одна из мощнейших промышленных империй Европы была основана тульским кузнецом. Никита Антюфеев, пройдя путь от подмастерья до хозяина собственного завода, был вынужден отдать казне налаженное под Тулой производство. Взамен он получил маленький заводик в уральской глуши. Тогда никто не мог предположить, что это станет началом новой индустриальной истории. Но Антюфееву, впоследствии ставшему Демидовым, это удалось.
Ежегодная научно-практическая конференция по церковному искусству, организованная заведующим отделом икон Музея истории и культуры староверия (г. Боровск) Михаилом Черновым, совместно с музеем-заповедником «Ростовский кремль», уже давно стала одним из главных событий для российских историков и искусствоведов. На это мероприятие собираются специалисты самого разного профиля — от молодых полевых практиков до кабинетных академических ученых, от начинающих культурологов до маститых коллекционеров произведений старообрядческого и древнерусского искусства. Беседу с Михаилом Черновым об этой конференции можно прочитать в материале «Содружество ученых и коллекционеров». Вторая беседа была посвящена боровской иконе. Сегодня мы побеседуем на необычную тему — отсылки к неким иным смыслам в старообрядческих иконах.
14 мая в Доме русского зарубежья г. Москвы состоялась конференция-презентация сборника научных трудов, посвященных истории крупного, но практически неизвестного старообрядческого согласия неокружников. На нем с докладом о современном состоянии старообрядческого богословия выступил исследователь и публицист Даниил Андрюков.
В стенах древней столицы Руси, городе Ростове Великом, состоялся фестиваль древнерусского пения «Невма». В нем приняли участие многочисленные хоры, которые представили старообрядческие и единоверческие общины, а также профессиональные вокальные ансамбли. Большое внимание было уделено научно-исторической части, в которой приняли участие ведущие ученые в сфере древнерусского певческого искусства.
Богослужебные книги, подсвечники, лампадки и даже богослужебное облачение. Все это со временем приходит в упадок. Как сохранять такие вещи в целостности? Об этом рассуждает чтец Даниил Андрюков.
Во второй половине XIX века в России вновь возник интерес к русской культуре. Особое место в те годы занял неорусский стиль, который стал проявляться в разных сферах культуры, но прежде всего, в архитектуре. Журнал «Мотивы русской архитектуры» публиковал проекты лучших русских архитекторов, работающих в этом жанре.
14 мая 2025 года состоялось знаковое для старообрядчества событие. В московском Доме русского зарубежья прошла научная конференция, посвященная презентации книги «Неокружническое движение в истории старообрядческой Белокриницкой иерархии». Впервые с начала XX века ее участники обменялись мнениями не только по культурно-историческим и прочим фольклорным вопросам, но и по богословским темам.
Культура семейских имеет в Бурятии особое значение. По сей день семейские Бурятии сохранили свои обряды и обычаи. Они носят яркую одежду, красиво и протяжно поют, пекут хлеб в русской печке, используют в речи забытые нами слова и многое-многое другое. А помогает сохранять эту интересную культуру жительница Бурятии Мария Маганова. Она рассказала, как оставила ради этого успешную карьеру юриста, почему полюбила всей душой быт старообрядцев и что планирует делать, чтобы эта уникальная часть нашей культуры не канула в прошлое.