Статья посвящена судьбам двух выпускников Новгородской духовной семинарии — Алексея Самойлова и Григория Яковлева, в которых отразились особенности конфессиональной жизни России XVIII в. Бывшие семинаристы в дальнейшем стали одними из видных деятелей российского старообрядчества, а один из них, Алексей Самойлов, считается автором старообрядческого апологетического сочинения «Меч духовный». На основе архивных источников Мельников Илья Андреевич, сотрудник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, клирошанин Новгородской старообрядческой поморской общины, уточняет сведения об этих личностях, до этого известных лишь по старообрядческим сочинениям.
Четырехсотлетие со дня рождения знаменитого проповедника протопопа Аввакума будет отмечаться в России в 2020 году на государственном и на церковном уровне. Зампредседателя Синодального миссионерского отдела РПЦ игумен Серапион (Митько) рассказал РИА Новости, как осмысливает этот юбилей Русская Православная Церковь.
В рамках старообрядчества книга обрела, пожалуй, еще более высокий статус, чем в Византии или в Древней Руси: в условиях утраты иерархии она оставалась, по сути, единственным пастырем и законоучителем. О книгах небесных и книгах земных, о ритуальных функциях книги и ее образе в изобразительном искусстве наш сегодняшний рассказ.
20 сентября (7 сентября ст. ст.) совершается память святителя Иоанна, первого Новгородского архиепископа. Мощи его были открыты в 1439 году в новгородском Софийском соборе, а 470 лет назад, на Соборе 1547 года, он был прославлен как общероссийский святой.
19 сентября (6 сентября ст. ст.) — день памяти о чудодейственном явлении св. Архангела Михаила, бывшего в Коласаех. Событие имело место в IV веке. Язычники решили разрушить храм в честь Архангела Михаила и направили в его сторону сильный поток двух рек, но в самый решающий момент Архангел явился видимым образом и открыл в горе широкую расселину, куда и устремился весь бурлящий водный поток. Храм остался неповрежденным. Место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что означает «отверстие», «расселина». В народе этот праздник получил название Михайлова дня или Михайлова чуда.
13–14 сентября 2017 г. по н. ст. на Рогожском прошло заседание Совета Митрополии под председательством митрополита Корнилия. Публикуем постановления Совета Митрополии.
Что думают о восстановлении монархии представители российских церквей и религий? «Лента.ру» обратилась с этим вопросом к видным служителям самых разных конфессий (в том числе к представителям старообрядчества), представленных в России.
Благодаря старообрядчеству искусство славянской рукописной книги сохранилось вплоть до наших дней. Увлечение традиционной каллиграфией уже давно вышло за конфессиональные рамки и скитские стены, перекочевав в дизайн-студии, художественные центры и на арт-площадки. За последние 10 лет по всей России прошло множество мастер-классов, появились каллиграфические кружки и даже целые школы — только в столице их более десятка. Одной из таких школ является удивительный уголок в самом центре Москвы — Скрипторий на Берсеневской набережной. Наш сегодняшний рассказ — о нем.
Сегодня в гостях у редакции сайта «Русская вера» известный публицист, блогер, русский националист, главный редактор сайтов «Русский обозреватель» и «Новые хроники», ведущий телеканала «Царьград» Егор Станиславович Холмогоров.
В глухих таежных уголках Рудного Алтая, в окрестностях Риддера (Восточно-Казахстанская область), все еще живут старообрядцы. Эти люди не пользуются благами цивилизации, отвергают мобильную связь и интернет. Историю первых поселенцев этих мест бережно хранят в городском историко-краеведческом музее Риддера и локальных старообрядческих музеях в кержацких деревнях и селах небольшого региона.
В книге «Грани русского раскола» и других работах историк, главный научный сотрудник РАНХиГС А.В. Пыжиков утверждает, что старообрядцы были едва ли не главными организаторами революций 1917 года. Опровержение этого мифа еще предстоит сделать как старообрядческим авторам, так и принципиальным светским ученым. Сегодня по поводу этой книги высказывается благочинный РПсЦ Пермского края протоиерей Валерий Шабашов.
В Москве были открыты две старообрядческие выставки: «Сила духа и верность традиции» и «Духовный мир старообрядцев села Коломенского», на которых были представлены иконы, синодики, рукописные книги, походный храм и многое другое. На выставке «Духовный мир старообрядцев села Коломенского» посетители смогли увидеть предметы из знаменитой Овражной моленной.
Личность и творческое наследие Афанасия Герасимовича Мурачева (1916–2008) уже более четверти века привлекают к себе пристальное внимание археографов, палеографов и историков. Афанасий Герасимович явил нам, казалось бы, давно ушедший тип средневекового книжника — человека, объединившего в себе писателя-сочинителя, каллиграфа-переписчика и мастера-переплетчика.
«Подарок молодым хозяйкам или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» — одна из самых читаемых русских книг XIX века, отличное пособие по ведению домашнего хозяйства, советы и кулинарные рецепты которого с достоинством выдержали проверку временем. «Подарок» поможет и в наши дни любой девочке, девушке, женщине стать замечательной хозяйкой: щедрой и хлебосольной и в то же время экономной, научит следить за семейным бюджетом, правильно выбирать и хранить продукты, сервировать стол и, конечно, вкусно готовить.
Особый феномен современной религиозной жизни представляют собой разные культы, отождествляющие свое учение с якобы древней, дохристианской традицией. Эти религиозные группы получают все большее распространение как на территории нашей страны, так и за рубежом. О феномене неоязычества и возможности противостоять ему мы беседуем с историком религии, замредактором журнала «Наука и религия» Сергеем Антоненко.
Вечером 18 августа 1921 года, накануне праздника Преображения Господня, трагически оборвалась жизнь первого единоверческого епископа — Симона (Шлеева). Владыка, выросший в старообрядческой семье, всю свою жизнь посвятил служению Христу, врачеванию глубокой раны русского раскола XVII века и отстаиванию прав канонической части Русской Церкви, именуемой Единоверием. Символично, что мученический венец владыка принял на Уфимской кафедре, за короткое время пребывания став добрым пастырем для всех православных христиан вверенной ему епархии.
Новгородская земля, известная своими древними монастырями, не оскудела подвижниками благочестия и после церковного раскола. К величайшему сожалению, традиция иноческого спасительного жития угасла в Новгородской области уже в предвоенные годы, став достоянием истории. Однако память о той заметной роли, которую монашествующие играли в безпоповских общинах, до сих пор сохраняется в старообрядчестве, и особенно в Древлеправославной Поморской Церкви.
14 августа (1 августа – по старому стилю) в православной Церкви сразу несколько праздников: память семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя Елиазара; происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня; крещение Руси князем Владимиром 1 августа 988 года. В этот день совершается освящение воды. О том, как это происходит у староверов-безпоповцев, читайте в нашей статье.
Сегодня мы публикуем архивный документ из старообрядческого журнала «Слово Церкви» № 23 от 5 июня 1917 года, посвященный заседанию XVIII всероссийского съезда старообрядцев. Заседание проходило 28 мая 1917 года в Покровском храме Рогожского кладбища.
29 мая 2017 года в Московском Доме национальностей состоялся круглый стол «Международные связи в современном старообрядчестве». Впервые участвовавший в подобной встрече, представитель спасова согласия Александр Иванович Тарасов рассказал о положении спасовцев на территории Российской Федерации.
Город Егорьевск расположен на реке Гуслица, давшей название центру старой веры с неповторимой культурой. Недаром это место получило эпитет «Старообрядческой Палестины»: здесь отливали медные образы, кресты и складни, писали иконы, переписывали книги. Жители города гордятся тем, что это место, село Егорье-Высокое, упоминалось еще в документах Ивана Грозного в связи с пожалованием села Чудову монастырю в Москве. Впечатляет Егорьевский историко-художественный музей: благодаря купцу и коллекционеру М. Н. Бардыгину, там есть и купеческие портреты, в том числе на смертном одре, иконы и лубок, ткани и шитье, медное литье, резная кость и стекло, и многое другое.
В старообрядческом церковно-общественном журнале «Слово церкви» № 23 за 1917 год была напечатана «Политическая программа старообрядцев всех согласий». Вышеизложенная программа в 9 пунктов была обсуждена всероссийским съездом старообрядцев Белокриницкой иерархией и единогласно принята для объединения старообрядцев всех сословий политической деятельности.
Старообрядческая церковь активно интегрируется в российскую современность. Вслед за претензиями РПЦ на ряд социальных объектов, РПсЦ также заявляет о своих правах на собственность. «ФедералПресс» стало известно, какие здания будут в ближайшем будущем переданы старообрядцам, и какие объекты стали предметом имущественного конфликта между РПЦ и РПсЦ.
29 июля по новому стилю (16 июля ст. стиль) Церковь празднует память священномученика Анфиногена, епископа Пидахфисийского, и десяти его учеников, принявших мученические венцы в начале IV века, около 311 года. Иконы, на которых свщмч. Анфиноген изображен хотя бы в ряду избранных святых, очень редки. Но настоящим шедевром старообрядческой иконописи является уникальная житийная икона, посвященная персонально священномученику. К тому же подлинная судьба иконы не уступает сюжетным поворотам повести Н. С. Лескова «Запечатленный ангел». О создании редчайшего образа, его судьбе и повторном обретении рассказывает искусствовед Т. В. Игнатова.
В 2016 году древний город Ржев отметил свое 800-летие. Ржевская земля всегда славилась подвижниками благочестия, которые оставили значительный след в русской истории и культуре. Это и святые князь Владимир и княгиня Агриппина, преподобный Дионисий Радонежский, преподобный Владимир Белопесоцкий. 28 июля — день памяти святых Владимира и Агриппины Ржевских и преподобного Владимира, основателя и первого игумена Белопесоцкого монастыря.