Придерживаясь дораскольных традиций Святой Руси, второй книгой после Евангелия в деле устроения семьи единоверцы считают «Домострой». Председатель приходского совета Успенской единоверческой общины Симбирска Владимир Басенков решил задать вопросы нескольким простым мирянам-единоверцам о том, каков уклад в их «малой Церкви» сегодня.
Старец Капитон — один из наиболее таинственных персонажей русской истории. Память о старце жива и сегодня. Мы пообщались с московским старовером, собирателем старины Денисом Валерьевичем Пересторониным, уже не первый год совершающим поездки по местам, связанным с жизнью основателя Колясниковой пустыни. В одну из таких поездок, осенью 2017 г., мы отправились вместе с ним.
В 2017 году исполняется 160 лет со дня отнятия моленной у староверов г. Ржева, который со времен раскола Русской Православной Церкви являлся центром старообрядчества. В городе строились и процветали моленные, нисколько не уступающие своим богатым внутренним убранством новообрядческим церквам. Сегодня мы побываем в первой половине XIX века, чтобы узнать, что же произошло с одной из старообрядческих святынь Князь-Дмитриевской стороны Ржева.
Сегодня интернет на службе у монахов — одна из тем Архиерейского собора Русской Православной Церкви, прошедшего с 29 ноября по 2 декабря в Москве. Совместимо ли иноческое служение с блогерством, что приносят монахи во Всемирную сеть и что выбрать — интернет или напитки, разбирался корреспондент РИА Новости.
Святитель Никола Мирликийский, память которому Церковь празднует 19 декабря и 22 мая, занимает особое место в религиозном сознании русских. Он является наиболее почитаемым святым после Богородицы и Исуса Христа. Добрый, защищающий «земной» Никола Угодник противопоставляется карающему с небес Илье пророку и в народе считается «мужицким заступником».
«Житие» протопопа Авва́кума, в котором он рассказывает о своей жизни, страданиях и переживаниях, считается выдающимся литературным памятником XVII века. Как литературное произведение, образец яркой и образной русской речи, оно издавалось даже в годы советской власти, когда любая духовная литература была под запретом. Эту книгу сегодня читают не только старообрядцы, историки и литературоведы. Она интересна самым разным людям, которые находят в ней отклик собственным переживаниям и размышлениям. А для верующего человека «Житие» не просто собрание исторических фактов, но в первую очередь яркий пример истинного самоотверженного подвижничества. 15 декабря (н. ст.) Церковь чтит память священномученика Аввакума.
В 2017 году исполняется 120 лет со дня рождения Ивана Никифоровича Заволоко — выдающегося деятеля старообрядчества, латвийского просветителя, историка и педагога. В Гребенщиковской общине об Иване Никифоровиче будут вспоминать 17 декабря — в день именин. А 13 ноября в Риге прошла конференция, посвященная юбилею И.Н. Заволоко. О его непростой судьбе рассказала доктор искусствоведения, доцент Балтийской международной академии, ведущий исследователь Института философии и социологии Латвийского университета Надежда Пазухина.
Одним из острых вопросов прошедшего в октябре 2017 года Освященного Собора РПсЦ стал вопрос посещения нестарообрядцами старообрядческих храмов. В ходе обсуждения этой темы прозвучало выступление и представителей Древлеправославной Архиепископии. Протоиерей Георгий Ефимов рассказал о своем опыте работы в этом направлении.
Святое Писание постижимо христианину только с помощью толкования Святых отцов или не грешно изучать его самостоятельно? И сегодня Церковь находится в поисках ответа на этот извечный вопрос. Полемику по этой проблеме в ХIХ веке вели, в частности, богословы РПЦ Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. В творениях Святых отцов могут высказываться разные, вплоть до противоположного мнения, касательно недогматических вопросов. По вопросу о чтении христианами Святого Писания рассуждает иерей Глеб Бобков.
Всякому человеку, искренне пожелавшему вести христианский образ жизни, соблюдать законы и обычаи благочестия, становится понятно, что в таковом деле не существует мелочей и вещей наносных, внешних. Господь говорит нам в святом Евангелии, что если мы будем верны в малом, то и над многим нас поставит. Одной из таковых вещей должно считать отношение к христианской одежде и внешнему виду.
6 декабря (23 ноября по старому стилю) Церковь чтит память отца нашего Амфилохия, епископа иконийского. Представляем его житие из Великих Миней Четьих митрополита Макария в двух вариациях — транслитерация с древнерусского языка и перевод на русский язык.
В 14 выпуске уникального проекта самарского исследователя древнерусской живописи Андрея Болдырева «Русская икона. Показывает Андрей Болдырев» состоялась встреча с наставником йошкар-олинских поморцев — иконописцем Сергеем Леонидовичем Иванцовым. Что символизирует ковчег иконы? Есть ли у старообрядцев женщины-иконописцы? Каких канонов придерживаются в иконописи поморцы? Об этом рассказывает С.Л. Иванцов.
Древний город Ржев со времен раскола являлся центром старообрядчества. В городе строились и процветали моленные, нисколько не уступающие своим богатым внутренним убранством новообрядческим церквам. Известные ржевские купцы: Образцовы, Чупятовы, Шараповы, Немиловы, Долгополовы, Ваулины, Поганкины, Протопоповы и многие другие являлись старообрядцами. Сегодня мы попытаемся вернуться в первую половину XIX века, чтобы увидеть одну из святынь ржевских староверов.
29 ноября, в первый день работы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом, в котором было отмечено особое место единоверческих приходов в современной церковной жизни. В своем выступлении Патриарх обратил внимание на появление первого епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции в Симбирске. Свой комментарий нашему сайту дал староста Успенской единоверческой общины Симбирска, директор Симбирского епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции Владимир Басенков.
В рамках развития связей между РОО «Культурно-паломнический центр г. Москва» и РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия», которые образовались еще в 2015 году на Международном старообрядческом форуме «Путь Аввакума», состоялась поездка председателя правления КПЦ им. протопопа Аввакума М. Б. Пашинина в г. Улан-Удэ. Репортаж с большим количеством замечательных фотографий.
Известно, что в прошлом среди старообрядцев, особенно безпоповцев, было немало разделений, касающихся тонких обрядовых вопросов. Произошедшее в последние десятилетия разделение сибирско-американских старообрядцев на «однокрестников» и «двукрестников» — одно из таких недавних разделений. Суть спора такова: можно ли молиться только на иконы с принятым в староверии строгим двуперстием или приемлемы и такие, где перстосложение несколько отличается?
Одной из самых востребованных рубрик нашего сайта является «Вопрос священнику». Последний год на вопросы наших читателей активно отвечает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы РПсЦ в с. Муравлевке (Украина) иерей Олег Гаврилов. Наш корреспондент встретился с батюшкой и побеседовал с ним.
В Москве, в Музее русского искусства, с 3 по 19 ноября 2017 года проходила выставка-форум московского художника Дмитрия Гусева «Северный ковчег». Выставка стала площадкой для лекций и дискуссий о традициях коренных народов Севера и старообрядцев. Наш корреспондент встретился с организатором выставки художником Дмитрием Гусевым.
Мы знаем несколько периодов в истории России, когда одним из важных направлений государственной политики становилась борьба с религиозным инакомыслием. После 1917 года место официальной религии занял воинствующий атеизм. А до этого более двухсот лет (если взять как крайние две знаковые даты — 1666 и 1905 годы) велась борьба с религиозным инакомыслием, порожденным церковным расколом середины XVII века.
Среди степей и гор Средней Азии вот уже более столетия продолжают существовать небольшие, но крепкие старообрядческие сообщества. Они складывались из нескольких волн миграции русского населения на территори бывшего Туркестана. В более позднее время в Среднюю Азию, а оттуда дальше, в Китай, бежали крестьяне, особенно староверы Урала и Сибири, в поисках спасения от большевиков и раскулачивания. Вероятно, одним из этих путей в южнокиргизском городе Каракол (в советские годы — Пржевальск, в городе имелась поморская община) появилась семья будущего наставника и философа-самоучки Дионисия Ивановича Четвергова.
В ходе Освященного Собора РПсЦ, проходившего 17–19 октября 2017 г., было заслушано выступление официального представителя Древлеправославной Архиепископии — протоиерея Георгия Ефимова. В результате голосования 18 октября 2017 года была подписана мирная грамота между РПсЦ и Древлеправославной Архиепископией. Публикуем текст выступления протоиерея Георгия.
Повойник — головной убор замужней женщины восточнославянских народов. Обряд надевания повойника был одним из центральных моментов свадьбы. О функциях повойника, его значении и назначении наша статья.
Культурный уровень народа и язык, на котором этот народ разговаривает, взаимосвязаны. Наша речь отражает нашу культурную составляющую. Как вернуть русские термины в «великий и могучий» русский язык? Как избегать иностранных заимствований? Об этом наша статья.
Осенью 2017 года вышла в свет книга Леонида Севастьянова «Параллельная история России, или Вера моих отцов», в которой показаны перипетии истории России через призму истории старообрядчества. Автор приводит наиболее спорные и дискуссионные моменты преследования инакомыслия в нашей стране, а также показывает роль старообрядцев в истории российского предпринимательства и хозяйства. Сегодня Леонид Михайлович отвечает на вопросы редакции нашего сайта.