Старообрядческое присутствие на Соловках и в других местах дораскольных святынь, формирование старообрядческой идентичности, проведение Всемирного съезда старообрядцев в Москве, активная работа со старообрядческой диаспорой и переселенцами — вот лишь некоторые вопросы, которые обсуждались в ходе межстарообрядческого круглого стола, состоявшегося в московском Доме национальностей.
Почти 2 года назад информационный отдел Русской Православной старообрядческой Церкви совместно с отделом распространения литературы, что на Рогожском, начал работу официального интернет-магазина древнерусской литературы и церковной утвари «Исмарагдъ». Множество положительных откликов получило это начинание, огромное количество заказов со всех точек земли уже поступило в интернет-магазин за текущее время. Сегодня наш постоянный автор и читатель, инокиня Ливия из села Русская Тавра, предлагает изречения святых отцов о духовной пользе книжного чтения. Своей статьей она выражает благодарность создателям и работникам сайта «Исмарагдъ» за организацию возможности приобретения церковной литературы для людей из отдаленной местности.
Некоторое время назад наша читательница, Галина Кочеткова, от своего деда, Виктора Федоровича Кочеткова, узнала о том, что когда-то ее предки носили другую фамилию — Шибаевы. Заинтересовавшись, Галина буквально по крупицам начала собирать информацию у еще живых на тот момент родственников, этот материал мы разместили на сайте. Сегодня публикуем продолжение рассказа о Шибаевых из Гуслиц.
350 лет назад, 13 мая 1667 года, состоялось заседание Большого Московского Собора, на котором были окончательно осуждены и преданы анафеме старые обряды и христиане их придерживающиеся. Редакция нашего сайта продолжает публикацию мнений видных экспертов о событиях 350-летней давности и их влиянии на последующую историю России. Сегодня на наши вопросы отвечает доктор философских наук, профессор кафедры управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова Михаил Олегович Шахов (старопоморское федосеевское согласие).
Книга «Старообрядческое Богослужение. Литургия», интернет-магазин «Исмарагдъ», международная старообрядческая конференция, проекты по популяризации знаменного пения — вот лишь некоторые номинанты торжественной церемонии награждения благодарственными грамотами Московской Митрополии РПСЦ авторов, издателей, журналистов, организаторов мероприятий, награждаемых за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность по теме старообрядчества за 2014–2017 годы.
В этом рассказе журналист Ольга Бешлей попадает к старообрядцам, знакомится с их культурой, путешествует сквозь время и провожает за границу настоящего русского. Как всегда, интересно описание впечатлений от знакомства постороннего человека с центром московского старообрядчества — Рогожским поселком.
1 мая 2017 г., в Свято-Никольском храме Каунасской староверческой поморской общины открылся Собор Древлеправославной Поморской Церкви Литвы. На Соборе присутствовали духовные наставники и делегаты от всех староверческих общин Литвы и зарубежные гости — духовные наставники и представители поморских общин России, Украины, Беларуси, Латвии, Польши.
1917 год стал годом больших потрясений. За один год правительство в стране сменилось 6 раз! Государство из монархического превратилось в буржуазно-демократическое и далее в советско-пролетарское. Народные массы волновались, общественно-политическая жизнь бурлила, люди почувствовали свою причастность к происходившим изменениям и впервые получили возможность влиять на решение властей.Не остались в стороне и староверы.
В рамках цикла лекций о современном положении старообрядчества за границей и в регионах России, организованного Культурно-паломническим центром имени протопопа Аввакума, в конце апреля в приходе храма св. Николы на Берсеневке (РПЦ) состоялась лекция С. А. Белобородова «История староверов часовенного согласия на Урале XVIII–XX вв.». Сергей Анатольевич, приехавший из Екатеринбурга всего на несколько дней, в ходе выступления держал слушателей в постоянном «тонусе». По словам лектора, именно старообрядцы сохранили традиции. Когда они переселялись на Урал, то везли с собой самое ценное: жен, детей, книги и иконы. Остальное они бросали.
Упокоившийся осенью 2016 года протоиерей Кондрат Кляузов, настоятель храма РПсЦ Введения Пресвятой Богородицы в с. Новая Некрасовка (Украина), вспоминает о своём тяжёлом детстве во время Великой отечественной войны. О том, как в один миг может измениться судьба человека. О трудностях и горестях, выпавших на его долю — ведь он тогда был ребёнком.
Поэтесса А. А. Коркина приводит свои воспоминания о старообрядческом писателе, фронтовике, авторе книги «Шинель моя солдатская», члене СП Молдовы «Нистру» Владимире Герасимовиче Логачеве.
Молдавия внесла значительный вклад в разгром немецко-румынских захватчиков. Молдавские староверы тоже не остались в стороне от освобождения своей земли и Европы от фашизма: сотни молодых ребят из старообрядческих сел Кунича, Покровка, Старая Добруджа и других были призваны в армию, многие были ранены и погибли. Именно по инициативе старообрядцев в 2015 году впервые в Кишинёве прошла акция «Бессмертный полк» с созданием «Книги памяти» героев, участников ВОВ.
2–3 мая 2017 г. по н. ст. на Рогожском прошло заседание Совета Митрополии под председательством митрополита Корнилия. Публикуем постановления Совета Митрополии.
Можно ли говорить про язык современной иконы? Насколько современные иконописцы прониклись именно богословским пониманием иконы? Кого больше — иконописцев, которые делают работы очень высокого качества, или обычных ремесленников? Сегодня на эти и другие вопросы отвечает искусствовед Ирина Языкова.
27–30 апреля 2017 года (н. ст.) в г. Москве, в резиденции Древлеправославного Патриарха Александра (Калинина), Московского и всея Руси, состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви. Публикуем его деяния.
А знаете ли вы, что самые древние певческие книги, которые возникли, — это Стихирарь (стихеры часто поются только один раз в году на праздник святого, естественно, держать их в памяти было сложнее всего). Последней книгой был Обиход. Эта книга появилась только в 17 веке, когда возникло явление многораспевности — появление множества распевов на один текст, скажем, в одном сборнике могло быть 19 херувимских. А до этого ни у кого даже не возникало мысли записать херувимскую, зачем, ведь ее поют на каждой службе и помнят ее все. Об этом и многом другом читайте в эксклюзивном интервью с Екатериной Матвеевой — куратором программы «Русское певческое искусство» в Русской христианской гуманитарной академии.
Как сказал Б.П. Кутузов: «Знаменный распев — подлинно народное творчество, или, говоря по иному, творчество соборное. Это, несомненно, главный и основной ствол, от которого затем пошли побеги и ветви паралитургического творчества». Сегодня своим опытом после «знакомства» со знаменным распевом делится Эмилия Аронова, прихожанка храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы в г. Казани.
26 января 2017 года в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, в храме Христа Спасителя, состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Священник Евгений Саранча, клирик единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода Московской епархии РПЦ, прочитал доклад «Третий Всероссийский съезд православных старообрядцев (единоверцев) и предшествовавшие ему события».
Сайт «Русская вера» продолжает серию актуальных бесед с авторитетными общественными и церковными деятелями, политиками и богословами, учеными и представителями культуры и искусства. Сегодня мы беседуем с известным богословом, лектором, преподавателем, профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым. Эксклюзивное интервью сайту «Русская вера» даст ответы на вопросы по теме старообрядчества и духовной жизни.
В конце 2016 года на сайте Центра экономических и политических реформ вышла публикация «Россия — страна умирающих деревень». В ней подробно, с данными из Росстата описывалась проблема вымирания российских деревень. А как государственные гонения и последующая миграция повлияли на культурно-бытовые характеристики старообрядческих согласий. Как эти факторы повлияли на развитие старообрядчества? Эти вопросы в философско-историческом контексте рассмотрены в представленной статье.
Президент РФ Владимир Путин в марте встретился с предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием (Титовым). В ходе встречи обсуждались вопросы бытия и развития современного старообрядчества и Русской Православной старообрядческой Церкви в частности. Доктор исторических наук, профессор МПГУ Александр Пыжиков в беседе с Накануне.RU напоминает, что и сам Владимир Путин «старообрядческого» происхождения.
В небольшом красивом городке Республики Татарстан, Зеленодольске, открылся недавно новый приход РПсЦ. Владыка Евфимий с отеческой заботой и вниманием окормляет новый приход, помогает советом и делом при установлении контактов с представителями городской власти, при оформлении земли под строительство и т. д. В канун Пасхи владыка Евфимий нашел время, чтобы дать небольшое интервью об уходящем Великом посте и наступающем празднике Воскресения Христова.
Продолжаем публикацию перевода Великих Миней Четьих митрополита Макария. 19 апреля (6 апреля ст. ст.) Церковь чтит память св. Мефодия, епископа моравского, и брата его Кирила, учителей словенских. Публикуем житие блаженного отца нашего и учителя Мефодия и похвальное слово на празднование памяти святым и прославленным учителям словенского народа блаженного Кирила, архиепископа Паноньского, и Мефодия, епископа моравского.
Продолжаем публикацию перевода Великих Миней Четьих митрополита Макария. 17 апреля (4 апреля ст. ст.) Церковь чтит память преподобного отца нашего Иосифа, песнописца и творца канонов.
Пасхальное Архипастырское поздравление (2017 г.) преосвященным архиереям, благоревностным священнослужителям и всем верным и благоговейным чадам Русской Православной старообрядческой Церкви от предстоятеля РПсЦ митрополита Корнилия.