Вышла новая книга Е. И. Иткиной «Рисованный лубок старообрядцев в собрании Исторического музея». К несомненным достоинствам этой работы следует отнести увеличенный формат, мелованную бумагу, хорошее качество полиграфической печати, четкое деление по центрам создания лубка Но при первом же знакомстве с текстом настораживает небольшой объем. О достоинствах и недостатках новой книги рассуждает наш постоянный автор в своей рецензии.
19 ноября 2017 года в Музее русского искусства Валерий Коровин, российский политолог и политический деятель, прочитал лекцию на тему «Традиционализм сегодня и народы России».
В издательстве ЭКСМО вышла фантастическая сказка известного старообрядческого писателя Д.А. Урушева «Звезда Альтаир». Это уже второе, переработанное и дополненное издание книги. Первое издание, вышедшее в 2017 году, вызвало у читателей самые разные, весьма неоднозначные отзывы. Публикуем рецензию на эту книгу, подготовленную нашим постоянным автором иереем Иоанном Курбацким.
Труд каллиграфа-переписчика являлся одним из краеугольных камней средневековой культуры. Таким же оставался он и среди старообрядцев. Благодаря христианству на исходе Античности буквы обрели не только символический, но также самостоятельный эстетический вес; и вплоть до последнего времени связь рукописного, красивого и божественного еще прослеживалась в сознании отдельных представителей старшего поколения крестьян, переписывавших синодики и молитвы.
Время от праздника Рожества Христова до Богоявления называется святки. В эти дни во время службы звучат праздничные песнопения, а в центре храма на аналое лежит икона Рожества Христова, вплоть до отдания праздника. Композиция этого образа довольно сложная. Понять его символику и значение поможет новая статья нашего постоянного автора.
В попразднество Рожества Христова, в первый воскресный день после самого высокоторжественного праздника, чествуем память святых Богоотец: св. пророка Давыда-царя (XI до Р. Х.), а также св. пр. Иосифа Обручника и св. апостола Иакова — сына св. Иосифа от первого брака с Саломией и нареченного «братом Господним по плоти».
Архипастырское поздравление с Рожеством Христовым (2017-2018 г.), благоревностным священнослужителям и всем верным чадам Русской Православной cтарообрядческой Церкви в Украине от преосвященного епископа Никодима (Ковалева).
Рождественское поздравление преосвященным архипастырям, боголюбивым пастырям, всечестному иночеству и всем благочестивым чадам Русской Древлеправославной Церкви от Предстоятеля РДЦ Патриарха Московского и всея Руси Александра (Калинина).
Архипастырское поздравление с Рожеством Христовым (2017–2018 г.) всем верным и благоговейным чадам Русской Православной cтарообрядческой Церкви от Предстоятеля РПcЦ митрополита Корнилия.
Архипастырское рождественское послание Первоиерарха Древлеправославной Церкви Белокриницкой иерархии Леонтия, Архиепископа Белокриницкого и Бухарестского и всех древлеправославных христиан Митрополита. Благоревностным и Боголюбивым архипастырям и пастырям, священническому и иноческому чину и всем верным чадам Святой Древпеправославной Христовой Церкви Белокриницкой иерархии. 2017/2018, град Брэила.
В истории литургического творчества прп. Роман Сладкопевец (кон. V в. — ок. 556) известен как один из первых великих гимнографов и непревзойденный мастер кондакарного жанра. Наша статья посвящена изобразительной традиции и символической интерпретации центрального эпизода «Жития» св. Романа — эпизода, благодаря которому «дурноголосый» и неграмотный пономарь Роман стал «сладкоголосым» гимнографом и автором главного рождественского песнопения, за что был прославлен Церковью в лике святых под именем Сладкопевца.
Слово в Календы, в отсутствии епископа антиохийского Флавиана, сказано святителем Иоанном Златоустом в Антиохии 1 января 387 года по Р. Х. против наблюдающих новомесячия и совершающих ликования в городе, и на слова апостола: «вся во славу Божию творите» (1 Кор 10:31).
В преддверии зимних праздников вновь обострилась дискуссия вокруг празднования гражданского Нового года. Ряд старообрядческих публицистов обратились к теме празднования языческого «нового года» с христианской точки зрения. Некоторые считают празднование Нового года вполне допустимым, другие называют этот праздник крайней степенью нечестия. Сегодня мы представляем статью безпоповца федосеевского согласия Андрея Щеглова.
20 декабря 2017 года в Московском старообрядческом духовном училище прошел III Научно-практический семинар «Актуальные проблемы старообрядчества». В семинаре приняли участие историки, философы, богословы, культурологи, журналисты, студенты духовных учебных заведений.
22–25 декабря 2017 года (н. ст.) в г. Москве, в резиденции Древлеправославного Патриарха Александра (Калинина), Московского и всея Руси, состоялся Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви. Публикуем его деяния.
Времена меняются, но некоторые виды человеческой деятельности остаются неизменными на протяжении веков. В XVI–XVII веках основатель принятой сегодня исторической хронологии Иосиф Скалигер и подобные ему схоласты «научно вычислили» множество дат нашей истории…
Придерживаясь дораскольных традиций Святой Руси, второй книгой после Евангелия в деле устроения семьи единоверцы считают «Домострой». Председатель приходского совета Успенской единоверческой общины Симбирска Владимир Басенков решил задать вопросы нескольким простым мирянам-единоверцам о том, каков уклад в их «малой Церкви» сегодня.
Старец Капитон — один из наиболее таинственных персонажей русской истории. Память о старце жива и сегодня. Мы пообщались с московским старовером, собирателем старины Денисом Валерьевичем Пересторониным, уже не первый год совершающим поездки по местам, связанным с жизнью основателя Колясниковой пустыни. В одну из таких поездок, осенью 2017 г., мы отправились вместе с ним.
В 2017 году исполняется 160 лет со дня отнятия моленной у староверов г. Ржева, который со времен раскола Русской Православной Церкви являлся центром старообрядчества. В городе строились и процветали моленные, нисколько не уступающие своим богатым внутренним убранством новообрядческим церквам. Сегодня мы побываем в первой половине XIX века, чтобы узнать, что же произошло с одной из старообрядческих святынь Князь-Дмитриевской стороны Ржева.
Сегодня интернет на службе у монахов — одна из тем Архиерейского собора Русской Православной Церкви, прошедшего с 29 ноября по 2 декабря в Москве. Совместимо ли иноческое служение с блогерством, что приносят монахи во Всемирную сеть и что выбрать — интернет или напитки, разбирался корреспондент РИА Новости.
Святитель Никола Мирликийский, память которому Церковь празднует 19 декабря и 22 мая, занимает особое место в религиозном сознании русских. Он является наиболее почитаемым святым после Богородицы и Исуса Христа. Добрый, защищающий «земной» Никола Угодник противопоставляется карающему с небес Илье пророку и в народе считается «мужицким заступником».
«Житие» протопопа Авва́кума, в котором он рассказывает о своей жизни, страданиях и переживаниях, считается выдающимся литературным памятником XVII века. Как литературное произведение, образец яркой и образной русской речи, оно издавалось даже в годы советской власти, когда любая духовная литература была под запретом. Эту книгу сегодня читают не только старообрядцы, историки и литературоведы. Она интересна самым разным людям, которые находят в ней отклик собственным переживаниям и размышлениям. А для верующего человека «Житие» не просто собрание исторических фактов, но в первую очередь яркий пример истинного самоотверженного подвижничества. 15 декабря (н. ст.) Церковь чтит память священномученика Аввакума.
В 2017 году исполняется 120 лет со дня рождения Ивана Никифоровича Заволоко — выдающегося деятеля старообрядчества, латвийского просветителя, историка и педагога. В Гребенщиковской общине об Иване Никифоровиче будут вспоминать 17 декабря — в день именин. А 13 ноября в Риге прошла конференция, посвященная юбилею И.Н. Заволоко. О его непростой судьбе рассказала доктор искусствоведения, доцент Балтийской международной академии, ведущий исследователь Института философии и социологии Латвийского университета Надежда Пазухина.
Одним из острых вопросов прошедшего в октябре 2017 года Освященного Собора РПсЦ стал вопрос посещения нестарообрядцами старообрядческих храмов. В ходе обсуждения этой темы прозвучало выступление и представителей Древлеправославной Архиепископии. Протоиерей Георгий Ефимов рассказал о своем опыте работы в этом направлении.