В первой части публикации нашего постоянного автора, историка и публициста Глеба Чистякова, было рассказано об антистарообрядческих фальсификациях, сделанных в ходе церковных реформ патриарха Никона и императора Петра Первого. На этой неделе, в рамках Образовательных чтений 2016 года в лагере «Ржевская обитель», прозвучало продолжение этого интересного исследования. В нем было рассказано об исторических фальсификациях в отечественной историографии XIX века, сознательном дополнении жития новообрядческих святых антистарообрядческими фактами и современными подлогами. Публикуем текстовую версию выступления (в сокращении).
В 2016 году отмечает свое 800-летие один из древних городов России, город воинской славы Ржев. Во Ржеве жили древнерусские святые князь Владимир и княгиня Агриппина, родился великий подвижник, защитник Троице-Сергиевой лавры в Смутное время — преподобный Дионисий Радонежский. Город в свое время дал Российскому государству немало имен ученых, изобретателей, представителей купечества. Ржев справедливо будет называть центром старообрядчества Тверского края. В конце XIX — начале XX вв. в городе большую часть населения составляли старообрядцы, и насчитывалось не менее пяти старообрядческих храмов.
23-24 июня в Московском Доме национальностей прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». На нашем сайте уже опубликован репортаж с первого дня конференции и дискуссия. Сегодня вниманию читателей предлагаем подробный рассказ о втором дне конференции.
Сегодня стало общим местом утверждение, что старообрядчество внесло большой вклад в сохранение и развитие русской культуры. Память услужливо называет фамилии: Морозовы, Рахмановы, Рябушинские, Солдатенков, — им же несть числа. Однако вклад каждого отдельно взятого старовера в культуру бывает удивителен и поучителен одновременно. Славу Сергея Тимофеевича Морозова несколько затмевает его брат Савва, о котором говорят и пишут чаще, чем о Сергее. Именно поэтому, восстанавливая историческую справедливость, хотелось бы немного рассказать о незаурядном человеке, которого мы назвали «адмирал культуры».
Вопрос о Конце света и Страшном суде волновал христианское сознание испокон веков, отражаясь в литературе и изобразительном искусстве. В России наибольшей остроты апокалипсический дискурс достигает в середине — второй половине XVII столетия, когда «святая простота» Средневековья сменялась утилитарным рационализмом Нового времени. Начавшаяся в 1653 г. книжная справа уже наложилась на крайне напряжённую атмосферу тех дней, буквально пропитанную эсхатологическими ожиданиями.
Большой резонанс в российских СМИ вызвал проект закона депутата ГД Ирины Яровой о внесении поправок в федеральный закон «О противодействии терроризму». Внимание большинства людей приковано к статьям закона, касающимся конституционных прав граждан страны на тайну переписки, телефонных переговоров и вообще личной жизни. В меньшей степени известно о статьях закона, которые затрагивают изменения в религиозном законодательстве страны и непосредственно касаются повседневной жизни верующих и религиозных организаций. 7 июля 2016 года президент Российской Федерации подписал этот закон. По просьбе наших читателей публикуем статьи закона, непосредственно касающиеся религиозной жизни граждан нашей страны.
23-24 июня 2016 года в Московском Доме национальностей прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В ней приняли участие представители основных старообрядческих согласий из России, ближнего и дальнего зарубежья. В рамках конференции состоялась дискуссия между участниками, которая затронула многие насущные вопросы, в частности, о форматах сотрудничества. Представляем полную версию состоявшейся дискуссии в текстовом виде.
Традиционная русская баня – это не просто заведение, где можно вымыться. Баня – это состояние души, разума и тела, их единство. И так повелось еще со времен Древней Руси. Тот, кто не любит баню, просто ни разу в ней не был.
Во вторую неделю после Троицы в Русской Православной старообрядческой Церкви поминают свв. священномученик, мученик и исповедник, иже в Русстей земли за веру Христову от безбожник пострадавших. Сайт «Русская вера» публикует уникальную старообрядческую Службу святым мученикам, пострадавшим за веру в годы репрессий.
3 июля 2016 года, во вторую неделю после Троицы, в Русской Православной старообрядческой Церкви поминают свв. священномученик, мученик и исповедник, иже в Русстей земли за веру Христову от безбожник пострадавших. В 1937 году в Барнауле бывшими сотрудниками УНКВД было сфальсифицировано дело на духовенство. Среди обвиняемых по этому делу были два старообрядческих священника — Григорий Мишуров и Иаков Чучалин. Они оба были расстреляны, а храм, в котором они совершали богослужения, конфискован, а вскоре снесен.
Принятый Госдумой РФ в пятницу 24 июня в окончательном чтении пакет «антитеррористических» поправок в законодательство, получивший известность как «закон Яровой», является крайне недоработанным, оскорбляет миллионы россиян и способен создать массу проблем для государства и общества. Такую оценку высказали опрошенные REF News авторитетные российские эксперты в области права и религии, а также известные священнослужители.
Исследователь-практик экологичного существования человека на Земле, инициатор создания экопоселения в Подмосковье Александр Бабкин в мае 2016 года несколько дней прожил в закрытой общине староверов, которая располагается в тысяче километров от Хабаровcка и в 300 километрах от Комсомольска-на-Амуре. Он вывел 17 фактов, которые присущи жизни староверов-часовенных.
От пятидесяти до ста рублей просят торговцы банными вениками, если остановиться на любой загородной автомобильной трассе. Их «витрины» выглядят оригинально: березовые и еловые веники развешены на длинной жерди, покачивающейся от проходящих машин или налетевшего ветра. Однако куда приятнее заготовлять их самому, переживая то, что понятно будет лишь тем, кто сохранил в себе бесценный русский дух. В зависимости от региона березовые веники запасают с середины июня до середины июля, чаще в период между Троицей и «Петровками» — днем святых апостолов Петра и Павла.
23-24 июня в Московском Доме национальностей прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В ней приняли участие представители основных старообрядческих согласий из России, ближнего и дальнего зарубежья.
В прошедшей 23-24 июня Международной конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире» приняли участие представители старообрядческих Церквей и общин, старообрядческих общественных организаций из многих стран мира. Координатор межстарообрядческой рабочей группы, профессор Михаил Олегович Шахов выступил с докладом «Проблемы и перспективы развития государственно-конфессиональных отношений», текст которого мы публикуем.
23–24 июня 2016 года в Московском Доме национальностей проходит международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». Наш сайт впервые среди старообрядческих СМИ проводит полноценную онлайн-трансляцию данного мероприятия.Перейти к трансляции →
В последние годы в сети интернет всё чаще появляются материалы, обращающие внимание на сходство протестантов и старообрядцев. На эту тему размышляет наш новый автор, и в конце делает вывод, что аналогом старообрядцев в Западной христианской церкви все-таки будут католики, как сохранившие бо́льшую преемственность с изначальной традицией.
Сайт «Русская вера» продолжает исследование событий, ставших причиной раскола Русской Церкви в ХVII веке, в частности, Большого Московского Собора 1666-1667 годов, со дня открытия которого в этом году исполняется 350 лет. Мы планируем привлечь к размышлениям на эту тему представителей всех старообрядческих и нестарообрядческих деноминаций, в той или иной степени имеющих отношение к тем давним событиям. Сегодня на наши вопросы отвечает благочинный Западносибирского благочинья (Сибирская епархия Русской Древлеправославной Церкви) протоиерей Андрей Марченко.
Предлагаем Вашему вниманию вводную статью теоретика знаменного древнерусского пения, участника хоровой группы «ЛИКЪ» Павла Катаева. Автор начинает свое исследование с объяснения древнерусского музыкального знака «параклита» и пытается понять причину его выделения в богослужебной практике. Напомним, что с этого знамени начинается большинство церковных песнопений. Интересна подача автором духовного понимания «параклита». Знамя параклит истолковывается как «послание Святаго Духа на апостолов в день пятьдесятницы» и имеет благословляющее значение для всей знаменной нотации.
Несмотря на то, что сегодня название «кириллица» носит современная нам южно- и восточнославянская письменность, так было далеко не всегда. Какое же письмо «сотворили» «святые мужи» Кирилл и Мефодий, как оно называлось и какова его историческая судьба?
350 лет назад, в 1666 году, находился в самом разгаре созванный царем Алексеем Михайловичем Большой Московский собор Русской церкви, который положил начало тому, что позднее назовут Великим расколом.
Сегодня не так часто пишут о бытовых традициях древней Руси — историки изучают главным образом политическую историю. Однако в русской историографии есть имена исследователей, которые уделяли внимание жизни русского народа не меньше времени, нежели завоевательным походам, сражениям и экономическим реформам. Среди таковых исследователей — замечательный русский историк-археолог Иван Егорович Забелин. Публикуем главу из его книги «Домашний быт русских царей», посвященную царской бане.
Ни для кого не секрет, что со временем старообрядчество меняется: что было раньше допустимым, сейчас считается невообразимым. Само отношение к никонианам и инаковерным стало другим, агрессивным. О присутствии инославных в старообрядческих храмах сегодня на страницах сайта размышляет иерей Иоанн Севастьянов.
Сердце любой бани — это печка. Печка даёт температуру, дышит паром — словом, создаёт банное настроение. Как устроена печка-каменка в русской бане, почему старинные схемы печек оказываются лучше «новоизобретённых» и какими дровами есть смысл топить баню, нам рассказывает преподаватель Русской Академии Ремёсел, специалист по истории русской бани, эксперт по теме банных печей и парения Сергей Ермолаев.
Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят: «Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу».
Часто приходится слышать о том, что многие изобретения, сделанные в России, присваивались за рубежом, а наши таланты оказывались забытыми и никому не нужными. Так происходило не всегда. Корреспонденты газеты «Аргументы и факты» собрали ряд изобретений, которые прославили наших самородков на весь мир, а саму Россию показали передовой страной.
Много ли в Тамбовской области осталось староверов, чем они отличаются от паствы РПЦ и почему курение и бритьё бороды у них под строгим запретом? Корреспондент портала «Твой Тамбов» провел свое расследование.
Имя старовера с берегов Волги, изобретателя Ивана Кулибина, в России давно стало нарицательным. Однако на вопрос «Кто такой Кулибин?» мало кто может ответить что-то большее, чем «изобретатель». Е.М. Стрелков, музейный дизайнер, историк науки из г. Нижнего Новгорода, рассказывает о водоходных судах и вечных двигателях выдающегося механика.
Вплоть до конца XIX века в Российской империи нещадно преследовали старообрядцев. В годы правления императора Александра II, которые принято считать самыми либеральными из-за отмены крепостного права и проведенных реформ, четыре епископа-старовера и один священник десятилетиями сидели в монастырской тюрьме за нежелание отказаться от своих религиозных убеждений. В 1882 году известный журналист А.С. Пругавин, случайно получивший доступ к документам пермского губернатора, обнаружил следы работы огромной машины преследования, работавшей тайно, без огласки. На основании архивных документов Пругавин пишет статью в журнал «Русская мысль». У журнала 14 000 подписчиков, это самый читаемый журнал империи. Имперская цензура задерживает номер. Статью вырезают при помощи ножниц из всего тиража!
Сайт «Русская вера» продолжает исследование событий, ставших причиной раскола Русской Церкви в ХVII веке, в частности, Большого Московского Собора 1666-1667 годов, со дня открытия которого в этом году исполняется 350 лет. Мы планируем привлечь к размышлениям на эту тему представителей всех старообрядческих и нестарообрядческих деноминаций, в той или иной степени имеющих отношение к тем давним событиям. Сегодня на эту тему мы беседуем с епископом Петроградским и Гдовским (РПАЦ) Григорием.
На территории Румынии проживают более ста тысяч русских-липован (староверов). Поэтому очень важна разработанная Общиной русских-липован общеобразовательная система обучения родному русскому языку и русской культуре детей русских-липован в румынскоязычной школе. На международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) в Бухаресте профессор Ф. Кирилэ выступил с очень интересным докладом на эту тему. Автор предоставил текст доклада специально для нашего сайта.
Во Фроловском районе Волгоградской области крестятся двумя перстами. В моногороде со сталеплавильным комбинатом затерян и другой мир – тихий, умиротворенный. Там женщины в длинных сарафанах и платочках, а мужчины – в подпоясанных рубахах и все с окладистыми бородами. Но только ли эти элементы отличают православных староверов от среднестатистического урбанизированного гражданина, узнала корреспондент «Волгоградской правды».
Музей невьянской иконы был открыт в 1999-ом году в Екатеринбурге и существует до сих пор. Огромная работа была проделана задолго до открытия экспозиции и в ходе неё на протяжении уже шестнадцати лет. Корреспондент портала itsmycity.ru узнала у мэра Екатеринбурга, историка и владельца собрания Евгения Ройзмана о том, как появилась, пополнялась, реставрировалась самая крупная частная коллекция невьянской иконы в России.
17–18 мая 2016 г. на Рогожском прошло заседание Совета Митрополии под председательством митрополита Корнилия. Публикуем постановления Совета Митрополии.
Сегодня мы пишем от руки уже не столь часто и при этом редко когда обращаем внимание на тот эстетический потенциал, который заложен в кириллическом письме. У наших предков дело обстояло иначе: бытие, его осмысление, равно как и личность, были необычайно целостны, а потому эстетика была разлита повсюду, в том числе и на страницах рукописей. Ко дню памяти Мефодия, епископа Моравского, и брата его Кирилла, учителей словенских, предлагаем статью, в которой автор расследует эволюцию кириллического шрифта.
Обычно на страницах нашего сайта о событиях церковной истории высказываются священнослужители, историки, богословы, писатели и представители иных специальностей, чья деятельность так или иначе связана с историографией. Однако есть события прошлого, существование которых имеет значение и для простых людей. В этом году исполняется 350 лет со дня центрального события церковного раскола — Большого Московского Собора 1666-1667 годов. О его значении и влиянии на историю Церкви и страны мы говорим на этот раз с простыми прихожанами, христианами-старообрядцами. Тем интересней узнать, какое мнение об этом событии сложилось в этой самой консервативной части русского народа.
В эти дни 350 лет назад в Москве открылся Большой Московский Собор, который утвердил реформы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, осудил старый обряд и положил начало расколу Русской Церкви. Это печальное событие до сих пор отягощает историческую и в какой-то мере современную церковную жизнь. Сегодня на некоторые вопросы, касающиеся этого собора, нам отвечает член комиссии Священного Синода РПЦ по взаимодействию со старообрядными приходами РПЦ и старообрядчеством, митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких).
В 2016 году исполняется 350 лет со дня центрального события церковного раскола — Большого Московского Собора 1666-1667 годов. Именно Большой Московский Собор утвердил реформы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона и положил начало расколу Русской Церкви: одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов были объявлены раскольниками и еретиками.
С 13 по 17 мая 2016 года в столице прошли «Дни казаков-некрасовцев в Москве». Наш постоянный автор Ю.В. Маслова побывала на мероприятиях, посвященных культуре казаков-некрасовцев, и делится субъективными впечатлениями на страницах сайта.
12-15 мая (н.ст.) 2016 года в г. Москве в стенах патриаршего кафедрального собора состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви. Публикуем его деяния.
В этом году исполнилось десять лет, как не стало Бориса Васильевича Ярошевича — старообрядца из Чернигова, председателя черниговской старообрядческой общины. Каждый год, 15-го мая по н.ст., в день перенесения мощей святых мучеников князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давыда, крестница Бориса Ярошевича Ю.В. Маслова вспоминает своего крестного отца в его день Ангела.
В лесной деревне Мостище в Беларуси все население — две женщины. Их дома — в разных концах деревни, отдалены на два километра. История католички Гени и староверки Антонины заинтересовала корреспондентов портала «Наша Нива».
Большинство знают о старообрядцах только, что те крестятся «двумя перстами», и что прославившиеся на всю страну отшельники Лыковы были этой веры. Современные староверы совсем не такие. В жизни это обычные врачи, военные, учителя. Журналист АиФ-Калининград побывал на службе и познакомился с бытом и укладом староверов.
9 мая 2016 года исполняется 71 год со дня окончания самого кровопролитного военного конфликта всех времен и народов — Второй Мировой Войны. Ученик 9 «В» класса г. Новоуральска Свердловской области Зелютин Максим Александрович предоставил редакции сайта «Русская вера» научно-исследовательскую работу «Вера и Победа: старообрядцы поселков Верх-Нейвинского и Нейво-Рудянки — участники Великой Отечественной войны». Молодой автор, член клуба «Новоуральский краевед», исследовал вклад староверов в Победу в Великой Отечественной войне, рассмотрел историю старообрядчества в посёлках Верх-Нейвинский и Нейво-Рудянка, отыскал родственников старообрядцев — участников Великой Отечественной войны, жителей пос. Верх-Нейвинского и Нейво-Рудянка, и узнал об их участии в военных действиях. В материале много архивных документов.
Из историй и судеб отдельных людей и семей разноцветными ниточками сплетается общее полотно, называемое историей Отечества. Каждый человек, уходя, оставляет следующим поколениям память о своей жизни на земле. Очень важно сберечь и передать потомкам те самые ценные моменты, которые могут послужить для них нравственным ориентиром в бурном житейском море. Представляем небольшой очерк прихожанки Лиговской общины РПСЦ г. Санкт-Петербурга Ларисы Латуниной о ее дедушке, его сыне и двоюродном брате — участниках ВОВ.
В январе 2016 года в Риге, в Балтийской Международной Академии, прошла вторая, завершающая сессия «Школы истории кириллического книгопечатания и археографии». Руководила Школой доктор исторических наук, профессор МГУ им. Ломоносова И.В. Поздеева. Редакции портала vesti.lv удалось с ней встретиться, и она рассказала, какими трудными путями, в какой глубинке, у каких редких людей приходилось добывать эти книги, чтобы их собрать и систематизировать, чтобы они не были утеряны для потомков. Предлагаем вам очень интересное интервью.
В 2016 году исполняется 100 лет со дня рождения и 30 лет со дня кончины архиепископа Московского и всея Руси Русской Православной старообрядческой Церкви Никодима (Латышева). Сайт «Русская вера» подготовил к этим памятным датам материал об архиепископе Никодиме.
Пасхальное послание (2016 г.) Преосвященным архипастырям, благоговейным иереям и диаконам, усердным инокам и благочестивым мирянам, чадам Русской Древлеправославной Церкви от Предстоятеля РДЦ Патриарха Московского и всея Руси Александра (Калинина).
Пасхальное архипастырское поздравление Первоиерарха Древлеправославной Старообрядческой Церкви Белокриницкой Иерархии Е.В.П. Леонтия, Архиепископа Белокриницкого и Бухарестского и всех древлеправославных христиан митрополита, архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Святой Древлеправославной Церкви Белокриницкой Иерархии.
Пасхальные послания и поздравления от председателя Высшего Совета Древлеправославной Поморской Церкви Литвы, Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви в Республике Беларусь, саратовской старообрядческой общины Древлеправославной Поморской Церкви.