Статьи
Староверы Самары: непризнанные, но непокоренные
Что лежит в основе самарского характера? Те же качества, что проявляет, протекая мимо этого города, великая Волга. Не потому, что люди и реки подобны. Но из-за того, что география почти всегда определяет историю. А уж история распоряжается вольно людскими судьбами, ломая слабые характеры и закаляя до стального сияния сильные.
Всероссийский научно-просветительский форум во Ржеве
20–22 декабря 2016 года в г. Ржеве Тверской области состоялся Всероссийский научно-просветительский форум «Ржев в истории и современности». Мероприятие было посвящено 800-летию города Ржева и нацелено на популяризацию исторических знаний и привлечение к исследовательской деятельности молодого поколения, объединение потенциала образовательных, культурных, просветительских учреждений и организаций для решения социальных и общественно значимых задач в области краеведения.
Староверская община должна сказать: «Не уезжай! Справимся! Всем миром наляжем. Сдюжим!»
Сегодня латвийское общество обеспокоено вопросом массового оттока молодежи из страны, что несет для нее ряд негативных последствий. Разговоры о поиске решения этой актуальной проблемы идут на всех уровнях. Церковь также обеспокоена создавшейся ситуацией, и Екабпилсская старообрядческая поморская община не составляет исключения в этом отношении.
В Нижнем Тагиле возродилась старообрядческая община
Старообрядческая православная община Нижнего Тагила официально зарегистрировалась в Министерстве юстиции. Сейчас председатель готовит письмо на имя главы города Сергея Носова, чтобы получить участок земли для строительства храма. Проект уже создан, по предварительной оценке, стоимость возведения объекта — 18 миллионов рублей.
«Некоторые вопросы богослужебной практики по дониконовскому чину: уставной аспект»
На конференции «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее», прошедшей в конце января этого года, выступила Григорьева Вероника Юрьевна — кандидат искусствоведения, доцент Свято-Тихоновского гуманитарного университета, головщик Покровского храма в Рубцове (РПЦ). В своем докладе «Некоторые вопросы богослужебной практики по дониконовскому чину: уставной аспект» она проанализировала тенденции уставного богослужения в старообрядных и единоверческих храмах Московской Патриархии. Представляем текст доклада В. Григорьевой.
Грибной царь и его богадельня
Промышленник-старообрядец Николай Андреевич Папулин являлся одним из самых богатых людей Костромского края, владельцем маслобойного завода и полотняной фабрики. Ему принадлежала огромнейшая коллекция древних икон, книг и рукописей, им была написана «Летопись города Судиславля», которая бесследно исчезла в 1960-е годы. Все эти ценности хранились в его богадельне, которая являлась тайной моленной местных староверов. С именем купца также связан ряд таинственных историй, о которых и сегодня шепотом рассказывают в Судиславле.
Русские липованские селения в Румынии
На разных научных собраниях и круглых столах старообрядческой общественности высказывалось, что Древлеправославная Церковь и Община русских-липован Румынии — это два столпа, на которых в Румынии держится и сохраняется древлеправославие и исконная русская культура русских-липован. К сожалению, и сегодня продолжают выходить публикации, представляющие русских-липован в тенденциозном и искажённом свете. Поэтому весьма своевременно будет исследование доктора филологических наук, румынского профессора Ф. Кирилэ, в котором он подробно рассказывает о происхождении и расселении «русских-липован».
Колокола Знаменской церкви
Храмовый праздник Знамения Пресвятой Богородицы (10 декабря) калужские христиане встретили красивым колокольным звоном: на звонницу наконец были подняты новые колокола. Все 5 колоколов имеют декоративное убранство, которое создано со слепков декора старинных колоколов и по стилю соответствует оформлению колоколов XVI–XIX веков.
«Щекотливые» откровения уральского тайновидца (часть I)
Иродин Уральский или просто «Родя». Это имя известно многим исследователям и собирателям традиционной книжности XX в. Но никто из них не знает его настоящего имени, не встречался с ним и не общался лицом к лицу. Что касается наследия Иродиона, то главным его творением является одно из последних по времени Толкований на Апокалипсис, которое составлялось с 1953-го, когда Родя начал свою «проповедь», а записывалось с 1974 по 1991 г. Автор погрузит любознательного читателя в «щекотливый» мир сей лицевой рукописи, а прежде сделает небольшой исторический экскурс.
Из истории русской парной бани. Часть 1
Когда англичане попали в Русь через Русский Север, они отметили, что эти варвары топят избы «по-чёрному», потом в них семьями купаются каждую субботу, истязая друг друга битьём хворостинами, а затем с гиканьем бросаются в речку или пруд, с которым рядом находилась баня. Банные традиции в западноевропейских странах к XVIII–XIX вв. стали возрождаться в большей мере под воздействием русского обычая париться и мыться в бане.
Редактор старообрядческого журнала «Церковь» А.В. Антонов
Продолжается публикация отрывков из «дневника настоятеля» игумена Кирилла (Сахарова) (РПЦ). Сегодня расскажем об Александре Васильевиче Антонове — главном редакторе журнала «Церковь», руководителе информационно-издательского отдела Русской Православной старообрядческой Церкви, председателе Никольской старообрядческой общины г. Москвы. 6 декабря, в день преставления св. благоверного князя Александра Невского, А.В. Антонов отмечает день Ангела.
Состояние и актуальность сохранения и развития этнокультурного образования семейских Республики Бурятия
8 ноября 2016 г. состоялся круглый стол Общественной палаты Республики Бурятия. Председатель совета РОО «Общество культуры семейских РБ», член Общественной палаты Республики Бурятия, С. П. Петров, зачитал доклад, рассказывающий о состоянии и актуальности сохранения и развития этнокультурного образования семейских Республики Бурятия. Представляем полный текст доклада.
Встреча с поморскими наставниками
Игумен Кирил (Сахаров), настоятель храма святителя Николы на Берсеневке (РПЦ), недавно побывал в одном из духовных центров старообрядцев-безпоповцев — Преображенском. В интересном, ярком стиле рассказывается о встрече с одним из главных наставников Московской поморской общины — Василием Федотовичем Нечаевым.
110 лет со дня рождения академика Дмитрия Лихачева
28 ноября исполняется 110 лет со дня рождения академика Дмитрия Сергеевича Лихачева — русского мыслителя, ученого и писателя, жизнь которого стала великим подвигом за духовность русского народа и родную культуру. В его жизни, которая охватила почти целиком весь XX век, было многое: арест, лагерь, блокада и большая научная работа. Современники называли Лихачева «последней совестью нации».
Читая Златоуста
26 ноября (13 ноября по старому стилю) Церковь чтит память иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, патриарха Царь-града (в честь его восшествия в этот день на архиепископскую кафедру). Представляем размышления иерея Иоанна Севастьянова (г. Ростов-на-Дону) после прочтения «Слова о лжепророках, и лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего» Иоанна Златоустого.
Женский монастырь на реке Лекса — 310 лет со дня образования
Раскол русской церкви XVII в., вызванный реформами патриарха Никона, глубоко потряс всю Россию. Гонение за веру вынудило многих покинуть обжитые места, бежать из центра России на окраины. Выго-Лексинский монастырь, или общежительство, — один из крупнейших в Императорской России старообрядческих центров поморцев, был основан в 1694 году приверженцами дораскольных традиций русской церкви как некий «остров истинного благочестия».
Даниил Ермохин. Введите номер
С конца 90-х годов на соборах Русской Православной старообрядческой Церкви периодически обсуждается тема цифровых кодов и электронных документов. Эта проблема тем не менее беспокоит и наших читателей. На тему «опасности» или «полезности» так называемых цифровых кодов, электронных карт и прочих модных «печатей антихриста» сегодня размышляет выпускник Московского Старообрядческого Училища, уставщик Боровской общины — Даниил Ермохин.
135 лет со дня упокоения архиепископа Антония (Шутова)
21 ноября (8 ноября по строму стилю) исполняется 135 лет со дня упокоения архиепископа Антония (Шутова). Божиим промыслом было так устроено, что владыка Антоний стал первым предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви, восстановив тем самым преемственность русской архиерейской кафедры, утраченной после раскола Церкви в XVII веке. Его жизнь была наполнена многочисленными подвигами по устроению земной Церкви, которые сопровождались необычными событиями и чудесами. Стараниями святителя Антония было учреждено большинство старообрядческих епархий, рукоположено шесть епископов и более 70 священников. О нелегкой жизни, судьбе и подвигах архипастыря читайте в нашей статье.
Терентий Мурачев: «Нам очень чуждо и странно кажется, что в такой стране, сильной и могучей, происходят такие дела»
Вернувшиеся из Южной Америки в Россию старообрядческие семьи Иосифа и Терентия Мурачевых не раз сетовали на то, что они не могут получить в пользование землю, рассказывали и о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться при переселении. Участники состоявшейся 23–24 июня международной старообрядческой конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире» с большим сочувствием отнеслись к тяжелому положению переселенцев, призвав оргкомитет обратиться к органам государственной власти с просьбой решить эту проблему. В связи со сложившимся крайне тяжелым положением Терентий Мурачев снова обращается за помощью.
Восприятие русскими-липованами триады: семья-религия-школа
В ноябре 2015 в городе Брэила состоялся научный коллоквиум «Традиционные браки, семья. Образование на родном языке. Религия». Один из основателей Общины русских-липован Румынии Ф. Кирилэ представил доклад, где описал проблему формирования ценностей у молодого поколения. Ф. Кирилэ очень убедительно подводит к тому выводу, что мировоззрение русских-липован должно и дальше опираться на древлеправославную веру и древлеправославную Церковь, а Домострой должен вернуться в наши семьи.
О трех исповедницах слово плачевное
15 ноября (2 ноября по старому стилю) — день памяти одной из самых известных и замечательных женщин на Руси — святой преподобномученицы Феодоры, боярыни Морозовой, принявшей мученический венец за верность древлеправославному благочестию. Ее духовный подвиг на протяжении столетий являлся высоким примером и светильником для всех желающих следовать узким и тернистым путем исповедания веры и истины.
Открытие Второго международного кинофестиваля имени Саввы Морозова
13 ноября в старообрядческом центре Москвы — Рогожской Слободе состоялось открытие Второго международного кинофестиваля имени Саввы Морозова. Программу кинофестиваля составляют более 30-ти игровых и неигровых кинолент, главным образом — это картины 2016 года, а также выставки, лекции и мастер-классы. Представляем вниманию наших читателей эксклюзивный фоторепортаж и отчет с открытия фестиваля.
Два светильника благочестия
14 ноября (1 ноября по старому стилю) исполняется 106 лет со дня смерти выдающихся старообрядческих деятелей — Дионисия Васильевича Батова и Андрея Александровича Надеждина. По случайному стечению обстоятельств, оба светильника благочестия и ревностных защитника Христовой Церкви оставили мир в один и тот же день — в 1910 году.
Монах и бес. Есть ли в аду покаяние?
В сентябре 2016 года на экраны вышел новый фильм Н. Н. Досталя — «Монах и бес». По словам режиссера, идея фильма появилась достаточно давно, после чтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века. И вот, наконец, задумка осуществлена. Фильм будет показан на предстоящем Международном кинофестивале имени Саввы Морозова. Учитывая авторитет режиссера по сериалу «Раскол», многие люди из старообрядческой среды уже посмотрели этот фильм. Предлагаем первую рецензию нашего постоянного автора.
На вечере памяти епископа Михаила (Семёнова)
9 ноября исполнилось 100 лет со дня трагической безвременной кончины епископа Михаила (Семенова) — одного из самых ярких апологетов православия начала XX века. В честь этого события на Рогожском, в духовном центре РПсЦ, был проведен вечер памяти, на котором присутствовал, в частности, наш постоянный автор игумен Кирил (Сахаров) (РПЦ). Представляем его заметку о епископе Михаиле и памятном вечере на Рогожском.
Старообрядчество в современной России
Заместитель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, председатель новгородской общины ДПЦ, Алексей Александрович Безгодов, на состоявшейся 23 и 24 июня 2016 года в Московском Доме национальностей международной старообрядческой конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире» выступил с докладом о современном положении старообрядческих согласий в России и их численности.
Епископ Михаил (Семенов). К 100-летию со дня смерти
Сегодня, 9 ноября, исполняется 100 лет со дня трагической безвременной кончины епископа Михаила (Семенова). Епископ Михаил был одним из ярких апологетов православия начала XX века. Сотни глубоких, ярких и оригинальных по стилю и содержанию статей епископа Михаила в старообрядческих журналах за девять лет его сотрудничества в них, а также его книги составляют золотой фонд старообрядческой литературы. Представляем самую полную биографию владыки Михаила, а также отзывы о нем известных соотечественников.
«Глас народа — глас Божий». Митрополит Корнилий об итогах XX Всемирного русского народного собора
Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов) в программе «Образ» на телеканале Царьграде рассказал о своем участии в ВРНС, его общественно-политических и духовных итогах. Также митрополит рассказал, в чем состоят разногласия старообрядцев и новообрядцев и какие задачи их объединяют.
Епископ Михаил (Семенов). К воде живой
9 ноября исполняется 100 лет со дня трагической безвременной кончины епископа Михаила (Семенова). Статья «Святая капля (легенда). Будьте выше себя. К живой воде», опубликованная в одном из периодических изданий начала ХХ века, впервые размещается нами в сети интернет. Живая вода, как трактовал эту метафору епископ Михаил, — именно та, которая, как в сказке, возвращает к жизни, воскрешает, утверждая веру. Предназначение творчества, литературного в частности, он видел в том, чтобы оно служило человеку именно такой живой водой. Прекрасная статья о теории воспитания детей.
Ирина Карацуба: «Наша церковь в параличе»
Возможно ли в будущем примирение «никониан» и старообрядцев? Почему религиозные споры в середине XVII века в России приняли форму вялотекущей гражданской войны? Как на раскол Русской Православной Церкви повлияло присоединение левобережной Украины? Об этом «Ленте.ру» рассказала кандидат исторических наук Ирина Карацуба.
Алексей Безгодов: «По закону Яровой проповедь атеизма или безбожия ничем не ограничена, а проповедь христианства регламентируется и ограничена»
Заместитель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, председатель новгородской общины ДПЦ, Алексей Александрович Безгодов, безусловно, является одним из самых активных и авторитетных представителей Древлеправославной Поморской Церкви. Сегодня мы беседуем с ним о современной истории старообрядческой общины Великого Новгорода, молодежной политике в ДПЦ, возможности почитания послераскольных святых в безпоповстве и современной ситуации в области прав верующих.
Отец Иоанн Жилко: О суевериях, гаданиях, колдовстве и нечистой силе
31 октября в англоязычных странах отмечается Хэллоуин. Нарядившись в костюмы нечистой силы, дети, подростки, молодежь веселятся, ходят от дома к дому, выпрашивая сладости. В некоторых регионах на Хэллоуин принято организовывать аттракционы, населенные «призраками», чтобы попугать народ. Немаловажный атрибут праздника — гадания. Но так ли уж безобиден этот Хэллоуин, как мы уже привыкли к нему относиться? На вопросы портала «Наш город» ответил наставник Малюткинско-Юдовской староверческой общины (Латвия) отец Иоанн Жилко.
Иерей Герман Чунин: «Для староверов главное — искать духовное совершенствование»
Чем вятская община староверов отличается от старообрядцев Латинской Америки? Почему ходят в Великорецкий крестный ход в августе, а не в июне, как РПЦ? Как складываются отношения с властью, когда и где будет строиться новый храм? Журналист портала «Навигатор-Киров» побеседовал с настоятелем кировского храма РПСЦ во имя святителя Николы иереем Германом Чуниным и познакомился с укладом жизни вятских старообрядцев.
Терентий Мурачёв: «За гонителей никогда не молились, не было этого»
Старообрядческие семьи Иосифа и Терентия Мурачёвых хорошо известны в современной России. Вернувшиеся из Южной Америки, они являют собой крайне интересный и важный опыт реэмиграции, когда коренные жители страны, сохранившие её древние устои, возвращаются на свою уже изрядно изменившуюся и полинявшую Родину. Сегодня Терентий Мурачёв рассказывает об отношении к почитанию Ивана Грозного, часовенном согласии, жизни в Южной Америке, коммунизме и электронных чипах.