Заседания Собрания (Синаксиса) предстоятелей поместных Церквей «мирового православия» завершились 27 января в пригороде Женевы Шамбези. Участники Собрания приняли решение провести Всеправославный собор с 16 по 27 июня в Богословской академии на греческом острове Крит. Однако предстоящий 29 января Архиерейский Собор в Киеве предложит Московской патриархии не участвовать во Всеправославном Соборе. А если хотя бы одной из поместных Церквей на Соборе не будет, он уже не будет Всеправославным…
В рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений 26 января 2016 г. в пресс-центре храма Христа Спасителя (РПЦ) прошла конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее».
Ныне провинциальный, второстепенный областной центр Тверь некогда являлся видным политическим, экономическим и культурным центром древней Руси. В какой-то мере он даже соперничал с другими крупными городам своего времени, такими как Киев, Великий Новгород и молодая Москва. Однако древняя Тверь известна не только своими политическими амбициями, но и внушительным вкладом в русскую культуру. В средневековье в Твери складываются и расцветают местные иконописные традиции, которые существовали и развивались вплоть до начала XX века.
После состоявшегося совещания рабочей группы, сформированной официальными представителями старообрядческих церквей для координации сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством, в редакцию сайта «Русская вера» поступило ряд вопросов от наших читателей, а также просьбы представителей старообрядческой общественности разъяснить смысл этой инициативы. Сегодня мы беседуем с координатором рабочей группы профессором М.О. Шаховым.
Эксклюзивное интервью сайту «Русская вера» Гринберга Михаила Львовича — еврейского общественного деятеля, организатора издательства «Гешарим/Мосты культуры», лауреата премии Федерации еврейских общин России «Человек года» (2004). Светлой памяти о.Евгения Бобкова.
Не так давно наша читательница Галина Кочеткова от своего деда, Виктора Федоровича Кочеткова, узнала о том, что когда-то и ее предки носили другую фамилию — Шибаевы. Подробностей ее дед, к сожалению, не знал, и Галина буквально по крупицам собирала информацию у ещё живых на тот момент родственников, которые помнили об этом. Многие, наверняка, не раз слышали о таких старообрядцах, как Шибаевы. Среди них были такие известные личности, как первый нефтепромышленник, фабрикант, владелец ткацкой мануфактуры Сидор Мартынович Шибаев и московский купец, попечитель Рогожского кладбища Иван Иванович Шибаев, который, несмотря на полицейские запреты, проводил текущий ремонт его храмов.Но в этой статье речь пойдет о других Шибаевых — Шибаевых из Гуслиц.
В конце 2015 года начался цикл авторских пешеходных экскурсий «Москва старообрядческая». Проводит их Алексей Васильевич Шишкин — аккредитованный московский экскурсовод, старообрядческий общественный деятель. На одной из экскурсий — «Староверы Лефортова» побывал наш постоянный автор — игумен Кирилл (Сахаров), который делится сегодня с читателями увиденным и услышанным.
Не так давно свет увидела монография Алексея Гудкова «Иван Гаврилович Блинов — “книжных дел мастер” из Городца», посвященная жизни и творчеству выдающегося городецкого художника-миниатюриста, каллиграфа, переписчика старинных рукописей. Сегодня историк, исследователь старообрядческой культуры Юлия Маслова листает страницы книги и размышляет как о судьбе русского книжника, так и об исследовании Алексея Гудкова.
19 декабря позапрошлого года, в День памяти Святителя Николы, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, в г. Соликамск Пермского края приехал глава Русской Древлеправославной Церкви — патриарх Александр (Калинин). После службы в древлеправославном храме в честь святителя Василия Великого в Соликамске (в посёлке Карналлитовом) он согласился побеседовать с корреспондентом газеты «Соликамский рабочий».
В апреле 2014 года в Одесском художественном музее состоялось открытие персональной фотовыставки работ архиепископа Киевского и всея Украины епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви Саватия (Козка). Корреспондент сайта «Русская вера» встретился со старообрядческим владыкой и побеседовал на различные темы. Владыка рассказал о своей судьбе, о своем пути к Богу и истинной Церкви, о том, как и почему он увлекся фотографией и художественным творчеством, о ситуации на Украине и положении старообрядцев в этой стране. Представляем вашему вниманию эксклюзивное интервью.
Недавно в гостях у порталов «Духовное Сопротивление» и «Портал-Credo» был протоиерей Андрей Марченко, сотрудник Миссионерского отдела Русской Древлеправославной Церкви и богослужебной комиссии. Представляем интервью, в котором один из самых грамотных священников Русской Древлеправославной Церкви отвечает на ряд интересных вопросов.
Протоиерей Иоанн Анисимович Рыбаков (род. 24 августа 1932 г.) — это незаурядная личность в среде старообрядческого священства в силу своего почтенного возраста и опыта служения (56 лет священнического сана, из них 47 лет служения). Батюшка является воспитанником поколения священства дореволюционной России, эпохи Золотого века старообрядчества. Нашему корреспонденту удалось побеседовать с о. Иоанном и взять у него очень интересное интервью, в котором он вспоминает события почти столетней давности.
В марте 2016 г. в Москве планируется проведение Круглого стола по вопросу создания общественной организации «Всероссийское старообрядческое общественное движение». Ввиду этого мероприятия председатель совета РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия» С.П. Петров в своей статье поднимает проблемные вопросы, которые необходимо решить старообрядцам на государственном уровне. На примере одной проблемы — воспитания детей в современных общеобразовательных школах — автор рассказывает об огромном опыте по сохранению своей культуры у Общины русских-липован Румынии, который, по мнению С. Петрова, необходимо использовать в России.
Сегодня, когда в старообрядчестве происходит смена поколения, приходит много новых людей, особенно интересным для всех нас становится бесценный опыт людей, пронесших веру в Бога и хранение церковных традиций сквозь всю свою жизнь. С раннего детства, через юность, в свою зрелость и даже старость. Сегодня своими воспоминаниями с нашими читателями делится епископ Ярославский и Костромской Викентий (Новожилов).
Рождественское послание Преосвященным архипастырям, благоговейным иереям и диаконам, усердным инокам и благочестивым мирянам, чадам Русской Древлеправославной Церкви от Предстоятеля РДЦ Патриарха Московского и всея Руси Александра (Калинина).
Архипастырское поздравление с Рожеством Христовым (2015-2016 г.) всем верным и благоговейным чадам Русской Православной Старообрядческой Церкви от Предстоятеля РПcЦ митрополита Корнилия.
Волхвы на востоке стоят и смотрят на небо… Они читают в звездах о том, что творится в мире. И вот они увидели: яркая новая звезда. И тотчас сказало им их знание или голос Божий: родился Великий, родился Новый Царь, имя которого — Любовь Спасающая.
Исус Христос назвал своих учеников, а через них и всех нас, именующихся христианами, солью. Мы и каждый из нас — это крупинки, которые вместе составляют всю нашу православную церковь. Однако зачастую сегодня мы чинно делаем земной поклон, а завтра стыдимся и перекреститься. Чего стоит это наше видимое благочестие? Об этом и многом другом рассказывается в проповеди иерея Константина Литвякова, настоятеля храма св. великомученика Георгия Победоносца в г. Хмельницком (Украина). Проповедь прислана нашему сайту редакцией журнала «Вестник старообрядческого Подолья».
31 декабря 2015 года исполняется 12 лет со дня упокоения митрополита Алимпия (Гусева), Московского и всея Руси. Представляем воспоминание о нем чтеца Михаила Терентьева, а также приводим обращение владыки к благоревностным чадам Церкви Христовой, как нельзя актуальное в канун светского Нового года. В статье использованы исключительно архивные уникальные фотографии, публикующиеся в интернете впервые.
В декабре 2015 года стало известно, что 30 ноября 2015 года Девятый Арбитражный апелляционный суд отказал Совету православных церковных приходов Преображенского монастыря в удовлетворении иска к Российской древлеправославной кафолической церкви (старопоморцев-федосеевцев). Истец пытался оспорить решение о передаче этой церкви пяти зданий комплекса Преображенского монастыря.
Почти каждого из нас очень часто так затягивает водоворот повседневности, что Церковь, даже в семьях христиан, находится где-то на втором плане. О том, чтобы соблюдать посты и прийти на исповедь, и не задумываемся, находя сами себе всевозможные оправдания и успокаивая себя тем, что, вот мол, выйдем на пенсию, тогда и в храм ходить будем, намолимся и о душе позаботимся. Одно только упускаем: ведь этого времени мы можем просто не дождаться… О суетной и короткой жизни человека, о таинстве Соборования и страшном грехе зависти рассказывается в проповеди иерея Николы Ковалёва, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Жмеринке (Украина).
22-25 декабря 2015 года в г. Москве в стенах патриаршего кафедрального собора состоялось заседание Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви. Публикуем его деяния.
В октябре 2015 года Освященный Собор РПсЦ образовал Томскую старообрядческую епархию и утвердил кандидатом в архиереи настоятеля томского прихода священноинока Григория (Коробейникова). Почему Собор принял такое решение? Как изменит жизнь томских старообрядцев образование епархиального центра? Кто может стать старообрядцем? И что представляет собой современное старообрядчество Томска? Об этом и многом другом в интервью tomsk.ru рассказал новопоставленный епископ Григорий (Коробейников).
Иерей РПсЦ Михаил Родин никогда не отказывался от бремени, что взваливала на него жизнь. Выбрали священником — пошёл служить, нужны дом и храм — начал строить, нет денег — нашёл вторую работу, родился больной ребёнок — начал лечить… Как на все это хватает сил?
В период Рождественского поста мы беседуем о постном питании. Многих новопришедших старообрядцев страшит постная пища: хватит ли сил на выполнение повседневной работы, не навредит ли пост здоровью? Сегодня на эти вопросы ответит Ирина Львовна Медкова — доктор медицинских наук, академик РАЕН, много лет посвятившая изучению вопросов питания человека.
8 ноября 2015 года в Музее имени Андрея Рублева прошла лекция историка Глеба Станиславовича Чистякова и искусствоведа Татьяны Викторовны Игнатовой под общим названием «Исправленному верить?». Сегодня мы публикуем основную часть лекции, посвященной антистарообрядческим фальсификациям, появлявшимся в отечественной историографии, синодальном богословии и апологетике в XVII-XX веках.
17 декабря Церковь совершает память преподобному Иоанну Дамаскину — великому христианскому святому, гимнографу, богослову, философу. В этот день были именины у Иоанна Павловича Лоскутова, который долгие годы служил в г. Ржеве в сане диакона, а затем уже священником.
Представленные ниже образцы эпистолярного наследия городецкого каллиграфа и художника Ивана Гавриловича Блинова (1872–1944) и его жены, Веры Павловны (1873–1942), являют собой яркий пример крестьянской переписки рубежа XIX–XX вв. В письмах супругов наглядно отразилась этика традиционной коммуникации с ее ритуализацией, иерархичностью и «цветущей сложностью» внутрисемейных связей.
Мы продолжаем публикацию отрывков из «дневника настоятеля» игумена Кирилла (Сахарова) (РПЦ). Сегодня представляем письмо старообрядческого епископа Леонтия (Кречетова) (Русская Древлеправославная Церковь) от 1988 года.
Диалог между Русской Православной старообрядческой Церковью и Русской Православной Церковью сегодня происходит в режиме богословских собеседований. Основным вопросом повестки дня стало уточнение канонического статуса Белокриницкой иерархии. Минувший собор РПсЦ поддержал продолжение этой работы. Вместе с тем по содержанию этого межцерковного диалога высказываются самые разные, нередко противоположные точки зрения. Сегодня мы публикуем ответы председателя Отдела Внешних Церковных Связей Московской Патриархии митрополита Илариона (Алфеева) на вопросы, касающиеся этого диалога, а также других актуальных проблем современной жизни.
После распада СССР прошло уже 24 года. Выросло целое поколение людей, которые не знают, что такое Советская власть. Изменилась ситуация внутри каждой конфессии. Сейчас людям нет необходимости скрывать свои религиозные убеждения, ушло в прошлое понятие «регистрации» для священнослужителей, по-другому строятся взаимоотношения Церкви и государства. О том, как строились церковно-государственные отношения в 1970-1980-е годы, нам рассказал старший инспектор (1977–1991 гг.) Совета по делам религий при Совете министров СССР Вячеслав Георгиевич Подшибякин. Именно он в эти десятилетия курировал все старообрядческие согласия в СССР.
Во имя праздника Введения Пресвятыя Богородицы в церковь освящен целый ряд храмов старообрядческих женских монастырей, однако приходских храмов с таким наименованием не так много. Случайно это или нет, а также об истории и современном дне этого двунадесятого праздника читайте в статье Анастасии Лопатиной.
На прошедшем в октябре 2015 года Освященном Соборе РПСЦ обсуждался вопрос о ведении диалога с Русской Православной Церковью о каноническом статусе Белокриницкой иерархии. Представляем версию доклада председателя Комиссии по диалогу с РПЦ протоиерея Евгения Чунина, подготовленную для публикации в прессе.
8 ноября 2015 года в Музее имени Андрея Рублева прошла лекция историка Глеба Станиславовича Чистякова и искусствоведа Татьяны Викторовны Игнатовой под общим названием «Исправленному верить?». Г.С. Чистяков выступил с обстоятельным докладом «Антистарообрядческие фальсификации: история и современность». Искусствоведческим вступлением к исторической лекции стало сообщение-эссе Татьяны Викторовны Игнатовой — куратора музейной программы «Путь шедевра…», в рамках которой и прозвучало выступление Г.С. Чистякова. Ниже приведены материалы сообщения Т.В. Игнатовой.
После распада СССР прошло уже 24 года. Выросло целое поколение людей, которые не знают, что такое Советская власть. За эти годы в нашей стране всё кардинально поменялось. Не является исключением и религиозная жизнь. О том, как строились церковно-государственные отношения в 1970-1980-е годы, нам рассказал старший инспектор (1977–1991 гг.) Совета по делам религий при Совете министров СССР Вячеслав Георгиевич Подшибякин. Именно он в эти десятилетия курировал все старообрядческие согласия в СССР.
Видели ли вы дома старообрядцев? А ведь дома уральских городов и городков, поселков и деревень, где жили целые поколения хранителей Старой Веры, имеют как минимум одну отличительную особенность. Про эту особенность крайне редко рассуждают ученые, но даже сами старообрядцы в наши дни редко придают ей значение, поскольку или не запомнили или же не слышали ничего о ней.
С 28 ноября (15 ноября по старому стилю) начинается Рождественский пост. Воздерживаясь от мясных и молочных продуктов, а в конце поста и от рыбы, православные христиане готовятся к великому празднику Рожества Христова. Пост и молитва — два крыла, которые возносят душу от земли на небо. В статье говорится также и о значении целомудрия, приводится в качестве образца житие преподобного Моисея Угрина.
Вчера, 25 ноября 2015 года, исполнилось 30 лет со дня трагической гибели известного старообрядческого церковного деятеля — протоиерея Евгения Алексеевича Бобкова. Сегодня воспоминаниями об отце делится иерей Никола Бобков.
Наш сайт продолжает начатую ранее тему памятных воспоминаний, посвященную трагической гибели известного старообрядческого церковного деятеля — протоиерея Евгения Алексеевича Бобкова. Сегодня с нами любезно согласились поделиться своими воспоминаниями Георгий Андреевич и Варвара Даниловна Андреевы. Георгий Андреевич входил в круг знакомой интеллигенции о. Евгения и постоянно присутствовал на молодежных собраниях в Москве, а его супруга была уставщицей в Гомеле в годы служения там о. Евгения.
Случайно найденный Антоном Афанасьевым керженский синодик подвигнул его к необычному путешествию в край старинных могил. Известный блогер, фотограф и путешественник открывает заново для себя и читателей сайта «Русская вера» места погребения старообрядческих подвижников: иноков, схимников, священноиереев и скитоначальников. К сожалению, современному читателю мало известны имена этих керженских старцев, однако были времена, когда у святых могил ревнителей благочестия собирались сотни и тысячи паломников. Ныне древние захоронения скрываются от любопытных глаз в глубоких лесных чащах Нижегородчины.
25 ноября 2015 года исполняется 30 лет со дня трагической гибели известного старообрядческого церковного деятеля — протоиерея Евгения Алексеевича Бобкова. Публикуем воспоминания протоиерея Николы Косырева, настоятеля храма в честь св. пророка Илии Фезвитянина в г. Гомеле (Республика Беларусь).
Барельеф на часовне «Царская голгофа» в Костроме изображает членов императорской семьи, крестящихся и благословляющих двуперстно. Что это — ошибка художника или особый идеологический замысел?
В новой статье инокиня Ливия напоминает нам об исполнении первых христианских заповедей. Часто бывает, что люди исполняют все «внешние» религиозные предписания — молятся и постятся, но при этом забывают о самом главном: о любви и милосердии. Святые отцы учат нас, что благотворительность — это наша драгоценная копилка. Оказывая милость нуждающимся, мы приобретаем для себя нетленное и вечное сокровище в лучшем и вечном мире.
Образ современного епископа в христианской конфессии очень часто похож на имидж обыкновенного светского чиновника и администратора. Весьма редко встречаются архиереи, по-настоящему горящие верой, истово служащие Церкви и не взирающие на лица «князей мира сего». Тем более яркими для нас становятся фигуры древнерусских святителей, пример которых заставляет задуматься об истинном пути христианского пастырства. 19 ноября мы вспоминаем жизнь и подвиги святителя Германа, Казанского архиепископа, сыгравшего немаловажную роль в жизни русской Церкви и пострадавшего за слова правды.
На сайте «Русская вера», помимо прочей полезной информации, имеется раздел «Библиотека», который включает в себя уникальную электронную копию архива старообрядческой Архиепископии, находящегося в РГАДА. Теперь любой исследователь истории старообрядчества может работать с документами, не выходя из дома. Одна из первых публикаций, основанная на этих документах, посвящена судьбе архиепископа Саватия (Левшина). Эта публикация особенно интересна тем, что в ней впервые публикуются соборные документы об отрешении предстоятеля старообрядческой Церкви от первосвятительской власти.
В октябре 2015 г. в Великом Новгороде состоялась лекция «Традиции и современная культура. Взгляд старообрядца», посвященная традициям старообрядцев, существующим и в наши дни. Провел ее историк, музеевед, настоятель храма Иоанна Богослова на Витке (РПсЦ) в г. Великом Новгороде иерей Александр Панкратов. В продолжение этой темы, поднятой недавно Г. Чистяковым и, как оказалось, весьма актуальной для читателей, мы публикуем вторую часть выступления иерея Александра.
Представляем вторую часть интервью с известным историком русской кухни, автором книг о прошлом и настоящем русской кулинарии Павлом Сюткиным. Здесь вы узнаете, какие кушанья старинной русской кухни действительно ушли от нас безвозвратно, и что это была за репа, которая составляла основу питания, пока еще не знали о картофеле. Ну и многое другое, не менее интересное.
Можно ли привести современный мир к общему правовому знаменателю? Как получается, что благие законы принимают вид своей противоположности? Что должно быть основой права? Об этом рассуждает старообрядец федосеевец, профессор Сретенской духовной семинарии Михаил Олегович Шахов.
В октябре 2015 г. в Великом Новгороде состоялась лекция «Традиции и современная культура. Взгляд старообрядца», посвященная традициям старообрядцев, существующим и в наши дни. Провел ее историк, музеевед, настоятель храма Иоанна Богослова на Витке (РПсЦ) в г. Великом Новгороде иерей Александр Панкратов. В продолжение этой темы, поднятой недавно Г. Чистяковым и, как оказалось, весьма актуальной для читателей, мы публикуем выступление иерея Александра.
На XIX Всемирном Русском Народном Соборе прозвучали слова о русофобии и геноциде русского народа. Выступающие привели факты униженного состояния русского народа в странах, возникших на осколках бывшей Российской империи и СССР, а также поделились мнениями относительно развития русского самосознания и русской культуры на территории Российской Федерации. Большой резонанс вызвал доклад главного редактора сайта «Религия и СМИ», бывшего руководителя первого светского информационного проекта «Староверы» Александра Щипкова.