Город Егорьевск расположен на реке Гуслица, давшей название центру старой веры с неповторимой культурой. Недаром это место получило эпитет «Старообрядческой Палестины»: здесь отливали медные образы, кресты и складни, писали иконы, переписывали книги. Жители города гордятся тем, что это место, село Егорье-Высокое, упоминалось еще в документах Ивана Грозного в связи с пожалованием села Чудову монастырю в Москве. Впечатляет Егорьевский историко-художественный музей: благодаря купцу и коллекционеру М. Н. Бардыгину, там есть и купеческие портреты, в том числе на смертном одре, иконы и лубок, ткани и шитье, медное литье, резная кость и стекло, и многое другое.
В старообрядческом церковно-общественном журнале «Слово церкви» № 23 за 1917 год была напечатана «Политическая программа старообрядцев всех согласий». Вышеизложенная программа в 9 пунктов была обсуждена всероссийским съездом старообрядцев Белокриницкой иерархией и единогласно принята для объединения старообрядцев всех сословий политической деятельности.
Старообрядческая церковь активно интегрируется в российскую современность. Вслед за претензиями РПЦ на ряд социальных объектов, РПсЦ также заявляет о своих правах на собственность. «ФедералПресс» стало известно, какие здания будут в ближайшем будущем переданы старообрядцам, и какие объекты стали предметом имущественного конфликта между РПЦ и РПсЦ.
29 июля по новому стилю (16 июля ст. стиль) Церковь празднует память священномученика Анфиногена, епископа Пидахфисийского, и десяти его учеников, принявших мученические венцы в начале IV века, около 311 года. Иконы, на которых свщмч. Анфиноген изображен хотя бы в ряду избранных святых, очень редки. Но настоящим шедевром старообрядческой иконописи является уникальная житийная икона, посвященная персонально священномученику. К тому же подлинная судьба иконы не уступает сюжетным поворотам повести Н. С. Лескова «Запечатленный ангел». О создании редчайшего образа, его судьбе и повторном обретении рассказывает искусствовед Т. В. Игнатова.
В 2016 году древний город Ржев отметил свое 800-летие. Ржевская земля всегда славилась подвижниками благочестия, которые оставили значительный след в русской истории и культуре. Это и святые князь Владимир и княгиня Агриппина, преподобный Дионисий Радонежский, преподобный Владимир Белопесоцкий. 28 июля — день памяти святых Владимира и Агриппины Ржевских и преподобного Владимира, основателя и первого игумена Белопесоцкого монастыря.
Ровно десять лет назад, весной 2007 года, увидел свет первый выпуск газеты «Община», который дал старт развитию старообрядческой прессы на Урале и даже за его пределами. О том, с чего все начиналось, как развивалось, с какими трудностями сталкивался и какие успехи переживал небольшой редакционный коллектив — мы можем ознакомиться в интервью с главным редактором и издателем газеты, профессиональным журналистом и потомственным старообрядцем Максимом Гусевым.
В 2017 году вышла в свет книга игумена Мануила (Чибисова, РПсЦ) «Белокриницкая иерархия в 1846–1988 гг.: этапы истории». Книга посвящена истории белокриницкой иерархии, основателем которой стал бывший Босно-Сараевский митрополит Амвросий. Представляем рецензию на это издание.
В конце мая 2017 года Президент Российской Федерации В.В. Путин посетил духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви, Рогожскую слободу. Исполнительный директор благотворительного Фонда имени святителя Григория Богослова Леонид Севастьянов в передаче «Плод веры» на телеканале «Союз» рассказывает об истории старообрядцев и сохранении ими собственных традиций в современном мире.
В конце мая 2017 года Президент Российской Федерации В.В. Путин посетил духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви, Рогожскую слободу. Исполнительный директор благотворительного Фонда имени святителя Григория Богослова Леонид Михайлович Севастьянов в передаче «Плод веры» на телеканале «Союз» рассказывает об истории старообрядцев и сохранении ими собственных традиций в современном мире.
В ходе ржевских образовательных чтений прозвучали сенсационные факты истории взаимоотношений Белокриницкой Митрополии и Московской Архиепископии, вновь открывшихся козней духовника Гоголя — протоиерея Матвея Константиновского, прозвучали предложения о канонизации вл. Антония Шутова и Афанасия Кочуева. Также участники обсудили, в какого бога веруют новообрядцы.
В конце мая этого года Президент России Владимир Путин посетил один из важнейших центров старообрядчества — Рогожскую слободу в Москве и встретился с главой Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием (Титовым). Однако РПсЦ представляет лишь одно из течений русского «древлеправославия». На вопрос о том, как оценивают иные, кроме РПсЦ, согласия нынешние проявления благосклонного внимания государства к староверию, и на некоторые другие вопросы о старообрядцах в современной России корреспонденту «НГР» ответил член Российского совета Древлеправославной Поморской Церкви (ДПЦ) Кирилл Кожурин.
Безусловно, отечественные учёные-медики не могли обойти внимание русскую парную баню, пристально изучая её физиологические воздействия на человеческий организм, с успехом используя её свойства для исцеления от многих болезней. Многие ученые и медики 18-19 веков придавали важное значение русской бане.
Среди церковных нововведений, появившихся на Руси во второй половине XVII века, особняком стоит так называемая пилатова титла INЦI, т. е. «Иисус Назорей царь Иудейский». Споры о том, следует ли поклоняться Кресту, если на нем изображена «пилатова надпись», возникли в старообрядчестве с самого начала раскола. Сегодня мы публикуем русский перевод одного из главных старообрядческих апологетических сочинений, направленных против почитания титлы «IНЦI».
Несмотря на распространение религиозной толерантности и пропаганду в странах мира гуманистических ценностей, ситуация в этой области во многих странах остается критической. В первую очередь это касается стран Азии, где преобладает мусульманское население. Положение осложняется кровопролитными гражданскими войнами и вооруженными конфликтами с США и странами НАТО.
Марина Волоскова — автор ряда статей о репрессированных старообрядцах, биографии которых она восстанавливает по архивным документам. Ей часто приходят письма от читателей-потомков, которые пытаются узнать подробности о судьбе своего предка. Сегодня Марина рассказывает, как найти сведения о репрессированном родственнике.
24 июня 2017 года в краеведческом музее города Ржева состоялось знаменательное событие. Коллекционер и кружевница из Эстонии Алла Ивановна Юкш-Меос привезла коллекцию кружев «Бабушкин сундук», имеющую мировое значение. Коллекцию, стоимость которой составляет около полумиллиона рублей, Алла Ивановна подарила городу Ржеву.
Румынский депутат Мирон Игнат — один из руководителей русского национального меньшинства в республике — в интервью корреспонденту ТАСС рассказал о том, как живется в Румынии выходцам из России. В новом составе парламента Румынии он возглавил группу дружбы с Российской Федерацией, насчитывающую 15 депутатов и сенаторов. В законодательном органе 75-летний Игнат, являющийся членом фракции национальных меньшинств, представляет Общину русских-липован Румынии.
В конце мая 2017 года Президент Российской Федерации В.В. Путин посетил духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви — Рогожскую слободу. Публицист Павел Дмитриев размышляет о значении этого визита и делает очень интересные выводы.
В Музее-заповеднике «Казанский Кремль» с начала 2017 года проходила выставка «Легендарный Калашников», посвященная знаменитому российскому оружейнику Михаилу Калашникову. Наш автор Эмилия Аронова посетила эту выставку и сегодня знакомит нас с очень необычными подробностями биографии всемирно известного конструктора.
В 2016 году редакция нашего сайта начала публикацию серии материалов, посвященных печальному юбилею — 350-летию Большого Московского Собора и раскола Русской Церкви в XVII веке. Сегодня мы завершаем серию редакционных материалов беседой с преподавателем Высшей школы экономики, завучем Московского старообрядческого Духовного Училища РПсЦ в 2007–2014 годах Алексеем Владимировичем Муравьевым.
22 июня 1941 года началась ВОВ. Представляем воспоминания протоиерея РПсЦ Меркурия Афанасьевича Сосина о временах ВОВ. Протоиерей Меркурий (1921–2016 гг.) в течение семи лет был настоятелем кафедрального собора Покрова Пресвятой Богородицы Кишиневской епархии в столице Молдавии — Кишиневе. Фронтовик, рядовой, награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и другими правительственными наградами.
В этом году исполнилось 100 лет со дня февральской революции 1917 года. В юбилейный год председатель приходского совета Успенской единоверческой общины Симбирска Владимир Басенков рассказывает, какие последствия принесла эта революция для единоверцев.
Несмотря на то, что российские СМИ, включая церковные, замалчивают печальный 350-летний юбилей раскола Церкви XVII века, редакция нашего сайта продолжает публикацию мнений видных экспертов о Большом Московском Соборе 1666–1667 года, роковые решения которого привели к духовной катастрофе в Русской Церкви и повлияли на последующую историю России. Сегодня на наши вопросы отвечает создатель газеты «НГ-религии», ведущий «Первого канала», главный редактор портала «Кавполит» Максим Шевченко.
В своей программной статье известный русский предприниматель со старообрядческими корнями, гендиректор «ЭнПиВи инжиниринг» Георгий Коряшкин размышляет о том, что русскому народу в своей истории довелось испытать непреложную истину слов Христа «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».
В конце мая президент России Владимир Путин посетил духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви — Рогожскую слободу. Колумнист «Реального времени» протоиерей Всеволод Чаплин (РПЦ) считает, что старообрядцы для представителей либеральной интеллигенции, обративших пристальное внимание на эту конфессию, не союзники. В этой статье он делится мыслями, как в современных условиях Московскому Патриархату и обществу в целом следует выстраивать отношения с православными братьями, с которыми были разделены несколько столетий назад.
С 1 по 12 июня 2017 года Москва погрузилась в минувшие времена. На Кузнецком мосту открылась мастерская Аристотеля Фиораванти, Иван Федоров печатал первую азбуку, а в мемориальном парке героев Первой Мировой войны разбили лагерь солдаты Русской императорской армии. Это и многое другое проходило на столичных улицах.
31 мая президент России посетил духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви — Рогожское. Член комиссии Московского Патриархата по делам старообрядных приходов, глава Фонда Григория Богослова Леонид Севастьянов в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал об историческом значении этого шага российского лидера.
Русское всегда становилось популярно в стране в сложное время. Импортозамещение, которое бывает не только материальным, но и культурным и духовным, дало много хороших импульсов, и для развития русского стиля в том числе. Сегодня мы беседуем с Варварой Зениной — создателем бренда одежды в русском национальном стиле «Varvara», особенно известного моделями мужских косовороток. Ателье народной одежды Варвары Зениной — это мастерская, где одеваются лучшие фольклорно-этнографические коллективы страны, казаки всех родов и войск, участники историко-реконструкторских объединений и просто патриоты нашей Родины.
В 2017 году исполняется 100 лет соборному прославлению мучеников за древнее благочестие. Известно множество случаев, когда синодальная церковь и государственные власти стремились прервать народное почитание старообрядческих святых теми или иными способами. 31 мая 1917 г. Собор постановил прославить старообрядческих мучеников; на следующий день большинство соборян проголосовало за составление особой службы каждому новому святому. Ф. Е. Мельников сообщает, что службы новопрославленным святым написал Иннокентий Усов.
3 июня 2017 года, на память святого равноапостольного царя Константина и матери его, царицы Елены, предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий, Московский и всея Руси, отмечает свой 70-летний юбилей. Само празднование перенесено на 1 июня. Сайт «Русская вера» специально подготовил самую полную биографию предстоятеля РПсЦ. Наша редакция сердечно поздравляет владыуку Корнилия и желает ему многая лета!
Старообрядческое присутствие на Соловках и в других местах дораскольных святынь, формирование старообрядческой идентичности, проведение Всемирного съезда старообрядцев в Москве, активная работа со старообрядческой диаспорой и переселенцами — вот лишь некоторые вопросы, которые обсуждались в ходе межстарообрядческого круглого стола, состоявшегося в московском Доме национальностей.
Почти 2 года назад информационный отдел Русской Православной старообрядческой Церкви совместно с отделом распространения литературы, что на Рогожском, начал работу официального интернет-магазина древнерусской литературы и церковной утвари «Исмарагдъ». Множество положительных откликов получило это начинание, огромное количество заказов со всех точек земли уже поступило в интернет-магазин за текущее время. Сегодня наш постоянный автор и читатель, инокиня Ливия из села Русская Тавра, предлагает изречения святых отцов о духовной пользе книжного чтения. Своей статьей она выражает благодарность создателям и работникам сайта «Исмарагдъ» за организацию возможности приобретения церковной литературы для людей из отдаленной местности.
Некоторое время назад наша читательница, Галина Кочеткова, от своего деда, Виктора Федоровича Кочеткова, узнала о том, что когда-то ее предки носили другую фамилию — Шибаевы. Заинтересовавшись, Галина буквально по крупицам начала собирать информацию у еще живых на тот момент родственников, этот материал мы разместили на сайте. Сегодня публикуем продолжение рассказа о Шибаевых из Гуслиц.
350 лет назад, 13 мая 1667 года, состоялось заседание Большого Московского Собора, на котором были окончательно осуждены и преданы анафеме старые обряды и христиане их придерживающиеся. Редакция нашего сайта продолжает публикацию мнений видных экспертов о событиях 350-летней давности и их влиянии на последующую историю России. Сегодня на наши вопросы отвечает доктор философских наук, профессор кафедры управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова Михаил Олегович Шахов (старопоморское федосеевское согласие).
Книга «Старообрядческое Богослужение. Литургия», интернет-магазин «Исмарагдъ», международная старообрядческая конференция, проекты по популяризации знаменного пения — вот лишь некоторые номинанты торжественной церемонии награждения благодарственными грамотами Московской Митрополии РПСЦ авторов, издателей, журналистов, организаторов мероприятий, награждаемых за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность по теме старообрядчества за 2014–2017 годы.
В этом рассказе журналист Ольга Бешлей попадает к старообрядцам, знакомится с их культурой, путешествует сквозь время и провожает за границу настоящего русского. Как всегда, интересно описание впечатлений от знакомства постороннего человека с центром московского старообрядчества — Рогожским поселком.
1 мая 2017 г., в Свято-Никольском храме Каунасской староверческой поморской общины открылся Собор Древлеправославной Поморской Церкви Литвы. На Соборе присутствовали духовные наставники и делегаты от всех староверческих общин Литвы и зарубежные гости — духовные наставники и представители поморских общин России, Украины, Беларуси, Латвии, Польши.
1917 год стал годом больших потрясений. За один год правительство в стране сменилось 6 раз! Государство из монархического превратилось в буржуазно-демократическое и далее в советско-пролетарское. Народные массы волновались, общественно-политическая жизнь бурлила, люди почувствовали свою причастность к происходившим изменениям и впервые получили возможность влиять на решение властей.Не остались в стороне и староверы.
В рамках цикла лекций о современном положении старообрядчества за границей и в регионах России, организованного Культурно-паломническим центром имени протопопа Аввакума, в конце апреля в приходе храма св. Николы на Берсеневке (РПЦ) состоялась лекция С. А. Белобородова «История староверов часовенного согласия на Урале XVIII–XX вв.». Сергей Анатольевич, приехавший из Екатеринбурга всего на несколько дней, в ходе выступления держал слушателей в постоянном «тонусе». По словам лектора, именно старообрядцы сохранили традиции. Когда они переселялись на Урал, то везли с собой самое ценное: жен, детей, книги и иконы. Остальное они бросали.
Упокоившийся осенью 2016 года протоиерей Кондрат Кляузов, настоятель храма РПсЦ Введения Пресвятой Богородицы в с. Новая Некрасовка (Украина), вспоминает о своём тяжёлом детстве во время Великой отечественной войны. О том, как в один миг может измениться судьба человека. О трудностях и горестях, выпавших на его долю — ведь он тогда был ребёнком.
Поэтесса А. А. Коркина приводит свои воспоминания о старообрядческом писателе, фронтовике, авторе книги «Шинель моя солдатская», члене СП Молдовы «Нистру» Владимире Герасимовиче Логачеве.
Молдавия внесла значительный вклад в разгром немецко-румынских захватчиков. Молдавские староверы тоже не остались в стороне от освобождения своей земли и Европы от фашизма: сотни молодых ребят из старообрядческих сел Кунича, Покровка, Старая Добруджа и других были призваны в армию, многие были ранены и погибли. Именно по инициативе старообрядцев в 2015 году впервые в Кишинёве прошла акция «Бессмертный полк» с созданием «Книги памяти» героев, участников ВОВ.
2–3 мая 2017 г. по н. ст. на Рогожском прошло заседание Совета Митрополии под председательством митрополита Корнилия. Публикуем постановления Совета Митрополии.
Можно ли говорить про язык современной иконы? Насколько современные иконописцы прониклись именно богословским пониманием иконы? Кого больше — иконописцев, которые делают работы очень высокого качества, или обычных ремесленников? Сегодня на эти и другие вопросы отвечает искусствовед Ирина Языкова.
27–30 апреля 2017 года (н. ст.) в г. Москве, в резиденции Древлеправославного Патриарха Александра (Калинина), Московского и всея Руси, состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви. Публикуем его деяния.
А знаете ли вы, что самые древние певческие книги, которые возникли, — это Стихирарь (стихеры часто поются только один раз в году на праздник святого, естественно, держать их в памяти было сложнее всего). Последней книгой был Обиход. Эта книга появилась только в 17 веке, когда возникло явление многораспевности — появление множества распевов на один текст, скажем, в одном сборнике могло быть 19 херувимских. А до этого ни у кого даже не возникало мысли записать херувимскую, зачем, ведь ее поют на каждой службе и помнят ее все. Об этом и многом другом читайте в эксклюзивном интервью с Екатериной Матвеевой — куратором программы «Русское певческое искусство» в Русской христианской гуманитарной академии.
Как сказал Б.П. Кутузов: «Знаменный распев — подлинно народное творчество, или, говоря по иному, творчество соборное. Это, несомненно, главный и основной ствол, от которого затем пошли побеги и ветви паралитургического творчества». Сегодня своим опытом после «знакомства» со знаменным распевом делится Эмилия Аронова, прихожанка храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы в г. Казани.
26 января 2017 года в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, в храме Христа Спасителя, состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Священник Евгений Саранча, клирик единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода Московской епархии РПЦ, прочитал доклад «Третий Всероссийский съезд православных старообрядцев (единоверцев) и предшествовавшие ему события».
Сайт «Русская вера» продолжает серию актуальных бесед с авторитетными общественными и церковными деятелями, политиками и богословами, учеными и представителями культуры и искусства. Сегодня мы беседуем с известным богословом, лектором, преподавателем, профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым. Эксклюзивное интервью сайту «Русская вера» даст ответы на вопросы по теме старообрядчества и духовной жизни.
В конце 2016 года на сайте Центра экономических и политических реформ вышла публикация «Россия — страна умирающих деревень». В ней подробно, с данными из Росстата описывалась проблема вымирания российских деревень. А как государственные гонения и последующая миграция повлияли на культурно-бытовые характеристики старообрядческих согласий. Как эти факторы повлияли на развитие старообрядчества? Эти вопросы в философско-историческом контексте рассмотрены в представленной статье.