10–12 (23–25 н. ст.) декабря 2019 года в богоспасаемом граде Москве в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси, состоялся Собор Епископов Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора, кроме Преосвященных Епископов, приняли участие отцы благочинные, сотрудники отделов и комиссий Церкви.
Повестка Собора
1. О подготовке общецерковного Собора с Грузинской Древлеправославной Церковью;
2. Внесение изменений и дополнений в гражданский устав Русской Древлеправославной Церкви;
3. Межстарообрядческое сотрудничество;
4. Рассмотрение различных церковно-канонических вопросов, вопросов богослужебной и пастырской практики;
5. Отчеты церковных отделов и комиссий, доклады с мест.
Открывая работу Собора, с приветственным словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Александр. Владыка поблагодарил и похвалил прибывших на Архиерейский Собор священнослужителей, особенно тех, кто откликнулся на приглашение, несмотря на материальные затруднения и плохое самочувствие, тех, кто ставит церковные интересы выше личных. Владыка подчеркнул, что Архиерейский Собор проходит всегда в одно и то же время, каждый из тех, кто должен принимать участие в его работе, прекрасно знает об этой сфере своей ответственности, поэтому к участию в Соборе следует готовиться надлежащим образом заранее. Побеспокоиться о своем здоровье, чтобы оно не мешало участию в Соборе, не намечать никаких мероприятий на известные дни, заранее озаботиться сбором средств, необходимых для оплаты своего проезда на Собор. Архиерейский Собор — это Собор церковных руководителей, священнослужителей, занимающих в Церкви ответственные должности, служение которых имеет общецерковное значение. Поэтому если кто-то не справляется или не желает совершать доверенное ему служение, то должен об этом сказать открыто и честно, чтобы его обязанности были переданы тому, кто будет выполнять их ответственно и с желанием. Кроме того церковные Соборы способствуют не только решению текущих вопросов, но и укреплению христианской любви между нами, что важнее. Чем мы чаще встречаемся, чем чаще вместе молимся и причащаемся Святых Христовых Таин, тем более мы сплачиваемся, тем более укрепляемся на пути к Пристанищу Тихому, куда ведет нас Господь, а через нас весь народ Божий. Святейший Патриарх Александр призвал Божие благословение на соборные труды и пожелал собравшимся продуктивной работы, чтобы благополучно были решены все поставленные перед Собором вопросы.
1. В мае 2019 года исполнилось ровно 10 лет с момента примирения древлеправославных христиан Русской и Грузинской Церквей. За эти годы отношения между русскими и грузинскими христианами преисполнились самого высокого доверия и христианской любви, а от былой вражды не осталось и следа. К сожалению, из-за напряженной международной политической обстановки, затруднившей для граждан Грузии посещение Российской Федерации, до сих пор не удалось провести общецерковный Собор. При этом необходимость такого Собора ощущается и констатируется обеими Церквями. Существует целый ряд значимых церковных вопросов, которые нуждаются в общецерковном обсуждении и принятии общих единогласных решений по ним. Ввиду этого Предстоятель Грузинской Древлеправославной Церкви Высокопреосвященный Павел, Архиепископ Тбилисский и всея Грузии, обратился к Собору Русской Древлеправославной Церкви с посланием, содержащим ряд вопросов, по которым, с точки зрения Грузинской Древлеправославной Церкви, необходимо сформулировать и высказать единую общецерковную позицию. Данное послание было зачитано участникам Собора, и инициативы Высокопреосвященного Владыки Павла получили со стороны Собора полное одобрение и поддержку.
Собор поручил Миссионерскому отделу начать предварительное обсуждение с Грузинской Древлеправославной Церковью всех предложенных Архиепископом Павлом вопросов, чтобы к общецерковному Собору мнения сторон по этим вопросам были полностью выяснены и все предложения по их решению предварительно согласованы.
2. Перед Собором с докладом выступил руководитель Отдела информации и правого обеспечения протодиакон Виктор Кузнецов. В частности, он отметил, что необходимость внесения изменений и дополнений в гражданский устав нашей Религиозной организации в настоящее время продиктована не изменениями в законодательстве, а сложившимися обстоятельствами и наличием ряда недостатков в содержании действующего Устава. Никакие структурные изменения организации данные дополнения не затрагивают, но во второй раздел гражданского устава предлагается внести пункты, предоставляющие право заключать договоры с коммерческими и некоммерческими организациями для осуществления этими организациями следующих видов деятельности: проектно-изыскательной деятельности, проведения реставрационных работ, проведения реконструкции имеющихся в собственности или аренде зданий, строений, а также заключать договоры с коммерческими и некоммерческими организациями для осуществления этими организациями строительной деятельности на земельных участках, принадлежащих нашей централизованной организации.
Собор обсудил и одобрил внесение всех предложенных дополнений в гражданский Устав централизованной религиозной организации, которые бы обеспечивали возможность осуществления более широкого спектра хозяйственной деятельности.
3. По данному вопросу с подробным докладом перед собором выступил протодиакон Виктор Кузнецов, представляющий Святейшего Патриарха Александра в контактной группе по межстарообрядческому сотрудничеству. Прежде всего, отец Виктор отметил плодотворную деятельность учреждённого Благотворительного Фонда поддержки и содействия старообрядчеству (Древлеправославию) «Правда Русская». Ранее, на Освященном Соборе Русской Древлеправославной Церкви весной текущего года, ставился вопрос о целесообразности работы с этим фондом. Однако уже в июле 2019 года от фонда на счёт нашей Религиозной организации поступили денежные средства для финансирования Первой Встречи древлеправославной молодёжи, состоявшейся в Подмосковье в августе текущего года. Также Фонд перечислил денежные средства для финансирования деятельности Издательского отдела Русской Древлеправославной Церкви. На перечисленные средства предполагается выпустить юбилейное издание — книгу, посвящённую 100-летию восстановления иерархии и 20-летию восстановления патриаршества в Церкви, это издание будет содержать историю Церкви, историю восстановления иерархии, будет рассказывать об исторических событиях в жизни Церкви, о выдающихся личностях. Вместе с тем книга будет содержать ранее никогда не публиковавшиеся документы, что позволит каждому желающему убедиться в подлинности описываемых событий. На страницах книги будет рассказано о первых после раскола древлеправославных епископах, о предстоятелях Церкви после восстановления трехчинной иерархии, о некоторых видных священнослужителях, таких, например, как священноиерей Павел Тульский, также и о наших древлеправославных благотворителях: христианах-меценатах и филантропах. Кроме того книга расскажет и о наших сохранившихся архитектурных памятниках, следующий раздел познакомит с современным состоянием Церкви, а завершит юбилейное издание сборник вероучительных посланий Освященных Соборов Русской Древлеправославной Церкви, которые были приняты за 20 лет патриаршества Святейшего Древлеправославного Патриарха Московского и всея Руси Александра.
Также отец Виктор рассказал о намеченных торжествах, которые будут проходить в юбилейном для всех старообрядцев 2020 году, посвящённых празднованию 400-летия свщмч. протопопа Аввакума. Ответственным организатором торжеств является Культурно-паломнический центр протопопа Аввакума. Предстоящие торжества будут проходить в Москве в начале октября 2020 года. Это будет международная конференция, далее будут организованы литературные чтения, а завершит торжественные мероприятия большой концерт духовных песнопений в городе Боровске Калужской области.
Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви с удовлетворением отметил положительную динамику в работе Фонда «Правда Русская» и благодарит сотрудников Фонда за их труды, а в особенности директора Фонда Шахова Михаила Олеговича. Также Собор выражает христианскую благодарность главному советнику Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Александру Александровичу Терентьеву за его внимательное отношение к нуждам древлеправославных христиан.
Поделился отец Виктор и неприятной информацией. Несколько лет назад между РДЦ и РПСЦ был выяснен вопрос об исторической конфессиональной принадлежности старообрядческого храма в г. Туле. Наша Церковь тогда вполне определенно заявила о том, что намерена ходатайствовать перед тульскими городскими властями о возвращении храма местным древлеправославным христианам. Несмотря на это, тульский священник РПСЦ о. Алексей Лосев, игнорируя существующие между РДЦ и РПСЦ договоренности, продолжает добиваться передачи данного храма его общине, самым бесчестным образом он старается дезинформировать общественность относительно исторической конфессиональной принадлежности храма.
Собор благословляет Отдел информации и правового обеспечения принимать предусмотренные действующим законодательством РФ меры для пресечения подобных действий.
Здесь же к соборному обсуждению был предложен вопрос об отношении Русской Древлеправославной Церкви к создаваемым и уже действующим общественным организациям, которые позиционируют себя как общестарообрядческие. Речь идет о создаваемой РПСЦ Ассоциации содействия развитию старообрядчества «Международный старообрядческий союз», работу по регистрации которой одобрил последний Совет митрополии РПСЦ на своем заседании в Москве 3-4 сентября, и об уже зарегистрированной Министерством Юстиции летом текущего года Всемирном союзе по защите прав и интересов староверов, старообрядческих общин и организаций «Русская вера». Обе организации позиционируются в общественном сознании как создаваемые вследствие решения Всемирного старообрядческого форума, бывшего в Москве 1-2 октября 2018 года, который, в частности, постановил: «мы одобряем идею создания старообрядческими общественными организациями международной общественной организации староверов для взаимопомощи в общественных делах, для защиты своих гражданских прав, для диалога в интересах старообрядчества с органами власти, с общественными организациями, а также для сотрудничества на международном уровне». Однако среди учредителей указанных общественных организаций нет общественных старообрядческих организаций. Собор Русской Древлеправославной Церкви, как и ранее, заявляет, что наша Церковь не будет участвовать в учреждении какой-либо общестарообрядческой общественной организации и не участвовала в учреждении указанных организаций.
Вместе с тем Собор одобряет сотрудничество с любыми общественными организациями вне религиозной плоскости и не исключает возможность сотрудничества с учреждаемыми и созданными старообрядческими организациями, если такое сотрудничество принесёт пользу Русской Древлеправославной Церкви. При этом сотрудничество должно быть, безусловно, конструктивным, осуществляться на принципах взаимного уважения, быть основанным на паритетных началах и по таким направлениям и в таком объеме и границах, которые не нарушают каноническое право Церкви.
4. После рассмотрения церковно-канонических вопросов, вопросов богослужебной и пастырской практики, по важнейшим из них Собор сделал следующие постановления.
О духовном окормлении лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу.
Господь наш Исус Христос в Святом Своем Евангелии заповедал нам, христианам, быть милосердными подобно тому, как милосерден небесный наш Отец, и одним из относящихся к этой добродетели поступков Он называет посещение заключенных в темницу (Мф. 25:36). Святитель Григорий Богослов так пишет о милосердии по отношению к оступившимся: «Ибо ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение, хотя Бог несравненно больше благодетельствует, а человек меньше и сообразно со своими силами. Бог сотворил человека и снова восставляет его из тления; а ты, по крайней мере, не презри падшего… Великое лекарство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем; несчастье много облегчается искренним соболезнованием. Ты, человек, не должен считать человека хуже животного, которое закон велит тебе поднять, когда оно упадет в ров, или привести к хозяину, когда заблудится (Исх.23:4.5; Втор.22:4)» (Слово 14-е).
В настоящее время, осуществлению этого благочестивого служения способствует и действующее в Российской Федерации законодательство. В частности, Федеральные законы «О свободе совести и религиозных объединениях», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Тем не менее к прискорбию нашему приходится констатировать, что имеются неоднократные случаи получения отказа от руководства исправительных учреждений на просьбу совершить пастырское окормление осужденных. При этом самим заключенным, которые по религиозным убеждениям и конфессиональной принадлежности относятся к Русской Древлеправославной Церкви, руководством исправительных учреждений и следственных изоляторов предлагается обращаться за духовным окормлением к священнослужителям новообрядческой церкви, поскольку те имеют беспрепятственный доступ во все учреждения Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН).
В целях урегулирования данного вопроса и обеспечения беспрепятственного доступа заключенных к церковным таинствам, прежде всего спасительному таинству покаяния, Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви постановил: Поручить Отделу информации и правового обеспечения обратиться от лица Церкви в Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) для получения соответствующего разрешения, чтобы лицам, относящим себя к Древлеправославной Церкви и при этом осужденным к лишению свободы или заключенным под стражу, были в полной мере обеспечены их конституционные права на свободу совести и свободу вероисповедания. Чтобы священнослужители Русской Древлеправославной Церкви на основании принципов добровольности и свободы вероисповедания, в соответствии с внутренними установлениями РДЦ в порядке и пределах, установленных действующим законодательством, могли бы беспрепятственно осуществлять духовное окормление, включая совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний, а также духовно-нравственное просвещение лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу.
Отношение Русской Древлеправославной Церкви к патологоанатомическому вскрытию.
Патологоанатомическое исследование тела человека проводится для того, чтобы выяснить причину смерти, выявить или охарактеризовать степень распространения болезни, а в случае проведения судебно-медицинского исследования определить еще и категорию смерти — насильственная или ненасильственная. Поскольку смерть является неотъемлемой частью земной жизни всякого человека, то рано или поздно все сталкиваются с данным вопросом. При этом по причине отсутствия соборного разъяснения об отношении Древлеправославной Церкви к данному вопросу, среди древлеправославных христиан стали распространяться различные заблуждения и суеверия. Для исправления этой ситуации Собор считает необходимым сделать разъяснение данного вопроса с точки зрения православного вероучения, а также проинформировать христиан о том, как данный вопрос решен в Российской Федерации на законодательном уровне.
Основным заблуждением является мнение о том, что патологоанатомическое вскрытие может каким-то негативным образом повлиять на загробную участь умершего, а изъятие при вскрытии каких-либо органов может негативно сказаться на умершем в день всеобщего Воскресения мертвых. Данные заблуждения очевидным образом обличаются самой историей человечества и что важнее всего — историей Христианства. Огромное количество святых мучеников было расчленено на части, растерзано дикими зверями или предано на сожжение. Безусловно, что в результате подобных казней часто не только нарушалась целостность тел святых мучеников, но и сами их тела уничтожались богоборцами полностью, без всякого остатка. В свидетели мы призовем обезглавленного нечестивым царем Иродом святого Пророка и Предотечу Крестителя Господня Иоанна, растерзанного свирепыми львами на арене языческого амфитеатра священномученика Игнатия Богоносца, сожженного никонианами-реформаторами священномученика протопопа Аввакума с соузниками. Нарушение целостности тел всех этих боголюбивых мужей, как и бесчисленного количества иных мучеников, не только не сказалось негативно на их загробной участи, но напротив, именно такая их смерть обеспечила святым страдальцам бессмертную славу у Бога и вечную память в сердцах христиан. Таким образом, названные примеры должны успокоить тех церковных чад, которые в силу простосердечия связывают с патологоанатомическим вскрытием указанные выше суеверные страхи.
Следует также обратить внимание христиан еще и на то, что, когда ставится вопрос о спасении жизни какого-либо человека (не исключая христиан) и необходимости проведения для этого хирургической операции, которая нередко сопровождается частичным или полным удалением поврежденного органа или части тела, то данная процедура ни у кого не вызывает протеста. Напротив, и сам болящий, и его близкие связывают с хирургическим вмешательством надежды на выздоровление и никак не препятствуют операции. Но если считать допустимым хирургическое вмешательство в тело живого человека, когда для этого существует какая-то насущная необходимость, то нет оснований совершенно исключать подобное вмешательство в тело уже умершего человека. Тем более что это вмешательство осуществляется не с целью надругательства над телом умершего, но с цель более тщательного изучения заболеваний для совершенствования знаний борьбы с ними, а также с целью способствовать выявлению преступлений и наказанию преступников. Данные мотивы с точки зрения Церкви, несомненно, являются положительными.
Однако при всем при этом следует обратить внимание христиан и на другой аспект. Церковь относится к телам умерших не безразлично, но с глубоким почтением. Тело каждого верного христианина согласно православному вероучению является вместилищем Святого Духа, и поэтому для Церкви оно священно. Кроме того, к благоговейному отношению к телам умерших нас подвигает и целомудрие. Так, например, почтение к телам усопших иноков таково, что их не положено обмывать, чтобы не обнажать тела. И даже замена одежды на усопшем иноке по уставу, изложенному в чине иноческого погребения, должна производиться таким образом, что одновременно чрез главу на него должна одеваться новая одежда, а через ноги сниматься старая, чтобы никоим образом не была открыта телесная нагота: «Егда кто от братия инок изыдет к Богу, не подобает омывати тела его. Но ни зрети его. Ниже видетися отнюдь нагу… Потом снемлют с него сквернавыя ризы на ноги, и чистыя возлагают со главы. Никако же сего наготы видевши». Из этого понятно, что передача тела усопшего инока или епископа для патологоанатомического вскрытия крайне нежелательна. И древлеправославные христиане должны знать, что законодательство Российской Федерации предоставляет возможность отказаться от патологоанатомического вскрытия не только в отношении иноков и священнослужителей, но и в отношении вообще всех верующих. Так, в пункте 3 Приложения №1 к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 6 июня 2013 г. № 354н «О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий» сказано: «По религиозным мотивам при наличии письменного заявления супруга или близкого родственника (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), а при их отсутствии иных родственников либо законного представителя умершего или при волеизъявлении самого умершего, сделанном им при жизни, патолого-анатомическое вскрытие не производится, за исключением случаев:
- подозрения на насильственную смерть;
- невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти;
- оказания умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в стационарных условиях менее одних суток;
- подозрения на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов;
- смерти:
а) связанной с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови и (или) ее компонентов;
б) от инфекционного заболевания или при подозрении на него;
в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли;
г) от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы;
д) беременных, рожениц, родильниц (включая последний день послеродового периода) и детей в возрасте до двадцати восьми дней жизни включительно;
6) рождения мертвого ребенка;
7) необходимости судебно-медицинского исследования».
На основании данного законодательного акта, любой верующий христианин может составить, например, нотариально заверенное заявление о своем отказе от патологоанатомического вскрытия. Данное заявление необходимо подать в медицинскую организацию по месту жительства, в которой заявитель получает первичную медико-санитарную помощь. Заявление же родственников об отказе от патологоанатомического вскрытия умершего должно быть подано организующему направление на вскрытие врачу (фельдшеру) медицинской организации, в которой умерший получал первичную медико-санитарную помощь, либо медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание территории, где констатирована смерть. В случае же наступления смерти в стационарных учреждениях социального обслуживания или иных подобных организациях, заявление передается организующему направление на патологоанатомическое вскрытие тела умершего врачу (фельдшеру) указанных организаций либо медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание этих организаций.
В рамках обсуждения данного вопроса повестки дня, Собор поручил Отделу информации и правового обеспечения проработать и решить вопрос с получением особого статуса для участка с захоронениями древлеправославных священнослужителей на Рогожском кладбище, чтобы исключить любую вероятность уничтожения священных для нас могил, а также погребение на этом участке посторонних лиц.
5. Собор заслушал традиционные ежегодные отчеты сотрудников церковных отделов и комиссий, а также отцов благочинных.
В частности, руководитель Отдела информации и правового обеспечения протодиакон Виктор Кузнецов в своем докладе отметил следующее: «По благословению Святейшего Патриарха все настоятели и Председатели Приходских советов должны были представить в Отдел информации и правового обеспечения все имеющиеся документы по имуществу вверенных их управлению Местных религиозных организаций (приходов). Ранее мною отмечалась печальная тенденция: халатное отношение к церковному имуществу, халатное отношение на местах к своим прямым обязанностям. Выявленные недостатки по мере возможности исправляются, документооборот приходит в надлежащее состояние. Однако в настоящее время в некоторых приходах продолжает сохраняться прежнее небрежное отношение к церковному имуществу, а именно: продолжается строительство объектов без надлежащим образом оформленных документов. Ранее Собор Церкви призывал священнослужителей и настоятелей, а также благочинных следить и более ответственно подходить к вопросам оформления необходимой документации. Также напоминаю, что была принята система мер дисциплинарного воздействия. При всём этом Освященный Собор запретил тратить собранные денежные средства на строительство объектов религиозного назначения без наличия надлежащим образом оформленных документов. И это решение Собора некоторыми игнорируется. Прошу Собор и Дисциплинарную комиссию обратить внимание на имеющиеся нарушения».
Далее священноиерей Михаил Степанов и протодиакон Виктор Кузнецов проинформировали участников Собора о том, что 9-12 августа текущего года в подмосковном древлеправославном приходе деревни Пласкинино Раменского района состоялась Встреча древлеправославной молодёжи. Средства для проведения Встречи были выделены Фондом «Правда Русская». Эту встречу молодые христиане назвали Слётом. В его мероприятиях приняли участие порядка 45 молодых древлеправославных христиан из Москвы, Московской, Курской, Нижегородской, Оренбургской областей и Пермского края. А также зарубежные гости из Румынии и Белоруссии. В рамках Слета прошло много интересных и полезных мероприятий. Участники Слёта единогласно высказались за ежегодное проведение подобных молодежных встреч, в результате чего был выработан и утверждён План мероприятий на следующий 2020 год. После окончания Слета Отделом информации и правового обеспечения на средства БФ «Правда Русская» был выпущен первый номер Вестника древлеправославного молодёжного движения, который в настоящее время распространяется по приходам Русской Древлеправославной Церкви.
По данному докладу Отдела информации и правового обеспечения Собор принял следующую резолюцию: «Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви положительно оценивает развитие молодежного движения в Церкви и благодарит всех организаторов и участников Первой встречи древлеправославной молодежи. В особенности членов оргкомитета Слета: протодиакона Виктора Кузнецова, священноиерея Михаила Степанова, протоиерея Владимира Алёхина, Огаркову Аллу, Цивилёву Марию, Стебунова Димитрия, Макеенкову Анну, а также щедрых благотворителей, благодаря которым стало возможно проведение такого полезного для Церкви мероприятия. Спаси всех Христос!».
Важной была также информация, предоставленная и Миссионерским отделом. К ключевым моментам доклада следует отнести следующее:
1. В рамках апологетической деятельности Миссионерский отдел занимается выявлением и сбором исторической информации о Древлеправославной Церкви и судьбах ее церковных чад и священнослужителей. За прошедший период в различных государственных архивах, например ГМИР и РО РГБ, удалось выявить ряд ценнейших документов по истории Церкви. В частности, конкретно в РО РГБ были обнаружены материалы, подтверждающие имеющиеся у нас биографические сведения о видном деятеле Древлеправославия священнике Павле Тульском, которые в дополнение к другим имеющимся документам самым ясным и неопровержимым образом доказывают, что отец Павел изначально не признавал над собой власть Белокриницкой иерархии. Также в распоряжение Миссионерского отдела частным лицом была передана коллекция писем И.А. Бартенева, известного своей клеветнической и раскольнической деятельностью в отношении почившего в Бозе Преосвященного Архиепископа Иоанна (Калинина). Содержащаяся в этих письмах информация, исходящая от самого Бартенева, прямо подтверждает, что Архиепископ Иоанн был рукоположен Архиепископом Михаилом (Кочетовым) и Епископом Трифаном (Епишевым). Свой мятеж против Владыки Иоанна Бартенев объясняет тем, что Владыка Иоанн имел преемственное рукоположение от Архиепископа Николы (Позднева), который был незначительное время в обновленческом движении и из-за этого, по мнению Бартенева, стал еретиком первого чина и не мог никого рукополагать. И хоть Архиепископ Иоанн на самом деле имел преемственное рукоположение от Архиепископа свщмч. Стефана (Расторгуева), а не Архиепископа Николы, тем не менее само мнение Бартенева об Архиепископе Николе в связи с его участием в обновленческом движении абсолютно канонически неграмотное и никем не может рассматриваться всерьез. Важнейшим для нас свидетельством защиты является признание Бартеневым того факта, что Архиепископ Иоанн не самозванец в смысле епископского преемства, напротив, Бартенев прямо соотносит хиротонию Архиепископа Иоанна с Архиепископом Николой (Поздневым), решительно утверждая, что Иоанн имеет преемство от Владыки Николы. Таким образом, Бартенев из свидетеля обвинения, каковым его выставляют наши оппоненты, становится посмертно помимо своей воли свидетелем защиты, всецело подтверждая официальную историю Русской Древлеправославной Церкви.
2. Миссионерский отдел проинформировал Собор о том, что по имеющейся информации расколоучитель Г.П. Ефимов намерен посетить Румынию и предпринять очередную попытку посеять раскол и смятение среди наших румынских христиан. Отвергнутый Белокриницкой Митрополией, этот человек, вместе со своей раскольничьей организацией, именуемой «Древлеправославная Архиепископия», пытается обходными путями навязать свое общение, как нашим приходам, так и приходам Белокриницкой Митрополии в Румынии.
Архиерейский Собор с удовлетворением отметил, что Бог вознаграждает всех верных чад Святой Церкви, которые проявили терпение, не соблазнились о ней и не отпали от нее, подпав под влияние клеветнических инсинуаций ее врагов, пытавшихся фальсифицировать церковную историю, шельмовать искренних верных служителей Церкви. Относительно же продолжающейся раскольнической деятельности Г.П. Ефимова Собор поручил Миссионерскому отделу подготовить послание ко всем древлеправославным христианам Румынии с увещеванием не пускать ни в личный, ни тем более в церковный дом этого татя и разбойника, который пытается не дверями войти в двор овчий, но «прелазя инуде».
Все прочие доклады также были Собором приняты к сведению, а самих докладчиков Собор поблагодарил за проделанную работу.
«Относительно же продолжающейся раскольнической деятельности Г.П. Ефимова Собор поручил Миссионерскому отделу подготовить послание ко всем древлеправославным христианам Румынии с увещеванием не пускать ни в личный, ни тем более в церковный дом этого татя и разбойника, который пытается не дверями войти в двор овчий, но «прелазя инуде». » Я конечно, прошу прощения, но такие слова, вообще-то клевета. И называть человека, сколь бы не были сложными с ним отношения у твоей деноминации «татем и разбойником» это как минимум некорректно, и за такие слова можно и подать в суд за клевету, и даже можно тут усмотреть разжигание межрелигиозной розни.
Короче двушечку всей их древлепатриархии.
Значит, и Елисею Елисееву, и Черногору можно подать на Митрополию и Освящённый Собор и на тебя лично, отец Сергий, в суд за клевету? Если следовать твоей логике. И ты, кстати, в своё время ушёл от продолжения дискуссии.
То есть, «целесообразность работы» с Фондом «Правда Русская» появилась после того, как он профинансировал слет древлеправославной молодежи и юбилейное издание книги. Это намек «Международному старообрядческому союзу» и Всемирному союзу Л.Севастьянова, что подобная «целесообразность» может проявиться вновь, если они дадут РДЦ больше денег?
Так фонд на то и нужен, чтоб деньги давать. Если фонд денег дает, то годный фонд и работать с ним можно. Логично же.
Собор обошел стороной ряд действительно важных вопросов которые из года в год будоражат старообрядчество и не находят разрешения которое бы не привело к новым расколам.
— Можно ли отмолить отгрызеный ноготь?
— Мюсли — это удавленина или воцерковленные черепокожие?
— Как быть если не смотря на длину рубахи на поясном поклоне что-то свисает и раскачивается?
Вместо этого седые мужи говорят непойми о чем. Закат РДЦ никогда не был столь очевиден.
В этом отношении не только мюсли — весь магазинный хлеб — «удавленина», т.к. выпекается из муки, полученной на растиранием на жерновах, а раздавливанием зерен между шестеренками.