Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (42)

  1. Кирил Меламуд

    насчет храма апостола Матфея у метро проспект Мира. здание не сохранилось, от усадьбы кузнецовых осталось два дома. можно было бы в одном из них открыть старообрядческий центр, а на прилегающей территории построить часовню. управление метрополитена стоит на месте церкви, снести его наверное сложно, однако у него есть новое здание рядом, так что может это и возможно.

  2. михалычъ

    "На то и миссионеры, чтоб уметь в хорошем смысле забалтывать тему."

    подобные миссионеры будут мне напоминать онкологов, которые замазывают косметикой мелабластому, чтобы клиент не волновался ушел в другую клинику. И наша клиника не накрылась.

    "Не так много замыливать, пожалуй канонизации это самое крупное."

    Уже много раз на этом форуме я писал, что таких с замыленными духовными проблемами молодых ребят (да и не очень молодых) наблюдал не раз.

    Мыла хватает ненадолго.

    Дело тут не в канонизациях как таковых. Канонизация это лишь внешнее проявление. Канонизация свиделельствует о действии освящающей благодати.
    Отрицание канонизации, допустим Паисия Святогорца — притом не из-за обстоятельств его жизни (вполне безпорочной), а из-за того, что, что он принадлежит к господствующей иерархии — оно в себе скрывает отрицание возможности святости как таковой для всех ее членов.

    То есть отрицание Святаго Духа — сиречь хула на Святого Духа.

    "убеждать придётся людей которые в принципе не против"

    В большинстве своем переходят из-за к-л обид или некоей несправедливости, из-за примеров нечистоплотности кого-то из чад нашей Церкви.
    А вовсе не из-за богословских проблем.

    • Сергий 985

      Обиды и несправедливость ненадёжный повод, во всяком случае долго не удержит. Плохое забудется, в староверии потом тоже обидят (обязательно!) — и снова дальше бегом бежать в другое "святое согласие"?

      Обида может привести человека, но потом повод остаться должен быть более основательный. И тут нужно иметь ответы на многие спорные вопросы. Это непросто, но нужно.

  3. А Даниил Солонников в темной кофте и немножко, по ощущениям, бритый, и правда чтец, то есть стихарный?

  4. михалычъ

    если речь идет об антирейтинге среди либеральной и оппозиционной общественности и тому подобных интеллигенствующих кругов, то их появление в среде старообрядчества сродни приятию яда, который уничтожит изнутри последние очаги оазисы старой Руси

    и потом — антирейтинг дело наживное. Натаскаете миллион пирожков — свои "часы" появятся

    какие " мягкие объяснения тех противоречий с которыми неизбежно сталкивается любой новообрядец, в частности почитания прославленных в РПЦ святых" можно придумать, если для нас преподобные Серафим Саровский или Паисий Святогорец — сосуды Святого Духа, а для вас они, простите еретики.

    Конечно, если Вы от кажетесь от этой точки зрения и при знаете действие освящающей благодати, тогда исчезнет и сама причина для разделения

    • Сергий 985

      Вот понимаете, что разработкой этих переходных правил должны заниматься люди с хорошим чувством того как можно и нужно сглаживать такие шороховатости. На то и миссионеры, чтоб уметь в хорошем смысле забалтывать тему. В хорошем, смысле.

      Тем более, что убеждать придётся людей которые в принципе не против вас (староверов), и готовы прислушаться лучше чем кто-либо еще. Они сами внутри ищут простой для себя путь разрешения противоречия, поэтому будут охотно цепляться за любые шансы это сделать, за объяснения примирительные, чтобы их будущее уважительно упокоило их прошлое.

      Например… Ну успокойте их, что непризнание канонизации не означает, что люди там плохие были. Что вовсе не обязательно признавать подвижника святым и даже 100-верным чтоб заимствовать у него светлые мысли, приведите в пример как митрополит Корнилий брал для своих проповедей цитаты из новообрядцев. И там успокоятся, и загладят сомнения "непризнанной канонизации". Мало ли святых официально не канонизировали, и мало ли канонизировали людей по ошибке?… Так что успокойтесь, не надо переоценивать эти канонизации…

      Ну и другие вопросы замылить подобным образом. Не так много замыливать, пожалуй канонизации это самое крупное. Остальное легко пойдёт.

    • Сергий 985

      > интеллигенствующих кругов, то их появление в среде старообрядчества сродни приятию яда

      А кто по-вашему должен наполнять старообрядчество? Закостенелые необразованные люди с минимумом умственных исканий, склонных разрабатывать веру в направлении покроя порток по образцу 15 века и всяких национальных прибауток какой рукой передать свечку чтоб она жарче грехи из души вытапливала?

    • михалычъ

      старообрядчество веками существовало безо всякого пополнения либералами, хотя его и пытались использовать в своих целях разного рода герцены.

      У старообрядчества были ВНУТРЕННИЕ резервы и сама среда простого народа не слишком контрастировала со старообрядческой культурой. Сейчас, если на пять-шесть кореных старообрядок старшего поколения — ХРАНИТЕЛЬНИЦ — придет десяток интеллегентствующих, смогут ли старообрядческие общины найти внутренние резервы для ассимилирования столь несродного для себя элемента?

      Этих хранительниц и так не больно-то слушают. Наследие старообрядчества утекает сквозь пальцы.
      Кем пополнять? Переселите несколько тысяч липован или американских староверов, создайте немного изолированные от внешнего мира оазисы в виде отдельных поселков…… и так д алее.

      Это будет концентрация, а так получается — разбавить водой и без того жиденький бульончик.

    • Сергий 985

      Что ценного эти хранительницы хранят и передают? Они сильны в догматике, церковной истории, апологетике? Могут пойти на диспут с Кураевым и уделать его аргументами? Начётчество на которое не без гордости ссылается сегодняшнее староверие — оно в этих хранительницах?

    • михалычъ

      А что ценного в диспуте с Кураевым? Зачем кому-то туда идти?

      У Кураева совсем другой профиль. Поймите, если девяностолетняя женщина с трех лет на клиросе (посчитайте, с какого года должны быть те, с кем она начинала петь девяносто лет назад).

      И очень некоторые из них и сильны в том числе и в церковной истории, не хуже нас с Вами. Их знания ничем не хуже, чем те, что мы почерпнули из википедии.

    • Сергий 985

      Опыт с 3 до 90 лет — это опыт чего? Петь на клиросе — возможно. Знать устав — возможно. Опыт пастырства? Не уверен. Опыт обращения в веру внешних? Не уверен.

      Прежде чем человеку будет нужна информации которую может дать ему опытная бабуля, его надо как-то в церковь привести.

    • Сергий 985

      > И очень некоторые из них и сильны в том числе и в церковной истории

      Я о том, что эти 90-летние бабули может и являют собой личной феномен знания церковной службы, традиций и правил христианской жизни, но ничего из этого обоснованно передать другим не могут. Бабульки воцерковленные, а детей и внуков своих воцерковить не смогут. Потому что условно на все им вопросы типа "а зачем надо бить 100 поклонов перед восходом солнца натощак" у них будет ответ "так надо, в книжке царя гороха написано". Надо ли говорить, что современному человеку такая аргументация совершенно не подойдёт.

  5. Сергий 985

    Возможно, эта статья отражает не всё. Но если всё, то странные акценты. Музеи какие-то… РПЦ сейчас по известным причинам имет колоссальный антирейтинг и положительной динамики пока не предвидится. На фоне этого староверам надо организовывать свои миссионерские центры, чтобы как горячие пирожки из печи таскать у РПЦ тех кто тянется к вере, истине и Христу, но сильно смущен тем как это предлагает делать это РПЦ. Более благоприятного времени предположить сложно. По икономии сделать временные послабления для внешний в части возможности зайти в храм, посмотреть, приобщиться и т.п. Известных казаков-радикалов на это время как минимум затолкать подальше, закрыть и не выпускать.
    Проводить среди клира и сотрудников пирожковых инструктаж общения с внешними, чтобы у рядовых граждан создался имидж староверия не как замкнутой секты, готовящейся к неминуемому самосожжению, а как к реальной альтернативе всем этим часам, пыли и позолоченным гомоиерархам.

    • Alexander P-ky

      Вот именно! А то опять из пустое в порожнее переливали. Из дельного только музей, но опять это музей, а не миссия.

    • Сергий 985

      В первую очередь нужна деликатная программа обращения в староверие. Выработать позицию по спорным вопросам, придумать мягкие объяснения тех противоречий с которыми неизбежно сталкивается любой новообрядец, в частности почитания прославленных в РПЦ святых, проблемы перстосложения, либерализовать для новопришедших проблемы ношения бороды и т.п. Переходящий в староверие не должен проходить через стресс отречений и проклятий "от никонианства" и прочих шокотерапий. Как синодальная церковь в свое время организовала единоверие, смирившись с многими старообрядческими вещами ради упрощения перехода, необходимо некое "антиединоверие" в старообрядчестве, чтобы люди постепенно перетекали, меняясь не под нажимом и стрессом, а постепенно, в процессе осознания и втягивания в иную церковную традицию.
      Вот такая программа была бы на пользу.

      А не плодить музеи и памятники, тем самым вешая на себя табличку "Мы все в прошлом".

    • Глеб Чистяков

      Судя по выступления собравшихся многие сетуют, что подобные встречи проходят редко. А кто мешает собираться чаще? Прихожане любого храма могут инициировать собрание общины с любой периодичностью, хоть каждый месяц и на них обсуждать насущные вопросы обустройства общинной жизни, проповеди и т. п.
      Разве не старообрядчество издавна славилось своей соборностью и развитой общинной жизнью? Об этом немало писали дореволюционные авторы сравнивая положения в старообрядчестве и синодальной церкви…

      Где теперь эти собрания общин?

      Недавно состоялась Освященный собор РПСЦ в котором приняли участие делегаты от общин, причем каждая община имела право представить по два делегата. Возникает вопрос: В каких общинах прошли собрания на которых делегаты отчитались о своем участии в Соборе, разъяснили суть соборных решений? Если никакого отчета на собраниях общин не было, то зачем вообще нужны эти делегаты и с какой целью общины тратят средства и посылают их на Собор?

      Может быть дело в том, что членов общин вообще не интересуют ни Соборы и ни их решения? Может и дела прихода не интересуют членов общин и поэтому собрания общин созываются крайне редко, как и мероприятия подобные «встрече московских старообрядцев»?

    • Сергий 985

      Я думаю простые прихожане не хотят с головой погружаться в церковные дела. То есть ходить на службы — ок, помочь в храме убрать и если надо крышу новую покрыть — ок. Но вот как-то не глубже. Посвятить религиозности весь лимит свободного от работы и хозяйских хлопот времени это не то, чего хочет абсолютное большинство. Это как же должно зудеть, чтобы все свободное время вариться в этой теме, собирать какие-то собрания (для этого людей с зудом должно быть больше), всё вот это взаимодействие… Не до этого.

      Я думаю люди с радостью делегируют эти заботы узкому кругу клириков, и рады не погружаться в это. Единственное чего людям надо при этом, это иметь рычаги смены тех кому эти заботы делегированы, ну и контролировать. Но вряд ли соучаствовать.
      У людей масса других занятий на свободное время: рыбалка, дача…

      На край собраться на каком-нибудь форуме вечером после работы и порычать перед сном на поганых неверных, устроить полит-срачь "краснопёрые против истинохристиян" и тому подобное. Но это тоже форма развлечения.

    • Сергий 985

      Вообще низкая активность старообрядческих прихожан показывает, что современные старообрядцы это такие же советские люди как и все остальные граждане и обрядцы. Никакой особой соборности и общинной инициативности в них уже нет, даже если раньше она и была. Степень отчуждения от общестенного у них примерно как и у других.
      Собственно, трагедии в этом нет, просто надо иметь ввиду, и не кичиться лишний раз особым духом и укладом.

  6. Сергий 985

    > Так повелось, что Рогожская община — самая большая и центральная

    По факту ИМХО центром московского старообрядчества РПСЦ стал храм на Белорусской. Кроме базового пакета таинств и богослужений, там регулярно проходили лекции на разные интересные темы где выступали последние оставшиеся на сегодня старообрядческие начётчики (Муравьёв, например и другие). Там же, на Белорусской, открылась обновлённая старообрядческая харчевня которая, судя по рассказам в ЖЖ её настоятеля Михаила Панкратова, оказывает неописуемый миссионерский эффект на близлежащие офисы. В ней даже карточки к оплате принимают, а рогожская церковная столовка из года в год торгует только за нал.

    Главное чем (печально) прославилась Рогожская община это средоточием радикалов, готовых выгнать из храма кого-то за ненадлежащий внешний вид, не соответствующий строгим стандартам 15 и 17 века. Хотя и такие вести перестали приходить. Видимо, совсем дела зачахли.

    • Иерей Панкратов

      Фамилия представителя общины храма св. Николы в Лефортовском пер. не Окунь, а Кокул, исправьте пожалуйста.

    • Уже давно идут разговоры, что о.Алексей со временем заменит престарелого и консервативного настоятеля Покровского кафедрального собора и вот он уже назначен вторым священником (а куда молодой священноинок Евагрий отправлен?). Так что возможно и рогожским радикалам придется как то изменяться.

    • Иерей Панкратов

      священноинок Евагрий — никуда не отправлен, а сам, по личной инициативе, отказался от служения.

    • Только от служения в этом соборе или и от сана тоже? Он вроде выходец из сибирских часовенных?

    • Сергей Шуйский

      Странный облик для иконописца, "отъ еретикъ бо се навыкоша" (гл.40 Стоглав).

    • Игорь Львович

      Рогожская община сильна своей консервативностью. Убрать ее и все старообрядчество посыпется.

    • Игорь Львович

      о. Евагрия просто некоторые священники не хотят видеть на Рогожском, а народом он любим.

    • Сергий 985

      > Рогожская община сильна своей консервативностью.

      А чем ещё вообще известна рогожская община?
      Ну кроме известных фактов консерватизма по отношению к…

    • Елена Демидова

      Сергий 985, на Вас прям-таки не угодить. Приходят вести про радикальные замечания бабушек на Рогожском — плохо, перестали такие вести приходить — опять нехорошо, Вами делается вывод, что на Рогожском "совсем дела зачахли". При том, что ничего не зачахло на Рогожском, всё идёт своим чередом, как говорится, "не дождетесь". Да и о лекциях на Белорусской Вы совершенно напрасно пишете тут в прошедшем времени. Они по-прежнему продолжаются по средам, вот и сегодня вечером будет очередная лекция, велкам! Всё нормально, живём дальше, желаемое Вами плохое за действительное выдавать не пытаемся, ага?

    • Сергий 985

      Безусловно рад за Беларусскую, что можно продолжать писать о ней в настоящем времени и в части лекций, а не только кулинарного благочестия.

      Что касается Рогожской общины, то вестей оттуда действительно маловато мягко говоря. Плохо это или хорошо даже не знаю: может лучше вообще никакой активности чем та которой эта община прославилась благодаря неумерному ревнению отдельных её представителей при молчаливом попустительстве остальных общинников, а так же священноначалия РПСЦ.

    • Елена Демидова

      не очень понятно, Сергий, каких Вам надобно вестей с Рогожского. Службы совершаются ежедневно. Новости на официальном сайте РПСЦ публикуются регулярно. Чего ж еще-то? О какой еще активности желаете знать?

    • Сергий 985

      Службы совершаются попами РПСЦ, а не общиной. Сайт РПСЦ не есть сайт рогожской общины.
      Новости могут быть о проводимых семинарах, публичных лекциях, паломнических поездках, миссионерских встречах, приглашения на встречу со священством позадавать вопросы. В конце-концов это может быть долклад об умопомрачительном успехе нового рецепта древлепирожков с древлеяйцами и старокапустой в замечательной старообрядческой трапезной на Рогожском.
      Но увы, ничего. Даже на сайте одного из самых инфоактивных членов рогожской общины с болью и тревогой обсуждается проблема гонений на отечественное поголовье свиней.

    • У Вас, уважаемый, уже не ирония, а целый сарказм. Видно здорово Вам досталось от "правильных" рогожских. А пирожки в трапезной и мне попались из "старокислой" капусты.

    • Сергий 985

      > Видно здорово Вам досталось от "правильных" рогожских.

      Нет, "правильные" рогожские ни разу не помешали мне зайти в их храм когда было необходимо. В том и нелепость их ревнения, что влетает от них куда более искренним и непредвзятым людям, пришедшим познакомиться со староверием.

    • Игорь Львович

      Да никому и ни чего не влетает на Рогожском.
      Все там наладилось.
      А если уж и не пустили кого, так значит это все по делу.
      Вы не забывайте, что это единственный у старообрядцев храм, где есть ежедневная литургия.

    • Сергий 985

      > Все там наладилось.

      Что значит всё наладилось? Какие конкретнее изменения?

      > единственный у старообрядцев храм, где есть ежедневная литургия

      Сколько раз в год причащается среднестатистический современный московский старовер? Что даёт эта ежедневная литургия по сравнению с тем если бы она служилась только по воскресным и праздничным дням?

    • На буднях на Рогожском никогда и никто не причащается, за исключением постов.

    • Сергий 985

      > На буднях на Рогожском никогда и никто не причащается, за исключением постов.

      В чём тогда смысл ежедневной литургии?

    • Елена Демидова

      Кирилл, ни один человек не мог бы так написать "никогда и никто". Нет ни одного человека, который присутствовал бы на всех литургиях в будние дни без исключения. Думайте хотя бы немного, прежде чем такие "пули" отливать…

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля