После воскресной Литургии 25 ноября в Доме причта, что на Рогожском, состоялась вторая встреча представителей общественности Русской Православной старообрядческой Церкви. Первая встреча старообрядцев РПсЦ прошла в январе 2017 года. Тогда приняли решение собираться не реже двух раз в год, но по некоторым обстоятельствам случился длительный перерыв.
В этот раз присутствовали около 60 человек — это несколько меньше, чем в прошлый раз. По благословению владыки Корнилия собрание вели иерей Никола Бобков (настоятель храма Покрова и Успения Пресвятой Богородицы в Москве) и протоиерей Алексей Михеев (настоятель храма во имя св. Николы Чудотворца в дер. Устьяново). В зале присутствовали представители почти всех московских общин РПсЦ. К сожалению, не было настоятеля храма иконы Владимирской Богородицы на Остоженке протоиерея Сергия Лисуренко.
По доброй христианской традиции и по инициативе о. Алексея Михеева, перед началом собрания пропели молитву «Царю небесныи», а также стихеры «Союзом любве» и «Днесь благодать Святаго Духа». После этого о. Никола Бобков выступил со вступительным словом. Он отметил, что Москва большая и без общих усилий членов московских общин не удастся сделать что-то стоящее. Во время Советской власти в Москве действовала только одна Рогожская община, и между ее членами была очень сильная сплоченность. И сегодня не стоит акцентироваться на тех людях, которые делают что-то неправильно, а нужно искать точки соприкосновения, где мы можем что-то сделать вместе. Повестка встречи — это небольшие отчеты московских общин. В идеале хотелось бы организовать некую структуру в пределах московского благочиния РПсЦ «Москва старообрядческая», которая бы собиралась примерно раз в год и координировала усилия общин. Впоследствии этой структуре нужно создать свои вебсайт и газету. Конечно же, цель всего этого — привлекать людей к вере и в храмы, но вначале нужно самим внутри своих общин создать добрые и мирные отношения. Цель этой встречи — обмен опытом и позитивной информацией, а не выискивание недочетов и не выяснение личных недомолвок между членами общин.
В качестве дополнения ко вступлению о. Алексей Михеев сообщил, что определением владыки Корнилия от 15 ноября 2018 г. он назначен вторым священником к Покровскому собору в г. Москве. Еще о. Алексей добавил: «Так повелось, что Рогожская община — самая большая и центральная, и все подсознательно ждут от нее помощи. Но она и сама часто нуждается в помощи, поэтому хотелось бы это напомнить другим окрепшим общинам». Он также отметил, что служители церкви — это не только священники, а любые трудящиеся на ее благо: певцы, чтецы, даже уборщицы и дворники. Тех же, кто свой талант зарывает в землю, Господь не награждает своей милостью.
С первым отчетом выступил представитель общины храма св. Николы у Тверской заставы Михаил Юрьевич Панкратов. Он рассказал о достижениях Никольской общины: с момента открытия храма в 1993 году в десятки раз увеличилось число прихожан; работает воскресная школа для трех возрастных групп; каждую среду в 19 ч. под руководством к.и.н. Р. Майорова проводятся бесплатные катехизаторские курсы (лекции читают А. Муравьев, Д. Урушев, В. Волков и другие ученые); продолжает работу духовно-просветительский центр «Криница»; община организовывает участие старообрядцев в ежегодной акции «Бессмертный полк» (включая и полевой пункт питания), так как храм располагается по маршруту шествия. Также за последний год проведен значительный ремонт церкви снаружи — внутри еще предстоит, конечно, очень много работы. Как отметил докладчик, особенность Никольской общины у Тверской заставы еще и в том, что в ее рядах много образованных людей, так называемая «старообрядческая элита».
Далее о. Никола Бобков, представляющий на собрании общину храма Покрова и Успения Пресвятой Богородицы, рассказал немного об истории храма и отметил, что много лет храм не отдавали старообрядцам. И вот 22 декабря 2017 года, во многом благодаря визиту президента РФ Владимира Путина на Рогожское в мае прошлого года, старообрядцам наконец передали ключи от храма на Малом Гавриковом переулке г. Москвы. 24 декабря отслужили первый молебен, а 4 марта этого года состоялось малое освящение церкви. С момента передачи храма каждое воскресенье там совершалось богослужение, а после освящения регулярно совершается Божественная Литургия. В храме есть небольшая библиотека, имеются все книги для богослужебного круга, по мере поступления финансов пишутся иконы. В следующем году планируется установка крестов при содействии Москомнаследия. О. Никола поблагодарил всех попечителей и благотворителей, а также выразил надежду на открытие через пару лет воскресной школы.
Следующим выступил представитель Никольской старообрядческой общины в Лефортовском переулке г. Москвы иконописец Олег Кокул. По его словам, община оформилась совсем недавно, с февраля этого года регулярно совершаются богослужения по субботам и воскресеньям, а также молебны в понедельник и в пятницу. Окормляет общину иерей Константин Лукичев, правда, пока он проводит богослужения нерегулярно.
Затем о. Никола рассказал про Борисовскую старообрядческую общину г. Москвы. Ее сформировали прихожане Рогожского и других московских храмов на территории парка «Борисовские пруды» (ул. Городянка), на месте бывшего старообрядческого Троицкого храма. Благодаря взаимодействию председателя общины Андрея Китунина с администрацией парка, старообрядцам разрешено беспрепятственно совершать молебны. В этом году уже провели 5 молебнов, стабильно собирается человек 25. Люди создали общину и хотят построить храм в южном округе Москвы, однако городские власти не намерены выдавать землю и разрешение на строительство. Но члены общины надеются, что это вопрос времени и когда-нибудь здесь появится старообрядческий храм.
К сожалению, плохо обстоит дело с храмом на севере Москвы. Ранее старообрядческим был домовой храм Матфея Кузнецова возле ст. метро Проспект мира, однако сейчас не приходится рассчитывать, что это здание могут отдать старообрядцам. Еще один возможный участок находится в лесополосе около Старо-Мартовского кладбища по Дмитровскому шоссе, в нескольких км от МКАДа. Но там общественность выступила против выделения участка РПЦ, и она сама отказалась от него. Однако всегда можно рассчитывать на чудо: вдруг и в этой части Москвы когда-нибудь появится старообрядческий храм белокриницкого согласия.
Далее с докладом на тему взаимодействия государства и представителей РПсЦ выступил представитель Рогожской общины чтец Даниил Солонников. По его мнению, благодаря предстоятелю РПсЦ митрополиту Корнилию наша церковь вернула себе историческую справедливость, нас наконец перестали считать сектантами, а воспринимают именно как образ нереформированного православия. Недавно Рогожское посетила депутат Московской городской Думы З. М. Зотова, она осталась под впечатлением от святынь Рогожского. По благословению владыки Корнилия не так давно был зарегистрирован благотворительный фонд духовных и культурных ценностей имени Сергия Радонежского, с помощью которого планируется развивать культурную, проповедническую и благотворительную деятельность. В планах стоит развивать хор Покровского храма (руководитель Виталий Москвичев) до уровня Сретенского монастыря, молодежный старообрядческий хор г. Москвы (руководитель чтец Григорий Евстигнеев) и еще очень многое по развитию старообрядчества. Конечно, необходимо финансирование. Очень хочется, чтобы государство, не вмешиваясь в нашу идеологию, сотрудничало с нами и помогало нам и давало возможность развиваться и доказывать свою истинность.
В своем докладе Даниил затронул некоторые негативные нюансы общественной и церковной жизни Рогожского. На это справедливое замечание сделал о. Алексей, напомнив присутствующим, что Покровский храм на Рогожском является пока единственным в РПсЦ, где совершается каждодневная Литургия. Для организации этого нужны огромные усилия. Это обстоятельство в целом прощает другие недочеты, которые имеют место в этой общине.
Далее выступила представитель Рогожской общины Алла Макаренкова и рассказала о паломнических поездках, которая она организовывает. Уже 3 года действует «Экскурсионная служба на Рогожском», сложился костяк из 70-80 старообрядцев Москвы, которые регулярно ездят в паломничества. В начале года состоялось паломничество в Израиль, осенью летали в Италию и Грецию. В ближайшее время планируется посещение Александро-Свирского монастыря и поклонение мощам преп. Александра Свирского. Эти поездки очень сближают людей и духовно обогащают. Также Алла сообщила, что регулярно организовываются поездки в монастырь в Улейму на 2 дня — на ночную молитву и труд, поэтому все желающие могут присоединяться.
Последним выступил настоятель храма св. Николы на Тверской иерей Алексей Лопатин. Он предложил проводить подобные встречи не только на Рогожском, но и в других общинах. Организовать формат вроде «дня открытых дверей», чтобы была возможность встретиться прихожанам разных московских приходов, ближе познакомиться с общиной и храмом, чтобы в итоге узнавать друг друга. Также о. Алексей выразил сожаление, что нет помещения для создания музея истории старообрядчества, притом что экспонатов очень много.
Подводя итог встречи, о. Никола предложил ее резолюцию:
- Рекомендовать провести день открытых дверей каждой московской общине.
- Поддержать участие старообрядцев в акции «Бессмертный полк».
- Предложить старообрядческим общинам г. Москвы создать организацию «Москва старообрядческая», в которую бы входило по 1 священнослужителю от каждой общины и по 1 мирянину. Задача организации — координация действий старообрядческих общин г. Москвы.
- Ежегодно проводить встречи старообрядцев Москвы на Рогожском, предположительно осенью, после Освященного Собора.
- Создание музея истории старообрядчества
В конце встречи неожиданно пришел владыка Корнилий. Пришлось заново вкратце пересказывать, о чем говорили выступающие. Особенно владыке понравилась идея создать музей истории старообрядчества. Курировать этот проект поручено о. Алексею Лопатину, он будет предлагать концепцию. Митрополит Корнилий выразил надежду, что когда-то будет отреставрировано огромное здание бывшего старообрядческого интститута, в котором уж точно найдется достойное помещение для музея. Пока же решили выставлять экспозицию в фойе Дома причта.
Неоднозначно некоторыми присутствующими в зале было воспринято предложение поддержать участие старообрядцев в акции «Бессмертный полк». Оказывается, не все согласны с возможностью участия в этой акции и даже видят оскорбление в том, чтобы идти в одной толпе с иноверцами, никак себя не обособляя. Также было высказано мнение, что эту акцию создало государство с непонятными и не совсем благими намерениями. На это возразил о. Алексей Лопатин, справедливо отметив, что шествие «Бессмертный полк» изначально было инициировано народом, лишь потом власти поддержали эту акцию. Также наши предки-старообрядцы в годы ВОВ не выбирали, с кем воевать и дружить, а находились бок о бок с иноверцами, никак не обособляясь из общей массы защитников Отечества.
Прозвучали попытки высказывания критики по отношению к положению дел в Рогожской общине, а также действий некоторых ее членов. Заодно порассуждали о разнице определений «член общины» и «прихожанин». Оказывается, для закрепления статуса «член общины» в некоторых приходах необходимо бумажное подтверждение, а у обычных «прихожан» значительно сокращены права.
В завершение всем миром помолились 15 поклонов заупокой протоиереев Евгения Бобкова, Иоиля Ульянова и Петра Михеева, у которых 25 ноября был день памяти (день кончины).
————————-
Текст: Ирина Косырева
Фото: Дмитрий Хоменко
насчет храма апостола Матфея у метро проспект Мира. здание не сохранилось, от усадьбы кузнецовых осталось два дома. можно было бы в одном из них открыть старообрядческий центр, а на прилегающей территории построить часовню. управление метрополитена стоит на месте церкви, снести его наверное сложно, однако у него есть новое здание рядом, так что может это и возможно.
"На то и миссионеры, чтоб уметь в хорошем смысле забалтывать тему."
подобные миссионеры будут мне напоминать онкологов, которые замазывают косметикой мелабластому, чтобы клиент не волновался ушел в другую клинику. И наша клиника не накрылась.
"Не так много замыливать, пожалуй канонизации это самое крупное."
Уже много раз на этом форуме я писал, что таких с замыленными духовными проблемами молодых ребят (да и не очень молодых) наблюдал не раз.
Мыла хватает ненадолго.
Дело тут не в канонизациях как таковых. Канонизация это лишь внешнее проявление. Канонизация свиделельствует о действии освящающей благодати.
Отрицание канонизации, допустим Паисия Святогорца — притом не из-за обстоятельств его жизни (вполне безпорочной), а из-за того, что, что он принадлежит к господствующей иерархии — оно в себе скрывает отрицание возможности святости как таковой для всех ее членов.
То есть отрицание Святаго Духа — сиречь хула на Святого Духа.
"убеждать придётся людей которые в принципе не против"
В большинстве своем переходят из-за к-л обид или некоей несправедливости, из-за примеров нечистоплотности кого-то из чад нашей Церкви.
А вовсе не из-за богословских проблем.
Обиды и несправедливость ненадёжный повод, во всяком случае долго не удержит. Плохое забудется, в староверии потом тоже обидят (обязательно!) — и снова дальше бегом бежать в другое "святое согласие"?
Обида может привести человека, но потом повод остаться должен быть более основательный. И тут нужно иметь ответы на многие спорные вопросы. Это непросто, но нужно.
А Даниил Солонников в темной кофте и немножко, по ощущениям, бритый, и правда чтец, то есть стихарный?
Наконец-то хоть один истиный старовер в дискуссии появился…
если речь идет об антирейтинге среди либеральной и оппозиционной общественности и тому подобных интеллигенствующих кругов, то их появление в среде старообрядчества сродни приятию яда, который уничтожит изнутри последние очаги оазисы старой Руси
и потом — антирейтинг дело наживное. Натаскаете миллион пирожков — свои "часы" появятся
какие " мягкие объяснения тех противоречий с которыми неизбежно сталкивается любой новообрядец, в частности почитания прославленных в РПЦ святых" можно придумать, если для нас преподобные Серафим Саровский или Паисий Святогорец — сосуды Святого Духа, а для вас они, простите еретики.
Конечно, если Вы от кажетесь от этой точки зрения и при знаете действие освящающей благодати, тогда исчезнет и сама причина для разделения
Вот понимаете, что разработкой этих переходных правил должны заниматься люди с хорошим чувством того как можно и нужно сглаживать такие шороховатости. На то и миссионеры, чтоб уметь в хорошем смысле забалтывать тему. В хорошем, смысле.
Тем более, что убеждать придётся людей которые в принципе не против вас (староверов), и готовы прислушаться лучше чем кто-либо еще. Они сами внутри ищут простой для себя путь разрешения противоречия, поэтому будут охотно цепляться за любые шансы это сделать, за объяснения примирительные, чтобы их будущее уважительно упокоило их прошлое.
Например… Ну успокойте их, что непризнание канонизации не означает, что люди там плохие были. Что вовсе не обязательно признавать подвижника святым и даже 100-верным чтоб заимствовать у него светлые мысли, приведите в пример как митрополит Корнилий брал для своих проповедей цитаты из новообрядцев. И там успокоятся, и загладят сомнения "непризнанной канонизации". Мало ли святых официально не канонизировали, и мало ли канонизировали людей по ошибке?… Так что успокойтесь, не надо переоценивать эти канонизации…
Ну и другие вопросы замылить подобным образом. Не так много замыливать, пожалуй канонизации это самое крупное. Остальное легко пойдёт.
> интеллигенствующих кругов, то их появление в среде старообрядчества сродни приятию яда
А кто по-вашему должен наполнять старообрядчество? Закостенелые необразованные люди с минимумом умственных исканий, склонных разрабатывать веру в направлении покроя порток по образцу 15 века и всяких национальных прибауток какой рукой передать свечку чтоб она жарче грехи из души вытапливала?
старообрядчество веками существовало безо всякого пополнения либералами, хотя его и пытались использовать в своих целях разного рода герцены.
У старообрядчества были ВНУТРЕННИЕ резервы и сама среда простого народа не слишком контрастировала со старообрядческой культурой. Сейчас, если на пять-шесть кореных старообрядок старшего поколения — ХРАНИТЕЛЬНИЦ — придет десяток интеллегентствующих, смогут ли старообрядческие общины найти внутренние резервы для ассимилирования столь несродного для себя элемента?
Этих хранительниц и так не больно-то слушают. Наследие старообрядчества утекает сквозь пальцы.
Кем пополнять? Переселите несколько тысяч липован или американских староверов, создайте немного изолированные от внешнего мира оазисы в виде отдельных поселков…… и так д алее.
Это будет концентрация, а так получается — разбавить водой и без того жиденький бульончик.
Что ценного эти хранительницы хранят и передают? Они сильны в догматике, церковной истории, апологетике? Могут пойти на диспут с Кураевым и уделать его аргументами? Начётчество на которое не без гордости ссылается сегодняшнее староверие — оно в этих хранительницах?
А что ценного в диспуте с Кураевым? Зачем кому-то туда идти?
У Кураева совсем другой профиль. Поймите, если девяностолетняя женщина с трех лет на клиросе (посчитайте, с какого года должны быть те, с кем она начинала петь девяносто лет назад).
И очень некоторые из них и сильны в том числе и в церковной истории, не хуже нас с Вами. Их знания ничем не хуже, чем те, что мы почерпнули из википедии.
Опыт с 3 до 90 лет — это опыт чего? Петь на клиросе — возможно. Знать устав — возможно. Опыт пастырства? Не уверен. Опыт обращения в веру внешних? Не уверен.
Прежде чем человеку будет нужна информации которую может дать ему опытная бабуля, его надо как-то в церковь привести.
> И очень некоторые из них и сильны в том числе и в церковной истории
Я о том, что эти 90-летние бабули может и являют собой личной феномен знания церковной службы, традиций и правил христианской жизни, но ничего из этого обоснованно передать другим не могут. Бабульки воцерковленные, а детей и внуков своих воцерковить не смогут. Потому что условно на все им вопросы типа "а зачем надо бить 100 поклонов перед восходом солнца натощак" у них будет ответ "так надо, в книжке царя гороха написано". Надо ли говорить, что современному человеку такая аргументация совершенно не подойдёт.
Возможно, эта статья отражает не всё. Но если всё, то странные акценты. Музеи какие-то… РПЦ сейчас по известным причинам имет колоссальный антирейтинг и положительной динамики пока не предвидится. На фоне этого староверам надо организовывать свои миссионерские центры, чтобы как горячие пирожки из печи таскать у РПЦ тех кто тянется к вере, истине и Христу, но сильно смущен тем как это предлагает делать это РПЦ. Более благоприятного времени предположить сложно. По икономии сделать временные послабления для внешний в части возможности зайти в храм, посмотреть, приобщиться и т.п. Известных казаков-радикалов на это время как минимум затолкать подальше, закрыть и не выпускать.
Проводить среди клира и сотрудников пирожковых инструктаж общения с внешними, чтобы у рядовых граждан создался имидж староверия не как замкнутой секты, готовящейся к неминуемому самосожжению, а как к реальной альтернативе всем этим часам, пыли и позолоченным гомоиерархам.
Вот именно! А то опять из пустое в порожнее переливали. Из дельного только музей, но опять это музей, а не миссия.
В первую очередь нужна деликатная программа обращения в староверие. Выработать позицию по спорным вопросам, придумать мягкие объяснения тех противоречий с которыми неизбежно сталкивается любой новообрядец, в частности почитания прославленных в РПЦ святых, проблемы перстосложения, либерализовать для новопришедших проблемы ношения бороды и т.п. Переходящий в староверие не должен проходить через стресс отречений и проклятий "от никонианства" и прочих шокотерапий. Как синодальная церковь в свое время организовала единоверие, смирившись с многими старообрядческими вещами ради упрощения перехода, необходимо некое "антиединоверие" в старообрядчестве, чтобы люди постепенно перетекали, меняясь не под нажимом и стрессом, а постепенно, в процессе осознания и втягивания в иную церковную традицию.
Вот такая программа была бы на пользу.
А не плодить музеи и памятники, тем самым вешая на себя табличку "Мы все в прошлом".
Судя по выступления собравшихся многие сетуют, что подобные встречи проходят редко. А кто мешает собираться чаще? Прихожане любого храма могут инициировать собрание общины с любой периодичностью, хоть каждый месяц и на них обсуждать насущные вопросы обустройства общинной жизни, проповеди и т. п.
Разве не старообрядчество издавна славилось своей соборностью и развитой общинной жизнью? Об этом немало писали дореволюционные авторы сравнивая положения в старообрядчестве и синодальной церкви…
Где теперь эти собрания общин?
Недавно состоялась Освященный собор РПСЦ в котором приняли участие делегаты от общин, причем каждая община имела право представить по два делегата. Возникает вопрос: В каких общинах прошли собрания на которых делегаты отчитались о своем участии в Соборе, разъяснили суть соборных решений? Если никакого отчета на собраниях общин не было, то зачем вообще нужны эти делегаты и с какой целью общины тратят средства и посылают их на Собор?
Может быть дело в том, что членов общин вообще не интересуют ни Соборы и ни их решения? Может и дела прихода не интересуют членов общин и поэтому собрания общин созываются крайне редко, как и мероприятия подобные «встрече московских старообрядцев»?
Я думаю простые прихожане не хотят с головой погружаться в церковные дела. То есть ходить на службы — ок, помочь в храме убрать и если надо крышу новую покрыть — ок. Но вот как-то не глубже. Посвятить религиозности весь лимит свободного от работы и хозяйских хлопот времени это не то, чего хочет абсолютное большинство. Это как же должно зудеть, чтобы все свободное время вариться в этой теме, собирать какие-то собрания (для этого людей с зудом должно быть больше), всё вот это взаимодействие… Не до этого.
Я думаю люди с радостью делегируют эти заботы узкому кругу клириков, и рады не погружаться в это. Единственное чего людям надо при этом, это иметь рычаги смены тех кому эти заботы делегированы, ну и контролировать. Но вряд ли соучаствовать.
У людей масса других занятий на свободное время: рыбалка, дача…
На край собраться на каком-нибудь форуме вечером после работы и порычать перед сном на поганых неверных, устроить полит-срачь "краснопёрые против истинохристиян" и тому подобное. Но это тоже форма развлечения.
Вообще низкая активность старообрядческих прихожан показывает, что современные старообрядцы это такие же советские люди как и все остальные граждане и обрядцы. Никакой особой соборности и общинной инициативности в них уже нет, даже если раньше она и была. Степень отчуждения от общестенного у них примерно как и у других.
Собственно, трагедии в этом нет, просто надо иметь ввиду, и не кичиться лишний раз особым духом и укладом.
> Так повелось, что Рогожская община — самая большая и центральная
По факту ИМХО центром московского старообрядчества РПСЦ стал храм на Белорусской. Кроме базового пакета таинств и богослужений, там регулярно проходили лекции на разные интересные темы где выступали последние оставшиеся на сегодня старообрядческие начётчики (Муравьёв, например и другие). Там же, на Белорусской, открылась обновлённая старообрядческая харчевня которая, судя по рассказам в ЖЖ её настоятеля Михаила Панкратова, оказывает неописуемый миссионерский эффект на близлежащие офисы. В ней даже карточки к оплате принимают, а рогожская церковная столовка из года в год торгует только за нал.
Главное чем (печально) прославилась Рогожская община это средоточием радикалов, готовых выгнать из храма кого-то за ненадлежащий внешний вид, не соответствующий строгим стандартам 15 и 17 века. Хотя и такие вести перестали приходить. Видимо, совсем дела зачахли.
Фамилия представителя общины храма св. Николы в Лефортовском пер. не Окунь, а Кокул, исправьте пожалуйста.
Уже давно идут разговоры, что о.Алексей со временем заменит престарелого и консервативного настоятеля Покровского кафедрального собора и вот он уже назначен вторым священником (а куда молодой священноинок Евагрий отправлен?). Так что возможно и рогожским радикалам придется как то изменяться.
священноинок Евагрий — никуда не отправлен, а сам, по личной инициативе, отказался от служения.
Только от служения в этом соборе или и от сана тоже? Он вроде выходец из сибирских часовенных?
Странный облик для иконописца, "отъ еретикъ бо се навыкоша" (гл.40 Стоглав).
о. Евагрий же ещё летом служил. Он снял с себя сан?
Рогожская община сильна своей консервативностью. Убрать ее и все старообрядчество посыпется.
о. Евагрия просто некоторые священники не хотят видеть на Рогожском, а народом он любим.
> Рогожская община сильна своей консервативностью.
А чем ещё вообще известна рогожская община?
Ну кроме известных фактов консерватизма по отношению к…
Он снял с себя сан? — просто не служит.
Сергий 985, на Вас прям-таки не угодить. Приходят вести про радикальные замечания бабушек на Рогожском — плохо, перестали такие вести приходить — опять нехорошо, Вами делается вывод, что на Рогожском "совсем дела зачахли". При том, что ничего не зачахло на Рогожском, всё идёт своим чередом, как говорится, "не дождетесь". Да и о лекциях на Белорусской Вы совершенно напрасно пишете тут в прошедшем времени. Они по-прежнему продолжаются по средам, вот и сегодня вечером будет очередная лекция, велкам! Всё нормально, живём дальше, желаемое Вами плохое за действительное выдавать не пытаемся, ага?
Безусловно рад за Беларусскую, что можно продолжать писать о ней в настоящем времени и в части лекций, а не только кулинарного благочестия.
Что касается Рогожской общины, то вестей оттуда действительно маловато мягко говоря. Плохо это или хорошо даже не знаю: может лучше вообще никакой активности чем та которой эта община прославилась благодаря неумерному ревнению отдельных её представителей при молчаливом попустительстве остальных общинников, а так же священноначалия РПСЦ.
не очень понятно, Сергий, каких Вам надобно вестей с Рогожского. Службы совершаются ежедневно. Новости на официальном сайте РПСЦ публикуются регулярно. Чего ж еще-то? О какой еще активности желаете знать?
Службы совершаются попами РПСЦ, а не общиной. Сайт РПСЦ не есть сайт рогожской общины.
Новости могут быть о проводимых семинарах, публичных лекциях, паломнических поездках, миссионерских встречах, приглашения на встречу со священством позадавать вопросы. В конце-концов это может быть долклад об умопомрачительном успехе нового рецепта древлепирожков с древлеяйцами и старокапустой в замечательной старообрядческой трапезной на Рогожском.
Но увы, ничего. Даже на сайте одного из самых инфоактивных членов рогожской общины с болью и тревогой обсуждается проблема гонений на отечественное поголовье свиней.
У Вас, уважаемый, уже не ирония, а целый сарказм. Видно здорово Вам досталось от "правильных" рогожских. А пирожки в трапезной и мне попались из "старокислой" капусты.
> Видно здорово Вам досталось от "правильных" рогожских.
Нет, "правильные" рогожские ни разу не помешали мне зайти в их храм когда было необходимо. В том и нелепость их ревнения, что влетает от них куда более искренним и непредвзятым людям, пришедшим познакомиться со староверием.
Да никому и ни чего не влетает на Рогожском.
Все там наладилось.
А если уж и не пустили кого, так значит это все по делу.
Вы не забывайте, что это единственный у старообрядцев храм, где есть ежедневная литургия.
Да, ежедневно Господь дает Свои Дыры, а кто причащается?
> Все там наладилось.
Что значит всё наладилось? Какие конкретнее изменения?
> единственный у старообрядцев храм, где есть ежедневная литургия
Сколько раз в год причащается среднестатистический современный московский старовер? Что даёт эта ежедневная литургия по сравнению с тем если бы она служилась только по воскресным и праздничным дням?
На буднях на Рогожском никогда и никто не причащается, за исключением постов.
> На буднях на Рогожском никогда и никто не причащается, за исключением постов.
В чём тогда смысл ежедневной литургии?
Кирилл, ни один человек не мог бы так написать "никогда и никто". Нет ни одного человека, который присутствовал бы на всех литургиях в будние дни без исключения. Думайте хотя бы немного, прежде чем такие "пули" отливать…