Редакция сайта «Русская вера» продолжает публикацию материалов, посвященных соборности и другим формам консервативной демократии в русском старообрядчестве. На этот раз мы публикуем наиболее интересную часть репортажа с пятого дня Освященного Собора старообрядческой Архиепископии (ныне РПСЦ) 1911 года, подготовленный известным церковным журналистом и начетчиком Никифором Зениным.
О первом, втором, третьем и четвертом днях Собора читайте в материалах:
- «Н. Д. Зенин: «Никакое количество мирян, допущенное в заседание Освященного Собора в качестве зрителей, не нарушит выборности делегатов»;
- «Священник Дмитрий Смирнов: «Совет Архиепископии присвоил себе власть чуть ли не Божескую. Он упразднил даже самые соборы, и они не существовали около 23 лет»;
- М.И. Бриллиантов: «Из истории мы видим, что даже на Вселенских Соборах участвовали миряне»;
- Ф. Е. Мельников: «Соборные обсуждения — это путь искоренения проникающих в старообрядческую среду антиканоничных явлений».
***
День пятый, 29 августа 1911 года
Заслушивается доклад Саратовского епископа Мелетия (Картушина) о недостатках книг уральской печати — типографии Симакова. По этому же предмету читается подробный доклад А. М. Мурашкина о всех разностях, замеченных им в книгах этого издания. Он просит ввести в это дело единомыслие. (Его основания надо признать шаткими). Оглашается постановление собора 1908 года, который постановил руководиться потребниками отеческой печати, а справочниками о свойствах при заключении браков — Кормчей, Матфеем Правильником и др. Лукин находит книги уральского издания неправильными. Жалуется, что миссионеры ему тычут этими книгами в нос. Отговориться трудно. Надо просить типографию исправить эти недочеты.
Священник Захарьичев: «Надо соборно запретить руководиться этими книгами».
Священник Сюткин требует того же.
Варакин: «Миссионерам стоит только указать на постановление собора по этому предмету — и довольно. Ведь это дело — издание лиц частных, а не церкви, и церковь за эти книги не отвечает».
Архиепископ Иоанн (Картушин) долго говорит о чиноприемнике, изданном еп. Арсением (Швецовым), указывая все его недостатки и чуть ли не злой умысел у еп. Арсения при его исправлениях.
Н. Зенин: «Отвечать за исправления чина крещения еп. Арсением церкви не приходится, ибо вл. Арсений поступил очень благоразумно, исправив и напечатав чин крещения: он сделал к нему послесловие, где указал причины, побудившие его к этому исправлению. Он, прежде чем печатать этот чиновник, собрал у себя, кажется, до 16 таковых, разных выходов, и, сверив их, нашел, что они очень разнятся между собою. Стало очевидно ему, что печатать ни с одного нельзя. Вникнув же в смысл чина крещения, которым руководятся обычно, увидел, что разумный смысл требует его исправления именно так, как он и исправил. Выпустив в свет этот чин, вл. Арсений не навязывает его никому и не приписывает своему исправлению непогрешимости. Обращает на это внимание и просит его за это не судить. Чиновник же отдает на усмотрение благоразумного христианина. Следовательно, за свое дело отвечает только он. Я полагаю, беспокоиться за этот чиновник церкви нет надобности, а заняться его рассмотрением следует».
Еп. Мелетий (Картушин): Ну хоть бы он с одним его согласовал, а то ведь ни с каким!.. Допустимо ли это?
М. Бриллиантов: Вот я имею письмо г. Зимина, в котором он просит меня разъяснить ему о коленопреклонении, а наши потребники молчат об этом. Что ему ответить на это? А я знаю, что есть потребники рукописные древние, в которых указывается «преклонение колену с главою». Неужели этого не следуете ввести?
Архиепископ Иоанн (Картушин): «Кто любит старину, тот заботится о сбережении оригиналов, а кто не дорожит ею, тот напишет, как ему хочется, а другой тоже и т. д. Taкие поступки еп. Арсения одинаковы с никоновскими».
Н. Зенин: «Но, владыко, ведь и еп. Арсений, и я, и М. И. Бриллиантов говорим, и очень определенно, что выходов одних и тех же книг бывает много и все они разногласят. Напечатайте с одного, с ним будет верно, а с другими нет. Это уже повод к смущениям и зазрениям. Ну, так скажите, как же умирить это дело и избежать зазреваний в неисправности выходящих книг?»
Свящ. Д. Смирнов: «Владыка сказал, что поступки еп. Арсения с никоновскими согласны, но это неправда. Есть огромная разница между ними. Он, владыка Арсений, никому своих исправлений не навязывал, а Никон навязывал их со страшными клятвами».
Еп. Александр (Богатенко) зачитывает обещание по этому предмету самого еп. Арсения и постановление о сем собора 1908 года.
Еп. Иннокентий (Усов): «Златоуст» (книга избранных поучений — прим. ред.) издан старообрядцами уже после Никона. В нем есть соблазнительные выражения: «некоторые грехи очистятся огнем при страшном суде». Это католическое учение об огне чистительном! Редакций «Златоуста» до десяти. Но книга эта не служебная и потому из-за нее спорить не стоит. Но о служебных книгах необходимо поговорить. Надо спросить их, почему они так напечатали. Что же касается Мурашкина, то ему нужно не успокоение, которого он просит, а уязвить людей, противников, с которыми он перессорился».
И. В. Шурашев: «За книгами наблюдать необходимо. Вот у о. Григория Карабиновича в учебнике выражено еретическое мнение, что будто бы апостолы получили Духа Святаго от Исуса Христа только в день Пятидесятницы, а между тем мы знаем, что им Дух Святый был дан трижды…»
Н. Зенин: «Если мы начнем искать друг за другом ереси, то все станем еретиками: о. Григорий за еп. Михаилом их охотно отыскивает, гг. Лукин и Шурашев за ним указывают таковые, а я пожалуй сейчас укажу и за ними еретическое мудрование: г. Шурашев указывает, что Исус Христос и прежде дня Пятидесятницы давал Духа Святаго апостолам. В Евангелии определенно говорится: «Он (Христос) дунул и сказал: примите Дух свят»… Если это так, то надо признать, что Дух Святой и от Сына исходит, а это уже будет католичество… Мне думается, надо поменьше искать друг за другом. Лучше будет».
Архиепископ Иоанн (Картушин): Разъяснил!.. (Иронически, даже с сердцем).
Усов В. Г.: «Постановление предшествовавшего собора хорошо, на нем и остановимся».
Н. Зенин: «Владыко (к архиепископу), я не настаиваю на мною сказанном сейчас, а лишь указываю, что если много доискиваться, то везде отыщутся ереси».
Решено подтвердить постановление собора 1908 года.
Столь уникальные репортажи с Соборов нач. 20 века должны публиковаться, и какой, однако, контраст между тем, что обсуждали тогда и что обсуждают сегодня, притом, что сейчас перед Церковью стоят многие из тех вопросов, что стояли раньше.
> Н. Зенин: «Если мы начнем искать друг за другом ереси,
> то все станем еретиками
IMHO твёрдая уверенность своего религиозного понимания всего единственно верным способом без пробелов и неоднозначностей это верный признак богословской неразвитости что ли. А вот люди умные понимают, что хоть и надо придерживаться определенной позиции, но не слишком увлекаться богословскими обличениями, т.к. на всех нарыть можно.
**твёрдая уверенность своего религиозного понимания всего единственно верным способом без пробелов и неоднозначностей** — не поняла, что Вы хотели сказать, ибо фраза построена странно, мягко говоря. Можете ли более понятно сформулировать Вашу мысль?