9-12 (22-25 н. ст.) декабря 2018 года в богоспасаемом граде Москве, в резиденции Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси, состоялся Собор Епископов Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора, кроме Преосвященных Епископов, приняли участие отцы благочинные, сотрудники отделов и комиссий Церкви.
Повестка дня
- Об итогах Освященного Собора 2018 года.
- О церковном имуществе.
- О работе с молодежью.
- Межстарообрядческое сотрудничество.
- Издательская деятельность.
- Доклады отделов, комиссий и благочинных.
Работу Архиерейского Собора по традиции открыл своим приветственным словом Святейший Патриарх Александр. Он поблагодарил Преосвященных Владык и всех других участников Собора за то, что они с готовностью откликнулись на приглашение и несмотря на трудности, которые испытывают многие из них, прибыли на Архиерейский Собор. Призвав благословение Божие на труды Архиерейского Собора, Владыка огласил его повестку.
1. Святейший Патриарх Александр сообщил участникам Архиерейского Собора, что вскоре после окончания весеннего Освященного Собора на его имя поступило письмо от Высокопреосвященного Павла, Архиепископа Тбилисского и всея Грузии, Предстоятеля братской Грузинской Древлеправославной Церкви. В этом письме Владыка Павел вместе с Преосвященным Епископом Потийским Василием сделали ряд замечаний относительно некоторых постановлений нашего Освященного Собора. Патриарх Александр поручил протоиерею Андрею Марченко посредством интернет-переписки разрешить возникшие у наших грузинских братьев недоумения и доложить о результатах Архиерейскому Собору.
После данного вступления Святейший Владыка предоставил слово для доклада по обсуждаемому вопросу протоиерею Андрею Марченко. Протоиерей Андрей Марченко ознакомил участников Собора с замечаниями Преосвященных Владык Грузинской Древлеправославной Церкви на постановления нашего Освященного Собора. Замечания, в частности, коснулись соборных постановлений о принятии в Русскую Древлеправославную Церковь лиц, обращающихся из никонианского раскола и раздора, произведенного бывшим священноиноком Аполлинарием (Дубининым) и бывшим диаконом Георгием Ефимовым, а также постановлений относительно поминовения оглашенных, которые не успели принять святое крещение.
После обсуждения доклада протоиерея Андрея Марченко и замечаний Преосвященных Архиереев Грузинской Древлеправославной Церкви, Собор поручил о. Андрею продолжить обсуждение с ними вызвавших смущение вопросов и совместно выработать приемлемые для обеих сторон формулировки, которые можно было бы рассмотреть и утвердить на ближайшем Освященном Соборе.
2. С докладом к Собору обратился руководитель Отдела информации и правового обеспечения диакон Виктор Кузнецов. В своем докладе диакон Виктор обратил внимание участников Собора на то, что на предыдущих Соборах перед отцами настоятелями и председателями Приходских советов была поставлена задача привести документацию по движимому и недвижимому имуществу приходов в надлежащее состояние и предоставить отчеты об этой работе, а также копии всех документов на имущество в Отдел информации и правового обеспечения.
По мере поступления информационных отчетов, документов, кадастровых данных и иных материалов, Отдел информации и правового обеспечения приступил к созданию единой электронной базы Церковного имущества. База включена в состав Архива РДЦ и называется Реестр собственности. Реестр постоянно пополняется новыми сведениями после их надлежащей проверки. Поскольку информация, содержащаяся в Реестре, носит конфиденциальный характер, постоянный доступ к ней имеет ограниченный круг лиц.
Диакон Виктор отметил, что многие приходы и общины выполнили соборное решение и Указы Святейшего Патриарха о предоставлении документации, но, к сожалению, есть и такие, которые без уважительных причин уклоняются от исполнения этой обязанности. Также имеются и иные организационные нестроения.
Наибольшую обеспокоенность вызывает продолжающееся халатное отношение со стороны ряда священнослужителей к сохранению церковного имущества. Так, в частности, по настоящее время не проведена инвентаризация имущества по большинству приходов, во многих храмах не проведены и другие необходимые мероприятия по обеспечению сохранности церковного имущества. Из-за этого имеются случаи хищения церковного имущества. При этом священнослужители пострадавших от хищения приходов пытаются переложить юридическую ответственность за произошедшее на Централизованную религиозную организацию. Однако они должны понимать, что ответственность за произошедшее по их вине хищение несут они, а не ЦРО.
Другой серьёзной проблемой является продолжающаяся на местах прежняя практика строительства храмов и иных церковных зданий без необходимых разрешительных документов, оформленных надлежащим образом, а также халатное отношение к документации вообще, что выявлено в ходе сбора документов по церковному имуществу. Игнорирование же законных требований властей к оформлению документов приводит к ненужным сложностям, вплоть до принятия судебными органами решений по сносу храмовых зданий, как незаконных строений.
Большинство этих проблем часто возникает из-за отсутствия на местах понимания того, что сам факт вступления в должность настоятеля, либо Председателя Приходского совета, либо Казначея (бухгалтера), даже при отсутствии заключённого в письменной форме Трудового Договора, но при фактическом исполнении функций, приводит к возникновению трудовых отношений, а, следовательно, возникают обязанности и ответственность. Так, ответственные лица должны: оберегать собственность религиозной организации, предотвращать ее порчу; вовремя информировать церковное руководство об угрозе порчи; осуществлять учет ценностей и заниматься составлением отчетов; участвовать в проверке наличия имущества и его состояния; нести материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный религиозной организации по их вине.
В целях устранения вышеперечисленных проблем, Архиерейский Собор постановил:
- Всем лицам, ответственным за ведение приходского документооборота на местах, предоставить в Отдел информации и правового обеспечения всю необходимую информацию и документацию по объектам церковной недвижимости до весеннего Освященного Собора 2019 года, если таковая ими еще не предоставлена;
- Поручить Отделу информации и правового обеспечения подготовить для приходов памятку относительно обязанностей ответственных лиц по сохранению церковного имущества;
- Категорически запретить настоятелям и Приходским советам осуществлять строительство церковных объектов без соблюдения требований действующего законодательства.
- Поручить благочинным довести данные соборные постановления до духовенства и приходских Советов вверенных им благочиний и проконтролировать их реализацию.
Ввиду имеющихся дисциплинарных проступков со стороны ответственных лиц, с которыми, как показала практика, невозможно бороться методами убеждения и уговорами, Собор также постановил ввести систему дисциплинарной ответственности.
Система разбивается на две группы ответственности: простая и строгая.
Простая:
- Предупреждение (не более двух в течение двух месяцев);
- Выговор (после двух последовательных предупреждений).
Строгая:
- Строгий выговор;
- Лишение права ношения полученной церковной награды до устранения причины, повлекшей за собой дисциплинарное взыскание.
Решение о наложении дисциплинарной ответственности будет приниматься дисциплинарной комиссией по представлению.
3. По третьему вопросу Повестки с докладом выступил иерей Михаил Степанов. Он рассказал о полученном президентском гранте на развитие молодежного движения в Древлеправославной Церкви, о задачах движения и о мероприятиях, уже состоявшихся в рамках реализации этого проекта. В частности, отец Михаил отметил, что древлеправославная молодежь, к сожалению, отрывается от своих духовных корней, от христианского образа жизни, от здравого смысла, поэтому организаторы молодежного движения прикладывают усилия, направленные на воспитание и сохранение у молодежи традиционных для Древлеправославия нравственных ценностей — знакомят молодежь с духовным и историческим наследием Древлеправославной веры и Церкви. Другой важной задачей молодежного движения является создание условий и среды для тесного общения христианской молодежи, чтобы молодые христиане не находились в духовном вакууме, не компенсировали дефицит общения с единоверными ровесниками дружбой с ровесниками неверующими, часто слабого нравственного поведения, что причиняет непоправимый нравственный ущерб молодым христианам и нередко способствует их полному отпадению от Церкви. Общение же с духовно близкими ровесниками, исповедующими общую веру, придерживающимися одних нравственных ценностей, будет помогать молодежи успешно противостоять духовным проблемам и искушениям, которые в бесчисленном множестве существуют в современном мире.
Иерей Михаил рассказал, как по благословению Святейшего Патриарха Александра вместе с диаконом Виктором Кузнецовым они посещают приходы нашей Церкви, проводят встречи с древлеправославной молодежью для вовлечения ее в молодежное движение и какой положительный отклик эта работа находит в сердцах наших молодых христиан. В частности, целый ряд таких встреч уже состоялся в Верхне-Волжской и Нижне-Волжской епархиях, а также в рамках молодежной паломнической поездки 2018 года.
Также отец Михаил сообщил, что в октябре текущего года состоялось знаковое событие для нашей Церкви — первая общецерковная встреча древлеправославной молодежи. В ее работе участвовали молодые люди с целого ряда регионов России и ближнего зарубежья — Беларуси и Казахстана. Также несколько молодых представителей от общин участвовали в работе встречи посредством видеоконференцсвязи. Встреча прошла интересно и продуктивно, все ее участники выразили надежду, что данный формат общения станет регулярным. Результатом этой встречи также стало учреждение Совета древлеправославной молодежи и организация контактов в интернет-пространстве на постоянной основе. Проводятся заочные встречи преподавателей воскресных школ и организаторов паломнических поездок, на которых вырабатываются общие программы деятельности и стратегии дальнейшего развития этих направлений.
По данному же вопросу диакон Виктор Кузнецов сообщил Собору о том, что в настоящее время разработан и уже действует молодежный интернет сайт, на котором публикуется информация по гранту и работе с молодежью на приходах. Создан молодежный интернет-форум. Проводятся семинары и вебинары с социальной направленностью, посвященные проблемам современной молодежи, вопросам семьи, здорового, нравственного образа жизни. В рамках молодежного движения проводятся и различные детские конкурсы рисунков, поделок, сочинений на религиозную тему. Примечательно, что в этих конкурсах кроме наших христиан уже выразили желание участвовать и муниципальные образования, что делает данный проект в том числе и миссионерским, поскольку он способствует самому широкому распространению информации о нашей вере и Церкви.
Также в рамках данного проекта для студентов Московского института международных отношений иереем Михаилом Степановым были прочитаны лекции по истории церковного раскола 17 века и истории Древлеправославной Церкви.
Получило толчок и развитие волонтерского движения на приходе, а также приходское социальное служение. Молодые добровольцы объединяются в группы и оказывают необходимую помощь престарелым прихожанам, а также детским домам и другим учреждениям социального обслуживания.
На лето 2019 года в Подмосковье запланировано проведение общецерковного Слета древлеправославной молодежи. Вся информация об условиях и задачах проведения Слета будет опубликована на официальном сайте после окончания Архиерейского Собора 2018 года.
Участники Собора с большим одобрением отнеслись к зарождающемуся молодежному движению. Архиерейский Собор призывает руководителей всех церковных приходов и общин оказывать всяческое содействие и поддержку всем, кто трудится на этой духовной ниве.
4. По четвертому вопросу Повестки дня диакон Виктор Кузнецов доложил Собору о мероприятиях, осуществляемых в рамках Межстарообрядческого сотрудничества. В частности о состоявшемся в октябре текущего года Всемирном старообрядческом форуме, на котором обсуждался большой спектр актуальных для всего Старообрядчества вопросов и на котором были зачитаны доклады, в том числе и представителями Русской Древлеправославной Церкви. Данное мероприятие состоялось при финансовой поддержке государства, с участием представителей светской власти, и получило широкое освещение в средствах массовой информации. Подобный формат Межстарообрядческого сотрудничества, несомненно, является положительным явлением, поскольку помогает повсеместному распространению информации о Древлеправославной Церкви, а также предоставляет возможность напрямую обращаться к представителям светской власти для решения тех или иных возникающих проблем, выяснять все волнующие наших христиан вопросы, касающиеся взаимоотношений Церкви и государства.
Контакты с органами государственной власти посредством межстарообрядческой контактной группы уже дают свои позитивные результаты. Так, например, получен грант на развитие молодежного движения в Древлеправославной Церкви. Положительно решен вопрос реставрации Московского кафедрального собора и других наших объектов. С руководством фонда «Правда русская» достигнуто соглашение о сотрудничестве в издательской деятельности и т.д.
К сожалению, пока с трудом продвигается сотрудничество между старообрядческими согласиями в экономической сфере. На данный момент еще не удалось найти приемлемый хозяйственный проект, в реализации которого смогли бы участвовать все стороны Межстарообрядческого сотрудничества. Так, например, не смогла найти общей поддержки идея создания общестарообрядческого свечного производства и производства по пошиву церковных облачений. Причины этого вполне понятны, учитывая особенности вероисповедания и структурного устройства согласий-участников межстарообрядческих контактов.
В социальной сфере, напротив, межстарообрядческое сотрудничество показало свою эффективность, принимая самое живое участие в вопросе репатриации часовенных старообрядцев. Их предки были вынуждены покинуть Родину после революционных событий ХХ века, и ныне эти старообрядцы прилагают усилия по возвращению в Россию из стран Южной Америки и других государств, возрождая традиции сельского хозяйства и благочестивого крестьянского уклада жизни.
По линии межстарообрядческого сотрудничества со стороны общественных организаций, имеющих отношение к сохранению старообрядческой культуры, уже продолжительное время поступают предложения о создании общероссийской старообрядческой общественной организации. Эта идея получила поддержку и органов государственной власти. Состоявшийся в октябре Всемирный старообрядческий форум, рассмотрев данный вопрос, в своей резолюции засвидетельствовал отношение его участников к данной идее: «Мы одобряем идею создания старообрядческими общественными организациями международной общественной организации староверов для взаимопомощи в общественных делах, для защиты своих гражданских прав, для диалога в интересах старообрядчества с органами власти, с общественными организациями, а также для сотрудничества на международном уровне».
Далее перед Собором выступил протоиерей Андрей Марченко с информацией о ходе осуществляемой в рамках Межстарообрядческого сотрудничества работы над справочным переводом Евангелия на современный русский язык. Согласно докладу о. Андрея, в настоящее время работа над переводом благополучно закончена, специалистами проводится редакционная проверка текста на предмет стилистических, пунктуационных и иных ошибок. Параллельно решается вопрос верстки, с последующей подготовкой оригинал макета для сдачи в печать. Предполагается, что издание будет осуществлено нейтральной типографией. До соборного рассмотрения текста перевода каждой из сторон-участниц этого проекта, перевод не будет иметь официального статуса, и первое издание будет носить независимый характер.
Обсудив доклады диакона Виктора Кузнецова и протоиерея Андрея Марченко, участники Архиерейского Собора с удовлетворением отметили положительные плоды, которые уже принесло Межстарообрядческое сотрудничество, и поблагодарили всех, кто трудится на данном поприще. Также Архиерейский Собор принял по вопросу Межстарообрядческого сотрудничества следующую резолюцию:
- Одобрить дальнейшее участие представителя Патриарха Русской Древлеправославной Церкви диакона Виктора Кузнецова в работе Межстарообрядческой контактной группы;
- Подтвердить, что Русская Древлеправославная Церковь не может участвовать в учреждении Всероссийской старообрядческой общественной организации. Такая форма сотрудничества вызывает обоснованные опасения, поскольку может привести к недопустимому размыванию границ между старообрядческими конфессиями и будет справедливо воспринята членами нашей Церкви как попытка искусственно нивелировать существующие между старообрядческими согласиями различия.
- Призвать все стороны, участвующие в межстарообрядческом сотрудничестве, неуклонно соблюдать изначально установленный паритет всех сторон-участниц. Сохранение полного равноправия всех участников является непременным условием для продолжения межстарообрядческого сотрудничества в имеющемся формате.
5. Собор заслушал и обсудил ряд предложений по оптимизации деятельности издательского отдела Церкви, по изменениям в политике издательства и дизайне печатной продукции.
Для определения текущей редакционной политики издательского отдела Русской Древлеправославной Церкви и помощи в выборе, подготовке и оценке предлагаемой для издания литературы, Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви постановил учредить Редакционную коллегию в следующем составе: Преосвященный Митрополит Сибирский Сергий (Председатель), протоиерей Андрей Марченко, протоиерей Александр Филиппских, протоиерей Константин Каунов, священноинок Стефан (Додунов), иерей Леонид Пляц, иерей Михаил Степанов, иерей Алексей Калинин, диакон Виктор Кузнецов.
Далее Собор рассмотрел целый ряд замечаний относительно уже выпущенной издательским отделом литературы и постановил внести все необходимые исправления вкравшихся ошибок, неточностей и опечаток в следующие издания: «Катихисис», «Основы Христианской веры для детей», «Катехизис для детей».
В рамках этого же вопроса Повестки дня Собор обсудил и благословил публикацию чина Литургии св. Иоанна Златоуста, дополненного целым рядом пояснений и богослужебных указаний ранее не публиковавшихся, но при этом издавна содержимых Церковью в качестве неписаного церковного предания. Подобную работу осуществил Архиерейский Собор 2017 года в отношении чина Венчания.
6. Перед Собором с докладами выступили сотрудники и других церковных отделов и комиссий.
В частности, сотрудник Миссионерского отдела протоиерей Андрей Марченко сообщил Собору, что на протяжении ряда лет наши священнослужители в Румынии поддерживали контакты с Митрополитом Белокриницким Леонтием (Изот), со стороны которого выражалось стремление к преодолению существующего более полутора веков разделения между нашими христианами. Неоднократно по этому вопросу с Митрополитом Леонтием встречался и Святейший Патриарх Александр во время своих архипастырских визитов в Румынию. Благожелательная атмосфера этих встреч расположила и Патриарха Александра к Митрополиту Леонтию.
В сентябре текущего года Патриарх Александр благословил протоиерея Андрея Марченко направить письмо Митрополиту Леонтию с предложением тому письменно изложить свое видение существующей проблемы и возможных путей к преодолению многолетнего разделения. Несмотря на всю благожелательность предшествовавшего общения, Собор Белокриницкой Митрополии, состоявшийся в г. Брэила в Румынии 25 октября (н. ст.) 2018 г., принял совершенно неожиданное в этой связи постановление, которым не только не приблизил единства, но еще более отбросил назад отношения между нами. Собор Белокриницкой Митрополии постановил принимать переходящих к ним от Древлеправославной Церкви христиан через миропомазание, отвергнув законность нашей иерархии, которую белокриницкие старообрядцы не подвергали сомнению со времен присоединения к нам Архиепископа Николы (Позднева). Основанием для такого решения Белокриницкий собор назвал мифический указ о якобы наложенном никонианским патриархом Тихоном (Белавиным) на Владыку Николу запрещении за несколько месяцев до перехода его в Древлеправославную Церковь.
Данное решение Белокриницкого Собора вызывает крайнее недоумение ввиду того, что на протяжении почти ста лет этот вопрос был во всем Белокриницком согласии вполне выясненным. Распространяемые врагами Древлеправославной Церкви материалы, призванные скомпрометировать присоединение Архиепископа Николы к Древлеправославию, были фактически признаны подложными на Соборе белокриницких епископов, который состоялся в Москве в 1/11-11/24 июня 1925 года. В соответствующем постановлении этого Собора сказано следующее: «Заслушав доклад архиепископа Мелетия, по 3-му вопросу программы и собранный им материал о беглопоповцах и о присоединении к ним архиепископа Саратовского Николы… обсудив вопрос об отношении нашей св. Христовой церкви, к старообрядцам, приемлющим священство от грекороссийской церкви, в связи с присоединением к ним архиепископа Николы постановил… временно, до изменения взаимоотношений, держаться приема 3- чином».
Как может видеть любой беспристрастный человек, в данном постановлении Владыка Никола признается Архиепископом, а совершаемые им священнодействия действительными, коль скоро по отношению к переходящим от нас лицам установлен так называемый 3-й чин, со ссылкой на 1-е правило св. Василия Великого. Причем даже и такой чиноприем Собор объявил временным, надеясь упразднить его вовсе в случае преодоления разномыслия с нашими христианами относительно учреждения Белокриницкой иерархии.
Таким образом, постановление собора Белокриницкой митрополии вступило в очевидное противоречие со столетней соборно утвержденной практикой Белокриницкого согласия, которой придерживалась ранее и сама Белокриницкая Митрополия.
Удивление вызывает и, например, такой аргумент Белокриницкого Собора, призванный оправдать вынесенное им решение: «совершив хиротонию в сослужении Николы Позднева, еп. Стефан (Расторгуев), а также и новопоставленный еп. Пансофий (Ивлиев) подвергаются церковным запрещениям, согласно 11 Прав. Св. Апостол». Данное апостольское правило гласит: «Если кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет: да будет извержен и сам».
Оставляя в настоящее время без внимания саму уместность применения данного правила к свв. свщмч. Стефану и Пансофию, укажем на вполне всем известным факт участия бывшего нашего епископа Германа (Савельева) в хиротонии действующего Предстоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви Митрополита Корнилия (Титова). Следуя логике своего постановления, собор Белокриницкой Митрополии должен был одновременно подвергнуть церковному запрещению и Митрополита Корнилия, как молившегося «с изверженным от клира» и даже им рукоположенного. А поскольку в каноническом общении с Митрополитом Корнилием находится вся РПсЦ, да и сам Митрополит Леонтий неоднократно совершал совместные службы с Митрополитом Корнилием, то церковному запрещению Собор Белокриницкой Митрополии должен был подвергнуть и себя. Вот таким каноническим и логическим парадоксом участники Собора Белокриницкой Митрополии ответили на миролюбивые шаги с нашей стороны, к которым нас сами неоднократно призывали ранее.
Заслушав доклад протоиерея Андрея Марченко, Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви выражает свое глубокое сожаление, что росток мира, который только-только стал пробиваться чрез толщу десятилетий отчужденности и недоверия, был так безответственно и грубо затоптан нашими белокриницкими братьями в Румынии.
Далее Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви принял ряд постановлений по вопросу церковного управления:
- Учредить в составе Верхневолжской Митрополии Епархию Семеновскую в границах Семеновского района Нижегородской области;
- Священноиноку Илие (Малышеву) быть Епископом Богоспасаемой Епархии Семеновской;
- Возведение священноинока Илии в архиерейское достоинство совершить во время Божественной Литургии 25 (н. ст.) декабря 2018 года в Покровском кафедральном соборе Москвы;
- Освободить протоиерея Иллариона Харнаныкина от обязанностей благочинного Кубанского благочиния Азово-Черноморской Епархии в связи с состоянием здоровья. Выразить отцу Иллариону благодарность за многолетнее служение на этом церковном поприще. Поручить окормление приходов Кубанского благочиния протоиерею Игорю Солдатову;
- Выделить из состава Курского благочиния Московской Епархии Золотухинское благочиние в границах Золотухинского района Курской области. Благочинным Золотухинского благочиния назначить протоиерея Павла Строкина;
- Освободить протоиерея Сергия Громова от обязанностей благочинного Среднеуральского благочиния Уральской Епархии. Благочинным Среднеуральского благочиния назначить протоиерея Виктора Кречетова;
- Учредить на территории Уральской Епархии Башкирское благочиние. Благочинным Башкирского благочиния назначить протоиерея Сергия Громова;
- Ввести в состав дисциплинарной комиссии протоиерея Михаила Макеева и протоиерея Игоря Солдатова.
25 декабря (н. ст.) в Покровском кафедральном Соборе состоялась патриаршая служба, за которой Святейший Патриарх Александр в сослужении Преосвященных Митрополитов: Сибирского Сергия и Верхневолжского Василия, а также Преосвященных Епископов: Нижневолжского Савина, Украинского Николы, Уренского Дионисия рукоположил в епископский сан на Семеновскую кафедру священноинока Илию (Малышева).
Архиерейский Собор призывает всех чад Древлеправославной Церкви воздать благодарение Богу за совершившееся и отныне поминать в своих молитвах Преосвященного ИЛИЮ, Епископа богоспасаемой Епископии Семеновской.
Данное торжество ознаменовало собой окончание работы Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви.
————-
Источник: raoc.info
"…нести материальную ответственность за прямой действительный ущерб, … ввести систему дисциплинарной ответственности." — Это положение напоминает мне соответствующий локальный акт на предприятии, чувствую руку юриста, обмирщение некое. Недостаточно, видимо, Апостольского правила на сей счет — там установлены по смыслу и "материальная", и "дисциплинарная" ответственность.
А "резиденция" это что, по церковно-старославянскому?
Резиденция на церковно-славянском не иначе как "хоромы" (http://www.orthodic.org/word/17470)
Не хочется повторяться, но мои землячки не перестают удивлять. Учреждена епархия в границах Семеновского района! А сколько там храмов?(было два) А всего в заволжской половине Нижегородской области 7 или 8 (фактически благочиние), а теперь аж две епархии! А над ними Верхневолжская митрополия с одним храмом в Нижнем. А вообще то Нижегородчина исторически к Среднему Поволжью относиться, а к верхней Волге — Ивановская, Костромская, Ярославская и Тверская, да только о храмах РДЦ там ничего не слышно. Правильно говорят, что мелкие частенько комплексуют и стараются выглядеть больше. Вон как на румынскую Митрополию разобиделись.
пора бы уже наладить производство старообрядческих митр