26 января 2017 года в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, в храме Христа Спасителя, состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее».
***
Секция проходила под бессменным председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова). Куратором и ведущим мероприятия был секретарь Комиссии Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов. На конференции в качестве слушателей присутствовали представители старообрядных приходов РПЦ (единоверцы), новообрядцы, интересующиеся старым обрядом, а также представители старообрядческих согласий.
Проект «Пение по древнерусским знаменам»
С первым докладом «Издательский проект Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции: «Пение по древнерусским знаменам» выступил Глеб Борисович Печенкин — руководитель Общества любителей древнерусского пения во имя святителя Иова, головщик Покровского храма в Рубцове. Глеб Борисович отметил, что для успешной образовательной и просветительской деятельности необходима прежде всего организация издательского дела. В частности, требуется создание учебной литературы, с помощью которой можно было бы привлекать к осуществлению практики знаменного пения не только отдельных любителей старинного церковного искусства и древнего чина, но также и церковных певцов, руководителей пения, священнослужителей, учащихся духовных и воскресных школ. Необходимо создание в духовных школах специального курса по изучению основ древнерусского пения как части Предания Церкви. В настоящее время в Русской Православной Церкви обучение знаменному пению в духовных учебных заведениях осуществляется достаточно редко.
«Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции и Общество любителей древнерусского пения во имя святителя Иова уже имеют опыт совместных изданий учебных пособий и сборников по знаменному пению. Это сборник «Возвашник. Возвахи знаменного роспева» (2010 г.) и сборник «Панихидник» (2013 г.). Однако указанные издания охватывают только отдельные пласты знаменного пения. В настоящее время необходим тщательно разработанный методический материал по древнерусскому пению. Патриарший центр вносит свою посильную лепту в дело возрождения древнерусского богослужебного пения и при участии Общества святителя Иова начинает осуществлять разработку упомянутых ранее учебных материалов, которые предполагается воплотить в серию изданий под общим названием «Пение по древнерусским знаменам». В настоящее время к выходу в свет подготовлен первый выпуск под названием «Начальные уроки». Поскольку издание предполагается как серия, возможно, потребуется как коллегиальная работа, так и работа разных авторов над выпусками. Мы надеемся на сотрудничество со специалистами и приглашаем желающих принять участие в разработке методического материала по древнерусскому пению», — рассказал Глеб Борисович Печенкин.
Глеб Борисович кратко изложил структуру первого выпуска издания «Пение по древнерусским знаменам». Он отметил, что данное учебное пособие может быть использовано как в условиях общепринятой богослужебной практики Русской Православной Церкви, так и при служении по древнему чину, в том числе и разными возрастными группами. Докладчик выразил надежду, что учебное пособие «Пение по древнерусским знаменам» послужит делу возрождения великой русской духовной культуры, а само знаменное пение займет достойную нишу в богослужебной жизни Русской Православной Церкви.
Священна ли копия?
Дугин Александр Гельевич — профессор, доктор политических и философских наук, выступил с докладом «Дионисий Ареопагит в дораскольной и послераскольной традиции».
Александр Гельевич рассказал о популярности на Руси «Ареопагитики» — текстов, известных под именем святого Дионисия Ареопагита. Докладчик отметил, что протопоп Аввакум начинает свое Житие с Дионисия Ареопагита, и в этом он обосновывает самое главное — единство сущего и истины, единство правильного знания и правильного бытия. Патриарх Никон в 1675 году требует нового перевода Ареопагитик, он тоже занимается ареопагитиками. «Изначальная, заимствованная в значительной степени у униатов и иезуитов тематика того, что неважно, как телесно, важно, как духовно; что телесное — это лишь копия, а оригинал — в духе, является очень серьезным аргументом раннего новообрядчества. Потом новообрядчество изменило свою модель, приблизившись к старообрядчеству. Но изначально было так: неважно, как креститься, как крестить, потому что это всего лишь символ, но не оригинал. А старообрядцы настаивают, что это символ оригинала. Мы имеем дело с двумя версиями платонизма: старообрядцы делают акцент на том, что копия священна, новообрядцы — что это лишь копия», — рассказал Александр Гельевич.
«Если мы найдем правильную пропорцию, то увидим, как старообрядческая сторона в значительной степени переходит к такому жесткому замораживанию отношений между копией и оригиналом, в некоей степени даже обрядоверию. И другая сторона, новообрядческая, приходит к тому, что обряды не имеют значения, возникает католический спиритуализм, который, на мой взгляд, бушует в нашем нынешнем состоянии, когда все неважно, ничего не соблюдай, просто будь хорошим где-то внутри, а это практически протестантский, чисто западный подход». «Мы должны найти такую модель, где существует грань между Церковью и Империей, русским и вселенским, потому что смещение и в одну сторону, и в другую лишает Церковь той действенной преображающей силы. Это и есть основа единоверческого проекта. Тогда мы вернемся к тому дораскольному, надраскольному, единому цельному, целомудренному русскому православию, национальному и одновременно универсальному в той пропорции, где одно не будет уничтожать другое, где копия не будет затмевать собой оригинал, но оригинал не будет умалять и делать несущественной копию», — отметил А.Г. Дугин.
Публикация песнопений Литургии по дораскольным источникам
Григорьева Вероника Юрьевна — кандидат искусствоведения, доцент Свято-Тихоновского гуманитарного университета, головщик Покровского храма в Рубцове, выступила с докладом «Песнопения Божественной Литургии наонной редакции: проблемы прочтения древнерусских источников и пути их адаптации для современных богослужебных хоров».
Вероника Юрьевна отметила, что для единоверческих общин сегодня обзавестись полным кругом богослужебных, в том числе и певческих книг подчас бывает достаточно сложно. Особенно это касается новых общин. Книги, соответствующие дониконовской традиции богослужений, как известно, не издаются Московской Патриархией централизованно и в достаточном количестве. Сейчас же за богослужебной литературой единоверцы вынуждены обращаться к старообрядцам. В прошедшем году единоверцы с. Малое Мурашкино Нижегородской митрополии и единоверцы Санкт-Петербурга издали сборник «Песнопения Божественной Литургии». Помимо песнопений Литургии святителя Иоанна Златоуста и Василия Великого, в нем содержатся тропари и кондаки праздникам, задостойники, песнопения Литургии Преждеосвященных даров и ряд песнопений страстной седмицы. За основу издания была взята дореформенная рукопись середины XVII века из Вологодского собрания № 144 РГБ, но при этом в текст рукописи была внесена певческая орнаментация, заимствованная из практики современных исполнителей.
Вероника Григорьева рассказала о новом готовящемся издании: «Нами была подготовлена публикация песнопений Литургии по той же самой рукописи. Основная задача состояла в том, чтобы дать церковным певцам источник, по которому можно было бы свободно прочитать именно древнерусские напевы Божественной Литургии. Было решено следовать традиции подготовки научно-критических изданий, и поэтому в качестве базы источников был привлечен ряд рукописей: 5 — аналогичных основному списку по времени создания, 11 — специально отобранных из пометных середины XVII века, 1 — XVI века, в качестве справочного материала использован ряд наречных песнопений Литургии и другие. Важным источником является поморская рукопись, в которой зафиксированы три версии Херувимской песни. Издание рукописи включает объемную исследовательскую часть, где представлен свод мелодических оборотов песнопений Божественной Литургии и анализ структуры и композиции.
Ряд песнопений в этом издании снабжен комментариями уставного характера, базой для которых также послужили дораскольные рукописи, рукописные уставы XV–XVI веков, издания первой половины XVII века, уставы в служебниках, Часословах, Апостолах и рукописных требниках. Подготовленная публикация состоит из четырех книг: книга первая — «Исследовательский материал», книга вторая — «Крюковой список», книга третья — «Два знамени», книга четвертая — «Факсимильная публикация». Издание предназначено в первую очередь для богослужебного использования, но может быть и методическим пособием, и представляет интерес для исследователей», — рассказала Вероника Юрьевна Григорьева.
Первый опыт издания учебного пособия по старообрядческой Литургии
Протоиерей Иоанн Миролюбов, секретарь Комиссии Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, представил краткую презентацию практического пособия по разъяснению Божественной Литургии, совершаемой по старому обряду.
Протоиерей Иоанн рассказал, что в книге «Литургия. Старообрядческое богослужение» представлены все священнодействия, совершаемые на Литургии по древнему чину. В издании рассказывается о том, что происходит в алтаре во время богослужения, приводятся все молитвы, которые священник произносит втай. Книга будет интересна как самим старообрядцам, желающим более детально изучить чинопоследование Божественной Литургии, совершающейся в их храмах, так и вообще всем, кто интересуется литургикой, древлеправославной богослужебной традицией. Книга стала плодом межстарообрядческого сотрудничества. Над книгой работал коллектив из священников РПсЦ, РДЦ, а также в качестве консультанта от единоверческой общины был приглашен протоиерей Иоанн Миролюбов, с той целью, чтобы сделать текст книги понятным и доступным чадам Московской Патриархии.
Иерей Михаил Желтов: «Выявлено влияние послениконовских источников архиерейской Литургии на чин совершения архиерейской Литургии в РПсЦ»
Иерей Михаил Желтов — клирик г. Москвы, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры свв. Кирилла и Мефодия, выступил с докладом «Дониконовские источники по чину архиерейской Литургии».
Со времен мужей апостольских ключевой фигурой каждой христианской общины определенной местности является епископ. В отсутствие епископа полноценная церковная жизнь невозможна. Иерей Михаил кратко рассказал о возникновении единоверия и возникновении белокриницкой иерархии.
Перед епископами, служащими старым обрядом, немедленно встал вопрос о порядке совершения Божественной литургии архиерейским чином. Докладчик отметил, что в дониконовские времена были изданы печатным способом многие архиерейские чины: последования хиротоний, освящения храмов и антиминсов и другое, однако чин архиерейской Литургии не издавался.
Дополнительным подтверждением факта отсутствия печатного издания чина архиерейской Литургии ко времени патриаршества Никона служат усилия патриархов Иосифа и Никона по выработке текста такого чина для его последующей публикации. По указу патриарха Иосифа иеромонах Арсений Суханов во время своей поездки на Восток детально описал чин архиерейской Литургии в Иерусалиме. Также по распоряжению, вероятно, Никона был подробно задокументирован чин патриаршей Литургии, как она совершалась в Успенском соборе Московского Кремля в середине XVII века. Этот документ, в котором описывается еще дореформенная практика, сохранился в рукописи Московской Синодальной библиотеки № 690 и озаглавлен как «Архиерейский служебник». (При этом сам Никон остался недоволен проделанной работой, и потому попросил Константинопольского патриарха Афанасия Пателлария, находившегося в 1653 году в Москве, описать чин архиерейской службы, что и было сделано и впоследствии легло в основу опубликованного уже после Никона новообрядного чина архиерейской Литургии, который до сих пор используется РПЦ).
Отсутствие печатного издания чина архиерейской Литургии в дониконовские времена означает, что единственным источником сведений о чине архиерейской Литургии для старообрядцев могли стать русские богослужебные рукописи старше середины XVII века. Этот факт подтверждается свидетельством рукописей, принадлежавших старообрядческим епископам середины — 2-й половины XIX века.
Так, в собраниях Рогожского кладбища РГБ хранятся три списка XIX века, сделанные с одного и того же святительского Служебника XV века, который включал в себя чин Литургии и чины хиротоний. Еще одна аналогичная копия находится в РГИА в Петербурге. Наличие нескольких почти идентичных копий одной и той же рукописи в старообрядческом собрании указывает на ее активное использование — вероятно, на первом этапе существования белокриницкой иерархии. Однако эта рукопись, несмотря на ее архиерейский характер (поскольку в ней имеются чины хиротоний), содержит чин Литургии без каких-либо архиерейских особенностей.
Докладчик отметил, что в принципе в древние времена чин архиерейской службы мало чем отличался от священнического. Поэтому даже наличие некоторых особенностей не мешало епископам пользоваться обычным священническим текстом Литургии. Например, древнейшая сохранившаяся русская рукопись чинов Литургий (т. н. Служебник прп. Варлаама Хутынского) использовалась архиереем Новгорода и Пскова. Можно привести и другие примеры. Однако несомненно, что уже в поздневизантийские времена архиерейская Литургия отличалась от священнической настолько, что возникла необходимость в детальной записи специальной редакции чина Литургии для епископа. Древнейшая известная ныне русская рукопись Литургии с архиерейскими особенностями (которых все еще очень немного) хранится в Синодальной библиотеке под № 600 и датируется 1400 г. В четырех русских рукописях XVI века сохранился подробный чин архиерейской службы, при этом две из них были созданы в Московской митрополии, а другие две — в Киевской, где практика несколько отличалась.
Именно эти рукописи и должны были по идее стать основой для возрожденного чина архиерейской Литургии старым чином. Однако, как указал докладчик, фактической основой для принятого в РПсЦ чина архиерейской Литургии стала рукопись № 690, дополненная материалом старопечатных Служебников (священнических); выявлено влияние также и послениконовского чина архиерейской Литургии на чин совершения архиерейской Литургии в РПсЦ (например, в последнем имеются специальные формулы на возложение креста и панагии при облачении архиерея — но этого нет в дореформенных источниках; вместо осенения народа рукой на прошении о властях во время сугубой ектении предписывается осенять народ свечами сразу после Евангелия — но такая традиция возникла у греков во время туркократии, поскольку у них не стало православных властей, и на Русь попала только при Никоне; и т. д.).
Единоверцы пошли иным путем. По их просьбе будущий митрополит Антоний (Храповицкий) обнаружил в Синодальной библиотеке другую рукопись № 680, XVI века. Ее текст стал использоваться при совершении новообрядными архиереями, еще до появления у единоверцев своих епископов, служб в единоверческих храмах; было изготовлено много ее копий. Затем в 1910 году иерей Симеон Шлеев, будущий единоверческий епископ, издал единоверческий Архиерейский Служебник, использовав и рукопись № 680, и еще одну рукопись той же библиотеки, № 909 (их текст очень близок друг к другу). Это издание стало первым типографским изданием дораскольного текста архиерейской Литургии, поскольку в РПсЦ подобное издание появилось лишь в XXI веке.
Однако, как указал докладчик, текст единоверческого Архиерейского Служебника 1910 года (который тождественен подлинным рукописям XVI века) все еще не позволяет восстановить дораскольный русский чин архиерейской службы во всей полноте; необходимы дополнительные описания различных священнодействий. Для патриаршей службы середины XVII века такие описания сохранились в рукописи № 690. Но иерей Михаил также отметил, что Великих Минеях-Четьих митрополита Московского свт. Макария, в августовском томе, сохранились подробные уставные указания о порядке совершения Литургии всяким епископом. Эти указания, до самого последнего времени не опубликованные и остававшиеся практически неизвестными, прекрасно дополняют свидетельства рукописей XVI века. Докладчик обратил внимание на подготовленное им издание этих указаний.
«Все выявленные рукописные источники по русскому чину архиерейской Литургии до перехода на чин Афанасия Пателлария можно классифицировать так:
- по сути, иерейский формуляр, но с небольшими архиерейскими добавлениями;
- две рукописи московского архиерейского чина, которые воспроизводены в единоверческом издании 1910 года;
- устав совершения литургии епископом из Великих Четьих-Миней митрополита Макария;
- устав московской патриаршей службы середины XVII века (к нему, с оговорками, близок чин, принятый в РПсЦ);
- две рукописи архиерейского чина, происходящие из Киевской митрополии (они близки к рукописям из пункта 2, но имеют и отличия);
- еще несколько рукописей архиерейского чина XVII — нач. XVIII веков, происходящих из Киевской митрополии и содержащих уже реформированный чин архиерейской службы.
(По логике никоновской справы, именно последний должен был бы перейти в новообрядную практику; но вместо этого РПЦ был принят чин Афанасия Пателлария; впрочем, чин из пункта 6 получил свое частичное продолжение и развитие в униатской среде)», — рассказал иерей Михаил.
Славянский требник начала XV века: «… ниже да снидет со крещающимся молимтися Господи, дух лукав …».
Протоиерей Сергий Гончаров, клирик Свято-Серафимовского храма Иваново-Вознесенской митрополии, окормляющий Казанскую единоверческую общину г. Иваново, выступил с докладом «Трансформация одной молитвы из чина Крещения в церковно-славянских и греческих требниках: историко-лингвистический аспект».
Протоиерей Сергий привел вариант древней дораскольной редакции молитвы из Чина Крещения:
Да отступят от нас вся воздушная и невидимая привидения, и да не утаится в воде сей бес темен, ниже да снидет со крещающимся дух лукав, помрачение помыслом…
В современной новобрядной службе она звучит иначе и начинается со слов: «Молимся Тебе, Господи…». Здесь в самом начале в отличие от предыдущего текста стоит слово «Господи», а в дораскольной это же слово стоит ниже, где идет призывание.
Эта молитва в 1658 году в результате церковной реформы была исправлена таким образом, что возмутила очень многих своей новой формой. Новый вариант звучал так: «… ниже да снидет с крещающимся, молимся тебе, дух лукавый…». Это вызвало протест. В самом древнем дошедшим до нас византийском евхологии VIII века, который хранится в Ватиканской библиотеке, мы находим: «… молимся Тебе, Господи, дух лукав…». В Константинопольском евхологии начала XI века, а также в евхологии XIII века это место идентично евхологию VIII века. В греческом требнике, изданном в Риме в 1754 году, содержится слово «Господи», а в Венецианском евхологии 1767 года искомое место звучит по-другому: «молимся тебе, дух лукав». Константинопольский требник 1803 года эту фразу не меняет. В греческом евхологии 1869 года, изданном в Венеции, слово «Господи» опять появляется. Это мы наблюдаем и в Венецианском издании 1891 года. Происходит возврат к раннесредневековым евхологионам.
Современный требник на старогреческом языке, которым пользуется Константинопольский патриархат, содержит неизменным древне-византийский вариант этой молитвы, Элладская Церковь выпускает служебники на новогреческом языке и переносит слово «Господи» в самый конец молитвы.
«Мы нашли славянский требник начала XV века, вероятно, Новгородский, где крещальная молитва соответствует оригиналу древнегреческих евхологионов: «… ниже да снидет со крещающимся молимтися Господи, дух лукав, помрачение помыслом и мятеж мыслям наводя». Скорее всего, в предреформенное время справщики творчески подошли к своей задаче, убрали неблагозвучное с точки зрения восприятия славянского языка место «молимся Тебе Господи, дух лукав». Первым, кто изменил эту молитву по греческим образцам, был Петр Могила (его требник 1647 года). То же самое изменение в требнике патриарха Никона. Оба требника правились, вероятно, по одному греческому источнику», — отметил протоиерей Сергий.
В 1662 году царь Алексей Михайлович издал требник, где вернул слово «Господи», заключив в скобки всю фразу «молимся Тебе, Господи», так что эта молитва стала соответствовать древнегреческим и древнеславянским образцам. В издании 1671 года в скобки берется только слово «Господи». В эпоху Екатерины II молитва значительно поменялась. В период правления Александра I молитву возвращают до прежней редакции. Затем снова вводится екатерининский вариант молитвы (в 1882 уже существует). Современный новообрядный вид крещальной молитвы появляется не позднее 1898 года.
Третий Всероссийский съезд единоверцев
Иерей Евгений Саранча, клирик Михаило-Архангельского единоверческого храма с. Михайловская слобода Московской областной епархии, выступил с докладом «Третий Всероссийский съезд православных старообрядцев и предшествовавшие ему события».
Иерей Евгений отметил, что наступивший год является юбилейным для единоверия по случаю двух событий: 100-летия Второго съезда православных старообрядцев, бывшего в июле 1917 года в Нижнем Новгороде, и 90-летия Третьего съезда православных старообрядцев, прошедшего в Нижнем Новгороде в 1927 году. Издательство Михайло-Архангельской единоверческой общины с. Михайловская слобода готовит публикацию трудов обоих съездов. Иерей Евгений отметил, что если материалы Второго съезда издавались в том же 1917 году, то о Третьем единоверческом съезде до недавнего времени почти ничего не было известно. В прошлом году в ГАРФ в Москве и в ГМИР в Санкт-Петербурге удалось получить доступ к делам, содержащим сведения о Третьем единоверческом съезде. Также в ГКУ ЦГА Удмуртской республики был получен значительный объем дел, содержащих сведения о состоянии единоверия и деятельности единоверческого епископа Павла Керженского в 1923–1929 гг.
В начале 1920-х годов состояние единоверия резко ухудшилось. Последствия революции и гражданской войны в наибольшей степени отразились на единоверческих приходах Москвы и Санкт-Петербурга. Самые активные прихожане были подвергнуты лишениям военного времени и больше не могли принимать участие в жизни единоверия. Невосполнимой потерей для единоверцев стала мученическая смерть их духовного руководителя — единоверческого епископа Симона, убитого в августе 1921 года в Уфе. Но в целом в 1920-е годы единоверие не было ни уничтожено, ни подавлено. Епископ Павел Керженский (Волков) был избран председателем Третьего единоверческого съезда. Епископами Павлом и Амвросием (Сосновцевым) предпринимаются усилия объединить действующие единоверческие приходы, способствовать их сплоченности.
На Третьем единоверческом съезде был вынесен ряд постановлений, среди которых было решено разделить все единоверческие приходы на епархии, епископы были призваны посещать единоверческие съезды, съезд призывал к изучению Священного Писания, посещению церковных служб, совершению дел благотворительности, отказу от вредных привычек.
«Было выражено желание иметь общение с православными старообрядцами всех согласий в связи с тем, чтобы по возможности объединиться с ними, по крайней мере, вести об этом переговоры. Было принято решение об открытии пастырской школы близ Москвы и возобновлении печатного органа единоверцев. Съезд завершил свою работу 22 июня 1927 года, большинство его поставленный так и не были воплощены в жизнь из-за обстоятельств времени. Вскоре после закрытия Съезда многие приходы, представители которых участвовали в съезде, были закрыты. Труды съезда показывают, что, несмотря на все сложности, для многих единоверцев жизненные интересы были прежде всего интересами церковными», — рассказал иерей Евгений.
Архиепископ Андрей (Ухтомский) и семейские Забайкалья
Прохор Сергеевич Чиж — студент Санкт-Петербургской духовной академии, чтец единоверческой общины Тихвинской иконы Божией Матери Кировского района Ленинградской области, выступил с докладом «Архиепископ Уфимский Андрей (Ухтомский) и Единоверие XX века».
Прохор Сергеевич рассказал о жизни и деятельности единоверческого епископа Андрея (Ухтомского). «После убийства епископа Симона Шлеева в 1921 году вдохновителем единоверия в России стал епископ Андрей (Ухтомский). Главной идеей деятельности епископа Андрея являлось возвращение к древнему благочестию», — отметил докладчик. «Первым условием нормального развития русского государства епископ Андрей считал усовершенствование приходской жизни. Приход, согласно мнению епископа Андрея, — это важнейшая социально-экономическая единица любого неатеистического государства. Но образцовая модель прихода сохранилась только у старообрядцев», — сказал Прохор Сергеевич Чиж.
Никак нельзя усомниться в том, что заслуги старообрядцев перед русским народом огромны. Владыка Андрей писал, что старообрядцы защищали чистоту православия от самовластия бывшего патриарха.
«Обряды — это драгоценный сосуд, который сохраняет в себе церковные чувства. Неуважение к ним породило в Православной Церкви недисциплинированность и гибель общины», — докладчик процитировал епископа Андрея Ухтомского.
Иерей Петр Шестаков, клирик Улан-Удэнской и Бурятской митрополии, выступил с докладом «Особенности распространения единоверия в среде семейских Забайкалья».
«Семейские — старообрядческая этнокультурная группа, которая компактно проживает на территории Республики Бурятия. География трех районов: Тарбагатайского, Мухоршибирского и Бичурского. По переписи 2009 года, жители трех районов в количестве 80 000 человек назвали себя семейскими, кроме этого 60 000 человек, проживающих в других районах Бурятии, тоже назвали себя семейскими. По РФ еще 35 000 человек назвали себя семейскими. В Центральном федеральном округе 6 000 человек определили себя как русские семейского происхождения», — рассказал иерей Петр.
Докладчик также рассказал о появлении старообрядцев в Забайкалье.
«В одном селе могут проживать до пяти толков семейских. Но, несмотря на это, они, например, все вместе собираются на праздники, ощущают себя единой народностью». «Семейские очень охотно приняли революцию 1917 года, это единственная группа в Забайкалье, которая приняла революцию, многие из них были красными партизанами, боролись с семеновцами. Они охотно приняли коллективизацию. Единственное, когда семейские попали под репрессии во второй половине 1930 годов, тогда уже очень пострадали, были большие репрессии».
Четкой выраженной конфессиональной картины среди семейских нет. В Бурятии 15 приходов РДЦ, и только 3 среди семейских, потому что многие семейские не принимают священников РДЦ. Всего два прихода РПсЦ в Бурятии, один из них среди семейских. Беспоповские толки очень тяжело отследить, сегодня появляются некие течения из-за границы.
«Что касается единоверия, я окормляю 7 семейских сел, храмов как таковых нет, но есть два молельных помещения, в которых совершается Литургия», — рассказал иерей Петр Шестаков. Слушатели конференции отметили, что доклад иерея Петра был посвящен семейским в целом, нежели распространению единоверия в среде семейских Забайкалья.
Единоверие на Урале
Иерей Сергий Комаров, настоятель Михаило-Архангельского единоверческого храма г. Верхнем Тагиле Екатеринбургской митрополии, выступил с докладом «К истории Единоверия на Среднем Урале».
Иерей Сергий представил исторический очерк развития единоверческой Екатеринбургской митрополии. В 1740 году на Урале была основана противораскольная миссия, но успеха она не имела. В 1803 году екатеринбургский купец Яков Толстиков подал прошение Пермскому епископу Иустину о постройке храма на основании правил единоверия. В 1805 году в Екатеринбурге была заложена и вскоре освящена единоверческая церковь в честь Всемилостивого Спаса. Сначала количество прихожан составляло не более ста человек, но с 1810 года к ней приписались обратившиеся в единоверие старообрядцы Томской, Тобольской, Оренбургской, Юго-Западной части Пермской губернии. В дальнейшем распространение единоверия приостановилось, поскольку в 1822 году император Александр I разрешил старообрядцам совершать богослужение при помощи беглых попов.
В 1837 году было запрещено использовать беглых попов, а также строить и ремонтировать моленные. Большинство часовен были отобраны и опечатаны. В 1818 году в Екатеринбурге была заложена Свято-Троицкая единоверческая церковь. В 1837 году раскаявшийся беглый поп Парамон Лебедев был определен в эту церковь.
В 1834 году для противодействия расколу в Синоде был даже проект постройки на Урале двух единоверческих монастырей: Шарташского женского и мужского в с. Красный Яр близ Ревдинского завода. Но межевание земли затянулось, а затем об этом забыли.
В 1849 году был основан Воскресенский Златоустовский монастырь Уфимской епархии. Самым благоприятным временем для распространения единоверия на Урале стала первая половина XIX в. В этот период многое сделал Пермский епископ синодальной церкви Аркадий (Федоров). В начале его деятельности в Пермской епархии было всего два единоверческих прихода, к концу же имелось уже 70 приходов.
Присоединение к единоверию проходило не всегда гладко, имели место попытки перехода обратно. К началу XX в. в Екатеринбургской епархии насчитывалось около 40 единоверческих приходов. Общее количество единоверцев в епархии к этому времени составляло около 50 000. Самостоятельная единоверческая епархия на Урале появилась 3 января 1923 года на территории Златоустовского уезда. Первым единоверческим архиереем стал Петр (Гасилов) с титулом епископа Саткинского.
С 1926 г. Саткинскую кафедру занял епископ Вассиан (Веретенников). Количество единоверческих приходов на территории Екатеринбургской епархии и в лучшие времена не превышало 40, а с притеснением безбожников постепенно сокращалось. В советское время единоверцы испытывали большие трудности с кадрами духовенства. Старые священники умирали, а подготовка новых не велась. В 1925 г. перешел в единоверие и был назначен настоятелем Спасской единоверческой церкви Свердловска известный екатеринбургский протоиерей Анатолий Пономарев. В 1932 г. перешел в единоверие священник Александр Зубрицкий, он был назначен к Свято-Троицкой церкви.
В течение 1928–1930 гг. в Свердловске были закрыты все единоверческие церкви. Свердловские единоверцы остались без храмов и вынуждены были просить у беспоповцев часовенных в аренду часть Никольской часовни. По достигнутой договоренности часовня была перегорожена пополам. Часовенные сохранили за собой алтарную часть, а единоверцы устроили храм в западной части. (Подробнее о таком необычном соседстве читайте в статье Максима Гусева «К староверам-поморцам… в никонианский храм» — прим. ред.)
В 1942 г. единоверческая община стала не в силах нести хозяйственно-эксплуатационные затраты и передала свою половину храма в аренду новообрядческой общине. Оставшись без молельных помещений, некоторые единоверцы слились с новообрядцами, другая часть — с часовенными, перейдя к беспоповской практике.
«В начале 1990 годов единоверие начало возрождаться. В Нижнем Тагиле в 1998 году был освящен первый после перестройки единоверческий храм во имя святителя Николы. В Екатеринбурге Троицкий единоверческий храм власти города чуть не отдали поморской общине, другой бывший единоверческий храм Рождества Христова передали старообрядцам белокриницкого согласия. В 2007 году был освящен единоверческий храм в честь Архангела Михаила в г. Верхнем Тагиле Екатеринбургской митрополии, настоятелем которого я являюсь. Развития единоверия не произойдет, пока не восстановится единоверческий епископат, а епископ должен быть из единоверческой среды, и не нужно этого бояться», — заключил иерей Сергий.
Печальная история Лаврентия Селина
Шеин Сергей Юрьевич, староста Казанской единоверческой общины г. Иваново, выступил с докладом «Об экклезиологическом сознании Казанской единоверческой общины г. Иваново в 1991–2010 гг.».
В 1930-х годах XX века в Иваново-Вознесенске имелось два старообрядных прихода. Один — Благовещенский единоверческий, другой — Казанский, приемлющий белокриницкое священство. После закрытия обоих храмов единоверческая община прекратила свое существование. Белокриницким старообрядцам после ВОВ по настоятельным просьбам был предоставлен храм, освященный, как и прежний их, в честь Казанской иконы Божией Матери. К ним присоединилась часть единоверцев. (Исторический старообрядческий храм Иванова был передан Московской Патриархии в начале 90-х — прим. ред.).
В 1991 году в старообрядческой общине, не имевшей тогда своего священника, произошел раскол: группа прихожан во главе с уставщиком Лаврентием Петровичем Селиным перешла в юрисдикцию Московского Патриархата, удержав за собой и храм. Причиной этому послужил конфликт со старообрядческой Митрополией, связанный с отказом в получении уставщиком Лаврентием Селиным хиротонии во иереи. Лаврентий Селин присоединился к РПЦ, где и был рукоположен в настоятели храма. Таким образом в Иванове возник новый единоверческий приход, просуществовавший до 2010 года.
Этот приход нельзя было назвать в строгом смысле единоверческим, только старообрядным, большинство прихожан со временем составили новообрядцы, которые не знали не только особенностей богослужения по древнему чину, но истории Русской Православной Церкви, не имели ясного представления о смысле единоверия и статусе старообрядных приходов Московского Патриархата, и, к сожалению, они не получали в этом необходимого наставления настоятеля. Закончилось существование этой общины в 2010 году, когда приемник о. Лаврентия Селина, о. Анатолий Корнилов, подал рапорт о снятии с него обязанностей настоятеля, а назначенный на его место новообрядческий священник через несколько месяцев самочинно перешел на новый обряд. При этом не нашлось в приходе активных и убежденных прихожан, которые смогли бы его поправить. Единоверцы ушли из Казанского храма, однако это объяснялось не столько личным неприятием новообрядной службы, сколько личными качествами настоятеля, впоследствии снятого с должности и запрещенного в служении. Кто-то перешел к белокриницким, кто-то к беспоповцам, пятеро перешли в старообрядный приход Иваново-Вознесенской митрополии.
Этот печальный опыт указывает на необходимость проведения просветительской работы, принятию новых прихожан должны сопутствовать беседы вроде огласительных, проводимые либо священником, либо мирянами, с его благословления, ознакомление людей с конкретно подобранной литературой и т. п.
Примечательна история Лаврентия Селина. Он был сыном нижегородского белокриницкого протопопа, 40 лет нес в Казанском храме послушание чтеца, алтарника, уставщика, и стал священником в юрисдикции Московского Патриархата в 65 лет. При таком опыте, казалось бы, от него можно было ожидать либо верности РПсЦ до смерти, либо с переходом в единоверие полное экклезиологическое отрицание РПсЦ. Однако его взгляды на Церковь характеризуют следующие примеры: старообрядцы были приняты в единоверие им третьим чином, при этом отсутствие необходимости миропомазания о. Лаврентий объяснял тем, что получил его в младенчестве, т. е. в РПсЦ. Призывая белокриницких (оставшуюся часть общины) вернуться, он не сопровождал свои призывы никакими аргументами, кроме укора в том, что они бросили свой храм, и сопровождал это угрозами принять их только через покаяние, а не просто так. О. Лаврентий неоднократно высказывался в том смысле, что главным для него является действующий храм, продолжение приходской жизни при любой юрисдикции. Его со временем стали зазывать в РПсЦ в сущем сане, и свой отказ вернуться он объяснял не своим представлением, где Истинная Церковь, а личной преданностью архиерею.
В притворе храма на подоконнике были помещены рядом два фотопортрета — старообрядческого архиепископа Никодима (Латышева), к тому времени уже умершего, и патриарха Алексия II. При любой возможности о. Лаврентий рассказывал прихожанам, что обратиться к новообрядческому архиерею его заставил вероломный, по его словам, отказ митрополита Алимпия (Гусева) рукоположить его, несмотря на ранее якобы данное обещание. Обвинения от белокриницких в ереси он воспринимал как нечто несправедливое и неожиданное, т. е. так как если бы он просто переехал в другую епархию и от прежних прихожан услышал бы подобные обвинения.
С одной стороны, он понимал различие юрисдикций в наличии трех чиноприемов, а с другой стороны — это различие для него становилось второстепенным. Когда в очередной раз митрополией РПсЦ был поставлен вопрос о возвращении им Казанского храма, группа прихожан из потомственных старообрядцев, которые вместе с Лаврентием перешли в единоверие, высказывала следующую идею: если отдать храм белокриницким, они не допустят на молитву новообрядцев, а сами не смогут его содержать, наилучшим решением было бы назначить настоятелем жившего тогда в Иванове старообрядческого священника, окормлявшего оставшуюся без молитвенного здания белокриницкую общину, но с тем, чтобы он допускал на службу новообрядцев и поминал обоих предстоятелей: патриарха Алексия II и митрополита Корнилия.
«Сейчас в г. Иваново существует белокриницкая община без храма и в постсоветское время возникли беспоповцы. В 2015 году Казанская церковь в Иваново сгорела. Единоверцы представлены группой, мы молимся сейчас в храме на территории мужского монастыря, рядом с кафедральным собором, молимся по субботам. О перспективах строительства сгоревшего храма сказать ничего не могу», — рассказал Сергей Юрьевич Шеин.
Благодарю за публикацию.
Позвольте немного прокомментировать.
Цитата:
От редакции: О деятельности общества любителей древнерусского (церковного) пения во имя святителя Иова (РПЦ) в последние годы слышно мало. Последним крупным мероприятием организации стал III практический съезд любителей знаменного пения, который прошел с 27 июня по 2 июля 2005 года в Паломническом центре Московского Патриархата.
Комментарий:
Это не совсем так. В 2007 году был съезд в Московской епархии, проходивший во Фряново (Моск. обл.), в 2010 г. был Первый обучающий семинар в Покровском храме (Рубцово, Москва), в 2013 году был семинар в Австралии (Бомбала, мужской монастырь), в 2014 году был Сибирский знаменный съезд (г. Новосибирск). Многие материалы с этих мероприятий можно найти в Интернете, в частности в youtube.
Цитата:
От редакции: Значительная часть знаменных песнопений, изданных Глебом Борисовичем Печенкиным, переложены на пореформенные, современные богослужебные тексты.
Комментарий: Тоже не совсем так. Сборники и учебные пособия: Киноники, Строшник, Возвашник, Панихидник содержат как дореформенные, так и пореформенные богослужебные тексты. Это сделано для того, чтобы те, кто пользуются пореформенными текстами могли изучать знаменное пение также и с дореформенными текстами. Пособие "Пение на глас" — да, там только пореформенный текст, поскольку пособие было рассчитано для использования на богослужениях с пореформенным текстом.
Новое учебное пособие содержит дореформенные и пореформенные тексты, в том числе и знаменные песнопения на греческом языке, а также наонный и наречный распевы. Это опять же сделано для того, что кто использует наречную традицию, могли бы знакомиться с древней наонной, а кто пореформенные тексты — могли знакомиться с дореформенными.
Важно научить людей понимать, ценить первоисточник, проявить к нему интерес.
Прошу прощения.
Глеб Борисович Печенкин.
"27 января в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме в Рубцове был проведен круглый стол по проблемам старообрядных приходов РПЦ МП. Общее руководство мероприятием осуществляли епископ Губкинский и Грайворонский Софроний, руководитель Патриаршего центра, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов и настоятель Михаило-Архангельского единоверческого храма Московской епархии РПЦ МП архимандрит Иринарх (Денисов). В заседании приняли участие священнослужители и миряне, представляющие приходы, в которых богослужения совершаются по древнему чину.
Число желающих принять участие в работе круглого стола, рассчитанного главным образом на духовенство, ежегодно увеличивается и достигло в этом году уже 50 человек. На встрече обсуждались вопросы современного бытия старообрядных приходов РПЦ ИМП, в частности, было констатировано, что к настоящему времени во многом утратили актуальность некоторые регулирующие жизнедеятельность единоверческих приходов установления как синодального периода, так и Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 года.
Участники круглого стола пришли к единодушному мнению о целесообразности проведения съезда православных старообрядцев-единоверцев." — http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=124021
Сергею 985: вот вам и будущее….
> вот вам и будущее..
Что конкретно?
"Число желающих …ежегодно увеличивается"
"Участники круглого стола пришли к единодушному мнению о целесообразности проведения съезда православных старообрядцев-единоверцев".
26, вероятно, будущее не обсуждалось, а вот 27 был закрытый круглый стол для своих, и как по ссылке видно уже что-то есть. Я не удивляюсь, что на конференции доклады о событиях прошлого, сами подумайте, открытое мероприятие, на котором и белокриницкие были и люди науки и все кому не лень, и обсуждать будущее своей Церкви, говорить о своем епископе? Ну это было бы аналогично, если бы РПСЦ на открытой конференции, на которую пригласили разные православные конфесии , подняла бы вопрос о выборе епископа на Казахстанскую или какую там епархию, или другие вопросы, касающиеся развития и будущего. Это сугубо внутриконфессиональные вопросы, на обсуждении которых иноверным не место.
Этот закрытый "круглый стол" проходит уже десяток лет, а воз и ныне там. Что касается РПСЦ и РДЦ то слава Богу, там пока вопросы обсуждают открыто и публично — зайдите на их официальные сайты, да и тут, на "Русской верев" есть подробная информация о таких обсуждениях включая рассказы о кандидатах в епископы.
Тем не менее, официально единоверческий круглый стол носит непубличный характер, и как известно, пускают туда по особому разрешению.
Иерей Михаил Желтов: «Выявлено влияние послениконовских источников архиерейской Литургии на чин совершения архиерейской Литургии в РПсЦ» Не дай Бог наши "ревнители" прочтут такое
Это "ревнителям" известно давно — про это и про многое другое)
И это — те тайные знания, которыми обладают лишь особо посвященные старообрядцы (А.В.Муравьёв)
Это как раз среди "ревнителей" известно, а неревнителям в общем-то всё равно, на самом деле.
"Ревнители" знают и молчат. Могли хотя бы на соборе поставить вопрос, чтобы прекращать служить по-никониански.
На Соборах они будут молчать, они только в Интернете способны высказываться
> Могли хотя бы на соборе поставить вопрос, чтобы прекращать служить по-никониански.
Ну поставят. А их спросят: что не так и как надо. И?
Я думаю очень мало ревнителей настолько разбираются в чинопоследованиях и службах, чтобы сравнить, определить ошибку и указать как надо.
Ревнитель может на глаз определить наличие или отсутствие бороды у зашедшего в храм. Опытный ревнитель на глаз определит не была ли борода подстрижена. Коллегия ревнителей, имея численный перевес, способна сослужить на литургии иерею в момент возгласа "оглашенные изыдите".
и будут читать по-никониански "достойно ЕСТЬ…", а которые: "достойно ЭСТЬ…" — тех под запрет на чтение в храме. Я знаю о таковых прещениях трем християном. А уж на Соборе ни словечка.
А какая разница между "ЕСТЬ" и "ЭСТЬ"?
В грамотном старославянском чтении.
Только не говорите, что при чтении "ЕСТЬ" полностью изменяется смысл, в молитве появляется воззвание к сатане и филиалам его и т.п.
Только не говорите, что все службы в храме можно вести на современном русском языке и т.п.
Можно, язык богослужения может быть любым, хоть китайским. Только не всё делать нужно что можно.
Так Cергiй про это же и пишет….
Дмитрий пишет о ревнителях:
"На Соборах они будут молчать, они только в Интернете способны высказываться"
Соборы нонче освободились от ревнителей, да и грамотные им в тягость.
В русском написании слова "есть" нет ни в старославянском, ни в церковно-славянском языках. почему надо читать правильно — уже сказано на сайте в "беседе" о молитвослове. Когда новообрядцев крестят со словами "молимся тебе, дух лукавый", конечно они не имеют буквальных помыслов на то, а когда мы с ними одинаково читаем "поем силы твоя" (Псалом к), конечно мы не помышляем поедать, но произносим это в молитве пред Господом!
Новообрядцев с начала ХХ века уже не крестят со словами "молимся тебе, дух лукавый". Полемика полемикой, а передёргивать не стоит.
Всюду старообрядцы с "е" произносят молитвы, с "э" ни разу не слышал. И "Достойно Есть…" и другое.
Это говорит лишь о том, что мало кто из современных старообрядцев читал псалтырь с начала, т.е. с главы "Наказание ко учителям….". Там это тема со второй страницы раскрыта.
Димитрий, послушайте моление безпоповцев.
"Печальная история Лаврентия Селина" — я даже чуть ли не всплакнул.
С возрастом умные люди все-таки больше склонны не замечать противоречия, а находить общее (это — мудрость). К той же мысли привело прочтение книги "Жизнеописание священника и отца семейства" И.Г. Кудрина. Но, если Юность умела, а Старость при этом могла….
> Прошлое, настоящее и будущее старого обряда в Русской Православной Церкви
Судя по прочитанному, из всего обозначенного в теме 90% говорилось о прошлом. Доклады по десятому разу обсуждают как оно было, кем было и когда оно было. Это так интересно каждый раз обсуждать и перечитывать?
В лавке храма в Рубцово большинство дораскольных книг с молитвами и т.п. были издательства РПсЦ когда я последний раз их там смотрел. А если нужен выбор побольше то надо ехать на Рогожское. Туда же надо ехать, если нужно выбрать нательный крестик, литой киотный крест, литые иконы, лестовки, подрушники, пояса, платки и прочую дораскольную атрибутику.
Это при том, что РПЦ же ведь такая финансовая махина которая бы наверное без проблем могла бы освоить выпуск собственной литературы для дораскольного богослужения.
Насколько я знаю, единоверцы хотели бы собственного епископа. Об этом говорилось на конференции? Выработан ли какой-то план по этому поводу?
Говорилось ли о популяризации старого обряда, его распространении за границы существующих 3-х храмов в Москве?
Либо в репортаже об этом ни слова, либо вопросы не обсуждались.
Но получается, что основное внимание уделено перемалыванию прошлого, а четких планов на настоящее и будущее нет?
"РПЦ же ведь такая финансовая махина которая бы наверное без проблем могла бы освоить выпуск собственной литературы для дораскольного богослужения."
Боже избави от проекта "Old-Софрино"!!!