В Екатеринбурге продолжается многосерийная эпопея с возвратом старообрядцами в собственность здания бывшей Свято-Троицкой церкви, в которой в советские годы располагался противотуберкулезный диспансер. Напомню, здание это охраняется государством, как объект культурного наследия Свердловской области.
Первая победа уже завоевана: минувшим летом община получила от здания ключи. Тем временем медицинское учреждение полностью выехало в новый корпус на окраине столицы Среднего Урала. Но получить ключи — это, пожалуй, лишь полдела. Потому что теперь, с одной стороны, начинается самое интересное, а с другой — самое важное. И от того, как поведут себя уральские старообрядцы, зависит, как к ним будет впредь относиться общественность и журналисты.
Дело в том, что примерно в одно время с ключами от здания местной общине РПСЦ заместитель главного государственного санитарного врача по Свердловской области сообщил, что «перепрофилирование медицинских организаций для лечения больных туберкулезом запрещается».
В официальном ответе Роспотребнадзора говорится:
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области разъясняет, что перепрофилирование данных зданий, строений и сооружений, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, 75 и Розы Люксембург, 73 может создать угрозу возникновения и распространения случаев заболеваний туберкулезом. С целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и предотвращения распространения инфекционного заболевания, рекомендую использовать эти здания, строения и сооружения только в качестве учреждений противотуберкулезного профиля, либо провести снос данных зданий с предварительным проведением заключительной дезинфекции в полном объеме, в том числе коммуникационных сетей внутри зданий и внутриплощадочных.
Аналогичный ответ получил и застройщик, претендовавший на здание, директор ЗАО «Предприятие «Чусовское озеро» Владимир Верпатов. И если ему вердикт санэпидемиологов выгоден, то старообрядцам — не очень, ведь одним из главных их аргументов в борьбе за здание было то, что они желают сохранить старину, наглядно воплощенную в этом самом здании.
На этой почве старообрядцев негласно поддерживали и местные СМИ, и общественники, и даже некоторые чиновники. И как действовать далее в условиях, когда здание общине староверов передано, но использовать его для богослужений они не могут, сказать сложно. Вероятно, любая попытка распорядиться им будет расцениваться, как предательство. Но как же быть в условиях, если ничего другого не остается?
Приходится возвращаться к одному из ранее разработанных при содействии еще и областных властей сценариев, суть которого в том, чтобы получить усадьбу в полную юридическую собственность, после чего начинать «торговаться» с теми, кто желает получить эту землю для своих бизнес-целей. Тем более, что застройщик вплотную приблизился к стенам бывшего диспансера и бывшей же усадьбы-церкви…
— Юридически здания у нас в собственности, свидетельства получены, а земельный участок на стадии оформления, — говорит отец Павел Зырянов, настоятель общины храма во имя Рожества Христова в Екатеринбурге.
А один из ранее озвученных и вполне вероятных сценариев заключается в том, что старообрядцы передадут полученное здание, которое нельзя использовать как культовое сооружение, застройщику, а тот взамен обустроит им приусадебное хозяйство вокруг ныне действующего храма. Правда, если изначально Министерство по управлению госимуществом Свердловской области оценивало стартовую стоимость зданий и земли в сумму свыше 300 миллионов рублей, маловероятно, что «Чусовское озеро» согласится «выплатить» староверам хотя бы половину от тех средств. Да и аргумент, которым издавна пользовались православные старообрядцы о том, что им в Екатеринбурге нужна еще одна церковь, больше почему-то не в ходу, и идея со строительством храма где-то в другом месте не рассматривается.
Скорее всего, речь будет идти о том, что «Чусовское озеро» выкупит у Верх-Исетского завода две теплицы, примыкающие с одной стороны к территории ныне действующей церкви на окраине Екатеринбурга, а с другой — к одноименному пруду, и на их месте возведет одно или несколько зданий. Возможно, это будет воскресная школа и еще какие-то хозяйственно-бытовые помещения, против которых староверы, конечно, возражать не будут, но и без которых свободно могли бы обойтись в будущем.
Староверы, оказавшиеся в некоем тупике из-за этой ситуации, и сегодня с трудом представляют, что делать дальше. На одном из недавних стихийно-проведенных собраний в августе было решено действовать именно так — торговаться с застройщиком.
За скобками остается, конечно, главное разочарование: здание усадьбы купца Баландина, возведенное в 1830-е годы, рано или поздно будет снесено, и поделать с этим уже ничего нельзя. И, как это ни печально, но приходится признать, что туберкулез победил и святыню, и саму историю. Здания, хранящие их, рано или поздно будут снесены или, при самом оптимистичном прогнозе, законсервированы на условно-неопределенный срок. Остается успокаивать себя тем, что церковь здесь была давно и о ней внутри здания решительно ничего не напоминает. Оно выглядит сейчас малопривлекательным для освоения: внутри — открытые двери, ненужные медикам вещи, вероятно, с началом отопительного сезона тепло в батареях уже не появится. Кое-где в здании открыты форточки, на всех дверях — амбарные замки. Все вокруг опустело.
Фото автора
Жаль, что такая ситуация возникла. И еще называется "объект культурного наследия". Никому нет до него дела. К сожалению, это не единственный случай. Но тут хоть старообрядцы "шевелятся". Во Ржеве рушится старообрядческий храм во имя Троицы, в храме помойка, бомжы гадят, святыня поругана, а местные старообрядцы спят.