В Екатеринбурге подошла к завершению длительная история с Никольским храмом для староверов-поморцев. Наш автор Максим Гусев уже не раз освещал ход событий в своих статьях: Староверы-поморцы проиграли в суде, Поморский храм Екатеринбурга наконец передан исконному владельцу. Сегодня древлеправославная община Екатеринбурга не скрывает радости — все обернулось с Божией помощью так, что они стали хозяевами 25 лет назад им обещанного здания.
***
Я редко бываю в «никонианских» храмах. Что мне там делать? Разве что журналистская судьба забросит или из любопытства иногда зайду. Но однажды, узнав, что именно в «никонианском» храме молятся старообрядцы-поморцы Екатеринбурга, не отказал себе в удовольствии там побывать. С тех пор бывал у местных беспоповцев не раз. Ощущения — словами не передать. Вроде бы идешь к староверам, но через чуждые «угодья».
О том, что беспоповская община староверов-поморцев столицы Среднего Урала собирается на молитвы в храме РПЦ во имя Вознесения Господня на одноименной Вознесенской горке в тихом центре Екатеринбурга, известно, наверное, всем в России. Немало я об этом уже писал. Но вряд ли кто бывал здесь, под потолком «никонианского» храма, в небольшой комнате, где разместилась на много лет кряду моленная поморцев. О том, как они здесь очутились, я тоже рассказывал всем интересующимся немало. Впрочем, сами поморцы не стремились сильно афишировать этого факта — все ж таки гордиться тут нечем!
Вкратце я лишь повторюсь, что согласились они на такие нехарактерные для старообрядцев условия в обмен на обещания екатеринбургского епископа Никона, позже снятого с поста и сосланного в один из монастырей. Он обещал, что если древлеправославная община отступится от притязаний на здание ДК «Автомобилист», в котором раньше был старообрядческий храм, построенный одним из уважаемых уральских староверов, то со временем РПЦ построит им храм ничуть не хуже. Поморцы от здания отступились — не потому, что хотели угодить нововерам, но оценили, должно быть, свои силы — такой, по сути, собор, им бы никогда не удалось отреставрировать, учитывая их сугубую малочисленность. А сторонники «официального православия» позже отреставрировали здание и создали здесь Свято-Троицкий кафедральный Собор, который с успехом функционирует и сегодня…
Поморцы же, пойдя навстречу епископу, временно согласились молиться в коморке «никонианского» храма. Хотели перетерпеть во благо будущего. Они и не догадывались, что терпеть им придется четверть века!
Сначала вход в моленную был отдельным, и старушки карабкались наверх, как могли. Потом «почему-то» персональную для староверов лестницу — вход с улицы — срезали и предложили поморцам ходить в свою комнатушку через главный вход в храм РПЦ. Этим, конечно, с годами они не одного пожилого старовера переманили к себе, но речь не об этом.
…На крыльце храма меня по традиции встретили несколько нищих, которые наперебой просили подать им хоть что-то, а в притворе — уголок «православной» охраны, запах ладана и непривычное пение, которое лично мне даже слушать не хочется. У никониан идет служба! Мне не к ним. Подымаюсь наверх, по ступеням, как в каком-то старом ДК захолустного поселка. Старые деревянные перила, оконца… Навстречу, пока поднимаюсь на третий этаж, молчаливо проходит мужчина в кафтане — то ли священник, то ли диакон, а следом девицы, щебечущие что-то о завтрашнем причастии, «на которое надо позвать и Мишу»…
Сначала попадаю в подсобные помещения никониан — там идет то ли разговор, то ли экзамен.
Тишина, не нарушаемая почти ничем. Тыкаюсь в разные двери — где искать старообрядцев? О них тут ничего не напоминает. И только на третьем этаже замечаю приоткрытую дверь, аккурат рядом с одним из приделов храма. Подхожу и читаю простецкую надпись, приклеенную на оконную ленту:
Древлеправославная старообрядческая поморская община города Екатеринбурга проводит богослужения с 16.00 до 7.00 утра воскресенья и накануне праздников тоже с 16.00. Правление общины.
Нашел!
В первый раз внутрь заходил с особой миссией — передал пачку старообрядческих газет, познакомился с двумя старушками, которые натирали подсвечники и занимались какой-то подготовительной к молению работой — дело было в субботу во второй половине. «Хозяйки», хотя внешне и проявили радушие, сразу расставили приоритеты: с «австрийцами» не общаются, ничего общего с ними иметь не хотят. Газеты РПсЦ, однако же, взяли.
Эх, знали бы они, что однажды именно от местной общины Старообрядческой Церкви будет зависеть их судьба!
С тех пор у поморцев в моленной был я несколько раз — и в компании старшего товарища-беспоповца с далекого Севера, пожелавшего во что бы то ни стало пообщаться с единоверными братьями и немало изумившегося тем, что идти надо в «никонианский» храм, и один, по приглашению самих поморцев.
В последний раз они позвали на собрание кого-то от екатеринбургской общины РПсЦ. На собрании, где впервые в этом месте я увидел беспоповцев среднего возраста (молодежи здесь не видел ни разу!), съехавшихся из нескольких сопредельных Екатеринбургу городов, обсуждалось, как быть их общине, проигравшей в суде и потерявшей надежду на возвращение здания, которое когда-то «никониане» построили для них. С надеждой смотрели почему-то на меня — именно в екатеринбургской общине РПсЦ, которую мне доверили представлять, они видели свой «свет в оконце». И именно настоятель старообрядческого храма отец Павел Зырянов приходил на судебные заседания, чтобы морально поддержать горстку старушек, которых почему-то никто из вышестоящих духовных лиц их же упования поддержать не приезжал.
Словом, в беде и несчастье поморцы поняли, кто им друг. Никониане в том судебном споре самоустранились и были привлечены к делу, как третья сторона. Ну, а застройщик, компания «Чусовское озеро», как известно, заявил что-то вроде: на здание мы не претендуем, забирайте его, но землю извольте освободить.
После известных событий вокруг противотуберкулезного диспансера и дальнейшей передачи его Христорождественской общине РПсЦ Екатеринбурга поморцы тоже не остались в накладе. Примкнув к активным «австрийцам», они смогли получить то, что, как им казалось, давно должно было быть их — здание храма, построенное по благословению епископа РПЦ Викентия. Это для «Чусовского озеро» стало своего рода откупом от «надоевших старообрядцев».
Теперь древлеправославная община Екатеринбурга не скрывает радости — все обернулось с Божией помощью так, что они стали хозяевами 25 лет назад им обещанного здания. В эти дни они готовятся к переезду — скоро им не надо будет подниматься на третий этаж храма чуждой им веры и, в целом, открывается новый этап в жизни их общины. В новом храме в центре Екатеринбурга, построенном специально для них.
А я навсегда запомню условия, в которых молиться пришлось целому поколению уральских беспоповцев. Таких условий никому не пожелаешь. Идти туда не хочется, даже если нет никакого пристанища для совместной молитвы.
Фото автора
Ни каких изменений не видно, документов у бабушек как не было так и нет по их словам, Только ключ есть от двери, а собственность так и осталась за строй фирмой.
Текст содержит типичные для старообрядцев капли яда без которых можно спокойно обойтись. Например, можно энциклопедически сухо упомянуть где надо о факте наличия никониан и на этом про них забыть. Но нет. Надо обязательно вставить что-нибудь типа "а там их пение, которое и слушать-то не хочется", "а мне в их храмы ходить и не ходить бы никогда" и тому подобное.
Весьма странное повествование, полное издевок и насмешек. только про то что приходится молиться в никонианском здании в этой малой статье упомянуто 7 (семь!) раз, с удовольствием смакуя это обстоятельство.
Наверное автор хотел лишний раз подчеркнуть всю нелепость ситуации (молебствия в каморке никонианской церкви). Серьезная проблема, конечно, но кроется она скорее всего в том, что почти нет инициативной (!) молодежи у староверов, а никониане между тем, действуют, и храмы возвращают и строят новые, не задумываясь будут ли в них прихожане.
Никониане активно строят так как у них совсем другие административные и финансовые ресурсы. если бы у староверов была хоть доля таких ресурсов молодежи было бы достаточно, а так приходится на светской работе деньги зарабатывать.
Кстати эта каморка, или по другому небольшая комната, на самом деле имеет 120 кв. метров при потолках ок. 5 м.
печально все это.
Автор преследовал лишь одну цель — сообщить, что никонияне — такие, поморцы — сякие, а австрийцы — молодцы. и что именно с ними надо дружить поморским "остальцам древлего благочестия"…
Давайте рассуждать о фактах, а не безосновательно оценивать текст "нравится- не нравится". Понятно, конечно, что поморцам он может не по нраву быть, ведь впервые во всеуслышание сказано о месте ("каморке" в 120 "квадратов", в 10 метрах от алтаря никонианского храма), где они молятся и о том, что пошли на компромисс с еретиками.
> и о том, что пошли на компромисс с еретиками.
А как надо было? Сжечь себя или еретиков?
Отдавая никонианам гигантское здание в центре Екатеринбурга, наверное, можно было попросить у них отдельное себе — для временной молитвы.
Если говорить о фактах, то никакое гигантское здание в центре города поморцам не принадлежало и никому его они не отдавали, это бывшая беглопоповская, а потом единоверческая церковь, какие то права на нее скорее были у поповцев, а помещение в котором сейчас молятся поморцы они получили не от никониан, а от городских властей. Никонианский храм находится на первом этаже, а здесь на третьем только придел, который долгие годы использовался как складское помещение, потом как трапезная и только недавно его стали переоборудовать в служебное помещение, в котором до сих пор не служат, если приглядеться, то можно увидеть что подсвещники затянуты пленкой. А что касается компромиссов, то не поповцам о них говорить, у которых само священство взято от никониан.
Так что Максим старайтесь свои "факты" тщательней проверять. а решать какой текст нравится, а какой нет предоставьте читателям.
Держите удар, Алексей, что Вы так разволновались. Оценивайте, если желание есть. Но ситуация с этой общиной, наверное, самая грязная и грустная. Не будем уж тут вдаваться в подробности. Это (община поморцев Екатеринбурга) не Ваше сильное место — будем честны друг с другом. И не будем вспоминать, что написано на плите, которая в основе храма, который после вмешательства нашей общины передали Вам в этом году.
Вы (имею ввиду — любых Ваших наставников) даже на суды не приезжали, когда Ваши старушки плакали на заседаниях, что свои их не поддерживают и звали отца Павла Зырянова (нашего настоятеля) их поддержать.
И выходит, что от никоаниского епископа приняли храм, а от австрийского священника — помощь. Поморцы совершенствуются! Бог в помощь. Может доживем до прецедента, когда Ваши старушки истину уразумеют.
И да. Свято-Троицкий Собор построил купец Рязанов (австриец), но его не дали освящать, пока "хозяин" не перешел в единоверие, после чего и освятили, и австрийского попа перетянули к себе (под страхом смерти). Собор (в советские годы — ДК "Автомобилист") стал ненадолго поморским в девяностые годы — бумагу от Ельцина Ваша община получила о собственности, но разумно поняла, что не по плечу размах. Как и наша община в свое время отступилась от этого здания — хотели добиваться, но передумали. Я об этом говорю спокойно, а у Вас почему волнение-то?
Я умею говорить о своих слабостях и "темных пятнах", а Вы, почему-то нет. Ну, бывает! Не обижайтесь.
Я не волнуюсь, а вот вы могли бы тон и по проще сделать. Вы конечно, как журналист полностью оправдываете свою профессию. Если вы не можете без ехидства, то прошу вас оставить поморцев в покое и не писать более о них, пишите об австрийцах, у вас это лучше получается. Со своими тараканами мы как нибудь сами разберемся и наши "темные пятна" вас никоим образом не касаются. Так что бросьте этот покровительно-нисходительный тон.
К сожалению вынужден снова отвечать на ваши тезисы. хотя кажется это бесполезным, так как вы все равно не понимаете.
Итак храм мы еще не получили, получили только ключи. тем более получаем мы его не от никонианского епископа, а от застройщика строительной компании "Чусовское озеро"с которым собственно и было заключено соглашение о строительстве. Кстати как раз вполне можно вспомнить что написано на плите, там сказано что закладка совершена при содействии руководства строительной компании и архиепископа Викентия, ни о благословении на строительство ни тем более о подарке от никониан и речи нет.
О том что ДК Автомобилистов принадлежал поморской общине слышу только от вас, хотя в прошлых своих статьях вы писали что сведения не подтвержденные, теперь вы упоминаете "бумагу от Ельцина", если у вас есть какие то документальные подтверждения этих слов то пожалуйста поделитесь, а то у нашей общины таких документов нет.
Помощь мы готовы принять от всех кто эту помощь готов оказать, и большая благодарность за это в том числе и Павлу Зырянову, а вот благодаря таким как вы прихожане в Екатеринбурге, да и вообще большинство поморцев и не хотят общаться с белокриницкими, как вы верно подметили во время своего посещения поморской общины.
Вы уж меня простите, но еще раз прошу проверять приводимые факты и не заниматься трансляцией легенд и сплетен. К счастью или может для вас к сожалению, но реальность не всегда такая какой вы ее представляете в своих статьях.
За тон прошу прощения, если показался резким. Ваш тон тоже не очень, но Вам можно.
О ком и о чем писать — все-таки решу сам. А если про австрийцев писать получается "лучше", то вряд ли как раз о поморцах — стало вдруг хуже. Просто тема болезненная для Вас — это да. Но сила организации — признавать свои слабости, открыто говорить о них. Я так считаю.
Про ДК "Автомобилист" (ныне Свято-Троицкий собор) я и впрямь поспешил выдать за стопроцентный факт. Подтверждений в руках у меня нет и бумаги от Ельцина, конечно, тоже. В архивах не рылся.
Но, если допустить какую-то сверхъестественную милость властей, то уж очень как-то общине поморцев "повезло" с чиновниками. Власти, выходит, надавили на "никониан", чтобы те: 1). Пустили тех, кого сами никониане считают не понятно кем, в свой храм на четверть века; 2). Обещали построить что-то поморцам; 3). Стали это обещание выполнять. Не понятно, с какой стати — но это мы опустим, как сущую мелочь…
Поэтому имущественный вопрос был и есть слишком очевиден…
Если Вас все устраивает в 25-летнем молении Ваших единоверных братьев в никонианском храме (а где, разве суть? Хоть на чердаке, хоть в подвале, хоть в десяти метрах от алтаря), если Вы не возражаете против надписи на плите (хотя Вы, помнится, сами признавались, что не ожидали такого от епархии РПЦ и были вынуждены согласиться с тем камнем, который есть), если Вы привлекали к суду в качестве третьей стороны именно никониан (по моей информации — Ваших "должников"), если Ваши единоверные братья сами все это признают в частных беседах, а Вы, вопреки тому, стараетесь их выгородить — если все это Вас устраивает, то мне больше добавлять нечего.
Не обижайтесь. Если внимательно почитаете мой материал о возврате нашей общине (РПСЦ) здания диспансера, то поймете, что точно такая же ирония есть и в наш собственный адрес.
Но это решать Вам.
И да. С членами Вашей общины мы в хороших отношениях, я всегда "стою" за всех староверов — поморцы ли, белокриницкие, часовенные, можете поверить. Наша газета "Община,", говорят, у них в почете — читают от корки до корки и с радостью берут, когда мы привозим. Поэтому, думаю, Вы просто не в курсе всего, что происходит тут на месте. Впрочем, и поморцы-то уже стали "не те". Вряд ли их предки с еретиками в одном здании бы молились…
Меня такое положение не устраивает, но я и не смакую обсуждая эту тему.
Вы снова и снова делаете сенсационные заявления, что поморцы молятся в никонианском храме, у читателя создается впечатление, что молятся вместе с никонианами, а это есть сознательное искажение факта, а вы еще и упираете дескать не суть где, по вашему вместе молиться с никонианами в храме или молиться отдельно от никониан в отдельном помещении это одно и тоже?
Что касается имеющейся моленной то не знаю кто и как давил на никониан и давили ли вообще, но факт есть факт. Община 25 лет пользуется помещением в Вознесенском соборе и думаю никониане тоже не от большой любви нас там терпят, обещали они что то строить или нет это тоже из разряда легенд, да и никаких обещаний они и не выполняют. Строительство храма вела компания "Чусовское озеро" никакого отношения к никонианам не имеющая и строила в обмен на участок который предоставило общине государство, опять таки никакого никонианского участия. Вот это факт, а все остальное пустые эмоции.
Получили предел в никонианском храме и ладно, как говорится с поганой овцы хоть шерсти клок, я думаю долг никониан перед староверами куда более весомый. Нахождение с никонианами в одном здании это конечно не есть хорошо, но что это явление впервые такое? да нет же такое бывало и в прошлом и в вашем согласии такой опыт наверняка был. Вот например в Орехово-Зуево белокриницкая община и поморская занимает один храм, и как вам под одной крышей с безпоповцами?
Да и закладной камень не приятно конечно, но и не такая уж беда, вон ваш священник Александр Панкратов на днях прямо в интервью заявил, что еще один храм в новгороде белокриницкие получили по благословению никонианского митрополита, да и ваше священноначалие с никонианскими архиереями регулярно лобызается и все пытается выклянчить у никониан признание своей иерархии. Вы бы уж лучше бревнами в своих глазах занимались, а не соринки в наших искали. Поморцы вероятно уже и "не те", зато белокриницкие все "те же", что и 50 и 100 лет назад.
Кстати про рязановский храм, что вы упоминали тоже нестыковка, он никогда не был австрийским как вы пишете, так же как и купец Рязанов до присоединения к единоверия в австрийском (белокриницком) согласии не состоял, так как такового согласия в начале 19 века вовсе не было.
"Меня такое положение не устраивает, но я и не смакую обсуждая эту тему".
Об этом писать можно, а об этом — нет? Неправильный подход. Я считаю, что писать надо обо всем и о таком факте — тем более. Если бы в РПСЦ было что-то подобное, я бы тоже написал. Из справедливости. Можете мне поверить.
Алексей! Считаю, что такой материал (неудобный для Вас) все же лучше опубликовать, чем молчать о ситуации. Неприятно, гордиться нечем — все это понятно. Я ничуть не возражаю, если бы Вы или любой другой адекватный человек писал что-то про РПСЦ. Готов даже обсуждать материалы, если таковые появятся. А то написал о Ваших проблемах, а Вы через запятую стали на наши указывать обрывочно.
Мы же здесь не РПСЦ обсуждаем, а поморцев, оказавшихся в щекотливой ситуации.
Дальнейший диалог предлагаю завершить. Но поверьте: и впредь буду писать обо всех согласиях, как "хорошо", так и "плохо", без разбора на "свои-чужие".
Наоборот бы — пригласили в свое новое здание в Екатеринбурге, показали бы все, рассказали. Да я думаю, и пригласят. А Вы обижаетесь на свою солому и на наши бревна указываете.
Я не против обсуждения проблем и не предлагаю что то замалчивать, но одно дело когда эти проблемы обсуждаются по существу без домыслов и фантазий, другое дело когда подача материала идет с ехидной издевкой, да еще и акценты расставлены не как оно есть, а так чтоб материал более жаренным был.
И не надо ко мне с поучениями обращаться, как я уже писал возмутил меня не сам факт, "неудобного материала" (мне мало понятен чем он не удобен), а способ изложения и прямое искажение фактов.
По мнению автора мы якобы скрывали какие то темные пятна, а он нас на чистую воду вывел, "впервые во всеуслышание сказано о месте где молятся поморцы", удачный пример сенсации из ничего. О том что поморская община располагается в приделе никонианского храма мы сами писали на протяжении всех последних 25 лет, удивительно, что вы только сейчас об этом узнали. Не удивлюсь если в следующем материале вы "впервые во всеуслышание" объявите о существовании америки.
Можно ссылки, где Вы об этом писали? Не встречал никогда и нигде.
Про Америку у меня будет не следующий материал, а через один. Мне же надо уточнить, есть она или нет.
А вообще, если серьезно, пожалуйста, впредь без перехода на личности. Вы вроде бы солидный мужчина, а почему-то уподобляетесь подростку в каждом своем сообщении.
И, если можно, поясните, почему Вы так авторитетно пишете, что бываете в Екб, а вот на суд, который шел очень долго, не приезжали? Или приезжали кулуарно? Старушки Ваши плакали и очень ждали хоть кого-то на своей стороне. Почему-то вместо Ваших "Верховных" журналистам комментировал ситуацию священник тех, кого Вы считаете сами знаете кем. Но "своих" не было.
И, судя по Вашим комментариям, Вы привыкли к елейным текстам журналистов, которые впервые узнали о беспоповцах и радостно повествуют о бородах, постах и лестовках.
Кроме Руверы есть и другие ресурсы. Простите, но мне пререкание с вами больше не интересно.
Очень все это печально. Подумать — в каком мире мы живем, и как мало сейчас верующих христиан — староверов. Бывают свои существенные разногласия, но при этом и у оппонентов много бывает такого, чему можно было бы и поучиться. Хорошо, когда разномыслящие стороны умеют перенимать друг у друга что-то хорошее и полезное, относятся друг к другу с уважением.
Никон сделал своё дело.
Искренне переживаю за общину поморцев. Надеюсь, что скоро они уже получат здание Никольского храма, хотя в здании все еще продолжаются ремонтно-отделочные работы. Слежу за темой много лет, собирая материалы на краеведческом форуме Екатеринбурга. http://1723.ru/forums/index.php?showtopic=6134&st=0