В продолжение Великого поста мы подготовили для наших читателей ответы священников из рубрики «Вопрос священнику», имеющие отношение к посту. Надеемся, что этот материал разъяснит многие непонятные моменты.
***
Отвечает иерей Иоанн Курбацкий, настоятель храма РПсЦ в г. Калуге.
Мы постимся, воздерживаясь от пищи определенного качества. Святые отцы, зная влияние различной пищи на дух человека, установили различный устав о посте в разные дни. В Великий пост, время строгого воздержания и говения — растительная пища. Масло можно только в субботы и воскресенья. В остальные дни постимся строже и смиряем свое тело и душу сухоядением.
Рыба — тоже постный продукт. Но пост с рыбой уже облегченный. Рыбная икра считается менее питательной, чем рыба. Раз в год, на Лазареву субботу, она дозволяется для утешения постящихся в честь праздника. Еще легче пост, когда мы воздерживаемся только от мяса (на Масленице). Собственно, это еще не пост, а подготовка к несению бремени Великого поста. Монахи никогда не едят мяса.
Мясо и мясопродукты, молоко, яйца, пищу животного происхождения нельзя есть в пост не потому, что мы гнушаемся этой едой, считаем ее скверной, а потому, что качество пищи влияет на душу, на ум и сердце. Скоромная пища утучняет плоть, придает ей дебелость, отягощает мозг. В этом состоянии человек не способен к покаянию, он сладострастен телом и умом, духовное преуспеяние делается для него невозможным. Поэтому святая Церковь и установила посты. Если внимательно посмотрите на православный календарь, вы увидите, что постных дней в году больше, чем скоромных. Когда начнете поститься, вы увидите и опытно познаете благотворное влияние поста на душу человека. Он вводит христианина в состояние духовное, способное к подвигам и принятию Божественной благодати. Пост — весна души.
Отвечает иерей Иоанн Севастьянов, настоятель храма РПсЦ в г. Ростове-на-Дону.
Вся градация скоромных и постных продуктов построена по принципу их калорийности и усвояемости желудком. Чем более пища калорийная, сытная и усваиваемая, тем она более скоромная, чем менее калорийная и приятная желудку, тем она более постная.
Поэтому градация такая: мясные продукты — молочные продукты и яйца — рыбные продукты — рыбная икра — пища с растительным маслом — пища без добавления каких-либо жиров (без масла) — невареная пища — хлеб с водой — полное воздержание от пищи.
Хочу обратить внимание, в этой импровизированной шкале употребление какого-то определенного вида продуктов дозволяет и употребление всего, что перечислено правее этого вида. А то мне приходилось сталкиваться с такими курьезами, когда люди кушали на Масленице молоко, но запрещали кушать рыбу. Или одна только воцерковленная христианка жарила своему мужу рыбу без растительного масла, потому что в календаре не было указано, что можно «с маслом».
Отвечает иерей Иоанн Курбацкий.
Вы избрали путь неуклонного соблюдения установленных в Церкви постов. Это необходимое средство спасения, но на этом пути всегда будут искушения. Но не надо бояться, будьте верны Господу и избранному узкому пути. Вот как говорит святое Писание:
Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2: 1-2).
И апостол Павел говорит, что
от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3-4).
Каждый из нас, кто учился в светском вузе или работал на светской работе, встречался с подобными трудностями. Правда, мужчинам в этом смысле легче: все вопросы снимались на стадии знакомства, когда объяснялась причина ношения бороды. Все остальное уже не вызывало недоумений. Да, могли быть насмешки, шутки и т.п., но в конечном итоге у большинства людей строгость в исполнении постановлений своей веры вызывает уважение. Вот Вы говорите о фарисействе. Фарисейство не в том, что люди знают о том, что мы постимся или молимся, а в лицемерстве, в том, что человек делает все напоказ ради славы людской. Есть ли это у вас? Подумайте, а не подаете ли вы соблазн другим людям своим малодушием, когда нарушает посты?
Когда возникают описанные Вами случаи, надо кротко с любовью пояснить, что сегодня постный день, так и так, не надо из-за меня расстраиваться, что-то предпринимать. Как правило, люди относятся с пониманием. Здесь надо быть готовым еще и к тому, что люди начнут задавать вопросы о вере, о смысле постов, и важно грамотно на них ответить. Кстати, если Вы сами для себя четко будете знать, для чего поститесь, то Вам будет гораздо легче и самой соблюдать посты и отвечать на распространённое возражение против постов (мол, не то сквернит человека, что входит в уста, что, мол, главное «Бог в душе» и т.п.).
А за тех, кто позволяет себе греховные речи, надо в душе помолиться: «Господи, прости им, они не ведают, что творят». Мне кажется, что это не самое худшее поведение. Хуже, когда человек вообще равнодушен ко всему. И помните, непременное отторжение всегда вызывает, если человек превозносится своим благочестием и смотрит на всех свысока, с осуждением. Вот это уже фарисейство и такой пост Богу неугоден. Да укрепит вас Господь.
Отвечает иерей Иоанн Севастьянов.
Могу сказать из опыта моей жизни. Ослабление поста для беременных и кормящих допускаю, так сказать, на одну ступень. Если по уставу пища без растительного масла — я позволяю есть с маслом, если с маслом — то разрешаю есть с рыбой. Но в Великий Пост рыбу не разрешаем, кроме двух двунадесятых праздников.
Что касается здоровья малыша, то советую Вам не забывать, что подает его Милосердный Господь. Только от Него зависит, будет ли наш малыш здоров и родится ли он вообще. Не от продуктов, не от нашей правильной подготовки, а от Его Благого Промысла. Сам Господь повелел нам соблюдать пост. Ведь не может Он противоречить Себе. Поэтому желаю Вам не ослабевать в своем постном подвиге и надеяться на помощь Божию.
С одной стороны, совершенно согласен с тем, что пост — праздник! Особенно для души: тело бывает вынуждено подвинуться с центрального пьедестала, уступив место главному в человеке — Духу. Правда, это может произойти только при правильной организации жизни и только в свете молитвы.
В монастырских уставах и описании христианского жития давних поколений ни разу не встречал запрета на работу в пост, как Великий, так и другие. Логично рассуждая, время Великого поста попадает на весну, а пословица говорит, что «весной день год кормит». Молясь и соблюдая постный устав, наши предки при этом обрабатывали поля (без применения тракторов и прочей техники), выполняли всю необходимую для обеспечения жизни семей работу.
Наверное, было бы правильнее и Вам позаботиться о благообразии дома, и Светлый Праздник Христова Воскресения встретить в обновленном ремонтом доме и доведенными до красоты стенами. Бог в помощь!
По вопросу доставки скоромных продуктов в армию. А там их постным-то кормят? Смею Вас заверить, что, исходя из своего советско-армейского прошлого, пост в армии, на срочной службе, маловероятен. Опять же, получив посылку, христианину необязательно съедать все сразу. Можно поделиться или сохранить до Светлого Воскресения. Это будет его выбор и ответственность не на Вас. Если же по-серьезному, то степень своей «оскоромленности» человек выбирает себе сам. Даже находясь в дисциплинарно-жестких рамках госслужбы, при желании и духовной крепости, верующий может преодолеть внешние искушения и давление от вышестоящих. Вы знаете своего друга лучше. Рассуждайте! Бог в помощь.
Отвечает иерей Никола Муравьев.
В книге Номоканон, в разделе «О постех», указание 220: «во Святую и великую Четыредесятницу, ямы единою на день, сухоядение, точию сочиво без масла, вина же и масла в субботу и в неделю вкушаем», и в Триоди Постной: «Иже бо на всяк день ясти во уреченный час похваляет святый Феодор Студит». Обычно указывается время около трех часов дня. В прочие посты «сидящие во обители» иноки едят раз в день, труждающиеся — дважды, около двенадцати и вечером.
Общаясь с опытными священниками и людьми, внимательно относящимися к своей жизни, я слышал, что они рекомендовали есть дважды в день, но не наедаясь. Это позволит быть и ближе к Уставу, и в то же время не болеть тщеславием, возносясь над окружающими, что, к сожалению, случается, если христианин начинает пытаться 100%-но соблюдать строго-иноческие правила. Потом, после «крутости», обычно следует «выброс»: устав от строгости, человек может вообще бросить и пост и молитвенное правило. Бог в помощь в постных трудах и нахождении своего чувства меры!
Отвечает иерей Никола Муравьев.
Честно говоря, я не встречал в Правилах указания на конкретный возраст, который назначал бы начало поста для детей. Общаясь с коренными староверами и «маститыми» протоиереями, слышал, что раньше, когда дружные старообрядческие семьи вступали в постное время, то мальчики начинали поститься с трех лет, а девочки с двух. Более частая практика — когда дети начинают постные труды с выходом из младенчества, в 6-7 лет. Особое внимание уделялось средам и пятницам.
Но главное, наверное, в этом вопросе не цифры и не разовая жесткость в соблюдении Устава, а осознание, зачем нужен Пост. От чего сознательно человечек сможет отказаться ради Христа. Если вся семья старается жить духовной жизнью, по заповедям Божиим, под руководством опытного духовника, то получится объяснить ребенку духовный смысл постов — хорошо. Опять же воздержание от компьютерных и телевизионных развлечений — замечательно!
В приучении к постам, что взрослых, что маленьких, надежнее всего постепенность. Сначала отказ от мяса и излишеств, потом — молочное и яичное. Во всем очень важен личный пример: семья, любимые родители, старшие братья и сестры станут маяком в жизни — появится желание и внутренняя необходимость соблюдать Церковные, постные установления. Бог в помощь!
——————
Еще полезные ссылки по теме:
- Не грешно ли выступить хоровому коллективу во время Великого поста?
- Можно ли в пост не исключать из рациона скоромное, но ограничить себя в каких-то других вещах?
- Как держать пост и при этом сохранять мир в семье?
- Нужно ли заставлять себя совершать дела милосердия, если нет желания?
- Чем подтверждается практика столь редкого причащения Святых Таин, если Святые Отцы пишут о традиции частого причащения?
Пост — это естественное следствие потери, крайнего сожаления об утрате (любимого), расставании. А не диета или традиция.
И сказал им Исус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,
но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
(Мар.2:19-20)