Татьяна, Москва
27 ноября 2017

Нужно ли заставлять себя совершать дела милосердия, если нет желания?

Здравствуйте, батюшка! Хотелось бы получить ответ на вопрос, который не дает мне покоя на протяжении довольно длительного времени. Будучи христианкой, я понимаю, что необходимо делать добрые дела, дела милосердия. По моему мнению, это посещение детских домов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, больниц и т.п. в качестве волонтера. Таким образом наша вера становится деятельной, реализуется не только на словах, но и в делах, таким образом мы исполняем заповедь о любви к ближнему. Но дело в том, что у меня нет желания быть волонтером и посещать нуждающихся в местах, которые я назвала выше. Как быть в этом случае? Заставлять себя и, таким образом, бороться с черствостью своего сердца? Но ведь любое благое дело должно совершаться по желанию, по любви, а не из-под палки. Знакомые говорят, что я отзывчивый человек, и если меня попросить о помощи, то обязательно помогу, не откажу. Мне 35 лет, мужа и детей нет. Иногда появляются мысли о прожигании жизни, ведь получается, что я живу только для себя, не дарю свою любовь другому человеку. Этими поездками и помощью нуждающимся мне хотелось направить свою жизнь на других людей, на другие цели. Но желания совсем нет. Что делать — не знаю.

Здравствуйте! Вы совершенно правы: «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Правы и в том, что такие дела надо делать от чистого сердца и с радостью. «Доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7). Хотя, как и во всяком труде, надо где-то понуждать себя, претерпевать какие-то трудности, неудачи, неблагодарности со стороны людей и т.п.

Но почему Вы так сузили круг добрых дел? Неужели дома престарелых или детские дома — это все? Откройте глаза, оглядитесь. Вокруг Вас, рядом с Вами наверняка есть те, кому нужна Ваша любовь, Ваша помощь, забота, внимание, вера. Это и родители, и соседи, и сослуживцы. Милость может быть не только материальной, помочь можно и словом. В литературе много можно найти притчей о том, как люди мечтали совершить нечто великое, большое, но при этом каждый день проходили мимо каких-то конкретных «мелких» дел, мимо человека, который здесь и сейчас нуждается в твоей помощи. Бывают просто случаи, когда человеку, у которого на лице написана тревога или горе, мы можем посочувствовать или даже просто на него посмотреть, но так, чтобы он понял, что мы его увидели, что он не пустое место. Ведь и Спаситель так поступал. Почитайте в Евангелии, как Он шел куда-то по важным делам и останавливался, чтобы отозваться на конкретную просьбу того или иного страждущего человека.

Николай Гоголь еще в ХIХ в. писал: «В России теперь на всяком шагу можно сделаться богатырем. Всякое званье и место требует богатырства. Каждый из нас опозорил до того святыню своего званья и места (все места святы), что нужно богатырских сил на то, чтобы вознести их на законную высоту» (Выбранные места из переписки с друзьями). Николай Лесков в цикле рассказов о праведниках показывает примеры такого «богатырства». Не брать взяток, уметь прощать и не осуждать, заботиться о вверенных детях, защищая их от произвола начальства и т.п. Почитайте обязательно.

Вы ходите в храм? А знаете, сколько там есть служений, где могли бы понадобиться Ваши умения, силы, таланты и время? Так вот, поговорите с батюшкой, он посоветует на месте.

Молитесь Богу, чтобы даровал вам супруга и детей. Ведь всякая женщина хочет стать матерью. Вот вам великое дело — воспитать детей добрыми христианами. А если нет возможности родить своего ребенка, то можно и усыновить, закон не запрещает одиноким женщинам брать сирот на воспитание.

Итак, ищите себе дело по душе и обрящете (Мф. 7:7).

Мира Вам и спасения!

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля