Константин, Украина
9 декабря 2019

Чем подтверждается практика столь редкого причащения Святых Таин, если Святые Отцы пишут о традиции частого причащения?

Христос Воскресе! Русской Православной Старообрядческой Церковью установлено правило подготовки к Таинству Причастия. Правило включает в себя говение на протяжении 7-ми дней. Также принято причащаться только в посты, когда люди приходят на исповедь. Тем же, кто хочет причаститься чаще (каждое воскресение), нужно, по сути, говеть целый год, в то время как священству вообще не установлено никакого говения. В ответах преподобного Варсонофия Великого и Иоанна пророка есть такой вопрос: «461. Вопрос того же, подобный (предыдущему). Владыко, объясни мне, как Владыка наш Спаситель Христос допустил Иуде предателю причаститься Тайныя Вечери? Святой же Иоанн Златоуст в толковании на (Евангелие от) Матфея говорит: «Надлежит недостойному воспретить (причащение) страшной, таинственной трапезы». И святой Павел (см. 1 Кор. 11, 29) говорит, что таковой подлежит суду, а это не попускает никому, сознающему в себе согрешения, дерзнуть когда-либо приступить к оной честной и страшной Тайне и причаститься жизни, в ней сокровенной. Итак, как должно поступать (в сем деле), ибо я, как грешный, весьма смущаюсь сим.Ответ. (Бог допустил Иуду причаститься Тайной Вечери) дабы показать великое Свое человеколюбие и то, что Он до последнего издыхания терпит человеку, желая ему покаяться и живу быти (Иез. 33, 11). Посему (Господь) и ноги умыл ему, и допустил причаститься Таин, чтобы отнять всякое оправдание как от него, так и от тех, которые всегда говорили бы, что если бы (Господь) допустил его насладиться Таинств Своих, то он не погиб бы; но Иуда сам подверг себя осуждению, и на нем исполнилось то, что говорит апостол: аще ли неверный отлучается, да разлучится (1 Кор. 7, 15). Это же относится и к некающимся грешникам. А слова святого Иоанна Златоуста означают вразумление угрозою суда и муки, ибо он не сказал отвергнуть или отлучить их от Церкви, чего и Исус не сделал с Иудою. Если же они пребудут (нераскаянными) и дерзают приступать, то сами себя подвергают осуждению, лишая себя славы Божией. Но когда приступают к Святым Тайнам грешники, как уязвленные и просящие милости, таких врачует и делает достойными Своих Таинств Сам Господь, сказавший: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мк. 2, 17), и еще: не требуют здравии врача, но болящии (Мк. 2, 17). Снова повторяю, что сказанное святым Иоанном: воспретить согрешающим причащаться Святых Таин, — состоит в том, чтобы засвидетельствовать им осуждение, ибо: ядый и пияй недостойне, суд себе яст и пиет (1 Кор. 11, 29). Такой уже извержен из Церкви Божией и (причастившись) не приобретает ничего, кроме осуждения; потому-то (святой Иоанн) и не сказал: «Подобает отлучать», чтобы они сами на себя изнесли осуждение. И никто не должен признавать себя достойным причащения, а говорить: «Я недостоин, но верую, что освящаюсь причащением», и сие исполняется над ним, по вере его, Господом нашим Исусом Христом, Которому слава во веки. Аминь».И еще предыдущий вопрос о том же: «Вопрос 460. Некоторый христолюбивый муж спросил того же Старца: должно ли любопытствовать о Божественных Таинах и, приступая к ним, грешный осуждается ли как недостойный?Ответ. Придя во святой храм для принятия Тела и Крови Христовой и принимая оные, внимай себе, чтобы несомненно веровать истине сего (таинства). А как сие бывает, не любопытствуй, по сказанному: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И… Кровь Моя. Господь дал нам их во оставление грехов (Мф. 26, 26, 28). Надеемся, что кто верует так, тот не осудится, а кто не верует, уже осужден. Итак, не воспрещай себе приступать, осуждая себя как грешного, но признавай, что грешник, приступающий к Спасителю, удостаивается отпущения грехов. И в Писании видим приступавших к Нему с верою и слышавших оный Божественный глас: отпущаются тебе греси твои мнози (Мк. 2, 5). Если бы приступавший к Нему был достоин, то он не имел бы грехов; но как он был грешник и должник, то и получил прощение грехов. Послушай и Самого Господа, Который говорит: не приидох призвати праведных, но грешныя (Лк. 5, 32), и еще: не требуют здравии врача, но болящии (Мф. 9, 12). Итак, признавай себя грешным и болящим и приступи к Могущему спасти погибшаго (Мф. 18, 11; Лк. 19, 10)». Отче, мне кажется прп. Варсонофий Великий акцентирует внимание на осознании собственных грехов, которые являются необходимым условием к принятию Святых Даров. Конечно, это не упраздняет говения, но, возможно, оно не должно быть столь длительно, как есть ныне? Есть еще один ответ великого старца: «Вопрос 94, того же к тому же. Если случится мечтание (осквернение) ночью, а утром надобно приступить к Святому Причащению, как следует тогда приступить?Ответ. Приступим как уязвленные, не как пренебрегающие, но как имеющие нужду во враче, и Тот, Который исцелил кровоточивую, исцелит и нас. Возлюбим много, чтобы и нам простилось много. А когда приступишь к Причащению, говори: «Да не будет ми Святыня сия, Владыко, в суд или во осуждение, но во освящение души и тела». И тогда приступи со страхом; и Владыка наш Господь, по человеколюбию Своему, сотворит с нами милость Свою. Аминь».У нас же после ночного осквернения запрещают вход в Церковь, а за причастие и помысла нет. Преподобный Варсонофий пишет, что Святые Дары преподаны нам во оставление грехов и мы нуждаемся в них, ибо мы грешны. Но ныне получается несколько иначе. Человеку для того, чтобы прибегнуть к спасительным Святым Дарам, нужно поститься круглый год и исполнять правило круглый год, что является сильным духовным подвигом, который не все носящие священнический сан могут понести. Отче, я некогда читал творения свт. Иоанна Златоуста, и он писал, что и трех дней достаточно для приготовления к Таинству. Все это смущает меня, отче. Присовокупляю еще одно изречение Иоанна Кассиана Римлянина с той же мыслью.«Мы не должны устраняться от Причащения Господня из-за того, что сознаём себя грешниками. Но с ещё большей и большей жаждой надо спешить к нему для исцеления души и очищения духа. Однако причащаться надо с таким смирением духа и верой, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы ещё более желали излечения наших ран. А иначе и раз в год нельзя достойно принимать Причащение. Так некоторые и делают: живя в монастырях, они так высоко оценивают достоинство, освящение и благотворность небесных Таинств, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные. А лучше бы думать, что эти Таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они подлинно больше проявляют гордости, чем смирения, как им кажется, потому что когда всё-таки принимают их раз в год, то считают себя достойными принятия. А гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Таин, в каждый день Господень принимали их для уврачевания наших недугов, чем, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны их». («Собеседования»; 23, 21).

Воистину воскресе! Я понимаю ваше смущение. Приведенные вами цитаты бесспорны. Можно найти еще много подобных высказываний у святых отцов. Мы должны следовать их наставлениям. Да и на каждой Литургии мы слышим призыв священника или дьякона: «Со страхом Божиим и верою приступите!» Это призыв ко всем, а приступают чаще всего только дети. Это не может не тревожить и не смущать. Но надо отдавать себе отчет в том, что редкое причащение Святых Христовых Таин — многовековая традиция русской Церкви. Так было и до раскола. Наши предки руководствовались предостережениями апостола Павла и многих святых о том, что недостойно приступающий ко Святой Чаше «в суд себе яст и пиет» и «повинен будет Телу и Крови Христовой» (1 Кор. 11:27 и 29). Практику редкого причащения в одночасье не изменишь. И как менять, если она усвоена поколениями с молоком матери? Редкое причащение было и в греческой церкви. В XVIII в. с этим явлением стали бороться видные подвижники, в том числе широко известный в России старец Никодим Святогорец, который написал целую книгу с цитатами святых отцов о необходимости частого причащения. И в Греции, а потом и в Российской новообрядческой церкви действительно произошло так называемое «литургическое обновление» — стали причащаться часто.

Суждение об этом вопросе имело место на совете митрополии при владыке Андриане (Четвергове) в 2004 г. Доклад, легший в основу последующего решения, был даже опубликован в «Вестнике митрополии». Тогда было принято решение, подтвержденное решением Освященного собора 2014 г.: «Призвать мирян причащаться не реже одного раза в год при соответствующей подготовке, после личной исповеди и благословения духовным отцом перед каждым причащением» (п. 2.2). Смысл этой формулировки в том, что причащаться можно и чаще одного раза при регулярной исповеди, благословении духовного отца на каждое причащение и молитвенной подготовке к принятию Таинства.

Да, действительно, священники причащаются на каждой службе. Действительно, нет правил, устанавливающих особые правила причащения священников и мирян. Но все же жизнь священника отличается от жизни мирянина, ему вверено совершение Литургии и других Таинств. И спрос с него также несоизмеримо больше, чем с простеца. Духовное состояние современного человека таково, что порой мы не в состоянии даже 2-3 раза в году хорошо подготовиться к Причастию. Это большой труд, и, слава Богу, мы еще хорошо осознаем эту ответственность.

А что бывает, когда говорят только о частом причащении, забывая об ответственности за недостойное причащение? Печальных примеров множество. Буквально на днях мне довелось беседовать с разными людьми — чадами РПЦ. Они причастились в своей церкви, несмотря на то, что один из них курит и только 3 дня назад вышел из запоя, а другой уже несколько лет живет в гражданском браке. Если понижать планку, тогда то, что вчера было нормой, станет вышеестественным подвигом. И в итоге произойдет то, что случилось с католиками: теперь в Великий пост они постятся один день, а перед причастием им надо не есть 3 часа.

С другой стороны, последнее изречение преподобного Кассиана необходимо почитать и осознать многим нашим христианам, в том числе священникам, особенно в южных регионах. Там уклад жизни очень строгий, там даже просфиру не дают, если человек не был на вечерней службе накануне. Многие там не причащаются до старости и выхода на пенсию, когда они «исполняют все» и чувствуют себя «достойными». В итоге люди годами, десятилетиями оказываются лишенными Причастия и нисколько не переживают по этому поводу, не стремятся к теснейшему общению со Христом в Таинстве Евхаристии. Люди перестают работать над собой, бороться со страстями. И это очень печально и пагубно.

Посоветуйтесь со своим духовным отцом по поводу более частого Причастия. Смиренно примите то, что он скажет. Примите и сложившуюся церковную практику. И продолжайте читать святоотеческую литературу и жития святых. Там вы найдете правильное духовное руководство, душевный настрой, утешение и ответы на многие вопросы.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля