Большой резонанс вызвал опубликованный на нашем сайте материал «Беседа о гонениях». В нем было рассказано о беседе старообрядческих начетчиков с синодальными миссионерами на тему: «Рассмотрение упрека современных старообрядцев православной церкви за строгие меры, какие применялись к их церкви в прежние времена». Среди вопросов, присланных читателями, часто встречается такой: «Широко известно о гонениях на христиан-старообрядцев. Сегодня новообрядцы заверяют, что их церковь к гонениям не была причастна, а гонениями занималось исключительно государство. Правда ли это?» Сегодня мы публикуем подборку фактов и документов по этой теме.
Действительно, в последние годы стало распространяться мнение, что гонения на старообрядцев были инициированы государственными структурами. Деятели же новообрядчества, синодальной церкви, якобы не были причастны к ним.
Бесспорно, некоторые представители династии Романовых, такие как царь Алексей Михайлович, императоры Петр I и Николай I, были одержимы идеей искоренения староверия. Однако их отрицательное отношение к старому обряду и старообрядчеству было сформировано под влиянием непосредственно деятелей новообрядческой церкви. Известны, например, близкие духовные отношения Петра I и архиепископа Нижегородского Питирима (Потемкина), Николая I и митрополита Московского Филарета (Дроздова), которые существенным образом повлияли на настроение этих государственных деятелей.
Однако, помимо этого, в новообрядческой церкви веками создавалась настоящая идеологическая система, оправдывающая эти гонения. Характер церковного учения этот подход получил на Соборе 1666-16667 годов: «Аще же кто не послушает хотя во едином чесом повелеваемых от нас или начнет прекословити… и мы таковых накажем духовно, аще же и духовное наказание наше начнут презирати, и мы таковым приложим и телесная озлобления» [1]. Это решение собора было немедленно исполнено царскими властями. Головинская редакция «Сибирского летописного свода», составленная по приказу воеводы Головина в 80-х годах XVII века, сообщает об указе Алексея Михайловича: «Во 184 [1676] году февраля в 19 день пришол государской указ к боярину и воеводам к Петру Михайловичу Салтыкову с товарищи о церковных раскольщиках, которые объявятся в расколах, и тех людей велено роспрашивать и приводить трикраты. И буде не повинятся и велено зжечь и пепел их развеять, чтоб и костей их не осталось. А которые объявятся в молодых летах, и тех людей поневоле приводить и наказание им чинить, и буде не обратятся велено потому же жечь».
Необходимость гонений была указана и деяниях Собора 1681 года. Патриарх Иоаким и архиереи обращались к властям: «Просим и молим соборно Великого князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, которые развратники и отступники, по многом церковном учении и наказании и по нашем архиерейском прошении их обращению истинного покаяния явятся противны, святой церкви непокорны, и таких противников бы указал Великий Государь Царь и Великий князь Федор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, отсылать ко градскому же суду и по своему Государеву рассмотрению, кто чего достоин, указ чинить. И о том воеводам и приказным людям, в города и в села, которые ныне есть на воеводствах, послать грамоты, а впредь всем воеводам и приказным писать в наказы, чтобы то дело было под его Государевым страхом в твердости, а вотчинникам и помещикам, и их приказчикам, у кого такие противники есть и будут, потому же объявлять в городах архиереям и воеводам, а которые раскольники где объявятся и по посылкам архиерейским учинятся сильны; и им воеводам и приказным по тех раскольников посылать служилых людей». Этот собор постановил сжечь пустозерских узников, что вскоре и было исполнено царем Федором Алексеевичем, издавшим соответствующий указ.
Царь внял просьбам иерархов и подписал в 1682 году грамоту: «О повсеместном сыске и предании суду раскольников» [2]. В ней иерархи господствующего исповедания получили новые полномочия в борьбе со Старой Верой, а царь повелевал светским властям всячески помогать новообрядной церкви в гонениях.
Новый указ был разработан патриархом Иоакимом и подписан царскими властями в 1684 году. Он назывался «О наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы». Людей, обвиненных в «церковных противностях», предлагалось пытать, но если «с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут», «по троекратному у казни вопросу, будет не покориться, сжечь» [3]. Менее виновных, после наказания кнутом, содержать «с великим бережением» в монастырских тюрьмах, давая «только хлеб и воду» [4]. Еще более масштабное ужесточение гонений было рассмотрено на Соборе 1685 года. Под председательством патриарха Иоакима собор разработал целый кодекс по преследованию староверцев. Он был подписан царевной Софьей и содержал двенадцать статей, посвященных разным казням, пыткам и преследованиям: «Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцем духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в домы свои священников со святынею и с церковною потребою не пускают, и меж Христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они там научены, и сколь давно, и на кого станут говорить, и тех оговорных людей имать и роспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святей церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять». Решивших креститься по старому чину в три погружения ожидало серьезное наказание: «А которые люди ходили к расколщиком и сами у них перекрещивать, а прежнее святое крещение вменяли в неправое крещение… которые покорения в том приносить не учнут… тех казнить смертью». Для крестящихся по старому было следующее наказание: «Которые люди ходили по деревням, и людей, которые в совершенных летех, также и детей их, которые в совершенных и малых летех, перекрещивали и прежнее святое крещение нарицали неправым… их исповедовав и причастя, казнить смертью без всякого милосердия».
Патриарх Иоаким подписал несколько личных указов о гонениях на древлеправославных христиан. В одном из них он обязывал епархиальных архиереев и прочих священнослужителей: «Смотреть накрепко, чтобы раскольники не жили в волостях и в лесах, а где объявятся — самих ссылать, пристанища их разорять, имущество продавать, а деньги присылать в Москву». В другом он приказывал отбирать у староверцев крестьянские дворы, лавки посадских людей, промысла — отбиралось, а поселения «сжигались без остатку» [5]. По свидетельству иностранцев, только перед Пасхой 1685 г. в Москве по приказу патриарха Иоакима было сожжено в срубах около девяноста христиан, проповедавших Старую Веру [6].
В конце XVII — начале XVIII века пытки и казни староверов на местах проходили с прямым участием новообрядных епархиальных епископов и их чиновников.
Так, новгородский митрополит Корнилий для сыска раскольников направил в Заонежскую область протопопа Льва Иванова со стрельцами. Вооруженные отряды под командованием священников посылал архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов). Епископ Филофей (Лещинский), назначенный в 1702 г. сибирским митрополитом, рекомендовал Петру I истреблять церковных раскольников, а дома их разрушать до основания.
Важно отметить, что казни, мучения и гонения, начиная с Собора 1666-1667 года, получили важную церковно-каноническую оценку. Во времена патриарха Никона репрессии против религиозных инакомыслящих имели прецедентный характер и были связаны с личным озлоблением гонителей. Однако после Большого московского разбойного собора они приобрели вид законченного и цельного церковного учения, соборно утвержденного и разъясненного в ряде символических, катехизических и богословских текстов.
Широкое обоснование учения о «казнении непокорных» было развернуто в патриаршей и синодальной литературе в начале XVIII века. В 1700 году по инициативе патриарха Адриана был составлен церковный документ: «Статьи о святительских судах». В нем отстаивалось учение о казнении непокорных, преследовании инакомыслящих, конкретизировалось право церковных органов на участие в следственных и репрессивных процессах. В частности, следствие о «церковных мятежниках» в те годы вел патриарший приказ и епархиальные церковные суды, которые по вынесению «духовного» приговора отсылали осужденных на расправу в стрелецкий и другие приказы для «градского» наказания [7].
Несколько позже Синод издал книгу «Пращица духовная», в которой давалось пространное богословское обоснование учения «о казнении непокаряющихся». В нескольких главах книги приводились многочисленные примеры убийств грешников и отступников, запечатленные на страницах Ветхого Завета. На основании этого делался вывод: «И по сему священному писанию, яко в ветхозаветной Церкви, непокоривых повелено убивати, и убивали. Кольми паче в новой благодати, непокарающихся святей восточней и великороссистей церкви, подобает наказанию предавати, достойно бо и праведно есть. Понеже там сень, зде же благодать; там образы зде же истина; тамо агнец, зде же Христос» [8].
Староверы назывались преступниками, которые достойны самого сурового наказания: «Раскольщики не суть сынове церкве, но сущие преслушницы, убо достойны суть предании бытии к наказанию градского суда… достойни всякого наказания и ран. А по не исцелении, и смертного убиения» [9]. В книге «Камень веры», подготовленной под личным руководством местоблюстителя патриаршего престола, указано: «Если праведно убивать человекоубийц, злодеев, чародеев, то тем более еретиков, которые паче разбойников душу убивают и в царстве мятеж всенародный творят». Обращаясь к христианам хранящим церковное благочестие, церковные иерархи прямо указывали: «Церковь оружие свое очистит, лук свой напряжет и возбудит сердца властелинов на месть расколу… И тогда достойную месть лютой кончиной воспримите» [10]. Руководствуясь этим учением, новообрядческие иерархи на протяжении сотен лет «возбуждали сердца властелинов» к убийствам, грабежам, заточениям и ссылкам русских верующих людей.
Важное место учение о «казнении непокорных» занимает в соборно утвержденном новообрядческой церковью документе «Духовный Регламент». Здесь впервые появляются статьи, указывающие на необходимость поражения в гражданских правах для всех лиц, придерживающихся Старой Веры: «По всей России никого от раскольщиков не возводить на власти, не токмо духовныя, но и на гражданския, даже до последняго начала и управления, чтоб не вооружать нам на нас же лютых неприятелей, и Государству и Государю, непрестанно зло мыслящих» [11].
В 1720-х годах Синодом были учреждена система инквизиторских учреждений. Первым протоинквизитором был назначен игумен московского Данилова монастыря Пафнутий. На основании утвержденных в 1722 г. «Докладных пунктов Синода», Сыскной приказ обязан был оказывать Синоду помощь в его борьбе со староверцами. По настоянию новообрядных иерархов, дела, связанные с исповедью Старой Веры, были причислены к категории так называемых «злодейственных» или особо опасных, «понеже, — как сказано в указе, — раскольничья прелесть упрямства наполненная, правоверию противна и злодейственна» [12].
В 1721 году Синод издал еще одно сочинение, посвященное обоснованию учения о казнении непокорных. «Пункты для вразумления раскольников» были составлены архимандритом Заиконоспасского монастыря Феофилактом (Лопатинским) (будущий Тверской архиепископ) и архимандритом Златоустовского монастыря Антонием. В этих «пунктах» авторы богословствовали на тему святости «учения о мучениях», ссылаясь на авторитет Кормчей и святоотеческие сочинения. «Пункты» Синода требовали неукоснительного следования постановлению церковного собора 1666/67 г. и Уложению 1649 г., касающемуся наказания непокорных. Уже став архиереем, Феофилакт (Лопатинский) составил самостоятельное антистарообрядческое сочинение «Обличение неправды раскольнической». В 1745 г. оно было дополнено известным ростовским митрополитом Арсением (Мациевичем) (ныне прославленном РПЦ в лике святых). Последний дает в книге глубокое обоснование учения о казнении. Приводя примеры из Ветхого и Нового заветов, а также из церковной истории, Арсений доказывал право церкви на физическое уничтожение ее врагов. «Учение Христа, — говорил владыка, — дает к тому достаточно оснований» [13].
Эти усилия не прошли бесследно. По данным Синода, из 190 тысяч записавшихся в «раскол» с 1716 по 1737 г. после применения «казнений» и «притеснений», к господствующей церкви были присоединены, бежало, сослано на каторгу и умерло в результате гонений 111 тысяч [14].
Если в конце XVII века церковные власти осуществляли главным образом духовное руководство гонениями, включая сыск и дознание, то в начале XVIII появляется тенденция сконцентрировать в руках церковных структур всю сферу преследований, начиная от формирования законодательства и заканчивая вынесением приговора. Профессор Зеньковский указывает: «Синод пытался совсем освободится в своей борьбе с расколом от контроля гражданских властей, но Петр Первый боясь, что Синод начнет чересчур энергично арестовывать и гнать раскольников, оставил за администрацией губерний общий надзор за арестованными» [15].
Закончить ответ на этот вопрос хотелось бы словами известного старообрядческого исследователя Ф. Е. Мельникова «Над всем этим мраком возвышается, словно огромная голова дракона, еще один догмат, самый ужасный — кровавый и огненный догмат убийств в подлинном смысле этого слова, догмат казнения, по определению самой этой Церкви» [16].
Примечательно, что цитируемые выше постановления соборов, Синода и цитаты из символических книг никем не отменены и не осуждены до нашего мнения. Обошел их вниманием и Поместный Собор РПЦ 1971 года.
Примечания:
[1] Соборные деяния. Л. 47 об.
[2] АИ, т. V, № 100. Цит. по Грекулову.
[3] Полное собрание законов СЗ. Т. 2. С. 647-650.
[4] «Судные процессы XVII-XVIII вв. по делам церкви» — «Чтения ОИДР», кн. 3, 1882, стр. 15.; ПСЗ. Т. 2. С. 647-650.
[5] «Чтения ОИДР», кн. 4, 1847. С. 27-30.
[6] М. И. Лилеев. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. Казань, 1895. С. 8.
[7] «Чтения ОИДР», кн. 2, 1889. С. 81.
[8] Пращица духовная. лист Т, КСИ.
[9] Там же.
[10] А. Н. Филиппов. О наказаниях по законодательству Петра I. СПб., 1800. С. 142.
[11] Духовный регламент.
[12] Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству святейшего Синода, кн. 1. СПб., 1860. С. 3.
[13] А. Синайский. Отношение русской церковной власти к расколу старообрядчества в первые годы синодального управления. СПб., 1895. С. 136.
[14] М. И. Лилеев. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. Казань, 1895. С. 291.
[15] Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С. 440.
[16] Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви / Ф.Е. Мельников; М-во образования Рос. Федерации. Барнаул. гос. пед. ун-т. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. С. 91.
По материалам книги Г. С. Чистякова «О старой и новой вере»
Вот уже 350 лет как проходит эта церковно-политическая специальная военная операция РПЦ против древлеправославной веры. Меняются цари, императоры, генсеки, президенты, а всё то же. С одной разницей: РПСЦ теперь вместе с РПЦ и императором. Хорошо ведь когда единение! И не страшно что при торжестве догматов убийств и казнения